г. Москва |
|
05 февраля 2018 г. |
Дело N А40-140300/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 февраля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А. Чеботаревой
судей: |
В.А. Свиридова, Т.Б. Красновой |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Д.В. Зыкуновой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Негосударственного образовательного частного учреждения высшего образования "Московский Институт Телевидения и Радиовещания "Останкино"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.10.2017 по делу N А40-140300/17, принятое судьей Лапшиной В.В. (94-1333)
по заявлению Негосударственного образовательного частного учреждения высшего образования "Московский Институт Телевидения и Радиовещания "Останкино"
к Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)
о признании незаконным результатов проверки, признании незаконным и отмене приказов
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: Шадыев Е.Р. по дов. от 15.01.2018, Воробьева Е.Ю. по дов. от 15.01.2018, Подзирей А.Ю. по дов. от 25.12.2017;
УСТАНОВИЛ:
Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования "Московский Институт Телевидения и Радиовещания "Останкино" (далее - НОЧУ ВО "МИТРО", Институт, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (далее также Рособрнадзор, ответчик) о признании незаконными результатов проверки, оформленных актом от 27.04.2017 г. N 112/З/К от 22.02.2017 г. по делу N05-15/32-16; о признании незаконным и отмене предписания об устранении нарушений от 27.04.2017 г. N 07-55-39/19-3; о признании незаконным и отмене приказа от 11.05.2017 г. N 754 "О приостановлении Негосударственному образовательному частному учреждению высшего образования "Московский Институт Телевидения и Радиовещания "Останкино" государственной аккредитации образовательной деятельности; о признании незаконным и отмене приказа от 11.07.2017 г. N 1142 "О лишении государственной аккредитации образовательной деятельности Негосударственного образовательного частного учреждения высшего образования "Московский Институт Телевидения и Радиовещания "Останкино".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31.10.2017 производство по делу в части требований НОЧУ ВО "МИТРО" об оспаривании результатов проверки, оформленных актом от 27.04.2017 г. N 112/З/К прекращено. В удовлетворении требований НОЧУ ВО "МИТРО" к Рособрнадзору об оспаривании предписания об устранении нарушений от 27.04.2017 г. N 07-55-39/19-3, приказа от 11.05.2017 г. N 754, приказа от 11.07.2017 г. N 1142 отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом в части, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований об оспаривании предписания от 27.04.2017, приказа от 11.05.2017, приказа от 11.07.2017 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований заявителя в этой части. Заявитель считает, что все нарушения, указанные в предписании были устранены, оспариваемые предписание, приказы - незаконны.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик поддержал решение суда первой инстанции, возражал против доводов апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Представитель заявителя, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя указанного лица.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Пунктом 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 года N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что при применении части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд считает, что решение суда в части отказа в удовлетворении требований об оспаривании предписания от 27.04.2017 и приказов от 11.05.2017 и 11.07.2017 не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Институт осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии, выданной Рособрнадзором от 15.09.2014 рег. N 1086, серия 90Л01 N 0008063 бессрочно.
Также Институт имеет свидетельство о государственной аккредитации, выданное Рособрнадзором 22.04.2015 г., рег. N 1270 сроком действия до 11.08.2020 г.
На основании приказов Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.04.2017 N 614 "О проведении плановой выездной проверки Негосударственного образовательного частного учреждения высшего образования "Московский Институт Телевидения и Радиовещания "Останкино", от 25.04.2017 N 678 "О внесении изменений в приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.04.2017 N614" в период с 21.04.2017 по 27.04.2017 в отношении Института была проведена плановая выездная проверка.
С копией приказа о проведении проверки от 14.04.2017 N 614 и.о. ректора Института ознакомлен 21.04.2017 г.
В соответствии с пунктом 6 Приказа от 14.04.2017 N 614 предметом данной проверки являлось: осуществление федерального государственного надзора в сфере образования; осуществление федерального государственного контроля качества образования по образовательным программам согласно приложению к настоящему приказу.
По итогам указанной проверки 27.04.2017 года составлен Акт проверки N 112/З/К (учетный номер проверки 00170700769994) с описанием выявленных нарушений (Акт проверки от 27.04.2017 г.).
На основании вышеназванного Акта в адрес НОЧУ ВО "МИТРО" было вынесено Предписание об устранении выявленных Актом проверки нарушений и причин, способствующих их совершению от 27.04.2017 N 07-55-39/19-З.
Также во второй части Акта проверки от 27.04.2016 (стр. 22-35 акта) в ходе проведения федерального государственного контроля качества образования по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования выявлены несоответствия федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования по соответствующим направлениям.
Выявленные нарушения послужили основанием для издания Рособрнадзором приказа N 754 от 11.05.2017 о приостановлении НОЧУ ВО "МИТРО" действия государственной аккредитации образовательной деятельности.
Пунктом 2 приказа Рособрнадзора N 754 от 11.05.2017 Институту установлен срок один месяц для устранения несоответствий, указанных в акте проверки от 27.04.2017 N 112/З/К. Во исполнение п. 2 приказа Рособрнадзора N 754 от 11.05.2017 Институтом 13.06.2017 в Рособрнадзор направлен отчет исх. N 42-ИН, входящий номер Рособрнадзора от 21.03.2016 г. N 07-55-706, об исполнении несоответствий, указанных в акте проверки от 27.04.2017 N 112/З/К.
В период с 21.06.2017 по 28.06.2017 ответчиком проведена проверка представленных Институтом документов и сведений в соответствии с актом проверки от 27.04.2017.
По результатам проверки документов и сведений, представленных Институтом, составлен акт по результатам проверки документов и сведений юридического лица от 28.06.2017 г. N 07-55-706 и сделан вывод о неустранении выявленных несоответствий содержания и качества подготовки обучающихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.
На основании акта проверки от 28.06.2017 г. N 07-55-706 Рособрнадзором издан приказ от 11.07.2017 г. N 1442 о лишении государственной аккредитации образовательной деятельности.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения НОЧУ ВО "МИТРО" в Арбитражный суд города Москвы с соответствующим заявлением.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно ч. 6 ст. 93 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Закон N 294-ФЗ), в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора) обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений.
Таким образом, предписание от 27.04.2017 N 07-55-39/19-3 выдано уполномоченным органом.
Факт выявленных нарушений требований законодательства об образовании в действиях учреждения подтверждает материалами дела, собранными доказательствами, в том числе актом проверки от 27.04.2017 N 112/3/К.
По части выявленных нарушений Институт возражений не представил.
