Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 21 мая 2018 г. N Ф06-32138/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
02 февраля 2018 г. |
Дело N А65-27946/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 февраля 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Засыпкиной Т.С.,
судей Бажана П.В., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "МЕЛЕДА" - представитель не явился, извещено,
от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - Олехнович А.М. (доверенность от 06.07.2017),
от общества с ограниченной ответственностью "Эверест"- представитель не явился, извещено,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Республике Татарстан - предствитель не явился, извещена,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан - представитель не явился, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "МЕЛЕДА"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.11.2017 по делу N А65-27946/2017 (судья Хафизов И.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МЕЛЕДА" (ОГРН 1161690108898, ИНН 1656094029), г.Казань,
к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (ОГРН 1041625497209, ИНН 1654009437), г.Казань,
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Эверест", Республика Удмуртская, г. Воткинск,
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 19 по Республике Татарстан, г.Казань,
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан, г.Казань,
о признании незаконным решения от 04.08.2017 N 2.14-0-18/023351@, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "МЕЛЕДА" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - Управление, вышестоящий регистрирующий орган) о признании незаконным решения от 04.08.2017 N 2.14-0-18/023351@, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем признания записи от 10.08.2017 ГРН 6171690477690 недействительной.
Определением суда первой инстанции от 25.09.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Эверест", Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 19 по Республике Татарстан, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.11.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда первой инстанции, указывая, что судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, не доказаны имеющие значение для дела обстоятельства, которые суд считал установленными, судом неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Представитель Управления считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Управления, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в Инспекцию 14.10.2016 от ООО "ЭВЕРЕСТ" (ИНН 1828024637) для государственной регистрации прекращения деятельности ООО "ЭВЕРЕСТ" в форме присоединения к ООО "МЕЛЕДА" (ИНН 1656094029) поступили документы, предусмотренные п. 3 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ, Закон о госрегистрации) (вх. N 58721А).
По результатам рассмотрения представленных документов регистрирующим органом 20.10.2016 принято решение N 58721А об отказе в государственной регистрации по основаниям, предусмотренным п.п. "а", "д", "х" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ.
Жалоба в вышестоящий налоговый орган на решение от 20.10.2016 N 58721А об отказе в государственной регистрации оставлена без удовлетворения.
ООО "ЭВЕРЕСТ" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным решения от 20.10.2016 N 58721А об отказе в государственной регистрации и об обязании Инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем регистрации прекращения деятельности ООО "ЭВЕРЕСТ".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.07.2017 по делу N А65-3723/2017, вступившим в законную силу, решение Инспекции от 20.10.2016 N 58721А в части ссылки (указания) на пп. "д" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ в качестве одного из оснований для отказа в государственной регистрации было признано незаконным; в остальной части в удовлетворении заявленных требований ООО "ЭВЕРЕСТ" отказано.
На основании вышеуказанного решения суда первой инстанции Инспекцией принято решение о государственной регистрации, на основании которого 24.07.2017 в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении деятельности ООО "ЭВЕРЕСТ" в форме присоединения к ООО "МЕЛЕДА".
В Управление 31.07.2017 поступила жалоба Межрайонной инспекции ФНС России N 19 по Республике Татарстан на действия Инспекции по внесению записи о прекращении деятельности ООО "ЭВЕРЕСТ" путем присоединения к ООО "МЕЛЕДА".
Управлением по жалобе Межрайонной инспекции ФНС России N 19 по Республике Татарстан 04.08.2017 принято решение N2.14-0-18/023351@ об отмене решения Инспекции о государственной регистрации по вх. от 19.07.2017 N39353А, а также поручило Инспекции в соответствии с п. 5 ст. 25.6 Закона N 129-ФЗ в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения настоящего решения признать недействительными следующие записи: в отношении ООО "ЭВЕРЕСТ" от 24.07.2017 за ГРН 6171690354148; в отношении ООО "МЕЛЕДА" от 24.07.2017 за ГРН 6171690354159.
На основании решения Управления от 04.08.2017 N 2.14-0-18/023351@ регистрирующим органом в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) была внесена запись о признании записи о государственной регистрации юридического лица от 24.07.2017 года за ГРН 6171690354159 недействительной.
Не согласившись с решением Управления от 04.08.2017 N 2.14-0-18/023351@ об отмене решения Межрайонной ИФНС России N 18 по Республике Татарстан, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из следующего.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Законом о государственной регистрации.
В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба Российской Федерации является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Согласно пп. "а" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных данным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Пунктом 1 ст. 25.2 Закона N 129-ФЗ установлено, что решение территориального регистрирующего органа о государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящий регистрирующий орган, а также в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со ст. 2 Закона N 129-ФЗ, путем подачи жалобы в порядке, установленном этим Законом.
По результатам рассмотрения жалобы вышестоящий регистрирующий орган или уполномоченный на то федеральный орган исполнительной власти имеет возможность отменить решение регистрирующего органа или оставить жалобу без удовлетворения (п. 3 ст. 25.6 Закона N 129-ФЗ).
В случае отмены решения регистрирующего органа о государственной регистрации регистрирующий орган обязан внести соответствующую запись в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения решения вышестоящего регистрирующего органа или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в соответствии со статьей 2 названного Федерального закона (пп. 3 п. 5 ст. 25.6 Закона N 129-ФЗ).
