г. Москва |
|
30 января 2018 г. |
Дело N А40-146227/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Вигдорчика Д.Г., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИП Семенова Николая Николаевича
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.11.2017 по делу N А40-146227/2017, принятое судьей Паршуковой О.Ю. (140-1908)
по заявлению: индивидуального предпринимателя Семенова Николая Николаевича
к Департаменту экономической политики и развития города Москвы
третье лицо: ИФНС России N 29 по г. Москве
о признании недействительным акта,
при участии:
от заявителя: |
Семенов Н.Н.; |
от заинтересованного лица: |
Вовк А.С. по доверенности от 26.12.17; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 08.11.2017, принятым по настоящему делу, в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Семенова Николая Николаевича (далее - Предприниматель, заявитель) о признании недействительным акта Департамента экономической политики и развития г. Москвы (далее - ДЭПиР, Департамент) от 10.03.2017 N 8595 о выявлении нового объекта обложения, отказано.
Не согласившись с решением суда, Предприниматель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, по доводам, изложенным в жалобе. В судебном заседании ИП Семенов Н.Н. поддержал доводы жалобы, просил об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу третье лицо - ИФНС России N 29 по г. Москве поддержало решение суда, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, ходатайствовал о рассмотрении жалобы в его отсутствии.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы по доводам отзыва, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 123, 156, 266 и 268 АПК РФ. Апелляционный суд, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, выслушав объяснения представителей сторон, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Департаментом, при осуществлении возложенных на него постановлением Правительства Москвы от 30.06.2015 N 401-ПП "О Порядке сбора, обработки и передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором в городе Москве" полномочий в отношении заявителя как лица, осуществляющего торговую деятельность, был составлен Акт о выявлении нового объекта обложения торговым сбором N 8595 от 10.03.2017.
Данный акт в соответствии со ст. 418 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) направлен и заявителю, и в налоговый орган по месту учета предпринимателя - в ИФНС N 29 по г. Москве.
Полагая, что данный акт ДЭПиР о выявлении нового объекта обложения торгового сбора является незаконными и необоснованными, заявитель обратился в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ
В силу статьей 198, 200 АПК РФ в целях проверки Акта на предмет его законности необходимо установить наличие двух составляющих: несоответствие оспариваемого ненормативного акта требованиям закона и иных нормативных правовых актов и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Материалами дела установлено, что ИП Семенов Н.Н. имеет патент на право применение патентной системы налогообложения (форма N 26.5-п) N 7729150005465 от 21.12.2015, патент на право применение патентной системы налогообложения (форма N 26.5-П) N 7729160008412 от 16.12.2016 и патент на право применение патентной системы налогообложения (форма N 26.5-п) N 77291600067654 от 15.06.2016.
Исходя из сведений содержащихся в патенте N 7729150005465 от 21.12.2015 и в патенте N 7729160008412 от 16.12.2016 вид предпринимательской деятельности осуществляется с использованием следующего объекта - павильон по адресу: 119361, г. Москва, ул. Озерная, д. 42.
По мнению Заявителя, от уплаты сбора по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых нормативным правовым актом, муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен сбор, освобождаются индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения и налогоплательщики, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в отношении этих видов предпринимательской деятельности с использованием соответствующих объектов движимого или недвижимого имущества.
Между тем, заявитель как налогоплательщик ведет деятельность с использованием двух объектов осуществления торговли, объекты конструктивно обособлены и каждый из них является обособленным объектом, а патент по розничной торговли один.
Ссылка заявителя на то, что Павильон, расположенный по вышеуказанному адресу (площадью 23 кв.м.) имеет два выхода, но по факту это вход в единое помещение, между собой павильоны не разделены, объекты конструктивно не обособлены. Кроме того, ошибочно указана площадь обложения торговым сбором -17,9 кв.м.
Судом первой инстанции правомерно указано, что Департаментом в ходе проведения сбора сведений об объектах обложения торговым сбором установлено осуществление торговли ИП Семеновым Н.Н. на площадях Торгового центра "Мичуринский" (г. Москва, ул. Озерная, д.42) именно в двух объектах, а именно: A34 и A35.
В объекте A34 осуществляется торговля верхней одеждой, сумками и т.п., в объекте А35 осуществляется торговля табаком, кальянами, трубками, зажигалками, сувенирами.
