г. Томск |
|
6 февраля 2018 г. |
Дело N А27-13838/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 февраля 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующий Колупаева Л. А.
судьи: Сбитнев А.Ю., Скачкова О.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Левенко А.С.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от истца: без участия (извещены);
от ответчика: Ходжаян Р.Б. по доверенности от 19.12.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Ровер"
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 18 октября 2017 года
по делу N А27-13838/2016 (судья И.В. Конкина)
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
(Росприроднадзора) по Кемеровской области, г. Кемерово
к обществу с ограниченной ответственностью "Ровер", г. Горно-Алтайск
(ОГРН 1020400733814 ИНН 0411003512)
о взыскании 27 273 590,40 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области (далее - заявитель, Управление Росприроднадзора по Кемеровской области, Росприроднадзор) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Ровер" (далее - ООО "Ровер", общество, апеллянт) 27 273 590,40 рублей платы за сверхлимитное размещение вскрышной породы в 2013-2014 годах.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 18 октября 2017 года заявленные требования удовлетворены частично, с общества с ограниченной ответственностью "Ровер" в пользу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области взыскана задолженность по плате за сверхлимитное размещение отходов вскрышной породы на участке открытых горных работ "Щегловский" за 2013-2014 годы в размере 27 273 590,40 руб. В части обязания общества с ограниченной ответственностью "Ровер" предоставить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области корректирующий расчет платы производство прекращено.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Ровер" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение суда первой инстанции, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку выводы арбитражного суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела; решение принято с нарушением, неправильным применением норм материального права, соответственно, взыскание произведено незаконно.
Заявитель в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе.
Заявитель, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении).
В порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей заявителя.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268, АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя апеллянта, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области установлено, что ООО "Ровер" не начислило и не произвело оплату за сверхнормативно размещенные отходы вскрышной породы на участке открытых горных работ "Щегловский" за период 2013-2014 годы в размере 27 273 590,40 рублей, а также, что Общество не предоставило корректирующий расчет платы в Управление.
Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области в порядке соблюдения претензионного порядка, установленного статьями 213, 214 АПК РФ 08.06.2016 в адрес ответчика направлено требование N 18-4/3971 об уплате в добровольном порядке образовавшейся задолженности в сумме 27 273 590,40 рублей.
Управлением Росприроднадзора по Кемеровской области в соответствии с полномочиями администратора доходов бюджетной системы Российской Федерации осуществлено начисление суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Так, в результате внеплановой выездной проверки (Приказ Управления Росприроднадзора по Кемеровской области N 727-кн от 01.07.2015) выявлено превышение в 2013 году на 3 852 180,0 т объема размещения вскрышной породы во внутренний отвал участка открытых горных работ "Щегловский" в отсутствие имеющихся емкостей внутренних отвалов.
Таким образом, сумма платы за сверхлимитное размещение вскрышной породы в 2013 году во внутренний отвал участка открытых горных работ "Щегловский" составила 20 339 510,40 руб.
Кроме того, результате внеплановой выездной проверки (Приказ Управления Росприроднадзора по Кемеровской области N 727-кн от 01.07.2015) выявлен факт размещения в 2014 году вскрышной породы от добычи полезных ископаемых открытым способом в объеме 1 240 000,0 т в отсутствие установленных лимитов на размещение отходов на участке открытых горных работ "Щегловский", а именно:
- за пределами технической границы по западной части лицензионного участка в объеме 300 000,0 т;
- за пределами технической границы по восточной части лицензионного участка в объеме 390 000,0 т;
- за пределами границ лицензионного, земельного отвода в объеме 550 000,0 т.
Таким образом, сумма платы за сверхлимитное размещение вскрышной породы в 2014 году в отсутствие установленных лимитов на размещение отходов на участке открытых горных работ "Щегловский" составила 6 934 080 руб.
Итого, общая сумма платы за сверхлимитное размещение вскрышной породы в 2013 и 2014 гг., начисленная на основании результатов внеплановой выездной проверки Управления (Приказ Управления N 727-кн от 01.07.2015.) составляет: 20 339 510,4 + 6934080,0 = 27 273 590,4 руб.
