г. Санкт-Петербург |
|
30 января 2018 г. |
Дело N А56-9563/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Семеновой А.Б., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Верещагиным С.О.
при участии:
от заявителя: Якунина С.В., доверенность от 15.01.2018
от заинтересованного лица: Шележонкова А.В., доверенность от 27.12.2017
Ергин А.Ю., доверенность от 23.01.2018
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32770/2017) ООО "Тетра" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.11.2017 по делу N А56-9563/2017 (судья Трощенко Е.И.), принятое
по заявлению ООО "Тетра"
к Балтийской таможне
о признании незаконными решения о запрете ввоза товара от 02.12.2016
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тетра" (адрес: 141201, Московская область, Пушкинский район, город Пушкино, микрорайон Междуречье, улица Славянская, дом 2, комната 93, ОГРН: 1065018027106, ИНН: 5018107473, далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным решения Балтийской таможни (адрес: 198184, город Санкт-Петербург, Канонерский остров, д. 32-А, ОГРН: 1037811015879, ИНН: 7830002014, далее - таможенный орган, Таможня) о запрете ввоза на территорию Российской Федерации товара по коносаменту от 02.12.2016 N 738594.
Решением суда от 07.11.2017 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе общество, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель таможни возражал против её удовлетворения, просил оставить решение без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на таможенную территорию Евразийского экономического союза на пароме "PRINCESS ANASTASIA" в регионе деятельности Шкиперского таможенного поста Балтийской таможни в соответствии с коносаментом от 02.12.2016 N 738594 ввезен товар "РК Napkin tissue", находящийся в транспортном средстве международной перевозки с государственными знаками В222ВН 178 с полуприцепом с государственными знаками ВА789678. Согласно товаросопроводительным документам код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - 4803 00 310 0.
В соответствии с требованиями пункта 14(1) Правил осуществления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 N 500 (далее - Правила), пункта 45.2 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, расположенных в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденной приказом ФТС России от 30.09.2011 N 1996 (далее - Инструкция), должностным лицом таможенного органа обществу направлено уведомление о необходимости подтверждения в течение трех суток наличия документов, подтверждающих безопасность товара.
Поскольку в установленный срок запрашиваемые документы не представлены, таможней 08.12.2016 принято решение о запрете ввоза товара.
После представления обществом письма Министерства здравоохранения Республики Беларусь о том, что на товар не требуется документов, подтверждающих безопасность продукции, таможенный орган 27.01.2017 разрешил ввоз товара на территорию Российской Федерации.
Общество оспорило решение таможни о запрете ввоза товара в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции указал на законность и обоснованность решения таможенного органа, выразившегося в отказе в выпуске товара 08.12.2016.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает, что основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 6 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, является одной из основных задач таможенных органов.
Согласно пункту 1 статьи 152 ТК ТС перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено ТК ТС, международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Как следует из пункта 8 статьи 4 ТК ТС "запреты и ограничения - комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств-членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза".
Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе" утвержден Единый перечень продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - Единый перечень).
В соответствии с пунктом 11 Раздела II "Перечень продукции (товаров), подлежащей государственной регистрации" Единого перечня основанием для отнесения подконтрольной продукции (товаров) к разделам II и III Единого перечня продукции (товаров) при их ввозе и обращении на таможенной территории Евразийского экономического союза служат сведения, содержащиеся в транспортных (перевозочных) и (или) коммерческих документах, или в информационном письме изготовителя (производителя) продукции и подтверждающие указанную в разделах II и III Единого перечня продукции (товаров) область применения продукции.
В раздел II Единого перечня включается, в том числе, продукция, подлежащая классификации в товарной субпозиции 4803 00 ТН ВЭД ЕАЭС "Бумажные туалетные салфетки или салфетки для лица, полотенца или пеленки и другие виды бумаги хозяйственно-бытового или санитарно-гигиенического назначения".
Как установлено пунктом 14(1) Правил, в случае, если в отношении подконтрольных товаров, прибывших морским или воздушным транспортом на единую таможенную территорию Таможенного союза, не имеется подтверждения наличия документов, указанных в пунктах 11 или 13 Правил, такие подконтрольные товары помещаются перевозчиком на склад временного хранения или в иное место временного хранения, установленное частью 1 статьи 198 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - место временного хранения). При этом подконтрольные товары помещаются в место временного хранения отдельно от иных товаров, находящихся в месте временного хранения.