Постановлениями мирового судьи судебного участка N 271 района Лефортово г. Москвы от 25.05.2017 г. по делу N5-295/17 (изменено судом вышестоящей инстанции в части) Институт был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.30 КоАП РФ за нарушение правил оказания платных образовательных услуг.
Кроме того, как следует из материалов дела, во исполнение оспариваемого предписания Институт представил в административный орган отчет от 30.05.2017 г. исх. N 2678 о его исполнении, основанный в том числе на внутренних документах Института, принятых после проведения проверки.
При таких обстоятельствах сделать вывод об отсутствии выявленных нарушений, в целях устранениях которых выдано оспариваемое предписание, в полном объеме, не представляется возможным.
В связи с истечением срока исполнения предписания Рособрнадзора от 27.04.2017 N 07-55-39/19-3, в соответствие с пунктом 1 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ и на основании приказа Рособрнадзора от 10.08.2017 N 1381 в период с 14.08.2017 по 15.08.2017 была проведена проверка исполнения указанного предписания.
По результатам проверки исполнения предписания от 27.04.2017 N 07-55-39/19- 3 был составлен Акт проверки Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки юридического лица от 15.08.2017 N 303/ВП/КП/З, в котором отражены все не устраненные Институтом нарушения законодательства Российской Федерации в сфере образования.
В этой связи и в соответствии с ч. 7 ст. 93 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Институту выдано повторно предписание от 15.08.2017 N 07-55-116/19-3/ПП.
При этом предписание Рособрнадзора от 27.04.2017 N 07-55-39/19-3 фактически не действует и не нарушает права и законные интересы Института, не возлагает на него никакие обязанности в связи с тем, что в силу положений Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в сфере образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 28.09.2016 N 1230 в настоящее время на Институте лежит обязанность устранить нарушения, указанные в повторно выданном предписании от 15.08.2017 N 07-55-116/19-3/ПП.
Негативные последствия в виде приостановления действия (аннулирования) лицензии, предусмотренные ч. 8 ст. 93 Федерального закона N 273-ФЗ, наступают в случае неустранения указанных в повторно выданном предписании нарушений требований законодательства об образовании в установленный органом по контролю и 29 надзору в сфере образования срок.
Таким образом, оспариваемое предписание не действует, в связи с истечением срока исполнения и выдачей повторного предписания от 15.08.2017 N 07-55-116/19- 3/ПП, которое не является предметом спора по настоящему делу.
Заявитель не лишен возможности в самостоятельном порядке оспорить повторное предписание в арбитражный суд.
Исходя из изложенного, суд пришел к верному выводу, что в настоящем случае, права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности при оспариваемым предписанием не могут быть признаны нарушенными.
Судом первой инстанции также оставлены без удовлетворения требования заявителя о признании незаконными о признании незаконными и отмене приказа Рособрнадзора от 11.05.2017 г. N 754 "О приостановлении Негосударственному образовательному частному учреждению высшего образования "Московский Институт Телевидения и Радиовещания "Останкино" государственной аккредитации образовательной деятельности; и приказа от 11.07.2017 г. N 1142 "О лишении государственной аккредитации образовательной деятельности Негосударственного образовательного частного учреждения высшего образования "Московский Институт Телевидения и Радиовещания "Останкино".
Апелляционная коллегия, поддерживая выводы суда первой инстанции, руководствуется следующим.
Пунктом 24 ст. 92 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено право аккредитационного органа лишать образовательные учреждения государственной аккредитации. Это возможно в следующих случаях: - аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности полностью или в отношении отдельных имеющих государственную аккредитацию образовательных программ; - повторное в течение срока действия государственной аккредитации нарушение организацией, осуществляющей образовательную деятельность, законодательства в сфере образования, повлекшее за собой неправомерную выдачу документов об образовании и (или) о квалификации установленного образца; - истечение срока приостановления действия государственной аккредитации (при отсутствии оснований для возобновления действия государственной аккредитации).
Частью 4 ст. 93 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, установленных Законом об образовании.
Пунктом 9 ст. 93 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что в случае выявления несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам орган по контролю и надзору в сфере образования приостанавливает действие государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки и устанавливает срок устранения выявленного несоответствия. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. До истечения срока устранения выявленного несоответствия орган по контролю и надзору в сфере образования должен быть уведомлен организацией, осуществляющей образовательную деятельность, об устранении выявленного несоответствия с приложением подтверждающих документов. В течение тридцати дней после получения уведомления орган по контролю и надзору в сфере образования проводит проверку содержащейся в уведомлении информации об устранении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, выявленного несоответствия. Действие государственной аккредитации возобновляется по решению органа по контролю и надзору в сфере образования со дня, следующего за днем подписания акта, устанавливающего факт устранения выявленного несоответствия. В случае, если в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок организация, осуществляющая образовательную деятельность, не устранила выявленное несоответствие, орган по контролю и надзору в сфере образования лишает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки.
В результате проверки информации установлено неустранение Институтом следующих несоответствий содержания и качества подготовки обучающихся.
В нарушение пункта 4.3 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата), утвержденного приказом Минобрнауки России от 12.01.2016 N 7 (зарегистрирован Минюстом России 09.02.2016, регистрационный N41028), - у института в основной образовательной программе высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент и в учебном плане (год начала подготовки 2013, 2014, 2015, 2016), утвержденном ректором 28.08.2016, установлено, что обучение производится по программе академического бакалавриата (Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Минобрнауки России от 12.01.2016 N 7 (зарегистрирован Минюстом России 09.02.2016, регистрационный N 41028), устанавливает обучение только по программе прикладного бакалавриата).
Пунктом 4.3 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата), утвержденного приказом Минобрнауки России от 12.01.2016 N 7, установлено: "4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата: организационно-управленческая; информационно-аналитическая; предпринимательская.
При разработке и реализации программы бакалавриата организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится бакалавр, исходя из потребностей рынка труда, научно- исследовательских и материально-технических ресурсов организации.
В соответствии с видами профессиональной деятельности, установленными настоящим пунктом, организация формирует программу бакалавриата, ориентированную на практико-ориентированный, прикладной вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее - программа прикладного бакалавриата)".
Согласно отчету, институт внес изменения в общую характеристику программы бакалавриата по направлению подготовки 38.03.02 Экономика, профили "Управление проектами (в сфере культуры и искусств)" и "Международный менеджмент" в части ориентированности программы бакалавриата на следующие виды профессиональной деятельности как основные: организационно-управленческая, предпринимательская и информационно-аналитическая (программа прикладного бакалавриата, раздел 2.1 общей характеристики).