Однако плата за сверхлимитное размещение вскрышной породы в 2013 и 2014 гг., в размере 27 273 590,40 рублей, до настоящего времени не внесена, в связи с чем, Управление Росприроднадзора по Кемеровской области обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
Согласно статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) размещение отходов производства и потребления как один из видов негативного воздействия на окружающую среду, является платным. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение предписания пункта 3 данной статьи постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок), который распространяется на юридические лица и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности, связанные с природопользованием, предусматривает взимание платы за вредное воздействие на окружающую природную среду, в том числе за размещение отходов, и устанавливает общие правила ее исчисления.
Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 N 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возлагается на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Федеральном законе N 89-ФЗ.
Под размещением отходов, как следует из статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), понимается их хранение и захоронение; под хранением - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; под захоронением - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; под накоплением - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Объектом размещения отходов является специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Анализ приведенных норм права свидетельствует о том, что деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Из пункта 2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 5-П "По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и Постановлении Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Тополь" (далее - Постановление N 5-П) следует, что поскольку эксплуатация природных ресурсов и их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 3.2 Постановления N 5-П, установление формальной принадлежности обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду - имея в виду публично-правовую природу данного платежа - должно осуществляться путем нормативно-правового регулирования, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти не исключают решения этого вопроса в рамках договорных отношений.
При этом с экономической точки зрения не имеет принципиального значения, на какую из сторон в гражданско-правовом договоре, определяющем отношения, в том числе финансовые, по поводу размещения отходов, будет возложена обязанность по внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду - организацию, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образуются такие отходы, либо непосредственно осуществляющую их размещение специализированную организацию, поскольку в любом случае указанные организации, исходя в том числе из вида заключенного между ними договора (предполагающего отчуждение отходов и, соответственно, переход права собственности на них или предусматривающего оказание услуг по размещению отходов), могут - с тем чтобы не действовать себе в убыток - учесть данный публично-правовой платеж в стоимости размещения отходов.
В соответствии с пунктом 4.1 Постановления N 5-П не могут рассматриваться как согласующиеся с конституционной обязанностью сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам имевшие место в правоприменительной практике требования организаций, хозяйственная и иная деятельность которых привела к образованию отходов, о возврате внесенной ими в бюджет за последние три года платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона об отходах право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации). К расходам на содержание имущества относится также обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
При этом при передаче отходов, образованных и накопленных природопользователями, на специализированный полигон, не происходит перехода права собственности на отходы. Оказание услуг по размещению отходов специализированной организацией на основании гражданско-правового договора не означает автоматического перехода на эту организацию бремени уплаты данного публично-правового платежа.
Таким образом, поскольку предусмотренная законом обязанность по компенсации причиненного окружающей среде вреда в виде внесения платы за негативное воздействие возложена на природопользователя, она не может быть прекращена только в связи с заключением договора по сбору, вывозу и захоронению отходов и автоматически возникнуть у лиц, оказывающих эти услуги, в отсутствие соответствующих согласованных контрагентами условий в договорах и без передачи природопользователем специализированной организации денежных средств для цели внесения данных платежей.
Согласно пункту 4 Порядка, учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов. В случае невозможности произвести фактические измерения количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов, учет ведется на основании следующих источников: технической и технологической документации; бухгалтерской документации; актов приема-передачи; договоров Таблицей плановых показателей хозяйственной деятельности ООО "Ровер" на 2013-2018, представленной в Проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ООО "Ровер", установлены следующие нормативы размещения вскрышной породы от добычи полезных ископаемых открытым способом во внутренние отвалы участка открытых горных работ "Щегловский" в 2013 г. - 2268000, в 2014 г. - 2530000. Иных объектов для размещения отходов на рассматриваемом лицензионном участке проектом и Документом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (рег.N 6/отхКмр от 29.04.2013) не предусмотрено.
Судом установлено, что по справкам о количестве размещенной вскрышной породы от добычи полезных ископаемых открытым способом, образованных на участке открытых горных работ "Щегловский", следует, что объемы в 2013 составили 7,969500 миллионов тонн, в 2014 году - 680, 680 тысяч тонн.
