Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 мая 2018 г. N Ф01-1834/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Киров |
|
01 февраля 2018 г. |
Дело N А31-7161/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 февраля 2018 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Русаковой О.Г.,
без участия в судебном заседании представителей сторон и третьего лица,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГЕРМЕС"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 21.11.2017 по делу N А31-7161/2017, принятое судом в составе судьи Байбородина О.Л.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ГЕРМЕС" (ИНН: 4401022680, ОГРН: 1034408612358)
к Департаменту лесного хозяйства Костромской области
с участием в деле третьего лица: Управления Росреестра по Костромской области,
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ГЕРМЕС" (далее - заявитель, ООО "ГЕРМЕС", Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента лесного хозяйства Костромской области (далее - ответчик, Департамент) от 30.06.2017 N 175-2017 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.9 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Определением Арбитражного суда Костромской области от 05.09.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Росреестра по Костромской области.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 21.11.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением ООО "ГЕРМЕС" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и прекратить производство по делу.
По мнению заявителя, в его действиях отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, поскольку земельный участок использовался Обществом на основании договора аренды земельного участка от 31.03.2004 N 77. Общество считает, что у суда имелись основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу возражает против доводов заявителя, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик приводит доводы о том, что площадь самовольно занятого заявителем под свалку и ее обслуживание земельного участка, относящегося к землям лесного фонда, составила 8297 кв.м. Данный факт подтверждается представленными в материалы дела доказательствами. Указанный земельный участок органами государственной власти или органами местного самоуправления на каком-либо праве ООО "ГЕРМЕС" не предоставлялся.
Подробно доводы сторон изложены в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Управление Росреестра по Костромской области отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьего лица, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Департамент и ООО "ГЕРМЕС" заявили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 12.05.2017 при проведении внеплановой выездной проверки Управлением Росреестра по Костромской области установлен факт самовольного использования ООО "ГЕРМЕС" земельного участка в квартале 27 Пригородного участкового лесничества ОГКУ "Костромское лесничество" общей площадью 8297 кв.м под складирование бытовых и промышленных отходов.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 12.05.2017 с приложением фотоматериалов.
15.06.2017 уполномоченным должностным лицом Департамента лесного хозяйства Костромской области составлен протокол об административном правонарушении N 02/45-17, которым действия ООО "ГЕРМЕС" были квалифицированы по статье 7.9 КоАП РФ.
Постановлением Департамента от 30.06.2017 N 175-2017 Общество привлечено к административной ответственности по статье 7.9 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим требованием.
Арбитражный суд Костромской области при рассмотрении дела пришел к выводу о наличии в деянии ООО "ГЕРМЕС" события и состава вменяемого административного правонарушения и отсутствии процессуальных нарушений по делу, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу статьи 7.9 КоАП РФ самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом указанного правонарушения выступают лесные участки, права пользования ими. Объективная сторона данного правонарушения заключается в совершении активных противоправных действий, направленных на самовольное занятие лесных участков или их использование для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.
В силу пункта 1 статьи 25, пункта 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с положениями, закрепленными в постановлении Правительства РФ от 14.04.2016 N 307, правоустанавливающими документами на земельный участок являются акты органов государственной власти или органов местного самоуправления, изданные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка.
В данном случае судом первой инстанции установлены и материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства, имеющие значение для рассматриваемого спора.
Земельный участок с кадастровым номером 44:07:012513:18, расположенный по адресу: Костромская область, Костромской район, Апраксинское с/п, примерно в 2,5 км по направлению на северо-запад от ориентира д. Холм, площадью 108223,15 кв.м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: под иными объектами специального назначения, принадлежит на праве собственности Муниципальному образованию Костромской муниципальный район Костромской области и используется ООО "ГЕРМЕС" на основании договора аренды земельного участка от 31.03.2004 N 77 и дополнительных соглашений к нему. Право зарегистрировано на объект с назначением "для свалки промышленных отходов". Срок действия договора с 31.03.2004 по 30.03.2029. Граница земельного участка установлена в соответствии с требованиями законодательства.
Согласно указанному договору аренды земельного участка Комитетом имущественных и земельных отношений администрации Костромского района ООО "ГЕРМЕС" был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 44:07:000000:51 общей площадью 213000,0 кв.м для свалки промышленных отходов.
На основании постановлений главы местного самоуправления Костромского района от 29.09.2004 N 555 "Об изъятии части земель от ООО "ГЕРМЕС" и передаче их в земли запаса" и от 09.11.2004 N 630 "О внесении изменений в Постановление главы местного самоуправления Костромского муниципального района от 29.09.2004 N 555" земельный участок с кадастровым номером 44:07:000000:51 общей площадью 213000,0 кв.м преобразован в земельный участок с кадастровым номером 44:07:012513:18 общей площадью 108223,15 кв.м.
Также установлено, что земельный участок частично с восточной, с северной, западной и южной сторон граничит с землями запаса, распорядителем которых является муниципальное образование Костромской муниципальный район Костромской области, что подтверждается письмом Комитета имущественных и земельных отношений администрации Костромского района от 26.04.2017 N 3073з. С восточной стороны земельный участок граничит с землями лесного фонда - кварталом 27 Пригородного участкового лесничества ОГКУ "Костромское лесничество", что подтверждается письмом ОГКУ "Костромское лесничество" от 25.04.2017 N 432.
