г. Вологда |
|
05 февраля 2018 г. |
Дело N А05-2869/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 05 февраля 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихомировым Д.Н.,
при участии от налоговой инспекции Сынчикова Д.Н. по доверенности от 10.01.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Группа "Илим" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 21 сентября 2017 года по делу N А05-2869/2017 (судья Меньшикова И.А.),
установил:
акционерное общество "Группа "Илим" (ОГРН 5067847380189, ИНН 7840346335; место нахождения: 191025, Санкт-Петербург, улица Марата, дом 17; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу(ОГРН 1042901307602, ИНН 2904009699; место нахождения: 165300, Архангельская область, город Котлас, улица Карла Маркса, дом 14; далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения от 02.09.2016 N 05-17/2071 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
Решением суда от 21 сентября 2017 года решение налоговой инспекции от 02.09.2016 N 05-17/2071 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное в отношении общества, признано недействительным как противоречащее Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ) в части земельных участков с кадастровыми номерами 29:08:015604:6, 29:08:040702:14, 29:08:040702:16. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Суд взыскал с налоговой инспекции в пользу общества в возмещение судебных расходов 3000 руб.
Общество не согласилось с решением суда и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельства дела.
Налоговая инспекция в отзыве на апелляционную жалобу и ее представитель в судебном заседании просили оставить жалобу без удовлетворения, решение суда в обжалуемой обществом части - без изменения, считая его законным и обоснованным. Также инспекция в порядке части 5 статьи 268 статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявила возражения о рассмотрении обжалуемого обществом решения в части и просит проверить законность и обоснованность решения суда в полном объеме, а именно также в части признания недействительным оспариваемого решения налогового органа. В обоснование чего ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
Общество о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, представителей в суд не направило, поэтому дело рассмотрено в его отсутствие на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителя налоговой инспекции, изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, общество представило в налоговую инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за 2015 год, в соответствии с которой при определении размера налоговой базы использовало кадастровую стоимость, утвержденную постановлением Правительства Архангельской области от 18.11.2014 N 465-пп "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения иного специального назначения на территории Архангельской области" (далее - постановление N 465-пп): по участку с кадастровым номером 29:08:015604:6 - 9 656 244 руб.; по участку с кадастровым номером 29:08:040702:16 - 2 723 270 руб.; по участку с кадастровым номером 29:08:040702:14 - 115 533 руб., по участку с кадастровым номером 29:23:010101:1854 - 20 142 951 руб.
Налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом налоговой декларации по земельному налогу за 2015 год, по результатам которой составлен акт проверки от 16.05.2016 N 05-17/981 и вынесено решение 02.09.2016 N 05-17/2071 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Данным решением заявитель привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату земельного налога в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 4360 руб. 71 коп; ему начислена к уплате недоимка по земельному налогу в размере 793 892 руб. и пени в размере 45 954 руб. 41 коп.
Управление Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу решением от 14.12.2016 N 07-10/1/15889 оставило решение инспекции без изменения, а жалобу общества - без удовлетворения.
Общество, не согласившись с решением налоговой инспекции, обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования общества частично.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела исходит из следующего.
В налоговой декларации по земельному налогу за 2015 год заявитель исчислил налог по земельному участку с кадастровым номером 29:23:010101:1854 в размере 226 608 руб., исходя из его кадастровой стоимости в размере 20 142 951 руб.
При этом общество исходило из того, что поскольку земельный участок 29:23:010101:1854 образован в связи с упразднением земельного участка с кадастровым номером 29:23:010101:190 в 2015 году впервые, то в соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу за 9 месяцев 2015 года правомерно определена в виде кадастровой стоимости в размере 20 142 951 руб. на основании постановления N 465-пп.
Налоговая инспекция по результатам проверки посчитала, что обществом занижена налогооблагаемая база по спорному земельному участку, поскольку согласно кадастровым выпискам, информации, полученной налоговой инспекцией от Управления Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 09.04.2015 и его кадастровая стоимость должна определяться постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2012 N 595-пп "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области" в размере 87 838 128 руб.
Суд первой инстанции правомерно согласился с данным выводом налогового органа.