Вместе с тем, институт не представил в полном объеме разработанные и утвержденные программы бакалавриата по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент, профили "Управление проектами (в сфере культуры и искусств)" и "Международный менеджмент", включающие в себя рабочие программы дисциплин и программы практик, предусмотренных учебными планами.
Поэтому не представляется возможным определить содержание образовательной программы, определить, предусмотрено ли формирование у обучающихся в процессе освоения образовательной программы профессиональных компетенций, относящихся к видам профессиональной деятельности, на которые ориентированы программы бакалавриата по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент, профили "Управление проектами (в сфере культуры и искусств)" и "Международный менеджмент", и, соответственно, сделать вывод, что институт реализует программы прикладного бакалавриата.
Таким образом, из-за отсутствия вышеперечисленных документов, анализ представленных документов не позволил установить устранение выявленного несоответствия.
В нарушение пункта 6.5.1 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата), утвержденного приказом Минобрнауки России от 12.01.2016 N 7 (зарегистрирован Минюстом России 09.02.2016, регистрационный N41028), - в институте не обеспечено формирование компетенций, предусмотренных основной образовательной программой высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата), утвержденной ректором 27.02.2017: способность использовать экономические знания в различных сферах деятельности (ОК-3), способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность с позиции социальной значимости принимаемых решений (ОПК-2), предусмотренных рабочей программой производственной практики, утвержденной ректором 11.11.2016, графиком учебного процесса (год начала подготовки 2013, 2014, 2015, 2016), утвержденного ректором 23.08.2016 (выборочно: у студентов гр. 1393 мен. (1394 мен.) нарушен график учебного процесса, утвержденный ректором 23.08.2016 (срок производственной практики, в соответствии с приказом от 02.03.2016 NИ-287/1 установлен с 21.03.2016 по 03.04.2016), у студентки Хованской В.Т., период фактического прохождения практики с 04.07.2016 по 24.07.2016, дата защиты отчета 26.12.2017, дата экзамена (защиты производственной практики) согласно ведомости N14 от 14.11.2016, у студентки Моисеевой А.И. период фактического прохождения практики с 04.07.2016 по 24.07.2016).
Как указывает Рособрнадзор, в акте проверки от 27.04.2017 N 112/3/К была допущена техническая ошибка в части указания пункта ФГОС ВО 38.03.02 Менеджмент.
По содержанию выявленное нарушение является несоответствием пункту 5.1 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата), утвержденного приказом Минобрнауки России от 12.01.2016 N 7 (зарегистрирован Минюстом России 09.02.2016, регистрационный N41028).
Институт не представил программу производственной практики по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент, в которой установлены требования к результатам обучения по практике (знания, умения и навыки, характеризующие этапы формирования компетенций) (пункт 3 Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, утвержденного приказом Минобрнауки от 27.11.2015 N 1383); не представил документы, подтверждающие устранение выявленного несоответствия в реализованной на момент проверки части образовательной программы - формирование компетенций, включенных в набор требуемых результатов обучения по производственной практике (расписание дополнительных занятий по практике, ведомости переаттестации, отчеты обучающихся (год начала подготовки 2013, 2014 для очной формы обучения; год начала подготовки 2012, 2013, 2014 для заочной формы обучения)).
Таким образом, из-за отсутствия вышеперечисленных документов, анализ представленных документов не позволил установить устранение выявленного несоответствия.
В нарушение пункта 7.1.2 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата), утвержденного приказом Минобрнауки России от 12.01.2016 N 7 (зарегистрирован Минюстом России 09.02.2016, регистрационный N41028), - в институте по образовательной программе высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата) (направленность: Управление проектами (в сфере культуры и искусств), направленность: Международный менеджмент), утвержденной ректором 27.02.2017), электронная информационно- образовательная среда не обеспечивает фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы бакалавриата, формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса.
Пояснения по существу нарушений: Пунктом 7.1.2 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата), утвержденного приказом Минобрнауки России от 12.01.2016 N 7, установлено: "7.1.2. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации....... Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать: доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах; фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы бакалавриата; проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействия посредством сети "Интернет".
В ходе анализа документов, представленных институтом, и информации, размещенной на официальном сайте института http://www.milro-tv.ru/. установлено: институт представил скриншот результатов промежуточной аттестации только одного обучающегося (Амреев Д.И.) за 7 семестр 4 курса, при контингенте обучающихся по программе бакалавриата 337 человек; институт предстали скриншоты страниц сайта, содержащие информацию о размещении курсовой работы (без указания учебной дисциплины) только четырех обучающихся по программе бакалавриата по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (Вавилова С.С., Соловьев Н.П., Холмогорова А.А., Кузенко М.А.), при контингенте обучающихся по программе бакалавриата 337 человек.
Также указанные скриншоты не содержат информацию об оценках на эта работы; для доступа к системе формирования электронного портфолио необходимо пройти авторизацию.
При этом представленные документы не содержат информации о том, каким образом обеспечивается формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса.
Таким образом, из-за отсутствия вышеперечисленных документов, в ходе анализа представленных документов установлено, что по образовательной программе по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент электронная информационно- образовательная среда института не обеспечивает: фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы бакалавриата; формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса.
В нарушение пункта 7.1.6 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата), утвержденного приказом Минобрнауки России от 12.01.2016 N 7 (зарегистрирован Минюстом России 09.02.2016, регистрационный N41028), - в институте доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) составляет менее 50% от общего количества научно- педагогических работников.
Согласно штатному расписанию, утвержденному приказом института N 03/1 от 01.02.2017, количество штатных единиц профессорско- преподавательского состава составляет 49,2 ставки.
78 преподавателей работают на основе гражданско-правовых договоров об оказании образовательных услуг, в которых не установлены виды учебной работы и объем учебной нагрузки в академических часах. Институтом не представлены документы по планированию учебной нагрузки в отношение лиц, работающих по договорам гражданско- правового характера, что не дает возможность определить долю штатных научно-педагогических работников в выполнении учебной нагрузки при реализации основных образовательных программ высшего образования в целом по институту.
Пунктом 7.1.6 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата), утвержденного приказом Минобрнауки России от 12.01.2016 N 7, установлено: "7.1.6. Доля штатных научнопедагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 50 процентов от общего количества научнопедагогических работников организации".
Согласно штатному расписанию института от 07.06.2017 N 11-У и штатной расстановке от 07.06.2016 количество штатных единиц профессорско- преподавательского состава составляет 47,35 ст.
Вместе с тем, институт не представил информацию об общем количестве научно-педагогических работников организации, привлекаемых к реализации образовательных программ в институте; не представил документы по планированию учебной нагрузки в отношении лиц, работающих на основании гражданско-правовых договоров.
Поэтому не представляется возможным установить долю штатных научно- педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) в общем количестве научно-педагогических работников организации.
Таким образом, из-за отсутствия вышеперечисленных документов, анализ представленных документов не позволил установить устранение выявленного несоответствия.
В нарушение пункта 7.3.1 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата), утвержденного приказом Минобрнауки России от 12.01.2016 N 7 (зарегистрирован Минюстом России 09.02.2016, регистрационный N41028), - в институте библиотечный фонд не укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями, по нормам, установленным стандартом, в части основной учебной литературы, установленной в рабочих программах дисциплин (модулей) основной образовательной программы по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата) (выборочно: а) по дисциплине Математика отсутствуют предусмотренные рабочей программой дисциплины учебник, включенный в перечень основной учебной литературы: Балдин К.В., Рукосуев А.В., Балдин Ф.К. Джеффаль В.И. и др. Краткий курс высшей математики: учебник-2015.; б) по дисциплине "Инвестирование проекта в сфере культуры" отсутствуют предусмотренные рабочей программой дисциплины учебники, включенные в перечень основной учебной литературы: Игошин Н.В. Инвестиции. Организация, управление, финансирование (3-е издание): учебник -2015, Николаева И.П. Инвестиции: учебник - 2015; в) по дисциплине "Арт-менеджмент" отсутствуют предусмотренные рабочей программой дисциплины учебники, включенные в перечень основной учебной литературы: Игнатьева ЕЛ. Экономика культуры: учеб. пособие -2013, Менеджмент в сфере культуры: Практикум: учеб. пособие /Г.Л. Тульчинский и др. - 2012).
Согласно отчету, институт внес изменения в рабочие программы дисциплин "Математика", "Инвестирование проекта в сфере культуры", "Арт-менеджмент" в части указания электронных изданий электронно-библиотечной системы IPRbooks в перечне основной литературы, необходимой для освоения дисциплин. Однако, институт не представил документы, подтверждающие право доступа к электронным изданиям электронно-библиотечной системы IPRbooks, указанным в рабочих программах дисциплин, а также документы, подтверждающие обеспечение каждого обучающегося индивидуальным неограниченным доступом к электронным изданиям электронно-библиотечной системы IPRbooks, указанным в рабочих программах дисциплин.
Таким образом, из-за отсутствия вышеперечисленных документов, анализ представленных документов не позволил установить устранение выявленного несоответствия.
В нарушение пункта 7.1.2 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью (уровень бакалавриата), утвержденного приказом Минобрнауки России от 11.08.2016 N 997 (зарегистрирован Минюстом России 25.08.2016, регистрационный N 43414), - в институте по образовательной программе высшего образования по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью (уровень бакалавриата) (направленность: Реклама и связи с общественностью в отрасли (культура и искусство)) утвержденной ректором 27.02.2017, электронная информационно-образовательная среда не обеспечивает фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы бакалавриата, формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса.
Пунктом 7.1.2 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью (уровень бакалавриата), утвержденного приказом Минобрнауки России от 11.08.2016 N 997, установлено: "7.1.2. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации....... Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать: доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах; фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы бакалавриата; проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействия посредством сети "Интернет"".
В ходе анализа документов, представленных институтом, и информации, размещенной на официальном сайте института http://www.mitro-tv.ru/, установлено: институт представил скриншот результатов промежуточной аттестации только одного обучающегося (Валовой А.В.) за 5 семестр 3 курса, при контингенте обучающихся по программе бакалавриата 480 человек; институт предстали скриншоты страниц сайта, содержащие информацию о размещении курсовой работы (без указания учебной дисциплины) только двух обучающихся по программе бакалавриата по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью (Айриевой А.А., Каляевой О.В.), при контингенте обучающихся по программе бакалавриата 480 человек.
Также указанные скриншоты не содержат информацию об оценках на эти работы; для доступа к системе формирования электронного портфолио необходимо пройти авторизацию.
При этом представленные документы не содержат информации о том, каким образом обеспечивается формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса.
Таким образом, из-за отсутствия вышеперечисленных документов, анализ представленных документов не позволил установить, что по образовательной программе по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью электронная информационно-образовательная среда института обеспечивает: фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы бакалавриата; формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса.
В нарушение пункта 7.1.6 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью (уровень бакалавриата), утвержденного приказом Минобрнауки России от 11.08.2016 N 997 (зарегистрирован Минюстом России 25.08.2016, регистрационный N 43414)), - в институте доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) составляет менее 50% от общего количества научно-педагогических работников.
Согласно Справке по контингенту в НОЧУ ВО "МИТРО" (по состоянию на 01.04.2017), заверенной проректором по УМР Бойко Н.В., в институте контингент обучающихся составляет 2971 человек. В соответствии с Планом мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", утвержденном Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 772-р, в ряду основных количественных характеристик системы высшего образования, на 2017 год установлен норматив численности студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования - 11,7 человек в расчете на одного работника профессорско- преподавательского состава.
Учитывая вышеназванный норматив, на долю штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) приходится 576 студентов, то есть, менее половины общего контингента обучающихся, что подтверждает невыполнение институтом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью (уровень бакалавриата).
Пояснения по существу нарушений: Пунктом 7.1.6 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 42,03.01 Реклама и связи с общественностью (уровень бакалавриата), утвержденного приказом Минобрнауки России от 11.08.2016 N 997, установлено: "7.1.6. Доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 50 процентов от общего количества научно-педагогических работников организации".
Согласно штатному расписанию института от 07.06.2017 N 11-У и штатной расстановке от 07.06.2016 количество штатных единиц профессорско- преподавательского состава составляет 47,35 ст.
Вместе с тем, институт не представил информацию об общем количестве научно-педагогических работников организации, привлекаемых к реализации образовательных программ в институте; не представил документы по планированию учебной нагрузки в отношении лиц, работающих на основании гражданско-правовых договоров.
Поэтому не представляется возможным установить долю штатных научно- педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) в общем количестве научно-педагогических работников организации.
