Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 мая 2018 г. N Ф07-4697/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
30 января 2018 г. |
Дело N А56-62051/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Протас Н.И., Юркова И.В.
при ведении протокола судебного заседания: Голованюк Е.М.
при участии:
от истца (заявителя): Морошкина Г.Г. по доверенности от 09.01.2018
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер13АП-31108/2017) ФКП "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.11.2017 по делу N А56-62051/2017 (судья Грачева И.В.), принятое
по заявлению ФКП "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации"
к Министерству обороны Российской Федерации в лице 103 отдела государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Федеральное казенное предприятие "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" (далее - заявитель, предприятие, ФКП "УЗКС МО РФ") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления 103 отдела государственного архитектурно-строительного надзора Минобороны Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, 103 отдел ГАСН, Отдел) от 03.08.2017 N 103.2017.51ПН-4, которым предприятие привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 500 000 руб.
Решением от 10.11.2017 постановление Отдела от 03.08.2017 N 103.2017.51 ПН-4 изменено в части назначения административного наказания, размер назначенного штрафа снижен судом до 250 000 руб.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Предприятие обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению апеллянта, Предприятие не является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения.
В судебном заседании представитель заявителя доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Административный орган, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, представителя не направил, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению жалобы.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 30.05.2017 103 отделом ГАСН в ходе выездной проверки на объекте "Здание, инвентарный N 11 военного городка N 49", расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, Загородный пр., д. 47 (шифр 49/ЧХ), предметом которой является соблюдение обязательных требований градостроительного законодательства, соответствие выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатом таких работ, требованиям технических регламентов, проектной документации, наличие разрешения на строительство, выполнение лицами, осуществляющими строительство, требования части 2, 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), выявлено нарушение:
- части 2 статьи 51, части 4 статьи 52 ГрК РФ, ведутся строительно-монтажные работы по реконструкции и строительству объекта, а именно: выполнены монолитные железобетонные фундаменты, стены и колонны каркаса здания 1, 2 и 3 этажей, междуэтажные перекрытия над 1 и 2 этажами, монолитные стены лифтовых шахт до уровня 3-го этажа; ведутся работы по устройству наружных стен из газобетонных блоков и работы по устройству перекрытия над 3-м этажом. При этом разрешение на строительство отсутствует.
В отношении предприятия должностным лицом 103 отдел ГАСН составлен протокол об административном правонарушении от 15.06.2017 N 103.2017.52.ПН-1 по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
Постановлением от 03.08.2017 N 103.2017.51 ПН-4 по делу об административном правонарушении Предприятие признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 500 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив материалы дела, пришел к выводу о наличии в действиях Предприятия состава вмененного ему правонарушения.
Апелляционный суд, оценив доводы жалобы и повторно исследовав представленные в материалы дела доказательства, полагает решение суда правильным и не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Предприятия в связи со следующим.
Частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство.
В соответствии с пунктом 13 статьи 1 ГрК РФ строительство - это создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Согласно части 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Лицами, осуществляющими строительство, могут являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо, соответствующие требованиям, предусмотренным частью 2 данной статьи (часть 3 статьи 52 ГрК РФ).
В силу части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.
Согласно правовой позиции указанной в п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, могут являться застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку в силу статьи 51 ГрК РФ на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство, а также иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например, подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 11.03.2008 ФКП "Управление Заказчика КС Минобороны России" учреждено в ведении Минобороны России в целях выполнения работ и оказания услуг в сфере предпроектной подготовки, проектирования, организации строительства объектов для нужд обороны и безопасности государства, с осуществлением, в том числе и обеспечения проектно-сметной и разрешительной документацией в отношении капитального строительства и реконструкции объектов Министерства обороны РФ.
На основании пункта 10 Устава ФКП "Управление Заказчика КС Минобороны России", целью деятельности предприятия является оказание услуг Минобороны Росси в сфере организации строительства объектов.
Объективная сторона административного правонарушения состоит в совершении действий по осуществлению строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства при отсутствии разрешения на строительство.
Судом первой инстанции установлен, материалами дела подтвержден и Предприятием не опровергнут факт строительства объекта в отсутствие действующего разрешения на строительство.
Таким образом, событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, является доказанным.
Предприятие применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ не представило в суд доказательства, подтверждающие своевременное принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства. Следовательно, вина заявителя в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 Кодекса, является установленной.
Процессуальных нарушений КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, Обществу обеспечена возможность воспользоваться предоставленными ему законом правами и гарантиями.
Исходя из объекта посягательства, а также учитывая, что обстоятельства, свидетельствующие об исключительности совершенного правонарушения, заявителем не приведены и арбитражным судом не установлены, оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения заявителя от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения не имеется.
Оспариваемым постановлением штраф назначен в минимальном размере санкции, установленной частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
Вместе с тем, в силу части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Принимая во внимание положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, суд первой инстанции посчитал возможным изменить оспариваемое постановление в части назначенного штрафа, снизив его размер до 250 000 руб.
По мнению апелляционного суда, штраф в размере 250 000 руб. отвечает принципам справедливости и индивидуализации наказания, обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ. Выводы суда первой инстанции в части снижения размера штрафа являются мотивированными, соответствующими конкретным обстоятельствам и материалам дела. Снижение штрафа нельзя признать произвольным.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, дав надлежащую правовую оценку имеющимся материалам дела, принял правильное решение, оснований для отмены либо изменения которого не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.11.2017 по делу N А56-62051/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-62051/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 мая 2018 г. N Ф07-4697/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Федеральное казенное предприятие "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации"
Ответчик: 103 отдел государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации