Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 10 мая 2018 г. N Ф05-6123/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
06 февраля 2018 г. |
Дело N А40-155178/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центральной энергетической таможни
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.11.2017 по делу N А40-155178/17, принятое судьей Полукаровым А.В.
по заявлению ООО "Газпром экспорт" (ИНН 7706193766)
к Центральной энергетической таможни
о признании незаконным Требования N 132,
при участии:
от заявителя: |
Суздалев С.Н. по дов. от 09.08.2017; |
от заинтересованного лица: |
Джафаров А.Д. по дов. от 15.12.2017; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 16.11.2017 признано недействительным требование Центральной энергетической таможни N 132 от 11.05.2017 об уплате таможенных платежей.
Таможенный орган, не согласившись с принятым решением, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании представители таможенного органа и общества поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, в рамках внешнеэкономического Контракта от 29.10.1974 года (далее -)акт), заключенного между ООО "Газпром экспорт" и компанией Юнипер Зал Коммодитиз СЕ (в 2015 году "E.ON GEOBAL COMMODITIES SE"), сманил (далее - Покупатель), в декабре 2015 года Общество осуществило поставку экспорт в Германию природного газа в объеме 138 409 947 метров кубических. В соответствии с положениями заключенного Сторонами Контракта, в целях получения от Покупателя оплаты за полученный природный газ, 12 января 2016 года Обществом был выставлен счет N 3000239916/1200120264 на оплату вышеуказанной партии природного газа на общую сумму 24 290 626,70 Евро.
Процедура временного периодического таможенного декларирования рассматриваемой поставки природного газа была начата Обществом 19 ноября 2015 года путем подачи в Центральную энергетическую таможню временной таможенной декларации N 10006032/191115/0001913 (далее ВТД) на планируемую поставку природного газа в декабре 2015 года, в том числе, по Контракту с Покупателем.
Временная таможенная декларация была зарегистрирована таможенным органом 19 ноября 2015 года, таможенные платежи были своевременно и в полном объеме уплачены Обществом. Товар в рамках вышеуказанной таможенной декларации был выпущен таможенным органом, о чем свидетельствует штамп ЦЭТ "Выпуск разрешен" от 20 ноября 2015 года.
По результатам завершения поставки природного газа в рамках Контракта в декабре 2015 года, в целях завершения процедуры таможенного оформления вышеуказанной поставки товара, Общество представило в ЦЭТ полную таможенную декларацию N 10006032/190116/0000125 (далее ПВД). ПВД была принята и зарегистрирована таможенным органом, таможенная пошлина своевременно и в полном объеме была уплачена Обществом, о чем свидетельствует, в том числе штамп Выпуск разрешен", проставленный таможенным органом в графе "С" 51 ПВД 19 января 2016 года.
В соответствии с положениями заключенного Сторонами Контракта, в целях получения от Покупателя оплаты за полученный природный газ, 12 января 2016 года Обществом был выставлен счет N 3000239916/1200120264 на оплату вышеуказанной партии природного газа на общую сумму 24 290 626,70 Евро.
Учитывая, что определенная Обществом стоимость сделки полностью соответствовала подлежащим применению в тот момент условиям заключенного Сторонами Контракта, вышеуказанный счет был полностью оплачен Покупателем товара.
В последующем, стоимость, в том числе, вышеуказанной внешнеэкономической сделки по поставке природного газа, имевшей место в декабре 2015 года, была пересмотрена Сторонами в соответствии со Статьей 3 Соглашения между ООО "Газпром экспорт", Юнипер Глобал Коммодитиз СЕ и МЕТА-Метанхандель ГмБХ от 24.03.2016 года в ретроактивном порядке. Осуществленный сторонами пересмотр Стоимости сделки в рассматриваемом случае привел к увеличению стоимости такой сделки.
В целях получения денежных средств в соответствии с достигнутым Сторонами компромиссом о пересмотре стоимости сделки, 05.04.2016 года Общество выставило Покупателю дебет ноту N 3000243037/1200122396 на оплату товара в сумме 8 998 082,95 Евро.
Вышеуказанная дебет нота N 3000243037/1200122396 была принята и акцептована Покупателем товара в полном объеме.
Указанные обстоятельства и стали основанием для оформления Обществом и представлению в ЦЭТ корректировки декларации на товары и доплате таможенной пошлины, исходя из такой корректировки в 2016 году.
В качестве основы для расчета и уплаты таможенной пошлины по первому методу определения таможенной стоимости в рамках рассматриваемой ПВД, Обществом была использована стоимость сделки, установленная Сторонами в соответствии с подлежащими применению в тот момент условиями Контракта.