Таким образом, из-за отсутствия вышеперечисленных документов, анализ представленных документов не позволил ответчику установить устранение выявленного несоответствия.
В нарушение пункта 7.3.1 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью (уровень бакалавриата), утвержденного приказом Минобрнауки России от 11.08.2016 N 997 (зарегистрирован Минюстом России 25.08.2016, регистрационный N 43414), - в институте библиотечный фонд не укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями, по нормам, установленным стандартом, в части основной учебной литературы, установленной в рабочих программах дисциплин (модулей) основной образовательной программы по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью (уровень бакалавриата) (выборочно: а) по дисциплине "Логика и теория аргументации" отсутствуют предусмотренные рабочей программой дисциплины учебники, включенные в перечень основной учебной литературы: Ивлев Ю.В. Теория и практика аргументации: учебник. -2015, Стернин И.А. Практическая риторика. -2005, Лешутина И.А. Риторика: искусство публичного выступления. - 2011; б) по дисциплине "Информационные технологии в управлении" отсутствуют все предусмотренные рабочей программой дисциплины учебники, включенные в перечень основной учебной литературы).
Согласно отчету, институт внес изменения в рабочие программы дисциплин "Логика и теория аргументации", "Информационные технологии в управлении" в части указания электронных изданий электронно-библиотечной системы IPRbooks в перечне основной литературы, необходимой для освоения дисциплин.
Однако институт не представил документы, подтверждающие право доступа к электронным изданиям электронно-библиотечной системы IPRbooks, указанным в рабочих программах дисциплин, а также документы, подтверждающие обеспечение каждого обучающегося индивидуальным неограниченным доступом к электронным изданиям электронно-библиотечной системы IPRbooks, указанным в рабочих программах дисциплин.
Таким образом, из-за отсутствия вышеперечисленных документов, анализ представленных документов не позволил установить устранение выявленного несоответствия.
В нарушение пункта 7.1.2 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата), утвержденного приказом Минобрнауки России от 07.08.2014 N 951 (зарегистрирован Минюстом России 25.08.2014, регистрационный N 33777) Минюстом России 09.02.2016, регистрационный N41028), - в институте по образовательной программе высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (направленность Телерадиожурналистика, направленность Международная журналистика), электронная информационно-образовательная среда не обеспечивает фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы бакалавриата, формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса.
Пунктом 7.1.2 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата), утвержденного приказом Минобрнауки России от 07.08.2014 N 951, установлено: "7.1.2. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации....... Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать: доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах; фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы бакалавриата; проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействия посредством сети "Интернет"".
В ходе анализа документов, представленных институтом, и информации, размещенной на официальном сайте института http://www.mitro-tv.ru/. установлено: институт представил скриншот результатов промежуточной аттестации только одного обучающегося (Абдулиной Л.И.) за 7 семестр 4 курса, при контингенте обучающихся по программе бакалавриата 1147 человек; институт предстали скриншоты страниц сайта, содержащие информацию о размещении курсовой работы (без указания учебной дисциплины) только одного обучающегося по программе бакалавриата по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (Лакатуш М.А.), при контингенте обучающихся по программе бакалавриата 1147 человек.
Также указанные скриншоты не содержат информацию об оценках на эти работы; для доступа к системе формирования электронного портфолио необходимо пройти авторизацию.
При этом представленные документы не содержат информации о том, каким образом обеспечивается формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса.
Таким образом, из-за отсутствия вышеперечисленных документов, анализ представленных документов не позволил установить, что по образовательной программе по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика электронная информационно-образовательная среда института обеспечивает: фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы бакалавриата; формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса.
В нарушение пункта 7.1.6 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата), утвержденного приказом Минобрнауки России от 07.08.2014 N 951 (зарегистрирован Минюстом России 25.08.2014, регистрационный N 33777) Минюстом России 09.02.2016, регистрационный N41028), - в институте доля штатных научнопедагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) составляет менее 50% от общего количества научнопедагогических работников.
Согласно Справке по контингенту в НОЧУ ВО "МИТРО" (по состоянию на 01.04.2017), заверенной проректором по УМР Бойко Н.В., в институте контингент обучающихся составляет 2971 человек.
В соответствии с Планом мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", утвержденном Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 772-р, в ряду основных количественных характеристик системы высшего образования, на 2017 год установлен норматив численности студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования - 11,7 человек в расчете на одного работника профессорско- преподавательского состава.
Учитывая вышеназванный норматив, на долю штатных научнопедагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) приходится 576 студентов, то есть, менее половины общего контингента обучающихся, что подтверждает невыполнение институтом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата).
Пунктом 7.1.6 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата), утвержденного приказом Минобрнауки России от 07.08.2014 N 951, установлено: "Доля штатных научнопедагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 50 процентов от общего количества научнопедагогических работников организации".
Согласно штатному расписанию института от 07.06.2017 N 11-У и штатной расстановке от 07.06.2016 количество штатных единиц профессорско- преподавательского состава составляет 47,35 ст. Вместе с тем, институт не представил информацию об общем количестве научно-педагогических работников организации, привлекаемых к реализации образовательных программ в институте; не представил документы по планированию учебной нагрузки в отношении лиц, работающих на основании гражданско-правовых договоров.
Поэтому не представляется возможным установить долю штатных научно- педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) в общем количестве научно-педагогических работников организации. Таким образом, из-за отсутствия вышеперечисленных документов, анализ представленных документов не позволил установить устранение выявленного несоответствия.
В нарушение пункта 7.3.1 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата), утвержденного приказом Минобрнауки России от 07.08.2014 N 951 (зарегистрирован Минюстом России 25.08.2014, регистрационный N 33777) Минюстом России 09.02.2016, регистрационный N41028), - в институте библиотечный фонд не укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями, по нормам, установленным стандартом, в части основной учебной литературы, установленной в рабочих программах дисциплин (модулей) основной образовательной программы по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата) (выборочно: а) по дисциплине "Социология" отсутствуют все предусмотренные рабочей программой дисциплины учебники, включенные в перечень основной; б) по дисциплине "Правовые основы журналистики" отсутствуют все предусмотренные рабочей программой дисциплины учебники, включенные в перечень основной учебной литературы; в) по дисциплине "Современные информационные технологии" отсутствуют предусмотренные рабочей программой дисциплины учебники, включенные в перечень основной учебной литературы (из 20 наименований учебной литературы в ЭБС института имеется только один- Левин В.И. история информационных технологий. Учебное пособие. -2007).