Таким образом, выявлено превышение размещения отходов во внутренний отвал участка открытых горных работ "Щегловский" на 3,852180 миллиона тонн с учетом размещенной вскрышной породы в 2013 году в отсутствие имеющихся емкостей внутренних отвалов и лимитов на размещение отходов.
Инструкцией по производству маркшейдерских работ РД 07-603-03, утвержденной Постановлением Госгортехнадзора от 06.06.2003 N 73 (далее - Инструкция), установлены технические требования к маркшейдерским работам при открытом и подземном способах разработки месторождений полезных ископаемых, строительстве горных предприятий, использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществлении наблюдений за сдвижением горных пород и земной поверхности, а также требования к горной графической документации.
Инструкция предназначена для организаций, осуществляющих проектирование, строительство и эксплуатацию предприятий по добыче полезных ископаемых и использующих недра в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Управление к данным организациям не относится, следовательно, требования Инструкции на Росприроднадзор не распространяются.
Из материалов дела следует, что должностными лицами Росприроднадзора использовался прибор GPS Garmin etrex 20 для определения контура фактического положения внутреннего отвала по участку, что не противоречит ни инструкции по использованию указанного прибора, ни каким-либо иным нормативно-правовым актам.
Согласно статье 1 N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" объектом размещения отходов является специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
В соответствии с пунктом 141 Правил безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 30.05.2003 N 45, местоположение, количество, порядок формирования и эксплуатации внутренних и внешних отвалов, их параметры определяются проектом.
Из материалов дела следует, что размещение отходов вскрышной породы предусмотренного только во внутреннем отвале.
В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Документом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (N 6/отхКМР от 29.04.2013) установлено предельное количество размещения отходов: так, в 2013 году допустимо разместить 2,268000 миллионов тонн, в 2014-2,530000 миллионов тонн.
При этом сводно-совмещенном планом горных работ по состоянию на 01.01.2015, изготовленным на основании проекта "Расширение производства по отработке запасов угля разреза "Щегловский" установлен уровень заполнения внутреннего отвала Центрального эксплуатационного участка на 2015 года до отметки +245 м.
Как следует из акта осмотра территории участка открытых горных работ "Щегловский" от 08.07.2015 уровень заполнения внутреннего отвала достигает дневной поверхности соответствующей отметке + 256 м.
Кроме того, при осмотре территории установлено, что на участке открытых горных работ "Щегловский" имеется несанкционированный внешний отвал, который не предусмотрен проектной документацией.
Внешний отвал - отвал, образуемый в результате размещения разрыхленных горных пород вне контура (борта) карьера (ГОСТ. 17.5.1.01-83).
Борт карьера - боковая ограничивающая поверхность карьера, образованная совокупностью откосов и площадок уступов. Линии пересечения Б. к. с земной поверхностью и дном карьера создают соответственно верхнее и нижние контуры карьера.
Согласно части 1 статьи 39 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды.
Кроме того, статьей 11 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Так, одним из требований является соблюдения утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Из материалов дела следует, что в 2013 году общество не соблюдало требования, предусмотренные Документом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (N 6/отхКМР от 29.04.2013), допустив образование внешнего отвала, который не предусмотрен указанным документом.
В соответствии с пунктом 141 Правил безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом, утвержденных Постановление Госгортехнадзора РФ от 30.05.2003 N 45 местоположение, количество, порядок формирования и эксплуатации внутренних и внешних отвалов, их параметры определяются проектом.
Согласно представленным обществам документам (документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение N 6/отхКМР от 29.04.2013) размещение отходов вскрышной породы предусмотренного только во внутреннем отвале.
В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
При этом сводно-совмещенном планом горных работ по состоянию на 01.01.2015, изготовленным на основании проекта "Расширение производства по отработке запасов угля разреза "Щегловский" установлен уровень заполнения внутреннего отвала Центрального эксплуатационного участка на 2015 года до отметки +245 м.
Как следует из акта осмотра территории участка открытых горных работ "Щегловский" от 08.07.2015 уровень заполнения внутреннего отвала достигает дневной поверхности соответствующей отметке + 256 м.
