Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 14 мая 2018 г. N Ф06-32095/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
06 февраля 2018 г. |
Дело N А65-30849/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 февраля 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кувшинова В.Е.,
судей Кузнецова В.В., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 05 февраля 2018 года в помещении суда апелляционную жалобу Муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Муниципального образования г.Казани"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 ноября 2017 года по делу N А65-30849/2017 (судья Бредихина Н.Ю.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Валеева Эдуарда Азатовича (ОГРНИП 304165735300127, ИНН 165001410465), г.Казань,
к Муниципальному казенному учреждению "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Муниципального образования г.Казани" (ОГРН 1061655001440, ИНН 1655065681), г.Казань,
о признании незаконным решения, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Валеев Эдуард Азатович (далее - заявитель, предприниматель, ИП Валеев Э.А.) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Муниципальному казенному учреждению "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Муниципального образования г.Казани" (далее - Исполком, Управление) о признании незаконным решения от 14.09.2017 об отказе согласовать паспорт на размещение средства наружной информации "Сауна" по адресу: г. Казань, ул. Рустема Яхина, д.8; об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем согласования паспорта на размещение средства наружной информации "Сауна" по адресу: г. Казань, ул. Рустема Яхина, д.8 (л.д.5).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.11.2017 по делу N А65-30849/2017 заявленные требования удовлетворены.
Суд признал незаконным решение МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани" от 14.09.2017 об отказе согласовать паспорт на размещение средств наружной информации "Сауна" по адресу: г. Казань, ул. Р.Яхина, д.8 и обязать МКУ "Управление архитектуры и градостроительство ИК МО г. Казани устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Индивидуального предпринимателя Валеева Эдуарда Азатовича путем согласования паспорта на размещение средства наружной информации "Сауна" по адресу: г. Казань, ул. Р Яхина, д.8.
Взыскал с МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани" в пользу Индивидуального предпринимателя Валеева Эдуарда Азатовича расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. (л.д.60-62).
В апелляционной жалобе Управление просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, указывая, что "САУНА" не может рассматриваться как логотип, а является текстовым обозначением (л.д.68-70).
Предприниматель апелляционную жалобу отклонил по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ИП Валееву Э.А. на праве собственности принадлежит нежилое помещение, общей площадью 7 344,2 кв.м., совокупности помещений 1-го этажа N 1, 5-19, 22-27, 30-32, 2-го этажа N 1-92, 3-го этажа N 1-95, 4-го этажа N 1-95, 5-го этажа N 1-95, подвала N 1-18, расположенное по адресу РТ, г. Казань, ул. Рустема Яхина, д.8, пом.1001 на основании свидетельства о государственной регистрации серии 16-АН 729037 от 18.08.2014 (л.д.14).
31.08.2017 ИП Валеев Э.А. обратился в адрес Управления с заявлением о согласовании паспорта на размещение средства наружной информации в виде настенной конструкции "Сауна" по адресу: РТ, г. Казань ул. Рустема Яхина, д.8.
Письмом Управление архитектуры и градостроительства Исполкома г. Казани от 14.09.2017 отказало заявителю в согласовании паспорта на размещение средства наружной информации в виде настенной конструкции "Сауна" по адресу: РТ, г. Казань ул. Рустема Яхина, д.8, ссылаясь на пункт 198.4.4 (9) решения Казанской городской Думы от 18.10.2006 N 4-12 "О Правилах благоустройства города Казани", в соответствии с которым, не допускается размещение средств наружной информации без учета архитектурных особенностей фасада (л.д.15).
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения предпринимателя с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правильно применил нормы материального права.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный акт, действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данные ненормативный акт, действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Согласно Положению, утвержденному Казанской городской Думы от 29.12.2010 N 27-3, Муниципальное казенное учреждение "Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" является органом Исполнительного комитета муниципального образования города Казани.
Пунктом 3.1.12 Положения предусмотрено, что к его полномочиям как органа Исполнительного комитета города Казани относится осуществление согласования в установленном порядке места размещения и внешнего вида средств наружной рекламы и информации на соответствие документам территориального планирования, внешнему архитектурному облику сложившейся застройки города Казани, требованиям законодательства об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании.
В силу пункта 29.9 (1) Правил благоустройства г. Казани, утвержденных Решением Казанской городской Думы от 18.10.2006 N 4-12 при эксплуатации фасадов не допускается размещение и эксплуатация на фасаде и (или) крыше здания, сооружения средств размещения наружной информации без паспорта, согласованного с уполномоченным органом, за исключением учрежденческих досок, режимных табличек.
Порядок согласования проекта размещения средства наружной информации определен Административным регламентом, утвержденным постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 29.10.2014 N 6265 "Об утверждении Административного регламента предоставления Исполнительным комитетом г. Казани муниципальной услуги по согласованию проекта размещения средства наружной информации (паспорт)" (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 1.4 Административного регламента предоставления Исполнительным комитетом г. Казани муниципальной услуги по согласованию проекта размещения средства наружной информации (паспорт) данный порядок предусматривает подачу заявления о согласовании дизайн-проекта на размещение средства наружной информации на стандартном бланке.
На основании пункта 2.5 Административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг, подлежащих представлению заявителем.
Решением Казанской городской Думы от 18.10.2006 N 4-12, утверждены Правила благоустройства г. Казани (далее - Правила благоустройства).
Данные Правила действуют на всей территории города и устанавливают, в том числе, требования к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений (пункт 3 Правил благоустройства).