В соответствии с п.1 ст. 4 Закона N 129-ФЗ единый государственный реестр юридических лиц является федеральным информационным ресурсом.
При этом согласно п. 1 ст. 6 Закона N 129-ФЗ содержащиеся в государственном реестре сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен.
На основании пп. 1 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ, Закон о защите информации) федеральные и региональные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и на основании правовых актов государственных органов, являются государственными информационными системами.
Согласно п. 9 ст. 14 Закона N 149-ФЗ информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. При этом обязанность по обеспечению достоверности информации, содержащейся в данной информационной системе, возлагается законодателем на определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, государственные органы.
В силу подпункта "в" п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в едином государственном реестре юридических лиц для целей осуществления связи с юридическим лицом.
При этом Закон исходит из принципа официальности, достоверности и актуальности сведений, включенных в реестр, имеющих общедоступный характер (ст.ст. 4, 12 Закона N 129-ФЗ, ст.ст. 3, 13, 14 Закона N 149-ФЗ).
Как установлено судом первой инстанции в рамках дела N А65-3723/2017, в части отказа в удовлетворении требований заявителя, реорганизация юридического лица, т.е. прекращение деятельности ООО "ЭВЕРЕСТ" в форме присоединения к ООО "МЕЛЕДА", проведена не для осуществления тех правомерных действий, ради которых этот институт закреплен в законодательстве (создание юридического лица, прекращение юридического лица, санация, соблюдение антимонопольных требований, реструктуризация бизнеса и т.п.), а для реализации целей иного противоправного характера, что свидетельствует о том, что реорганизация является мнимой сделкой, совершенной лишь для вида, с целью создания видимости перехода прав и обязанностей присоединенного юридического лица, освобождения его от кредиторской задолженности, не влекущей соответствующих правовых последствий (ст. 170 ГК РФ).
Однако на основании вышеуказанного решения суда Межрайонной ИФНС России N 18 по Республике Татарстан ошибочно было принято решение о государственной регистрации, на основании которого 24.07.2017 в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении ООО "ЭВЕРЕСТ" в форме присоединения к ООО "МЕЛЕДА".
В ходе рассмотрения жалобы Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан было установлено, что при вынесении решения о государственной регистрации прекращения ООО "ЭВЕРЕСТ" в форме присоединения к ООО "МЕЛЕДА" регистрирующим органом не было учтено, что решением Арбитражного суда по Республике Татарстан от 12.07.2017 по делу N А65-3723/2017 в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения об отказе в части ссылки на пп. а), х), а также обязании Инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем регистрации прекращения деятельности ООО "ЭВЕРЕСТ" было отказано.
Таким образом, судом первой инстанции в рамках настоящего дела правильно указано на обоснованность доводов вышестоящего налогового органа о том, что регистрирующим органом было неправомерно принято решение о государственной регистрации прекращения ООО "ЭВЕРЕСТ" в форме присоединения к ООО "МЕЛЕДА", поскольку ранее принятое решение об отказе в государственной регистрации было признано судом законным, за исключением пп. "д" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что вышестоящий регистрирующий орган, отменяя решение регистрирующего органа о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица ООО "ЭВЕРЕСТ" в форме присоединения к ООО "МЕЛЕДА", действовал в пределах предоставленных полномочий и в соответствии с положениями Закона N 129-ФЗ.
В соответствии с ч.1 ст. 25.1 Закона N 129-ФЗ заинтересованное лицо имеет право обжаловать решение регистрирующего органа о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации, если, по мнению этого лица, такое решение нарушает его права.
В рассматриваемом случае Межрайонная ИФНС N 19 по РТ может быть признана заинтересованным лицом, поскольку на указанное лицо ложатся неблагоприятные последствия, связанные с уклонением от налогового контроля и налоговых обязательств.
Так, Межрайонная инспекция ФНС N 19 по РТ является территориальным налоговым органом по месту учета ООО "МЕЛЕДА", соответственно, в его компетенцию входит администрирование налоговых поступлений от плательщиков, зарегистрированных на вмененной территории.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 19 по Республике Татарстан осуществлялся анализ деятельности юридических лиц, в том числе возможного правопреемника (ООО "МЕЛЕДА"), который был направлен в адрес Межрайонной ИФНС России N18 по Республике Татарстан 05.10.2016 исх. 2.8-0-23/014486 и был учтен при вынесении решения об отказе в государственной регистрации N 58721А от 20.10.2016.
При этом судом верно отмечено в решении, что оспариваемое решение Управления об отмене решения Инспекции полностью соответствует требованиям закона и имеющимся в деле доказательствам, обстоятельства, послужившие основанием для вынесения оспариваемого решения, подтверждаются материалами дела, квалифицирующие признаки, изложенные в нем, соответствуют диспозиции примененной правовой нормы.
Действия заявителя в данном случае направлены на преодоление силы (неисполнение) судебного акта по делу N А65-3723/2017 в результате допущенной Инспекцией ошибки при его исполнении, которая была устранена вышестоящим регистрирующим органом в рамках его полномочий.
В силу ч.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 и ч. 3 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из изложенного, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствует совокупность названных условий.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.11.2017 по делу N А65-27946/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.