Земельный участок с кадастровым номером 44:07:012513:18 используется ООО "ГЕРМЕС" в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием для складирования бытовых и промышленных отходов. Участок не имеет ограждений, при въезде на земельный участок установлен пропускной шлагбаум и предупреждающий знак об ограничении доступа на территорию.
С северной, западной и восточной сторон земельного участка произрастает древесно-кустарниковая растительность, имеется противопожарное оканавливание, по краям идет грунтовая дорога. С северо-западной стороны земельного участка противопожарное оканавливание частично нарушено и захламлено отходами.
Площадь земельного участка, занятого под свалку отходов и ее обслуживание, в ходе проведенных административным органом измерений составила примерно 166696 кв.м, что больше площади, используемого ООО "ГЕРМЕС" земельного участка, указанной в правоустанавливающих документах. Измерения проводились Управлением Росреестра по Костромской области аппаратурой геодезической спутниковой Hiper SR заводской номер 1226-10208 (свидетельство о поверке от 17.11.2016 АПМ N 0093368), Hiper SR заводской номер 1226-10259 (свидетельство о поверке от 17.11.2016 АПМ N 0093369).
Таким образом, Обществом при эксплуатации полигона промышленных отходов "Холм" с северной, западной, восточной и южной сторон, на прилегающей территории самовольно занят и используется под свалку отходов и ее обслуживание земельный участок из земель запаса площадью примерно 50175,85 кв.м.
С восточной стороны под свалку отходов занята часть земельного участка площадью около 8297 кв.м, относящаяся к землям лесного фонда - квартала 27 Пригородного участкового лесничества ОГКУ "Костромское лесничество".
При этом в нарушение статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 36 Лесного кодекса Российской Федерации ООО "ГЕРМЕС" не имеет правоустанавливающих документов на пользование указанными выше участками, в том числе, из земель лесного фонда - квартала 27 Пригородного участкового лесничества ОГКУ "Костромское лесничество", площадью примерно 8297 кв.м, расположенного по адресу: Костромская область, Костромской район, Апраксинское с/п.
Кроме того факт складирования Обществом при эксплуатации полигона "Холм" отходов за пределами рабочих карт полигона с западной, восточной и северной сторон на общей площади около 20000 кв.м. подтверждается вступившим в законную силу решением Свердловского районного суда г. Костромы от 09.03.2017 по делу N 2-1039/2017, принятым по заявлению Костромского межрайонного природоохранного прокурора. Согласно представленным прокуром документам, по результатам обследований земельного участка с кадастровым номером 44:07:012513:18 и прилегающих к нему земель, проведенных: 07.07.2016 помощником Костромского межрайонного природоохранного прокурора, установлено, что за пределами указанного земельного участка с северной, западной, восточной и южной сторон тела полигона непосредственно на грунт складированы отходы бытового и производственного происхождения. По результатам обследования и геодезических измерений установлено, что площадь складирования отходов с восточной стороны, у дороги, ведущей в коллективные сады, на момент проверки составила 999 кв.м.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в деянии ООО "ГЕРМЕС" события административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 КоАП РФ, выразившегося в самовольном занятии лесного участка.
Доводы заявителя о том, что ООО "ГЕРМЕС" использовало спорный участок на основании договора аренды земельного участка от 31.03.2004 N 77 обоснованно отклонены Арбитражным судом Костромской области, оснований для пересмотра соответствующих выводов суда первой инстанции не имеется.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения и привлекается к административной ответственности, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих принятие Обществом всех зависящих от него мер по недопущению совершения правонарушения, в материалах дела не имеется. Обстоятельства, свидетельствующие об объективной невозможности выполнить требования закона, Обществом не названы.
Таким образом, в деянии ООО "ГЕРМЕС" имеет место состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.9 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для квалификации совершенного административного правонарушения в качестве малозначительного и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку допущенное Обществом административное правонарушение не привело к каким-либо тяжким последствиям, подлежат отклонению как несостоятельные.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 18 и 18.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Оценка правонарушения в качестве малозначительного является правом, а не обязанностью суда. По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Административное правонарушение, совершенное обществом, посягает на установленный и охраняемый государством порядок правоотношений в области охраны окружающей среды и природопользования.
Аргументы Общества не свидетельствуют о том, что совершенное правонарушение не повлекло существенного вреда охраняемым правоотношениям. Существенная угроза охраняемым отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Оценив конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, апелляционный суд не усматривает оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы ООО "ГЕРМЕС" о допущенных административным органом процессуальных нарушениях судом апелляционной инстанции рассмотрены и признаны несостоятельными.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 указанной нормы, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Из материалов дела следует, что указанное правонарушение было выявлено Департаментом лесного хозяйства Костромской области 07.05.2017, а обжалуемое постановление вынесено в пределах двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности - 30.06.2017.
С учетом изложенного суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 3 статьи 211 АПК РФ, правомерно и обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако он не опровергают выводов суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах решение Арбитражного суда Костромской области от 21.11.2017 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 21.11.2017 по делу N А31-7161/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГЕРМЕС" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
П.И. Кононов |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-7161/2017
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 мая 2018 г. N Ф01-1834/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Гермес"
Ответчик: Департамент лесного хозяйства Костромской области
Третье лицо: Управление Росреестра по Костромской области, Департамент лесного хозяйства Костромской области