Согласно статье 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 указанного Кодекса.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (статья 391 НК РФ).
В силу пункта 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налоговым периодом в силу положений статьи 393 указанного Кодекса признается календарный год.
В силу пункта 1 статьи 391 НК РФ в отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на государственный кадастровый учет.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка.
В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В данном случае 09.04.2015 обществу выдано свидетельство 29-АЛ 096856 о государственной регистрации права на спорный земельный участок с категорией земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленную площадку, площадью 629 664 кв.м, по адресу: Архангельская область, МО "Город Коряжма", ул. им. Добцына. На земельном участке расположено здание. Основанием для выдачи свидетельства послужили договор купли-продажи от 09.09.2010 N 262 находящегося в собственности Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 29:23:010101:152, на котором расположены объекты недвижимости, приобретенные обществом в собственность.
В кадастровом паспорте спорного земельного участка на 17.04.2015 разрешенное использование также указано под промышленную площадку, кадастровая стоимость участка определена в размере 87 838 128 руб.
Взамен указанного свидетельства 22.07.2015 обществу выдано свидетельство о государственной регистрации права на спорный земельный участок с категорией земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: специальный - для размещения шламоотвала, площадью 629 664 кв.м, по адресу: Архангельская область, МО "Город Коряжма", ул. им. Добцына. На земельном участке расположено здание. Основанием для выдачи свидетельства послужили договор купли-продажи от 09.09.2010 N 262 находящегося в собственности Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 29:23:010101:152, на котором расположены объекты недвижимости, приобретенные обществом в собственность.
Из кадастровой выписки о спорном земельном участке от 22.05.2015 следует, что сведения о категории земель внесены на основании постановления администрации МО "Город Коряжма" от 13.05.2015 N 856 "О переводе земельного участка с кадастровым номером 29:23:010101:1854 в категорию земли промышленного и иного специального назначения", в связи с чем кадастровая стоимость земельного участка определена в размере 20 142 951,36 руб.
Следовательно, в данном случае кадастровая стоимость земельного участка в течение налогового периода изменилась в результате перевода земель из одной категории в другую.
В силу пункта 1 статьи 391 НК РФ данное обстоятельство не является исключением из общего правила и указанное изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах.
В пункте 5 Обзора Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2017 года отражено Определение от 9 февраля 2017 года N 212-О, в котором изложен смысл положений пункта 1 статьи 391 НК РФ. Изменение кадастровой стоимости земельных участков, произошедшее в текущем налоговом периоде в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, может быть учтено только со следующего налогового периода по земельному налогу. Это относится ко всем случаям изменения вида разрешенного использования земельного участка, произошедшего в течение налогового периода, независимо от того, привели данные изменения к улучшению или к ухудшению положения налогоплательщика.
Суд не может принять во внимание ссылку общества на постановление N 465-пп, поскольку данным постановлением утверждены по состоянию на 1 января 2014 года прилагаемые результаты определения кадастровой стоимости земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Архангельской области. В данном случае на 09.04.2015 спорный земельный участок с категорий земель промышленного и иного специального назначения не существовал.
Кроме того, согласно приложению к постановлению N 465-пп средний уровень кадастровой стоимости (удельный показатель кадастровой стоимости) земель 2 группы видов разрешенного использования (земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности) составляет 721,40 руб. за кв.м (для Котласского муниципального района), 419,66 руб. за 1 кв.м (среднее для Архангельской области). К 4 группе видов разрешенного использования земельный участок отнесен органом государственного кадастрового учета только с 22.05.2015.
Кадастровая стоимость спорного земельного участка, которая составила 87 838 128 руб., является произведением площади земельного участка в 629 664 кв.м и стоимости 1 кв.м -139,50 руб.
Соответственно, начисление ответчиком налога от указанной кадастровой стоимости к нарушению прав заявителя не привело.
Не могут быть приняты во внимание доводы общества об изменении 06.06.2016 органом, осуществляющий государственный кадастровый учет, кадастровой стоимости спорного земельного участка с 20 142 951,36 руб. на 6296,64 руб. вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом при ведении государственного кадастра недвижимости, поскольку изменение произведено кадастровой стоимости земельного участка с категорией использования - земли промышленного и иного специального назначения.
