Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 17 мая 2018 г. N Ф05-5327/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
05 февраля 2018 г. |
Дело N А41-49290/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 февраля 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Панкратьевой Н.А.,
Судей Диаковской Н.В., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ефимовым А.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 10.11.2017 по делу N А41-49290/17, принятое судьей Семеновой А.Б., по заявлению ОАО "Российские железные дороги" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области третье лицо: ТУ Росимущества в Московской области, о признании незаконным решения от NМО-17/РКФ-128744 от 10.04.2017 и обязании устранить нарушения.
при участии в заседании:
от ОАО "Российские железные дороги": Плетнева О.Н. по доверенности от 08.09.2017;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: Мельник Р.А. по доверенности от 29.12.2017;
от ТУ Росимущества в Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области N МО-17/РКФ-128744 от 10.04.2017 об отказе в исправлении технической ошибки в сведениях ЕГРН в части внесения сведений о предыдущих кадастровых номерах и координатах (описания границ) земельного участка с кадастровым номером 50:12:0510130:0001; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "РЖД" путем восстановления в ЕГРН предыдущих кадастровых номеров земельного участка (50:12:0000000:54 и 50:12:0000000:51274) и сведений о координатах (описании границ) земельного участка с кадастровым номером 50:12:0510130:0001 посредством внесения в единый государственный реестр недвижимости сведений о координатах границ (описания границ) земельного участка в соответствии с кадастровым планом от 24.01.2005 N 12.1/05-0991 (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ - л.д. 49).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Росимущества в Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 10.11.2017 по делу N А41-49290/17 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить в полном объеме.
В апелляционной жалобе Управление просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления в полном объеме.
Представитель Управления в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ОАО "РЖД" в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Российской Федерации на праве собственности в силу закона принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:12:0510130:0001, площадью 420 400 кв. м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: пою размещение федеральной железной дороги.
Как следует из кадастрового плана земельного участка с кадастровым 50:12:0510130:0001 от 28.01.2005 (л.д. 60, 61) границы указанного земельного участка были установлены на местности, координаты характерных точек границ земельного участка указаны в кадастровом плане.
На основании договора аренды земельного участка 95/09-Р от 01.12.2009, заключенного между Территориальным управлением Росимущества в Московской области (арендодатель) и ОАО "Российские железные дороги" (арендатор), заявитель является арендатором земельного участка с кадастровым номером 50:12:0510130:0001. Договор заключен на 49 лет. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Согласно п. 1.1 указанного договора предметом договора является земельный участок, находящийся в федеральной собственности, с кадастровым номером 50:12:0510130:0001 (присвоен кадастровый номер 50:12:0000000:54), расположенный по адресу: Московская область, Юго-западная часть Мытищинского района, площадью 420400 кв. м. Земельный участок предоставлен для эксплуатации и обслуживания железнодорожного транспорта. Данный земельный участок полностью занят объектами железнодорожного транспорта, принадлежащими ОАО "РЖД" на праве собственности.
В соответствии с п. 1.2 указанного договора границы земельного участка определены на кадастровой карте (плане) земельного участка, прилагаемой к договору и являющейся его неотъемлемой частью (Приложение N 1 - кадастровый план земельного участка от 24.01.2005 N 12.1/05-12.1/05-0991).
Решением Арбитражного суда Московской области 20.06.2014 по делу N А41-68434/13 удовлетворены требования ОАО "РЖД" о признании незаконным решения ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:12:0510130:0001.
Обращаясь в суд с настоящим заявлением ОАО "Российские железные дороги" указывает, что в процессе проведения мероприятий по исполнению указанного решения суда изменились существенные характеристики земельного участка с кадастровым номером 50:12:0510130:0001, а именно: указанному земельному участку присвоен кадастровый номер 50:12:0000000:54 и исключены сведения о границах указанного земельного участка.
С целью исправления технической ошибки, допущенной в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в Территориальный отдел N 17 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии 06.04.2017 было подано заявление о восстановлении сведений о границах земельного участка и указании всех предыдущих кадастровых номеров с приложением необходимых подтверждающих документов.
10.04.2017 Управление Росреестра по Московской области приняло решение об отказе в удовлетворении указанного заявления в связи с отсутствием оснований для исправления технической ошибки.
Считая указанный отказ незаконным, не соответствующим действующему законодательству и нарушающим права ОАО "Российские железные дороги", заявитель обрался в арбитражный суд.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно кадастровому плану от 24.01.2005 N 50-12/05-12.1/05-12.1/05-0991, спорный земельный участок с кадастровым номером 50:12:0510130:0001 был поставлен на кадастровый учет Земельной кадастровой палатой, осуществлявшей функции по ведению государственного земельного кадастра и мониторинга земель в Московской области, по результатам межевания. Указанный документ содержит сведения об уникальных характеристиках земельного участка с кадастровым номером 50:12:0510130:0001, внесенные в Реестр по результатам межевания, в кадастровом плане содержатся описание границ (сведения о координатах) земельного участка.
Как указывает заявитель, на основании указанных документов в государственный кадастр недвижимости вносились сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:12:0510130:0001, в том числе сведения об уникальных характеристиках. Указанные документы были представлены в приложении к заявлению об исправлении технической ошибки.
Согласно пункту 1 статьи 61 Федерального закона 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", вступившего в силу с 01.01.2017, техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. Воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
Частью 1 ст. 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), действовавшего до вступления в силу Федерального закона 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", предусмотрено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 названного Закона.
Часть 4 статьи 24 Закона о кадастре указывает, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 данной статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером 50:12:0510130:0001 являлся ранее учтенным, в отношении него произведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации, оснований для исключения из ГКН сведений о границах указанного участка не имелось.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Доказательств наличия вступившего в законную силу решения суда об аннулировании из государственного кадастра недвижимости сведений о границах спорного земельного участка Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области не представлено. Напротив, решением Арбитражного суда Московской области 20.06.2014 по делу N А41-68434/13 суд обязал ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области внести в государственный кадастр недвижимости сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером 50:12:051 01 30:0001, площадью 420 400 кв. м, имеющим местоположение: Московская область, Юго-западная часть Мытищенского кадастрового района.
Также в материалы дела не представлено доказательства того, что границы спорного земельного участка установлены с нарушением требований закона.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в ЕГРН не содержатся сведения о местоположении границы спорного земельного участка, не влияют на правильность выводов суда первой инстанции, равно как и доводы о смене системы координат.
Довод о пропуске срока обращения в суд с настоящим заявлением мотивировано отклонен судом первой инстанции.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 10.11.2017 по делу N А41-49290/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.