Кроме того, при осмотре территории, установлено, что на участке открытых горных работ "Щегловский" имеется несанкционированный внешний отвал, который не предусмотренной никакой проектной документацией.
Согласно части 1 статьи 39 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды.
Кроме того в соответствии со статьей 11 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Так, одним из требований является соблюдения утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.
Порядком разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденным Приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 предусмотрено, что нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.
Лимиты на размещение отходов в недрах для юридических лиц - пользователей недр, имеющих лицензии на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов, утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на срок действия такой лицензии, но не более чем на 5 лет.
Из материалов дела следует, что в период 2013,2014 годов обществом образовано и размещено вскрышной породы больше, чем предусмотрено утвержденными лимитами.
Объем вскрышной породы на отвал по проекту ОАО "Кузбассгипрошахт" содержит в себе весь объем вскрышной породы на планируемый период действия проекта и предприятия.
Объем образованных отходов устанавливается Документом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (N 6/отхКМР от 29.04.2013).
В связи с чем, суд пришел к обоснованному выводу о том, что ООО "Ровер" оказывает негативное воздействие на окружающую среду посредством размещения отходов, при этом, в нарушение вышеуказанных положений действующего федерального законодательства, не вносит плату за негативное воздействие на окружающую среду исходя из расчета.
Неисполнение ответчиком указанных обязанностей, при наличии к тому оснований, влечет нарушение интересов Российской Федерации по получению платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также обеспечение гражданам Российской Федерации права на благоприятную окружающую среду, закрепленного в ст. 42 Конституции Российской Федерации.
Платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются обязательным условием осуществления хозяйственной деятельности предприятия, т.е. являются обязательными.
В соответствии с Указом Президента РФ от 23.06.2010 N 780 "Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору". Постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 N 717 "О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору".
Приказом Росприроднадзора от 20.05.2013 N 258 "Об осуществлении территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" на территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Управления Росприроднадзора по субъектам Российской Федерации возложены функции администраторов доходов бюджетной системы по плате за негативное воздействие на окружающую среду.
На территории Кемеровской области полномочия администратора платы за негативное воздействие на окружающую среду возложены на Управление Росприроднадзора по Кемеровской области.
В порядке, установленном федеральным законодательством, контроль платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности также осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (ее территориальные органы).
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (статья 6, статья 160.1) администратор платы осуществляет следующие полномочия: по учету и контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, а также осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов, осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
Свою деятельность Управление Росприроднадзора по Кемеровской области осуществляет в соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области, утвержденным Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 23.06.2011 N 403 "Об утверждении Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области".
Учитывая изложенное, иск подан правомочным лицом.
Кроме того, судом учтена преюдициальность решений, поскольку в предмет доказывания по настоящему требованию включаются обстоятельства, которым судом дана оценка вступившим в законную силу решением по результатам рассмотрения дела N А27-14884/2016 по заявлению ООО "Ровер" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области о признании недействительными предписания от 02.06.2016 N Т-500-в/1 и требования от 08.06.2016 N 18-4/3971.
Факты, установленные вступившим в законную силу решением по делу N А27-14884/2016, в соответствии с пунктом 2 статьи 69 АПК РФ имеют преюдициальное значение и не подлежат доказыванию.
Указанными судебным актом установлено, что по результатам внеплановой выездной проверки управлением составлен акт от 16.07.2015 N ТВА-278-в и вынесено предписание N ТВА-278-в/2 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, которым на ООО "Ровер" возложена обязанность в срок до 21.11.2015 доначислить и произвести плату за размещение сверхнормативной породы на участке открытых горных работ "Щегловский", представив соответствующий расчет в управление.
Данное предписание обществом не исполнено.
На основании акта проверки от 23.12.2015 N TBA-545-b обществу вновь выдано предписание N 545-в/2 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, которым предписано в срок до 01.04.2016 доначислить и произвести плату за размещение сверхнормативной породы на участке открытых горных работ "Щегловский", представ расчет в управление. Повторное предписание обществом также не выполнено.