В ходе проверки налоговая инспекция установила, что для расчета налога налоговая база в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 29:08:015604:6, 29:08:040702:16, 29:08:040702:14 определена обществом исходя из кадастровой стоимости, утвержденной постановлением N 465-пп, а именно в размере соответственно 9 656 244 руб.; 2 723 270 руб.; 115 533 руб.
Налоговая инспекция посчитала, что кадастровая стоимость земель, утвержденная постановлением N 465-пп, должна применяться только с налогового периода 2016 года, и соответственно, земельный налог за 2015 год должен исчисляться по спорным земельным участкам исходя из их кадастровой стоимости, утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 15.12.2009 N 189-пп.
Суд первой инстанции правомерно не согласился с данным выводом налогового органа.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 02.07.2013 N 17-П по делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 5 и статьи 391 НК РФ, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно осуществляться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.
Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в настоящем Кодексе. Для целей же, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, статьей 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Указанная правовая позиция также нашла закрепление в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", согласно которому при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости судам следует иметь в виду особенности действия во времени нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки. Для целей, не связанных с налогообложением (например, для выкупа объекта недвижимости или для исчисления арендной платы), указанные нормативные правовые акты действуют во времени с момента вступления их в силу. С указанного момента результаты определения кадастровой стоимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки считаются утвержденными, однако могут быть использованы с даты внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных абзацами четвертым - шестым статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ). В той части, в какой эти нормативные правовые акты порождают правовые последствия для налогоплательщиков, они действуют во времени в порядке, определенном федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах (статья 5 НК РФ).
В силу пункта 5 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
В данном случае постановление N 465-пп опубликовано в газете "Волна" 25.11.2014, следовательно, в целях налогообложения вступает в силу 25.12.2014 и подлежит применению с 01.01.2015.
Суд первой инстанции, принимая во внимание вышеизложенное, правомерно пришел к выводу об обоснованном применении обществом при расчете земельного налога за 2015 год сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков, установленные постановлением N 465-пп, вступившим в силу в целях налогообложения 01.01.2015.
Не могут быть приняты во внимание доводы инспекции о том, что поскольку сведения о кадастровой стоимости спорных земельных участков, утвержденной постановлением N 465-пп, внесены в государственный кадастр недвижимости 20.01.2015, то в силу положений статей 24.17 и 24.20 Закона N 135-ФЗ не подлежат применению в целях налогообложения за 2015 год.
Действительно, согласно статье 24.20 Закона N 135-ФЗ сведения о кадастровой стоимости используются для предусмотренных законодательством Российской Федерации целей со дня их внесения в государственный кадастр недвижимости и согласно абзацу 2 статьи 24.17 этого же Закона датой утверждения результатов определения кадастровой стоимости считается дата вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости и соответствующей нормы такого акта.
Однако положения указанных норм Закона N 135-ФЗ не изменяют порядок действия во времени законодательства о налогах. Данный Закон к актам законодательства о налогах не относится.
Кроме того, статья 24.20 Закона N 135-ФЗ регламентирует вопросы применения сведений о кадастровой стоимости после завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости. В рассматриваемом случае кадастровая стоимость установлена постановлением N 465-пп, а не по результатам рассмотрения судом или комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости заявления общества о несогласии с установленной кадастровой стоимостью земельного участка.
Внесение 20.01.2015 в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков, утвержденной постановлением N 465-пп, не исключает применения заявителем этой стоимости при расчете налога за 2015 год.
Аналогичные выводы содержатся и в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.07.2017 по делу N А05-11054/2016.
Кроме того, к установленному сроку уплаты авансовых платежей 2015 года, тем более к сроку уплаты налога и подачи налоговой декларации за 2015 год (в январе 2016 года), сведения об утвержденной постановлением N 465-пп кадастровой стоимости в государственном кадастре недвижимости имелись.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 21 сентября 2017 года по делу N А05-2869/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Группа "Илим" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-2869/2017
Истец: АО "ГРУППА "ИЛИМ"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 1 ПО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ И НЕНЕЦКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