ДЭПиР получена от ГБУ "Центр налоговых доходов" информация об объекте осуществления торговли, а именно: Информационная карта от 17.11.2016 с приложением фотографий объекта находящегося по адресу: 119361, г. Москва, ул. Озерная, д. 42, в котором заявитель осуществляет торговую деятельность.
Исходя из специфики реализуемых товаров, данные товары невозможно реализовывать вместе, так как они разнородные товары как верхняя одежда, изделия из кожи, и кальяны, трубки, табачную продукцию.
Указанные Объекты A34 и A35 оснащены оборудованием, предназначенным и используемым для демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями, что также подтверждается фотографиями, сделанными в ходе проведения сбора сведений.
Согласно фототаблице, являющейся неотъемлемым приложением к информационной карте, Заявителем на момент осуществления сбора информации по Объекту A34 предлагалась к продаже следующая продукция: сумки мужские и женские, верхняя одежда, кошельки и портмоне, изделия из кожи и меха и т.п. На представленных товарах размещены ценники с указанием наименования товара, наименования продавца и их стоимости.
Таким образом, Предприниматель фактически осуществляет торговую деятельность в двух самостоятельных Объектах торговли, а именно: Объект A34 и Объект A35, имея при этом лишь один Патент на осуществление розничной торговли.
Торговый сбор является местным прямым (на предполагаемый доход) налогом, урегулированным гл. 33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), которая действует с 1 января 2015 года. Исчисляется торговый сбор только самим плательщиком (п. 1 ст. 52, п. 1 ст. 417 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 410 НК РФ в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе сбор устанавливается НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.
Устанавливая сбор, представительные (законодательные) органы муниципальных образований (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют ставку сбора в пределах, установленных гл. 33 НК РФ (п. 2 ст. 410 НК РФ). Нормативными правовыми актами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут быть установлены дифференцированные ставки сбора в зависимости от территории осуществления конкретного вида торговой деятельности, категории плательщика сбора, особенностей осуществления отдельных видов торговли, а также особенностей объектов осуществления торговли. При этом ставка сбора может быть снижена вплоть до нуля (п. 6 ст. 416 НК РФ). Кроме того, нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяется уполномоченный орган, осуществляющий полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения сбором (п. п. 1, 2 ст. 418 НК РФ).
В городе федерального значения Москве сбор устанавливается настоящим Кодексом и законом субъекта Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законом субъекта Российской Федерации и обязателен к уплате на территории этого субъекта Российской Федерации.
Закон города Москвы от 17.12.2014 N 62 "О торговом сборе", в соответствии с главой 33 НК РФ, устанавливает торговый сбор, ставки торгового сбора, льготы по торговому сбору и определяет орган, осуществляющий полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором на территории города Москвы.
Согласно пункту 1 статьи 418 Налогового кодекса РФ орган государственной власти города федерального значения Москвы осуществляет полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения сбором в пределах, установленных настоящей статьей.
Законом города федерального значения Москвы определяется орган, осуществляющий полномочия, указанные в пункте 1 настоящей статьи (п. 2 ст. 418 НК РФ).
Пунктом 3 статьи 418 НК РФ определено, что уполномоченный орган в соответствии с законодательством осуществляет контроль за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения сбором на территории города федерального значения Москвы.
Согласно ст. 4 Закона города Москвы "О торговом сборе" полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором осуществляются органом исполнительной власти города Москвы, выполняющим функции по разработке и реализации экономической и налоговой политики.
Пунктом 4.20 Положения о Департаменте экономической политики и развития города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 17.05.2011 N 210-1111, определено, что заинтересованное лицо осуществляет полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 30.06.2015 N 401-ПП утвержден Порядок сбора, обработки и передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором в городе Москве (Порядок).
В соответствии с положениями пункта 1.1 Порядка он устанавливает порядок сбора и обработки сведений об объектах обложения торговым сбором, порядок выявления объектов осуществления торговли, используемых для осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор и в отношении которых в налоговый орган не представлены уведомления или в отношении которых в уведомлениях указаны недостоверные сведения, а также порядок передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором.
Пунктом 1.2 Порядка также определено, что полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором осуществляет Департамент экономической политики и развития города Москвы (Уполномоченный орган).
