Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 28 мая 2018 г. N Ф10-1310/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Воронеж |
|
30 января 2018 г. |
Дело N А48-6159/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 января 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.
судей Протасова А.И.
Донцова П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области: Погодина Е.Ю.- главный специалист-эксперт, доверенность N 137/03 от 18.01.2018;
от Управления по муниципальному имуществу г.Мценска: Лукьянчикова Г.Ф. - главный специалист отдела правового обеспечения, доверенность N 3 от 09.01.2018;
от индивидуального предпринимателя Данилова Игоря Александровича: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области и индивидуального предпринимателя Данилова Игоря Александровича на решение Арбитражного суда Орловской области от 15.11.2017 по делу N А48-6159/2017 (судья Капишникова Т.И.), по заявлению Управления по муниципальному имуществу г.Мценска (ОГРН 1025700525290 ИНН 5703001776) о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (ОГРН 1025700826029, ИНН 5753018207) по делу N294-17/03 ТЖ, третье лицо: индивидуальный предприниматель Данилов Игорь Александрович (ОГРНИП 316574900052256, ИНН 860318788489),
УСТАНОВИЛ:
Управление по муниципальному имуществу г. Мценска (далее - заявитель, УМИ г.Мценска, Заказчик) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области (далее- Управление, антимонопольный орган) по делу N 294-17/03 ТЖ о нарушении законодательства о закупках от 18.07.2017.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 15.11.2017 п.2 резолютивной части решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области от 18.07.2017 по делу N 294-17/03 ТЖ о нарушении законодательства о закупках признан недействительным в части указания на наличие в действиях Заказчика нарушений ч.1 ст.33 и п.1 ч.1 ст.64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В остальной части в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Федеральной антимонопольной службы по Орловской области и индивидуальный предприниматель Данилов Игорь Александрович обратились в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами и просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявители жалоб считают, что установленное заявителем требование к минимальной площади приобретаемой квартиры нарушает положения ч.2 ст.8 Закона N 44-ФЗ. Неправомерное включение заявителем в описание объекта закупки требования к году постройки и установление минимальной площади в размере 33 кв.м. Включение Заказчиком в документацию об аукционе в графе "Требования к функциональным и качественным характеристикам квартиры" объекта закупки-квартиры, а не жилого помещения противоречит требованиям 159-ФЗ и позиции Верховного суда РФ, изложенной в Обзоре, утв. Президиумом ВС РФ 20.11.2013.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области поддержал доводы своей апелляционной жалобы, считает решение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права, без учета фактических обстоятельств дела, просит суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Управления по муниципальному имуществу г.Мценска возражал против доводов апелляционных жалоб, считает обжалуемое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание от индивидуального предпринимателя Данилова Игоря Александровича представители не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
В соответствии с распоряжением Управления по муниципальному имуществу г.Мценска от 03.07.2017 N 62 на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет www.zakupki.gov.ru был размещен муниципальный заказ на приобретение благоустроенной квартиры общей площадью не менее 33 кв.м. (и не более 45 кв.м.), в г. Мценск Орловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (извещение о проведении электронного аукциона N 0354300028117000018).
Приложением 3 к распоряжению от 03.07.2017 N 62 является Документация о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта.
В Орловское УФАС России 11.07.2017 поступила жалоба индивидуального предпринимателя Данилова Игоря Александровича на документацию закупки (т.1, л.д.21-26).
18.07.2017 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Орловской области принято решение по делу N 294-17/03 ТЖ о нарушении законодательства о закупках (далее -решение по делу N 294-17/03 ТЖ).
Пунктом 1 резолютивной части решения по делу N 294-17/03 ТЖ жалоба индивидуального предпринимателя Данилова И.А. признана обоснованной в части.
Пунктом 2 резолютивной части решения по делу N 294-17/03 ТЖ в действиях Заказчика признаны нарушения части 2 статьи 8, пунктов 7, 7.1 части 1 статьи 31, части 1 статьи 33, частей 5, 7, 8 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пунктами 3-4 резолютивной части решения по делу N 294-17/03 ТЖ Заказчику указано на отмену приостановления определения исполнителя и выдачу предписания об аннулировании Аукциона.