При помещении таких подконтрольных товаров в место временного хранения должностное лицо таможенного органа уведомляет перевозчика о необходимости подтверждения в течение 3 суток наличия документов, указанных в пунктах 11 или 13 настоящих Правил, путем проставления в 3 экземплярах одного из транспортных (перевозочных) и (или) коммерческих документов штампа "Необходимо представление документов для санитарно-карантинного контроля" с указанием даты представления этих документов. Штамп заверяется подписью и личной номерной печатью с указанием даты.
Как следует из пункта 14(3) Правил, в случае если в течение 3 суток в отношении подконтрольных товаров, помещенных в место временного хранения в соответствии с пунктом 14(1) Правил, таможенный орган не получил подтверждения наличия документов, указанных в пунктах 11 или 13 Правил, должностное лицо таможенного органа осуществляет действия в соответствии с пунктом 22 Правил.
Согласно пункту 23 Положения о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу Евразийского экономического союза, подконтрольной продукцией (товарами), перемещаемой через таможенную границу Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. N 299 (далее - Положение), при установлении несоответствия подконтрольных товаров требованиям, перечисленным в пункте 17 или 19 настоящего Положения, и (или) Единым санитарным требованиям должностными лицами, осуществляющими санитарно-карантинный контроль, не допускается ввоз таких подконтрольных товаров, о чем уведомляется перевозчик (грузоотправитель) в письменной форме согласно Приложению N 5.
В одном из транспортных (перевозочных) и (или) коммерческих документов должностные лица, осуществляющие санитарно-карантинный контроль, проставляют штамп "Ввоз запрещен" с указанием наименования уполномоченного органа, даты и подписи, а также делают отметку личной номерной печатью.
Поскольку из представленного обществом коносамента от 02.12.2016 N 738594 следовало, что Общество ввозит на территорию Таможенного союза товар "РК Napkin tissue", код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - 4803 00 310 0, у таможенного органа имелись основания затребовать документы, подтверждающие безопасность рассматриваемого товара в части его соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям.
Доводы общества, о том, что товар представляет собой сырье, подлежащее переработке, о чем таможенный орган был уведомлен посредством получения нотариального перевода наименования товара "РК Napkin tissue", правомерно отклонены судом первой инстанции.
Согласно пункту 4 статьи 52 ТК ТС коды товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, указанные в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, а также в заключениях, справках, актах экспертиз, выдаваемых экспертными учреждениями, не являются обязательными для классификации товаров, а потому таможенный орган не мог использовать исключительно код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, а руководствовался совокупностью сведений, указанных в коносаменте (как кодом, в частности, товарной субпозицией на уровне 6 знаков, так и описанием товара, доступным таможенному органу).
В рассматриваемом случае при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза ни в одном из транспортных (перевозочных) и коммерческих документах не указывались сведения о том, что ввозимый обществом товар предназначен изготовителем в качестве сырья для производства санитарно-гигиенического назначения. Тот факт, что товар находился в рулонах также не свидетельствует о наличии информации у таможни относительно того, что товар является сырьем, так как из содержания группы 4803 00 ТН ВЭД следует, что любой перечисленный в ней товар может находится в рулонах или листах. Коносамент этих сведений также не содержит. Отсутствовало и соответствующее информационное письмо от производителя (изготовителя) товара.
Таким образом, материалы дела свидетельствуют о том, что перевозчиком не были выполнены все обязанности, возложенные на него законодательством в части предоставления необходимых документов в отношении товара.
В отсутствие иных документов таможенный орган в соответствии с пунктом 11 Решения N 299, предусматривающим, что основанием для отнесения подконтрольной продукции (товаров) к разделам II и III Единого перечня продукции (товаров) при их ввозе и обращении на таможенной территории Евразийского экономического союза служат сведения, содержащиеся в транспортных (перевозочных) и (или) коммерческих документах, предложил представить документы, подтверждающие безопасность продукции.
Поскольку требование таможенного органа о предоставлении документов является законным и обоснованным, доказательств выполнения указанного требования в установленный таможней срок заявителем не представлено, решение Балтийской таможни о запрете ввоза на территорию Российской Федерации товара по коносаменту 738594 от 02.12.2016 вынесено в полном соответствии с действующим законодательством.
Доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, представленных доказательств, у апелляционной инстанции не имеется. Кроме того, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.11.2017 по делу N А56-9563/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Тетра" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-9563/2017
Истец: ООО "ТЕТРА"
Ответчик: Балтийская таможня Северо-Западного таможенного управления