город Ростов-на-Дону |
|
13 августа 2018 г. |
дело N А32-11241/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 августа 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Гуденица Т.Г., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии (до перерыва) представителя заявителя Червоткиной О.Н. по доверенности N 62 от 30.05.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.04.2018 по делу N А32-11241/2017 (судья Лукки А.А.) по заявлению акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания" к заинтересованное лицу Департаменту по надзору в строительной сфере Краснодарского края при участии Прокурора Карасунского внутригородского округа г. Краснодар о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Автономная теплоэнергетическая компания" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края (заинтересованное лицо, департамент) N 9-Ю-61к от 09.03.2017 по делу об административном правонарушении в области строительства.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.04.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована повторностью привлечения к административной ответственности за одно и то же правонарушение, нарушением порядка проведения проверки прокуратурой, а также ошибочным выводом суда о том, что спорная тепловая сеть является самостоятельным линейным объектом.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебное заседание не явились представители департамента и третьего лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В силу статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие департамента и третьего лица.
Судебное заседание откладывалось.
В составе суда произведена замена судьи Ефимовой О.Ю. на судью Гуденица Т.Г. в связи с пребыванием в отпуске судьи Ефимовой О.Ю.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы и пояснений к апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебное заседание не явились представители департамента и третьего лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В силу статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие департамента и третьего лица.
От департамента к судебному заседанию поступил отзыв на апелляционную жалобу и дополнение к отзыву, в которых заинтересованное лицо не согласилось с доводами апелляционной жалобы, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв в течение дня до 17 час. 30 мин. После перерыва судебное заседание продолжено.
После перерыва представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. Апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва заинтересованного лица, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения проверки законности строительства и ввода в эксплуатацию многоквартирных жилых домов, строящихся с привлечением средств участников долевого строительства, прокуратурой Карасунского округа города Краснодара в ноябре 2016 года выявлен факт незаконного ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства "Жилой комплекс со встроенными помещениями и подземной парковкой по ул. Таманской, 153 в г. Краснодаре" 1 этап-литер 1, литер 4.
24.01.2017 прокурором Карасунского административного округа г. Краснодара, старшим советником юстиции Манаевым В.А., вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении общества по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Руководствуясь требованиями статей 29.1, 29.4 КоАП РФ заместителем руководителя департамента Кузнецовым М.Г. 31.01.2017 вынесено определение N 9-Ю-61к о вызове лица, назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении. Назначены дата и время рассмотрения дела: 09 марта 2017 года в 10 часов 10 минут. Копия данного определения получена представителем общества.
В ходе рассмотрения дела факт нарушения градостроительного законодательства АО "АТЭК" при строительстве объекта капитального строительства "Тепловая сеть от котельной ул. Таманская, 174 до ЖК со встроенными помещениями и подземной парковкой по ул. Таманская. 153 в г. Краснодаре", расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Таманская, 174 (котельная), ул. Таманская, 153 был полностью подтвержден материалами дела.
Постановлением от 09.03.2017 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 500 000 рублей.
Общество, не согласившись с данным постановлением, полагая, что оно нарушает его права и интересы, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ составляет осуществление строительства, реконструкции объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство.
Санкцией данной статьи предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток. Объектом рассматриваемого правонарушения является порядок осуществления строительства объектов недвижимости.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства - это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В силу пункта 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство - это создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Согласно пункту 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик - это физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Лицами, осуществляющими строительство, могут являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо.
Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц (часть 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Разрешение на строительство согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации - это документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Разрешение на строительство в силу части 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
По смыслу статей 51, 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается до начала осуществления строительства.
Строительство без разрешений зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения образует административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
В соответствии с частями 3 и 4 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства может являться застройщик или заказчик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо.
Согласно пункта 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В пункте 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что линейные объекты - это такие сооружения, как линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" объекты капитального строительства в зависимости от функционального назначения и характерных признаков подразделяются на следующие виды: объекты производственного назначения, объекты непроизводственного назначения и линейные объекты.
Также в подпункте "в" пункта 2 данного постановления указано, что к линейным объектам относятся трубопроводы, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи и др.
Исходя из указанных норм права следует, подводящие тепло сети, являются линейным объектом, а следовательно, объектом капитального строительства.