В силу пункта 29.9 (1) Правил благоустройства при эксплуатации фасадов не допускается размещение и эксплуатация на фасаде и (или) крыше здания, сооружения средств размещения наружной информации без паспорта, согласованного с уполномоченным органом, за исключением учрежденческих досок, режимных табличек.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что согласно заявлению 31.08.2017 предприниматель обратился в адрес ответчика для согласования паспорта на размещение средства наружной информации в виде настенной конструкции "Сауна" по адресу: РТ, г. Казань ул. Рустема Яхина, д.8.
Единственным основанием, по которому заявителю отказано в согласовании паспорта на размещение средства наружной информации в виде настенной конструкции "Сауна" является ссылка на пункт 198.4.4 (9) Правил благоустройства города Казани, в силу которого не допускается размещение средства наружной информации без учета архитектурных особенностей фасада.
В суде первой инстанции представитель Управления указал, что представленная предпринимателем к согласованию конструкция "САУНА" расположена в центре и без логотипа.
В соответствии с пунктом 198.4.4. (9) данных Правил не допускается размещение средств наружной информации без учета архитектурных особенностей фасада.
Порядок предоставления муниципальной услуги по согласованию проекта размещения средства наружной информации (паспорт) установлен Административным регламентом от 29.10.2014 N 6265.
Проект размещения средства наружной информации (паспорт) - документ установленной формы, утвержденной муниципальным правовым актом Исполкома г. Казани, определяющий внешний вид и точное место размещения элемента благоустройства, а именно средства наружной информации, и содержащий иные сведения, необходимые для его идентификации.
Требования, предъявляемые к наружным конструкциям направлены на обеспечение эстетического состояния территории, безопасности, на создание единого стиля и дизайна внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города Казани.
Приложение к Правилам благоустройства содержат допустимые варианты размещения средств наружной информации на фасадах зданий.
Исследовав представленные заявителем фотографии по размещению средств наружной информации в виде настенной конструкции "САУНА" с кратким описанием: "объемные световые буквы" и Приложение к Правилам благоустройства, которое содержит допустимые варианты размещения на здании нежилого назначения, суд установил, что настенная конструкция "САУНА" размещена с учетом единой композиционной оси, предусмотренной Приложением к Правилам благоустройства, по центру входной двери, длина букв составляет - 2905 мм., высота -580 мм.
Согласно указанному приложению, тот вариант размещения настенной конструкции "САУНА" на фасаде здания по ул. Рустема Яхина, д.8, который запрашивался заявителем, не запрещен при условии, что такая вывеска размещается на здании нежилого назначения, что и имеет место в рассматриваемом случае (раздел Приложения "Размещение информационных конструкций на зданиях нежилого назначения").
Следовательно, размещение средства наружной информации в виде настенной конструкции "САУНА" на фасаде не противоречит пункту 198.4.4 Правил благоустройства города Казани.
Пункт 198.4.4 (9) Правил благоустройства определяет место размещения средств наружной информации, а не состав и не содержание средств наружной информации.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод Управления, что представленный предпринимателем на согласование паспорт на размещение средств наружной информации в виде настенной конструкции "САУНА" не содержит логотип, то есть содержит буквы, но не содержит рисунка (символа, товарного знака), как необоснованный.
Согласно пункта 198.5.1. Правил благоустройства настенная конструкция - информационная конструкция, размещаемая на наружной поверхности стен, фризах, козырьках, фронтонах зданий, нестационарных торговых объектов над входом или окнами (витринами), между окнами на расстоянии не более 0,2 м. от поверхности стены, в виде фоновой или бесфоновой конструкции, светового короба, состоящая из каркаса, информационного поля, содержащего текстовую информацию, декоративные элементы, знаки, и элементов крепления либо изображения, непосредственно нанесенного на поверхность стены.
В Правилах благоустройства отсутствует разъяснение, что понимается под термином "логотип".
Согласно информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" установлено, что логотип - графический знак, эмблема или символ, используемый территориальными образованиями, коммерческими предприятиями, организациями и частными лицами для повышения узнаваемости и распознаваемости в социуме. Логотип представляет собой название сущности, которую он идентифицирует, в виде стилизованных букв и/или условных изображений, рисунков.
Таким образом понятие "логотип" делится на три разновидности, то есть они могут быть буквенными, графическими (изображения, рисунки) и буквенно-графическими.
Исходя из понятий настенная конструкция и логотип, суд первой инстанции пришел к выводу, что предприниматель для размещения средств наружной информации выбрал текстовую информацию в виде "САУНА" без содержания изображения, что не противоречит Правилам благоустройства.
Правила благоустройства не содержат указания на то, что в паспорте на размещение средств наружной информации в виде настенной конструкции должны включаться как текстовая информация, так и изображение.
Понятие настенная конструкция, которая определена в Правилах благоустройства представляет альтернативу информации, которая может содержать текстовую информацию, декоративные элементы, знаки, и элементов крепления либо изображения, непосредственно нанесенного на поверхность стены.
Следовательно, размещение средства наружной информации в виде настенной конструкции "САУНА" на фасаде не противоречит пункту 198.4.4 (9) Правил благоустройства города Казани.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что отказ МКУ "Управление архитектуры и строительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" в согласовании паспорта на размещение средств наружной информации "САУНА" по адресу: г. Казань, ул. Рустема Яхина, д.8, изложенный в письме от 14.09.2017, подлежит признанию недействительным, а требования заявителя подлежат удовлетворению.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина Управлением в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 ноября 2017 года по делу N А65-30849/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.