Пунктом 5 резолютивной части решения по делу N 294-17/03 ТЖ постановлено передать материалы дела N 295-17/03 ТЖ по выявленным нарушениям Закона должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях
18.07.2017 антимонопольным органом вынесено предписание N 294-17/03 ТЖ об устранении нарушений законодательства РФ о закупках. Предписание исполнено 24.07.2017 путем отмены определения поставщика по электронному аукциону N 0354300028117000018 (т.1, л.д.71-73, 83).
Не согласившись с решением УФАС от 18.07.2017 по делу N 294-17/03 Управление по муниципальному имуществу г. Мценска обратилось в суд с заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт. решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В ходе судебного разбирательства установлено, что фактически заявителями апелляционных жалоб оспаривается решение суда первой инстанции от 15.11.2017 в части признания незаконным п.2 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области от 18.07.2017 по делу N 294-17/03 ТЖ.
Осуществление закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд регулируется Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ).
При осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным законодательством к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе).
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 данного Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
При этом данным пунктом Закона о контрактной системе предусмотрен закрытый перечень требований и указаний, которые не должны включаться в документацию. Это требования и указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места нахождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ).
Таким образом, заказчик в документации об аукционе должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки ("Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам и их характеристикам. При определении характеристик поставляемого товара не обязывает Заказчика в извещении устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают именно его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона.
Статьей 17 Закона Орловской области от 22.08.2005 N 529-ОЗ "О гарантиях прав ребенка в Орловской области" определены гарантии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Статьей 3 Закона Орловской области от 06.12.2007 N 727-ОЗ "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе" (далее Закон N 727-ОЗ) установлено, что гражданам, перечисленным в части 1 статьи 1 настоящего Закона, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по договорам найма специализированного жилого помещения.
Решения о предоставлении жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения выдаются или направляются лицам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. Решение о предоставлении жилого помещения по договор найма специализированного жилого помещения, принятое с соблюдением требований настоящего Закона, является основанием заключения соответствующего договора найма специализированного жилого помещения в срок, установленный данным решением.
По договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту их жительства, общей площадью жилого помещения на одного человека в размере 33 квадратных метров.
В случае отсутствия жилых помещений такой площади из-за конструктивных и технических параметров многоквартирного жилого дома или жилого дома по месту жительства ребенка, размер общей площади жилого помещения на одного человека, предоставляемого в соответствии с настоящим Законом, уменьшается не более чем на 5 квадратных метров или увеличивается не более чем на 12 квадратных метров (ч.3 ст.3 Закона N 727-ОЗ).
Согласно ст. 9 Закона N 727-ФЗ финансовое обеспечение переданных государственных полномочий осуществляется за счет представляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.
В рассматриваемом случае целью проведения торгов является заключение договора на приобретение жилого помещения в целях обеспечения обязательным жильем детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Реализуя гарантии прав детей, наделенный соответствующими полномочиями орган муниципального образования при организации закупки на приобретение жилого помещения при описании объекта закупки обязан исходить из соответствующих потребностей с целью предоставления такого жилого помещения, которое будет являться пригодным для проживания, отвечать санитарным и техническим требованиям и при этом предъявляемые требования к характеристике объекта закупки не повлекут ограничение участников к участию в торгах.
Установив в рассматриваемой аукционной документации требования к жилому помещению в части года постройки, общей площади помещения, заказчиком тем самым определены характеристики жилого помещения исходя из потребностей, которые обусловлены реализацией функций как органа, наделенного государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Характеристики жилого помещения сформированы заказчиком на основании анализа количественных и качественных показателей существующего в городе Мценске жилого фонда, а именно: количества домов, построенных по типовым проектам, и введенным в эксплуатацию с 1980 года, технических характеристик квартир в указанных домах, результатов проведенных ранее аукционов на приобретение жилья и коммерческих предложений по продаже жилья, позволяющих установить ценовые предложения на квартиры со схожими характеристиками.