В соответствии с пунктом 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства;
4.2) строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр;
5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Согласно пункту 4 статьи 36 Закона Краснодарского края от 21.07.2008 N 1540-КЗ "Градостроительный кодекс Краснодарского края" не требуется получение разрешения на строительство объектов капитального строительства, строящихся в целях исполнения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
На основании пункта 5 статьи 36 Закона Краснодарского края от 21.07.2008 N 1540-КЗ "Градостроительный кодекс Краснодарского края" не требуется получение разрешения на строительство и (или) реконструкцию газопроводов низкого и (или) среднего давления в случаях, когда проектное рабочее давление в присоединяемом газопроводе составляет не более 0,3 МПа и когда расстояние от газоиспользующего оборудования до существующих сетей газораспределения и газопотребления, измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 200 метров в границах городских поселений и не более 500 метров в границах сельских поселений, и мероприятия по подключению (технологическому присоединению) предполагают строительство только газопроводов-вводов в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой газоснабжения территории поселения, а указанная сеть газораспределения и газопотребления пролегает по территории не более чем одного муниципального образования.
Указанные нормы права содержат исчерпывающий перечень случаев, в которых не требуется разрешение на строительство.
Строительство подводящей тепловой сети в этот перечень не входит.
Из материалов дела видно, что департаментом выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 19.09.2016 N RU 23306000-3898-В-2016 в отношении вышеуказанного объекта в отсутствие подачи теплоносителя.
Между обществом (Исполнитель) и ООО "Зенит" (заказчик) 29.06.2015 заключен договор о создании технической возможности подключения объекта: "жилой комплекс со встроенными помещениями и подземной парковкой по ул. Таманская, 153 в г. Краснодаре".
Предметом данного договора согласно п. 1.1. является создание технической возможности подключения объекта: "жилой комплекс со встроенными помещениями и подземной парковкой по ул. Таманская, 153 в г. Краснодаре (далее Объект) к тепловым сетям по ул. Таманская. 174.
Согласно п. 1.2 данного договора общество обязуется выполнить действия по созданию технической возможности подключения Объекта к тепловым сетям котельной по ул. Таманская, 174 в соответствии с техническими условиями N 58 от 29.06.2015, являющимися неотъемлемой) частью настоящего Договора (приложение N 1 к настоящему договору), а Заказчик обязуется выполнить действия по подготовке Объекта к подключению и произвести плату в соответствии с разделом 4 настоящего договора.
В соответствии с п. 3 технических условий N 58 от 29.06.2015, являющихся неотъемлемой частью вышеуказанного Договора, точка подключения должна быть принята при проектировании на границе земельного участка Объекта.
В соответствии с п. 4 ООО "Зенит" необходимо запроектировать и построить тепловые сети от точки подключения до Объекта.
В рамках данного договора АО "АТЭК" привлек ОАО "Энергоресурс" в качестве подрядчика по договору подряда N 22/16/163 от 26.04.2016 г. для выполнения работ по разработке проектной (технической) документации по объекту: "Тепловая сеть от котельной ул. Таманская, 174 до ЖК со встроенными помещениями и подземной парковкой по ул. Таманская, 153 в г. Краснодаре" для нужд филиала ОАО "АТЭК" "Краснодартеплоэнерго".
Затем между АО "АТЭК" (заказчик) и ООО "Дорстроймеханизация" (подрядчик) 04.08.2016 был заключен договор строительного подряда N 22/16/404.
Согласно п. 1.1. ООО "Дорстроймеханизация" обязуется выполнить строительномонтажные работы по объекту: "Тепловая сеть от котельной по ул. Таманская 174 до жилого комплекса по ул Таманская, 153 в г. Краснодаре" для нужд филиала АО "АТЭК" "Краснодартеппоэнерго" в соответствии с условиями настоящего договора, заданием Заказчика, указанным в технической документации.
В соответствии с п.2.2.1 Подрядчик вправе привлекать для выполнения работ по настоящему договору субподрядчиков.
Разрешение на строительство (реконструкцию) указанной теплотрассы ни АО "АТЭК", ни ООО "Зенит", ни подрядные организации не получали.
ООО "ТрансДорКом" получило в департаменте ордер N 7НЗ/К от 13.10.2016 на "ремонт надземной тепловой сети по ул. Таманская, 174 (котельная) - ул.Таманская, 153".
