Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 мая 2018 г. N Ф07-3398/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
30 января 2018 г. |
Дело N А56-35295/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Кашиной Т.А.
судей Горбик В.М., Колосовой Ж.В.
при ведении протокола судебного заседания: Потаповой А.В.
при участии:
от заявителя: Кочеткова А.В., Воюшина П.С. по доверенности от 01.07.2017,
от заинтересованного лица: Денисова В.В. по доверенности от 28.12.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28351/2017) Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.09.2017 по делу N А56-35295/2017 (судья Лобова Д.В.), принятое
по иску ООО "ШЕЛА" к Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области о признании,
установил:
Общества с ограниченной ответственностью "Шела" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области (далее - Администрация) о признании незаконным отказа Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области в выдаче разрешения на строительство, оформленного письмом Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области от 17.04.2017 года N А-2236, об обязании Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области выдать разрешения на строительство здания магазина по адресу: г.Выборг, ул.Парковая, д.1.
Решением от 07.09.2017 суд признал незаконным отказ Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области в выдаче разрешения на строительство, оформленный Письмом Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области от 17.04.2017 года N А-2236. Суд обязал Администрацию муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области выдать разрешение на строительство здания магазина по адресу: г. Выборг, ул. Парковая, д. 1 в течение 10 рабочих дней с момента вступления судебного акта в законную силу. С Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Шелла" взысканы расходы по оплате госпошлины в размере 3 000 руб.
Администрация муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области обратилась с апелляционной жалобой на указанное решение, не указав в апелляционной жалобе основания, по которым она обжалует решение, со ссылкой на законы, иные нормативные правовые акты, обстоятельства дела и имеющиеся в деле доказательства.
ООО "Шела" в отзыве на апелляционную жалобу возражает против ее удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои позиции.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Постановлением Администрации МО ВРЛО N 202 от 21.01.2008 ООО "Шела" предоставлен в аренду земельный участок площадью 275 кв.м. с разрешением проведения изыскательских работ по реконструкции торгового павильона под здание магазина в г. Выборге, ул. Парковая, д. 1.
01.04.2008 между ООО "Шела" и Администрацией МО ВРЛО был подписан договор N 6625-08 аренды земельного участка площадью 275 кв.м. по адресу: г.Выборг, ул.Парковая, д. 1 под существующий торговый павильон с разрешением проведения изыскательских работ по реконструкции торгового павильона под здание магазина.
Разделом 8 договора предусмотрено, что арендатор обязан:
- заключить договор на выполнение изыскательских и проектных работ с лицензированной проектной организацией, проектирование вести на основании градостроительного плана, согласованного с установленном порядке;
- проектную документацию согласовать в установленном порядке с органами государственного контроля (надзора) и другими заинтересованными организациями и представить га согласование главному архитектору МО "Выборгский района" Ленинградской области, один экземпляр согласованного проекта передать в отдел по архитектуре и градостроительству КУМИГ (г.Выборг);
- использовать представленный земельный участок по целевому назначению.
Согласно пункту 2.1 договора срок аренды установлен до 01.03.2009.
Постановлением Администрации МО ВРЛО N 2064 от 04.04.2011 "Об утверждении акта выбора земельного участка, предварительном согласовании места расположения объекта" утвержден акт выбора земельного участка для строительства объекта - магазина (реконструкция существующего установленного временного павильона).
Постановлением Администрации МО ВРЛО N 969 от 2002.2014 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане.
Распоряжением КГА от 29.12.2016 N 1451 утвержден градостроительный план земельного участка.
11.04.2017 ООО "Шела" обратилось в Комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительству Администрации МО "ВРЛО" с заявлением о выдаче разрешения на строительство (далее - КУМИГ).
Письмом от 17.04.2017 N А-2236 КУМИГ отказал в выдаче разрешения на строительство, указав на то, что реконструкция может осуществляться только в отношении ранее существовавшего объекта капитального строительства, право на который зарегистрировано в установленном порядке, которым торговый павильон не является.
Ссылаясь на то, что отказ Администрации в выдаче разрешения на строительство не соответствует закону и нарушает его права, ООО "Шела" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отказ Администрации в выдаче разрешения на строительство не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене ввиду следующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом (часть 1); не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях (часть 3).
Частями 7 и 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрен перечень документов, направляемых в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган, который в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11 названной статьи).
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.03.2015, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием места размещения объекта либо без предварительного согласования места размещения объекта.
В силу пункта 5 указанной статьи при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляются выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
Как установлено пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В силу абзаца первого пункта 8 той же статьи решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
На основании акта выбора земельного участка от 04.04.2011 N 2064 земельный участок мог быть представлен заявителю только не позднее 04.04.2014 года, так как он действует 3 года.
Как указывает Администрация, за 3 года заявитель (в порядке статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции до марта 2015 года) не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель не представил в материалы дела доказательств, подтверждающих, что не мог в течение действия акта выбора по не зависящим от него обстоятельствам реализовать свои права и осуществить какие-либо мероприятия, связанные с получением земельного участка для строительства.
Как следует из Постановления Администрации МО "Выборгский район" N 202 от 21.01.2008 заявителю был предоставлен земельный участок, сроком на 11 месяцев с разрешением проведения изыскательских работ по реконструкции торгового павильона.
В соответствии с частью 7 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции до 01 марта 2015 года) земельный участок может быть передан в аренду для проведения изыскательских работ на срок не более чем один год.
Поскольку договор аренды был заключен 01.04.2008 и земельный участок предоставлялся заявителю под 2 разных вида использования существующий павильон и проведение изыскательских работ, то в части проведения изыскательских работ 11 месяцев истекли.
Основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство являются, в частности, отсутствие документов, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, или несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В рассматриваемом случае между Обществом и Администрацией заключен договор аренды земельного участка под существующий торговый павильон, с разрешением проведения изыскательских работ по реконструкции торгового павильона под задание магазина. Условиями данного договора не предусмотрено право Общества на осуществление строительства/реконструкции объектов недвижимости на земельном участке.
Согласно пунктам 13, 14 Градостроительского кодекса Российской Федерации реконструкция объекта капитального строительства - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В материалы дела не представлено согласие Администрации на осуществление Обществом строительных работ по реконструкции торгового павильона в объект недвижимого имущества, в связи с чем отказ Администрации в выдаче запрашиваемого разрешения на строительство является законным.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В рассматриваемом случае, Обществом не представлено доказательств того, что отказ Администрации нарушает его права и законные интересы, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.09.2017 по делу N А56-35295/2017 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.А. Кашина |
Судьи |
В.М. Горбик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-35295/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 мая 2018 г. N Ф07-3398/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ШЕЛА"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ВЫБОРГСКИЙ РАЙОН" ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