Согласно отчету, институт внес изменения в рабочие программы дисциплин "Социология", "Правовые основы журналистики", "Современные информационные технологии" в части указания электронных изданий электронно-библиотечной системы IPRbooks в перечне основной литературы, необходимой для освоения дисциплин.
Однако институт не представил документы, подтверждающие право доступа к электронным изданиям электронно-библиотечной системы IPRbooks, указанным в рабочих программах дисциплин, а также документы, подтверждающие обеспечение каждого обучающегося индивидуальным неограниченным доступом к электронным изданиям электронно-библиотечной системы IPRbooks, указанным в рабочих программах дисциплин.
Таким образом, из-за отсутствия вышеперечисленных документов, анализ представленных документов не позволил Рособрнадзору установить устранение выявленного несоответствия.
В нарушение пункта 6.8 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 52.05.01 Актерское искусство (уровень специалитета), утвержденного приказом Минобрнауки России от 07.09.2016 N 1146 (зарегистрирован Минюстом России 21.09.2016, регистрационный N 43746); пунктам 3, 16 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 19.12.2013 N 1367 (зарегистрирован Минюстом России 24.02.2014, регистрационный N 31402), - в институте учебный план очной формы обучения, утвержденный ректором института 24.10.2016, по основной профессиональной образовательной программе высшего образования -программе специалитета по специальности 52.05.01 Актерское искусство (специализация "Артист драматического театра и кино"; виды профессиональной деятельности: художественно- творческая, организационно-управленческая, педагогическая), не включает в себя перечень аттестационных испытаний государственной итоговой аттестации обучающихся, что не позволяет обеспечить реализацию в полном объеме образовательной программы и соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям.
Согласно представленным документам институт внес изменения в учебный план по специальности 52.05.01 Актерское искусство, специализация "Артист драматического театра и кино" в части указания перечня аттестационных испытаний государственной итоговой аттестации: подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена; подготовка к защите и защита выпускной квалификационной работы.
При этом институт не представил программу государственной итоговой аттестации и фонды оценочных средств для государственной итоговой аттестации по специальности 52.05.01 Актерское искусство, специализация "Артист драматического театра и кино" (пункт 30 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от29.06.2015 N 636), разработанные и утвержденные с учетом изменений, внесенных в учебный план.
Таким образом, из-за отсутствия вышеперечисленных документов, анализ представленных документов не позволил установить устранение выявленного несоответствия.
В нарушение пункта 7.1.5 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 52.05.01 Актерское искусство (уровень специалитета), утвержденного приказом Минобрнауки России от 07.09.2016 N 1146 (зарегистрирован Минюстом России 21.09.2016, регистрационный N 43746), - в институте квалификация научно-педагогических работников института, реализующих образовательную программу по направлению подготовки 52.05.01 Актерское искусство (уровень специалитета), не соответствует квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.01.2011 N 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23.03.2011, регистрационный N 20237): а) институтом организовано проведение учебных занятий с нарушением должностных обязанностей профессорско-преподавательского состава: преподаватель кафедры театрального мастерства Ованенко Ольга Геннадьевна (приказ о приеме работника на работу от 04.10.2012 N 168-Л; индивидуальный план преподавателя на 2016-2017 учебный год, утвержденный на заседании кафедры 30.08.2016, протокол N 1, заведующий кафедрой Коковкин СБ.; утвержденный 30.08.2016 первым проректором института Тереховой Т.А.), читает лекции по дисциплинам Речь: культура и техника; Мастерство актера (требование раздела III приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.01.2011 N 1н - Преподаватель. Должностные обязанности. Организует и осуществляет учебную и учебно-методическую работу по преподаваемой дисциплине или отдельным видам учебных занятий, за исключением чтения лекций).
Согласно представленным документам преподаватель Ованенко О.Б. переведена на должность старшего преподавателя.
При этом институт не представил документы об образовании и о квалификации Ованенко О.Б., документы, подтверждающие опыт работы, что не позволяет установить соответствие квалификации Ованенко О.Б. занимаемой должности и, соответственно, сделать вывод об устранении несоответствия. Таким образом, из-за отсутствия вышеперечисленных документов, анализ представленных документов не позволил установить устранение выявленного несоответствия.
В нарушение пункта 6.8 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 53.05.03 Музыкальная звукорежиссура (уровень специалитета), утвержденного приказом Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1170 (зарегистрирован Минюстом России 26.09.2016, регистрационный N 43813) пунктам 3, 16 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 19.12.2013 N 1367 (зарегистрирован Минюстом России 24.02.2014, регистрационный N 31402); - в институте учебные планы очной, заочной форм обучения, утвержденные ректором института 24.11.2016, по основной профессиональной образовательной программе высшего образования - по специальности 53.05.03 Музыкальная звукорежиссура (формы обучения -очная, заочная; виды профессиональной деятельности: производственная, педагогическая, научно-исследовательская и экспертная), не включают в себя перечень аттестационных испытаний государственной итоговой аттестации обучающихся, что не позволяет обеспечить реализацию в полном объеме образовательной программы и соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям.
Пояснения по существу нарушений: Согласно представленным документам институт внес изменения в учебные планы по специальности 53.05.03 Музыкальная звукорежиссура, очной и заочной форм обучения в части указания перечня аттестационных испытаний государственной итоговой аттестации: подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена; подготовка к защите и защита выпускной квалификационной работы.
При этом институт не представил программу государственной итоговой аттестации и фонды оценочных средств для государственной итоговой аттестации по специальности 53.05.03 Музыкальная звукорежиссура (пункт 30 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от29.06.2015 N 636), разработанные и утвержденные с учетом изменений, внесенных в учебные планы.
Таким образом, из-за отсутствия вышеперечисленных документов, анализ представленных документов не позволил установить устранение выявленного несоответствия.
В нарушение пункта 6.8 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 55.05.01 Режиссура кино и телевидения (уровень специалитета), утвержденного приказом Минобрнауки России от 16.11.2016 N 1427 (зарегистрирован Минюстом России 09.12.2016, регистрационный N 44634), пунктам 3, 16 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 19.12.2013 N 1367 (зарегистрирован Минюстом России 24.02.2014, регистрационный N 31402), - в институте учебные планы очной, заочной форм обучения, утвержденные ректором института 24.11.2016, по основной профессиональной образовательной программе высшего образования - по специальности 55.05.01 Режиссура кино и телевидения (специализации: Режиссер неигрового кино- и телефильма, педагог; Режиссер игрового кино- и телефильма, педагог; форма обучения - заочная; виды профессиональной деятельности: художественно-творческая, творческо-производственная, организационно- управленческая, педагогическая), не включают в себя перечень аттестационных испытаний государственной итоговой аттестации обучающихся, что не позволяет обеспечить реализацию в полном объеме образовательной программы и соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям.