Согласно письма АО "АТЭК" от 18.11.2016 N 1680/04. в ходе строительства тепловой сети от котельной по ул. Таманская, 174 до объекта подрядная организация столкнулась с рядом непредвиденных обстоятельств, значительно повлиявших на срок производства работ, в связи с чем, АО "АТЭК" неоднократно приходилось вносить изменения в разработанную рабочую документацию и изменять местоположения фундаментов и опорных конструкций, необходимых для укладки подводящей тепловой сети до объекта.
Опрошенный заместитель начальника отдела капитального строительства АО "АТЭК" Назаркин В.В. пояснил, что строительно-монтажные работы по объекту "Тепловую сеть от котельной ул. Таманская, 174 до жилого комплекса со встроенными помещениями и подземной парковкой по ул. Таманская, 153 в г. Краснодаре" выполняются как капитальный ремонт, вместе с тем, АО "АТЭК" разрешение на строительство (реконструкцию) не получало, указав, что по объекту "Тепловую сеть от котельной ул. Таманская, 174 до жилого комплекса со встроенными помещениями и подземной парковкой по ул. Таманская, 153 в г. Краснодаре" ведется капитальный ремонт потому что, в соответствии с поправками в ГРК РФ от 20.07.2011, если объект не требует изменения границ полос отвода или охранных зон, то это не признается реконструкцией и соответственно не требуется получение разрешения на реконструкцию, а объект "Тепловая сеть от котельной ул. Таманская, 174 до жилого комплекса со встроенными помещениями и подземной парковкой по ул. Таманская, 153 в г. Краснодаре" не меняет класс, категорию и первоначальные показатели функционирования и не требует изменения полос отвода и охранных зон.
30.11.2016 и 06.12.2016 прокуратурой округа в ходе выезда на место производства работ установлено, что по проекту диаметр опор увеличен (выполняется устройство нового фундамента и устанавливается новая опора), а также с учетом наличия мощности на котельной (Таманская, 174) увеличен диаметр прямого и обратного трубопровода с диаметра 160 мм до 270 мм, что позволит увеличить пропускную способность теплоносителя.
Данные факты также подтверждаются пояснениями заместителя начальника отдела капитального строительства АО "АТЭК" Назаркина В.В.
В соответствии с ответом СКУ Ростехнадзора от 07.12.2016 г. N 19925/33-11 на запрос прокуратуры округа установлено, что объекты капитального ремонта тепловых сетей определены в приложении 7 "Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения" МКД 4-02.2001, утвержденной приказом Госстроя России от 13.12.00 N285, в том числе в объем капитального ремонта входят следующие виды работ:
1. Восстановление поврежденных или смена пришедших в негодность строительных конструкций, каналов, камер, смотровых колодцев, павильонов и опор надземных прокладок;
2. Восстановление или смена подвижных и неподвижных опор, а также системы креплений трубопроводов при надземных прокладках, на эстакадах и искусственных сооружениях (мостах, путепроводах);
3. Смена пришедших в негодность трубопроводов с увеличением в необходимых случаях диаметра труб (не более чем на два типоразмера).
Согласно ответа департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края на запрос прокуратуры округа установлено, что в соответствии с проектной документацией на строительство объекта капитального строительства "Жилой комплекс со встроенными помещениями и подземной парковкой по ул. Таманская, 153 в г. Краснодаре", точка подключения инженерных сетей теплоснабжения предусмотрена в тепловой камере на границе участка по адресу г. Краснодар, ул. Таманская, 153 строительство внеплощадочных инженерных сетей проектной документацией не предусмотрено. Линейный объект капитального строительства "Тепловая сеть от котельной ул. Таманская, 174 до жилого комплекса со встроенными помещениями и подземной парковки по ул. Таманская, 153 в г. Краснодаре", в департаменте не зарегистрирован.
В соответствии с рабочей документацией на строительство линейного объекта: "Тепловая сеть от котельного ул. Таманская, 174 до жилого комплекса со встроенными помещениями и подземной парковки по ул. Таманская, 153 в г. Краснодаре" предусматривается монтаж опор высотой от 2,5-м до 8 м и устройство пролётного строения длиной 21,5 м. Монтаж: трубопровода из стальных электросварных прямошовных труб диаметром 273 мм согласно ГОСТ 10704-91, осуществляется по новым опорам и сооружениям, от 4 до 25 опоры монтируемая теплотрасса проходит параллельно существующей теплотрассы диаметром 159 мм.