Определяя, что год постройки многоквартирного жилого дома не ранее 1980, заявитель руководствовался целью приобретения жилья более высокого качества; отсутствие в аукционной документации требования к году постройки жилого помещения могло повлечь неэффективное расходование бюджетных средств в связи с возможностью предложения жилого помещения по цене, превышающей его рыночную стоимость, которая зависит и от года его постройки.
Устанавливая требование о приобретении отдельной квартиры (а не жилого дома), заявитель исходил из требований ст.9 Закона N 727-ОЗ о целевом характере субвенций, предоставляемых бюджетам городских округов и муниципальных районов Орловской области из областного бюджета на реализацию переданных государственных полномочий, что исключает возможность приобретения жилых домов с земельными участками, на которых они находятся (принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов ст.1 ЗК РФ). Кроме того, заявителем учитывался рынок жилья с помощью программного обеспечения ГИС ЖКЖ и электронных страниц сайтов с информацией по продаже однокомнатных квартир в городе Мценске.
Приобретение комнат в общежитиях, коммуналок и т.д. не отвечает критерию благоустроенного жилья и требованиям к функциональным и качественным характеристикам квартиры, которые определены документацией Заказчика об электронном аукционе и не оспаривались третьим лицом и антимонопольным органом.
При формировании условия технической документации о размере общей площади квартиры - не менее 33 кв. м и не более 45 кв. м, УМИ г.Мценска исходило из требований ч.3 ст.3 Закона N 727-ОЗ, о том, что по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту их жительства общей площадью жилого помещения на одного человека в размере 33 квадратных метров. Аналогичным образом рассчитаны размеры субвенций из областного бюджета в соответствии со ст. 9 Закона N 727-ФЗ(т.2, л.д.17).
Из буквального толкования абз.2 ч.3 ст.3 Закона N 727-ОЗ следует, что в случае отсутствия жилых помещений общей площадью жилого помещения на одного человека в размере 33 квадратных метров по месту жительства ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из-за конструктивных и технических параметров многоквартирного жилого дома или жилого дома размер общей площади жилого помещения на одного человека, предоставляемого в соответствии с настоящим Законом, уменьшается не более чем на 5 квадратных метров или увеличивается не более чем на 12 квадратных метров.
При этом заявителем изучен рынок предложения квартир и выявлено, что указанная площадь квартир (от 33 кв.м до 45 кв.м.) является самой распространенной в городе, и предложений достаточное количество (т.2, л.д.18-21).
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами.
С учетом изложенного, включение Заказчиком в документацию об аукционе в графе "Требования к функциональным и качественным характеристикам квартиры" года постройки дома не ранее 1980, площади не менее 33 кв. и не более 45кв.м., а также объекта закупки-квартиры, а не жилого помещения, суд считает обоснованным требованием, обусловленным фактическими потребностями заказчика и соответствующим положениям статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Указанные требования не могут быть расценены как предоставление преимуществ конкретному хозяйствующему субъекту или исключение участия в торгах конкретного потенциального участника.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что сформулированные заказчиком требования не являются объективными, привели к нарушению принципов проведения закупок товаров для государственных (муниципальных) нужд, снизили потенциальную эффективность проводимых торгов вследствие необоснованного устранения потенциальных участников, в материалы дела не представлено.
Суд не усматривает в действиях заказчика и в документации об аукционе нарушений ч.1 ст. 33 и п.1 ч.1 ст. 64 Федерального закона N 44-ФЗ.
Таким образом, решение суда первой инстанции является верным.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, апелляционная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителей.
Учитывая, что в соответствии с п. п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о взыскании государственной пошлины с Управления, как заявителя апелляционной жалобы, судом не разрешается.
Индивидуальным предпринимателем Даниловым Игорем Александровичей за рассмотрение апелляционной жалобы уплачена госпошлина в размере 150 рублей, что подтверждается чеком-ордером N от 27.11.2017.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 15.11.2017 по делу N А48-6159/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-6159/2017
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 28 мая 2018 г. N Ф10-1310/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Управление по муниципальному имуществу г. Мценска
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Орловской области
Третье лицо: ИП Данилов Игорь Александрович