Пояснения по существу нарушений: Согласно представленным документам институт внес изменения в учебные планы по специальности 53.05.03 Музыкальная звукорежиссура, профили "Режиссер игрового кино- и телефильма, педагог" и "Режиссер неигрового кино- и телефильма, педагог", очной и заочной форм обучения в части указания перечня аттестационных испытаний государственной итоговой аттестации: подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена; подготовка к защите и защита выпускной квалификационной работы.
При этом институт не представил программу государственной итоговой аттестации и фонды оценочных средств для государственной итоговой аттестации по специальности "Режиссер неигрового кино- и телефильма, педагог" (пункт 30 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 29.06.2015 N 636), разработанные и утвержденные с учетом изменений, внесенных в учебные планы. Таким образом, из-за отсутствия вышеперечисленных документов, анализ представленных документов не позволил установить устранение выявленного несоответствия.
В нарушение пункта 7.1.5 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 55.05.01 Режиссура кино и телевидения (уровень специалитета), утвержденного приказом Минобрнауки России от 16.11.2016 N 1427 (зарегистрирован Минюстом России 09.12.2016, регистрационный N 44634), - квалификация научно-педагогических работников института, реализующих образовательную программу по направлению подготовки 55.05.01 Режиссура кино и телевидения (уровень специалитета), не соответствует квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.01.2011 N 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23.03.2011, регистрационный N 20237): а) преподаватель кафедры режиссуры Мороз Константин Геннадьевич (приказ о приеме работника на работу от 31.08.2016 N 67-Л; индивидуальный план преподавателя на 2016-2017 учебный год, утвержденный на заседании кафедры 29.08.2016, протокол N 1, заведующий кафедрой Таланкин Д.И.; утвержденный 30.08.2016 первым проректором института Тереховой Т.А.), читает лекции по дисциплинам Особенности работы над научно-популярным фильмом; Изобразительное решение фильма; Клип, реклама; Режиссура сериалов, клипов, игровых рекламных роликов; б) преподаватель кафедры режиссуры Мишин Дмитрий Борисович (приказ о приеме работника на работу от 01.10.2014 N 158-Л; индивидуальный план преподавателя на 2016-2017 учебный год, утвержденный на заседании кафедры 29.08.2016, протокол N 1, заведующий кафедрой Таланкин Д.И.; утвержденный 30.08.2016 первым проректором института Тереховой Т.А.), читает лекции по дисциплинам Кинооператорское мастерство; Теория и практика кинооператорского мастерства; Кинокомпозиция; Техника и технология видеофильма; Мастерство художника фильма; Телесъемочная аппаратура; в) преподаватель кафедры режиссуры Павлов Дмитрий Викторович (приказ о 23 приеме работника на работу от 31.08.2011 N 86/Л; индивидуальный план преподавателя на 2016-2017 учебный год, утвержденный на заседании кафедры 29.08.2016, протокол N 1, заведующий кафедрой Таланкин Д.И.; утвержденный 30.08.2016 первым проректором института Тереховой Т.А.), читает лекции по дисциплинам Современные формы монтажа; Теория и практика монтажа; Основы монтажа; г) на должность заведующего кафедрой театрального мастерства принят Коковкин Сергей Борисович (приказ о приеме работника на работу от 14.10.2014 N 163-Л, трудовой договор от 14.10.2014 N 39), не имеющий ученой степени и ученого звания. Согласно представленным документам институт расторг трудовой договор, заключенный с научно-педагогическим работником Мороз К.Г.; перевел Коковкина СБ. с должности заведующего кафедрой на должность старшего преподавателя; перевел Павлова Д.В. и Мишина Д.Б. с должности преподавателя на должность старшего преподавателя.
При этом институт не представил документы об образовании и о квалификации Павлова Д.В., Мишина Д.Б., Коковкина СБ., а также документы, подтверждающие их опыт работы, что не позволяет установить соответствие квалификации Павлова Д.В., Мишина Д.Б., Коковкина СБ. занимаемой должности старшего преподавателя и, соответственно, сделать вывод об устранении несоответствия. Таким образом, из-за отсутствия вышеперечисленных документов, анализ представленных документов не позволил установить устранение выявленного несоответствия.
В нарушение пункта 7.1.2 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 55.05.03 Кинооператорство, утвержденного приказом Минобрнауки России от 11.08.2016 N 1021 (уровень специалитета), - в институте электронная информационно-образовательная среда не обеспечивает фиксацию хода образовательного процесса по образовательной программе по специальности 55.05.03 Кинооператорство, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы; формирование электронного портфолио обучающегося с сохранением его работ, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса.
Пунктом 7.1.2 федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 55.05.03 Кинооператорство (уровень специалитета), утвержденного приказом Минобрнауки России от 11.08.2016 N 1021, установлено: "7.1.2. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации....... Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать: доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, 24 к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах; фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы бакалавриата; проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса: взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействия посредством сети "Интернет".
В ходе анализа документов, представленных институтом, и информации, размещенной на официальном сайте института http://wwvv.mitro-tv.ru/, установлено: институт предстали скриншоты страниц сайта, содержащие информацию о размещении курсовых работ и научно-исследовательских работ (без указания учебной дисциплины) десяти обучающихся по программе специалитета по специальности 55.05.03 Кинооператорство (Соколов С.Н., Бедов И., Гусев Г.О., Антуфьева А.А., Гальянов А.А., Турлаева Ж., Калинин Е.А., Ганчев Е., Смоляков Н.С., Демиденко И.А.), при контингенте обучающихся по программе бакалавриата 164 человека.
Также указанные скриншоты не содержат информацию об оценках на эти работы; для доступа к системе формирования электронного портфолио необходимо пройти авторизацию.
При этом представленные документы не содержат информации о том, каким образом обеспечивается формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса.
Таким образом, из-за отсутствия вышеперечисленных документов, анализ представленных документов не позволил установить, что по образовательной программе по специальности 55.05.03 Кинооператорство электронная информационно- образовательная среда института обеспечивает: фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы специалитета; формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса.