На участках от 1 до 4 опоры и от 26 до 29 опоры трубопроводы прокладываются по трассе, не совпадающей с существующей теплотрассой.
Согласно рабочей документации разница в диаметрах строящейся теплотрассы диаметром 273 и существующей теплотрассы диаметром 159 мм, в соответствии с ГОСТ 10704-91 "Трубы стальные электросварные прямошовные", составляет 7 типоразмеров. Увеличение диаметра влечёт увеличения пропускной способности трубопроводов.
Учитывая вышеизложенное, административный орган пришел к выводу, что строительно-монтажные работы, проводящиеся на линейном объекте: "Тепловая сеть от котельной ул. Таманская, 174 до жилого комплекса со встроенными помещениями и подземной парковки по ул. Таманская, 153 в г. Краснодаре" являются строительством, требующим получения разрешения на строительство.
В ходе проверки департаментом был опрошен в качестве специалиста консультант отдела Государственного строительного надзора по г. Краснодару Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края Переверзев А.В., из пояснений которого видно, что он не знал о том, что во время подготовки заключения по данному объекту, теплоноситель в жилой комплекс со встроенными помещениями и подземной парковкой по ул. Таманская, 153 не мог быть подан по причине того, что не достроена тепловая сеть по данному объекту.
В связи с увеличением диаметра труб со 159 мм до 273 мм, что является увеличением диаметра на более чем два типоразмера (как минимум 4 типоразмера, возможно и больше в зависимости от ГОСТа), а также в связи с тем, что имеется новый участок строительства к месту подключения к тепловой камере жилого комплекса, и в связи с обустройством новых опор проходящих параллельно старой существующей тепловой сети, как пояснил Переверзев, работы по объекту "Тепловая сеть от котельной ул. Таманская, 174 до жилого комплекса со встроенными помещениями и подземной парковкой по ул. Таманская, 153 в г. Краснодаре" это новое строительство, на которое необходимо было получать разрешение на строительство, а проект должен был проходить экспертизу.
Построенный подобный линейный объект подлежит регистрации в Департаменте по надзору в строительной сфере Краснодарского края и подлежит государственному строительному надзору, в итоге должен вводиться в эксплуатацию на основании разрешения департамента архитектуры и градостроительства МО город Краснодар.
В соответствии с ответом департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 07.12.2016 г. на запрос прокуратуры округа установлено, что ведутся работы по проекту "Тепловая сеть от котельной ул. Таманская, 174 до жилого комплекса со встроенными помещениями и подземной парковкой по ул. Таманская, 153 в г. Краснодаре" по выполнению устройства нового фундамента глубиной залегания 1850 мм, а также с учетом наличия мощности на котельной увеличен диаметр прямого и обратного трубопровода с диаметра 160 мм до 270 мм, что позволит увеличение пропускной способности теплоносителя, тем самым изменит первоначально установленный показатель функционирования рассматриваемого объекта.
В связи изложенным, департамент по архитектуре и градостроительству Краснодарского края пришел к выводу, что работы по указанному адресу подпадают под определение реконструкции, на которую требуется получение разрешения на строительство (реконструкцию) в соответствии с действующим законодательством.
Департаментом также установлено, что общество, выступая заказчиком по договору строительного подряда N 22/16/404 от 04.08.2016, с указанной даты и по настоящее время осуществляет незаконное строительство (строительство без разрешения) линейного объекта: "Тепловая сеть от котельной по ул. Таманская 174 до жилого комплекса по ул. Таманская, 153 в г. Краснодаре" для нужд филиала АО "АТЭК" "Краснодартеппоэнерго" от котельной по улице Таманская. 174 до жилого комплекса со встроенными помещениями и подземной парковкой по ул. Таманская, 153 в г. Краснодаре.
19.12.2016 был осуществлен выезд на место выполнения строительно-монтажных работ объекта: "Тепловая сеть от котельной ул. Таманская, 174 до жилого комплекса по ул. Таманская, 153 в г. Краснодаре" для уведомления о времени и месте возбуждения дела об административном правонарушении субподрядчику ООО "ТРАНСДОРКОМ".