С целью контроля за выполнением ООО "Ровер" предписаний от 10.05.2016 N ВА-545-в/2 и от 25.02.2016 N Т-111-в/З Управлением проведена внеплановая документарная проверка и составлен акт от 02.06.2016 N Т-500-в, в котором указано на невыполнение обществом предписания от 23.12.2015 N ТВА-545-в/2, срок исполнения которого истек 01.04.2016.
При проведении проверки управлением выявлено, что в представленном обществом расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду неверно учтен объем размещенных отходов вскрышной породы от добычи полезных ископаемых открытым способом в отсутствие установленных лимитов на размещение отходов на участке открытых горных работ "Щегловский", в результате этого суммарный объем составил 1 240 000 т, из них за пределами технической границы по западной части лицензионного участка в объеме 300 000 т; за пределами технической границы восточной части лицензионного участка размещена вскрышная порода в объеме 390 000 т; за пределами границ лицензионного, земельного отвода в объеме 550 000 т.
Также Росприроднадзором установлено, что общество допустило превышение размещения отходов во внутренний отвал участка открытых горных работ "Щегловский" на 3 852 180 т с учетом размещенной вскрышной породы в 2013 году в отсутствие имеющихся емкостей внутренних отвалов.
В связи с этими обстоятельствами управлением сделан вывод о том, что в расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду необходимо указать объем в количестве 5 092 180 т, а сумма платы составит 27 681 090,48 руб., вынесено оспариваемое заявителем предписание от 02.06.2016 N Т-500-b/I, которым обществу предписано обеспечить внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2015 года в срок до 01.09.2016.
Требованием от 08.06.2016 N 18-4/3971 управление предложило ООО "Ровер" в добровольном порядке внести плату за негативное воздействие на окружающую среду /в сумме 27 273 590,4 руб.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя в рамках дела N А27-14884/2016, суды руководствовались статьями 1 и 3, частью 1 статьи 4, пунктами 1, 2, 3 и 4 статьи 16, частью 1 статьи 66 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьями 1, 11, частями 1 и 3 статьи 18, статьей 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", частями 1 и 3 статьи 26 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 2808.1992 N632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557, пунктами 1, 4, 5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, и пришли к выводу о том, что оспариваемые заявителем предписание и требование вынесены должностным лицом управления в пределах его полномочий и при наличии установленных законом оснований.
Из представленных обществом доказательств и иных материалов дела суды не усмотрели несоответствие оспариваемых ненормативных правовых актов перечисленным нормативным актам.
Указанный в требовании расчет платы, который был определен управлением по установленным нормативам и коэффициентам с применением пятикратного повышающего коэффициента, проверен судом и признан обоснованным. Контррасчет оспариваемой суммы платы обществом не представлен.
На основании изложенного, суд обоснованно пришел к выводу о том, что неисполнение ответчиком указанных обязанностей, при наличии к тому оснований, влечет нарушение интересов Российской Федерации по получению платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также обеспечение гражданам Российской Федерации права на благоприятную окружающую среду, закрепленного в ст. 42 Конституции Российской Федерации, в связи с чем требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области по взысканию 27 273 590,40 рублей платы за сверхлимитное размещение отходов вскрышной породы на участке открытых горных работ "Щегловский" за 2013-2014 правомерно удовлетворено.
Прекращая производство в части, судом правомерно установлено, что требованием от 08.06.2016 N 18-4/3971 управление предложило ООО "Ровер" предоставить корректирующий расчет платы. Требование обжаловалось обществом. Решением суда по делу N А27-14884/2016, вступившим в законную силу, требование признано законным, в удовлетворении требований отказано.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Департаментом требования.
В целом, все доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемого решения. Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, доводы жалобы выражают несогласие с ними и в целом направлены на переоценку доказательств при отсутствии к тому правовых оснований, в связи с чем, отклоняются судом апелляционной инстанции.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относиться на апеллянта.
Руководствуясь статьёй 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 18 октября 2017 года по делу N А27-13838/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Колупаева |
Судьи |
А.Ю. Сбитнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-13838/2016
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области
Ответчик: ООО "Ровер"