В нарушение пункта 7.1.6 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 55.05.03 Кинооператорство, утвержденного приказом Минобрнауки России от 11.08.2016 N 1021 (уровень специалитета), - в институте доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) составляет менее 50% от общего количества научнопедагогических работников.
Согласно штатному расписанию, утвержденному приказом института N 03/1 от 01.02.2017, количество штатных единиц профессорско-преподавательского состава составляет 49,2 ставки. 78 преподавателей работают на основе гражданско- правовых договоров об оказании образовательных 25 услуг, в которых не установлены виды учебной работы и объем учебной нагрузки в академических часах. Институтом не представлены документы по планированию учебной нагрузки в отношение лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера, что не дает возможность определить долю штатных научно- педагогических работников в выполнении учебной нагрузки при реализации основных образовательных программ высшего образования в целом по институту.
Пунктом 7.1.6 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 55.05.03 Кинооператорство, утвержденного приказом Минобрнауки России от 11.08.2016 N 1021, установлено: "7.1.6. Доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 50 процентов от общего количества научно-педагогических работников организации".
Согласно штатному расписанию института от 07.06.2017 N 11-У и штатной расстановке от 07.06.2016 количество штатных единиц профессорско- преподавательского состава составляет 47,35 ст.
Вместе с тем, институт не представил информацию об общем количестве научно-педагогических работников организации, привлекаемых к реализации образовательных программ в институте; не представил документы по планированию учебной нагрузки в отношении лиц, работающих на основании гражданско-правовых договоров.
Поэтому не представляется возможным установить долю штатных научно- педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) в общем количестве научно-педагогических работников организации.
Таким образом, из-за отсутствия вышеперечисленных документов, анализ представленных документов не позволил установить устранение выявленного несоответствия.
В нарушение пункта 7.3.1 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 55.05.03 Кинооператорство (уровень специалитета), утвержденного приказом Минобрнауки России от 11.08.2-16 N 1021, - в библиотечном фонде института и электронно-библиотечных системах, используемых институтом, отсутствует основная литература, установленная в рабочих программах дисциплин образовательной программы по специальности 55.05.03 Кинооператорство (выборочно: "Звуковое решение фильма", "Социология", "История отечественного кино"): Голякин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения. Учебное пособие для студентов вузов. -М.: Аспект Пресс,2011; Волков Ю.Г. Социология. Учебник для студентов вузов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012; Кравченко А.И. Социология. Хрестоматия для вузов. - Екатеринбург: Академический проект. Деловая книга, 2012; Воскресенская И.Н. Звуковое решение фильма. М., 2012; Доусон Д.Г. Фильм -творческий процесс. М.,2011; Ермолов М. Звуковое решение фильма. М.,2012; Франк Г. Звук как зрительная ассоциация. Спб., 2012. Согласно отчету, институт внес изменения в рабочие программы дисциплин "Звуковое решение фильма", "Социология", "История отечественного кино" в части указания электронных изданий электронно-библиотечной системы IPRbooks в перечне основной литературы, необходимой для освоения дисциплин. Однако, институт не представил документы, подтверждающие право доступа к 26 электронным изданиям электронно-библиотечной системы IPRbooks, указанным в рабочих программах дисциплин, а также документы, подтверждающие обеспечение каждого обучающегося индивидуальным неограниченным доступом к электронным изданиям электронно-библиотечной системы IPRbooks, указанным в рабочих программах дисциплин.
Таким образом, из-за отсутствия вышеперечисленных документов, анализ представленных документов не позволил установить устранение выявленного несоответствия. Таким образом, Институтом не были представлены в полном объеме документы, подтверждающие устранение ранее выявленных несоответствий по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.
В соответствии с ч. 9 ст. 93 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в случае установления факта не устранения выявленных несоответствий требованиям федеральных государственных образовательных стандартов Рособрнадзор должен в обязательном порядке принять соответствующие меры, предусмотренные частью 9 статьи 93 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", в данном случае издать приказ о лишении государственной аккредитации образовательной деятельности.
По смыслу норм Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" нарушение любого пункта федерального государственного образовательного стандарта (в части материально-технического обеспечения, учебно- методической литературы или учебно-методической документации, требований, предъявляемых к профессорско-преподавательскому составу и т.п.) влияет на качество подготовки обучающихся.
Следует также отметить, что в соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" меры, принимаемые по результатам проведения проверок качества образования, устанавливаются Законом об образовании.
Судом первой инстанции оценены доказательства по делу в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и сделан правомерный вывод о том, что Институтом в полном объеме не устранены выявленные Рособрнадзором нарушения. Неустранение несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам требованиям федеральных государственных образовательных стандартов влечет за собой нарушение образовательных стандартов и приводит к ухудшению качества подготовки обучающихся, а также свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц и необходимости принятия мер, предусмотренных частью 9 статьи 93 Закона N 273-ФЗ.
Согласно ч. 6 ст. 93 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в случае выявления нарушения требований законодательства об образовании соответствующий орган по контролю и надзору в сфере образования выдает органу или организации, допустившим такое нарушение, предписание об устранении выявленного нарушения. Указанный в предписании срок его исполнения не может превышать шесть месяцев.
Согласно ч. 9 ст. 93 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в случае выявления несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам орган по контролю и надзору в сфере образования приостанавливает действие государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки и устанавливает срок устранения выявленного несоответствия. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. До истечения срока устранения выявленного несоответствия орган по контролю и надзору в сфере образования должен быть уведомлен организацией, осуществляющей образовательную деятельность, об устранении выявленного несоответствия с приложением подтверждающих документов. В течение тридцати дней после получения уведомления орган по контролю и надзору в сфере образования проводит проверку содержащейся в уведомлении информации об устранении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, выявленного несоответствия. Действие государственной аккредитации возобновляется по решению органа по контролю и надзору в сфере образования со дня, следующего за днем подписания акта, устанавливающего факт устранения выявленного несоответствия.
В случае, если в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок организация, осуществляющая образовательную деятельность, не устранила выявленное несоответствие, орган по контролю и надзору в сфере образования лишает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки.
При таких обстоятельствах и принимая во внимание предмет и основание заявленных по настоящему делу требований, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта. Все документы и обстоятельства спора, на которые ссылается заявитель в апелляционной жалобе, были приняты во внимание судом первой инстанции, что нашло подтверждение в ходе проверки и повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.10.2017 по делу N А40-140300/17 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-140300/2017
Истец: НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ТЕЛЕВИДЕНИЯ И РАДИОВЕЩАНИЯ "ОСТАНКИНО"
Ответчик: Рособрнадзор, ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