В ходе данного выезда было установлено продолжение выполнения строительства указанной теплотрассы ООО "ТРАНСДОРКОМ" для нужд филиала АО "АТЭК" "Краснодартеплоэнерго" без получения разрешения на проведение вышеуказанного строительства.
Кроме того, согласно выводов экспертного заключения N ЮЭ-17/050 от 11.01.2018 по результатам проведенной судебной строительно-технической экспертизы, внутриплощадочные и внеплощадочные сети теплоснабжения являются участками одной сети (объекта), предназначенной для теплоснабжения объекта капитального строительства "Жилой комплекс со встроенными помещениями и подземной парковкой по ул. Таманская, 153 в г. Краснодаре".
Функциональной назначение тепловой сети от котельной, расположенной по адресу: г. Краснодар, ул. Таманская. 174 до объекта капитального строительства "Жилой комплекс со встроенными помещениями и подземной парковкой по ул. Таманская, 153 в г. Краснодаре" включается в снабжение тепловой энергией объекта капитального строительства "Жилой комплекс со встроенными помещениями и подземной парковкой по ул. Таманская,153 в г. Краснодаре". Другие объекты данная тепловая сеть не снабжает и не является самостоятельным объектом.
Совокупность перечисленных обстоятельств свидетельствует о том, что строительно-монтажные работы, выполняющиеся на указанном линейном объекте, являются строительством, требующим получения разрешения на строительство, а проект должен был проходить экспертизу проектной документации. Построенный линейный объект подлежит государственному строительному надзору.
Согласно материалам дела обществом как застройщиком осуществляется строительство объекта: "Тепловая сеть от котельной по ул. Таманская 174 до жилого комплекса по ул. Таманская, 153 в г. Краснодаре" для нужд филиала ОАО "АТЭК" "Краснодартеплоэнерго".
При этом данная тепловая сеть в проектной документации на строительство объекта капитального строительства жилого комплекса отсутствует.
Между тем согласно пункту 15 Положения N 87 сведения о сетях инженерно-технического обеспечения, в том числе тепловых сетях, должны быть в составе проектной документации на объект капитального строительства.
Достижение путем совершения действий по демонтажу и перемещению этого оборудования из общей совокупности устройств, предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок, конечной цели предназначения тепловых сетей (оказание услуг теплоснабжения), без взаимодействия со всеми технологически связанными сетями инженерно-технического обеспечения, составляющими функциональный и технологически связанный имущественный комплекс, без причинения несоразмерного ущерба невозможно.
Основываясь на изложенном, суд первой инстанции пришёл к основанному на материалах дела выводу о том, что спорный объект представляет собой линейный объект, на строительство которого требуется разрешение на строительство, соответствующий довод апелляционной жалобы отклоняется судебной коллегией.
Таким образом, административный орган обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Указанные выше обстоятельства позволяют сделать вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
Довод апелляционной жалобы о двойном привлечении к административной ответственности обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку в рамках дела N А32-5056/2017 общество обжаловало постановление департамента от 17.01.2017 N 9-Ю-1025 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 Кодекса, вынесенное на основании постановления прокуратуры о возбуждении дела об административном правонарушении от 13.12.2016, которым установлено, что ведутся строительные работы по строительству теплотрассы.
Из изложенного следует, что дела об административных правонарушениях по фактам незаконного строительства возбуждались прокуратурой в отношении общества отдельно, они имеют свою самостоятельную объективную сторону, поскольку выявлялись в разное время (13.12.2016 и 19.12.2016).
Доводы апелляционной жалобы о нарушении порядка проведения проверки прокуратурой не принимаются судом апелляционной инстанции как основанные неверном толковании апеллянтом действующих норм права, регулирующих порядок привлечения к административной ответственности.
Таким образом, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что прокурором и департаментом в ходе производства по делу об административном правонарушении не был допущено существенных процессуальных нарушений, влекущих безусловный отказ в привлечении к административной ответственности.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.04.2018 по делу N А32-11241/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-11241/2017
Истец: АО "Автономная теплоэнергетическая компания"
Ответчик: Департамент по надзору в строительной сфере КК, Департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края
Третье лицо: Прокуратура Карасунского административного округа, Прокуратура Ростовской области, Прокурор Карасунского внутригородского округа г. Краснодар