Согласно пункту 3.1 Порядка по результатам обработки информации Департамент составляет список объектов осуществления торговли, предположительно используемых для осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор и в налоговый орган не представлены уведомления или в уведомлениях указаны недостоверные сведения (Список объектов).
Список объектов подлежит опубликованию на официальном сайте Уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в порядке, установленном ДЭПиР (п. 3.3 Порядка).
В соответствии с положениями пункта 4.1 Порядка юридическое лицо, являющееся правообладателем объекта, включенного в Список объектов, вправе в течение 20 дней со дня внесения такого объекта в Список объектов, опубликованный на официальном сайте Уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, подать в Уполномоченный орган обращение об исключении такого объекта из Списка объектов (Обращение).
Заявитель не воспользовался указанным правом и не обратился в адрес Департамента в установленный двадцатидневный срок с заявлением об исключении Объектов из Списка объектов.
В случае если в отношении соответствующего объекта не поступило Обращение в срок, указанный в настоящем пункте, Уполномоченный орган составляет соответствующий акт в порядке, установленном разделом 5 настоящего Порядка.
Таким образом, 10.03.2017 по истечении установленного пунктом 4.1 Порядка срока, ДЭПиР был составлен Акт о выявлении новых объектов обложения торговым сбором.
Налоговый орган является органом исполнительной власти, осуществляющий свою деятельность непосредственно, с привлечением организаций, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, а также во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Согласно пункта 1 статьи 416 Кодекса Постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляются на основании соответствующего уведомления плательщика сбора, представляемого им в налоговый орган, либо на основании информации, представленной указанным в пункте 2 статьи 418 настоящего Кодекса уполномоченным органом в налоговый орган.
Пунктом 2 статьи 416 Кодекса установлено, что плательщик торгового сбора представляет соответствующее уведомление не позднее пяти дней с даты возникновения объекта обложения сбором.
В соответствии с пунктом 3 статьи 416 Кодекса постановка на учет производится на основании уведомления, представленного плательщиком сбора, в течение пяти дней после получения налоговым органом указанного уведомления. В течение пяти дней с даты постановки на учет плательщику сбора направляется соответствующее свидетельство.
Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе в качестве плательщика торгового сбора выдается (направляется) по рекомендуемой форме на бланке налогового органа.
Если плательщик сбора не направил соответствующее уведомление, Инспекция вправе поставить его на учет на основании сведений, представленных Департаментом силу положений п. 1 ст. 416, ст. 418 НК РФ, ст. 4 Закона города Москвы от 17.12.2014 N 62, п. 1 Положения о Департаменте экономической политики и развития города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 17.05.2011 N 210-ПП.
При таких суд апелляционной инстанции делает вывод, что Департамент экономической политики и развития города Москвы, выявив объект обложения торговым сбором, в отношении которого в налоговый орган не представлено уведомление, правомерно включил объект в список объектов осуществления торговли, предположительно используемых для осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор и в налоговый орган не представлены уведомления или в уведомлениях указаны недостоверные сведения и составил соответствующие закону акты.
Вся процедура, все сроки Департаментом соблюдены, что подтверждается материалами дела, и обоснованно признаны судом первой инстанции.
Заявитель воспользовался правом, предусмотренным положениями пункта 4.1 приложения к Постановлению N 401-ПП по подаче в Департамент обращения об исключении Объекта из Списка объектов осуществления торговли, предположительно используемых для осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор.
Заявление было рассмотрено на заседании Межведомственной комиссии.
О результатах принятого решения Заявитель был надлежащим образом уведомлен.
Вся процедура, все сроки Департаментом соблюдены, что подтверждается материалами дела, и обоснованно признаны судом первой инстанции.
Таким образом, Акт составлен Департаментом надлежащим образом, в полном соответствии с требованиями действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Следовательно, в данном случае отсутствуют основания, предусмотренные ст. 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Изложенное свидетельствует о правомерности отказа судом первой инстанции в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы основаны на иной оценке ответчиком представленных в материалы дела доказательств и не могут послужить основанием для изменения (отмены) принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 08.11.2017 по делу N А40-146227/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Д.Г. Вигдорчик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-146227/2017
Истец: ИП Семенов Н.Н., Семенов Н.
Ответчик: Департамент экономической политики и развития г.Москвы
Третье лицо: ИФНС России N 29 по г. Москве