Учитывая, что по итогам реализации Покупателем предусмотренного Контрактом права на пересмотр цены, общая стоимость рассматриваемой партии природного газа, с учетом изменений, составила 24 290 626,70 Евро, 07.12.2016 года ООО "Газпром экспорт" была оформлена корректировка декларации на товары N 10006032/190116/0000125/01 (далее - КДТ1) к ПВД. Увеличенная стоимость сделки по поставке спорных объемов природного газа была заявлена Обществом в ПВД N 10006032/190116/0000125 (далее ПВД), что подтверждается графами 22 и 42 ПВД. С учетом подлежащего применению курса Евро - 69,0021 рублей РФ за один Евро (графа 23 ПВД), таможенная стоимость рассматриваемого товара, определенная в соответствии со стоимостью сделки и являющаяся основой для расчета таможенной пошлины, составила 1 676 104 252,62 рублей РФ (графы 12,45 и 47 ПВД). В графе 47 ПВД Общество отразило расчет уплаченной таможенной пошлины в размере 30% от таможенной стоимости рассматриваемой партии природного газа, которая составила 502 831 275,79 рублей РФ. Одновременно с подачей КДТ1 к ПВД ООО "Газпром экспорт" была доплачена таможенная пошлина в соответствии с пересмотренной стоимостью сделки. Доплата таможенной пошлины составила 186 265 985,85 рублей РФ и была своевременно и в полном объеме осуществлена Обществом, о чём свидетельствует отметка ЦЭТ от 19.12.2016 года в графе "D" измененной ПВД N 10006032/190116/0000125. Таким образом, обращение Общества от 07.12.2016 года о внесении изменений в ПВД N 10006032/190116/0000125 было полностью удовлетворено ЦЭТ, таможенная пошлина получена таможенным органом в полном объеме, скорректированные сведения внесены таможенным органом в ПВД N 10006032/190116/0000125, что подтверждается отметками ЦЭТ от 19.12.2016 года в графе "D" КДТ1 к ПВД. Стоимость рассматриваемой сделки, являющаяся основой для расчета таможенной пошлины как на этапе оформления ВТД, так и ПВД и последующей корректировки такой ПВД, заявлялась Обществом в полном соответствии с установленной Сторонами Контракта стоимостью рассматриваемой сделки и полученными от Покупателя денежными средствами, на дату наступления каждого из вышеуказанных этапов таможенного оформления такой сделки. При этом, установленная Сторонами Контракта стоимость рассматриваемой сделки на каждом из этапов таможенного оформления такой сделки, не оспаривалась и была признана обоснованной непосредственно таможенным органом, поскольку товар в установленные сроки был выпущен ЦЭТ, дополнительных проверок обоснованности стоимости сделки ЦЭТ не проводилось, каких-либо требований, свидетельствующих о необходимости корректировки таможенной стоимости и/или стоимости сделки в рамках рассматриваемой поставки, таможенным органом не выставлялось
Письмом Центральной энергетической таможни (ЦЭТ, таможенный орган) от 15 мая 2017 года N 01-21/4357 в адрес ООО "Газпром экспорт" (Общество) было направлено Требование от 11 мая 2017 года N 132 об уплате таможенных платежей (Требование ЦЭТ).
Из мотивировочной части Требования ЦЭТ следует, что вышеуказанное Требование было выставлено таможенным органом в связи с внесением изменений в ДТ N 10006032/190116/0000125 по обращению ООО "Газпром экспорт" от 07.12.2016, повлекшим изменение обязанности по уплате вывозных таможенных пошлин и не соблюдением сроков уплаты таможенных пошлин, установленных статьей 312 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Учитывая вышеуказанные обстоятельства, ЦЭТ приходит к выводу, что за Обществом числится задолженность по уплате пени в размере 21 193 964 руб. 76 коп., за период с 21.01.2016 года по 07.12.2016 года, включительно.
Несогласие общества с вышеуказанным требованием послужило основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. ст. 115, 117, 121 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", ст. 64 Таможенного кодекса Таможенного союза, с учетом установленных по делу обстоятельств, пришел к выводу о наличии совокупности условий для признания недействительным оспариваемого требования таможенного органа.
Рассмотрев повторно материалы дела, выслушав представителей сторон, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо, не соглашаясь с выводами суда, указывает на то, что заявителем нарушены сроки уплаты вывозной таможенной пошлины, установленные ч. 13 ст. 312 Федерального закона N 311-ФЗ, в связи с чем таможенный орган в соответствии со ст. 151 названного закона выставил оспариваемое требование.
По мнению заинтересованного лица, судом не приняты во внимание положения ч. 8 ст. 152 Федерального закона N 311-ФЗ согласно которым в случае принятия решения о корректировке таможенной стоимости, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в декларации на товары, после выпуска товаров и корректировке ее электронной копии днем обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей считается день заполнения формы корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей, формы корректировки декларации на товары.
Таможенный орган полагает необоснованным и вывод суда о том, что в течение всего периода в бюджете Российской Федерации находилась излишне уплаченная обществом сумма таможенной пошлины, поскольку авансовые платежи находятся на лицевом счете участника ВЭД, открытом в таможенном органе, а не в бюджете Российской Федерации, до тех пор, пока указанное лицо не сделает какое-либо распоряжение об их использовании.
Доводы жалобы рассмотрены судом апелляционной инстанции и признаны подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Из обстоятельств дела следует, заявитель осуществляет деятельность по вывозу с таможенной территории Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза природного газа, перемещаемого трубопроводным транспортом, и производит декларирование товаров с применением процедуры временного периодического таможенного декларирования в порядке, установленном ст. ст. 214, 312 Федерального закона N 311-ФЗ, в соответствии с которыми временное периодическое таможенное декларирование производится путем подачи декларантом в таможенный орган временной таможенной декларации, а затем одной или нескольких полных таможенных деклараций.
В соответствии с п. 1 ст. 64 Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории таможенного союза, определяется в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, таможенному органу которого производится таможенное декларирование товаров.
Пунктом 7 Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 N 191, предусмотрено, что основой определения таможенной стоимости вывозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном п. 11 Правил.
Пункт 11 Правил устанавливает, что таможенной стоимостью вывозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из Российской Федерации в страну назначения.
Согласно п. 2 ст. 115 Федерального закона N 311-ФЗ таможенные пошлины, налоги в отношении товаров, особенности таможенного декларирования которых указаны в пп. 2 и 4 ст. 194 Таможенного кодекса Таможенного союза, уплачиваются до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 117 Федерального закона N 311-ФЗ обязанность плательщика по уплате таможенных пошлин, налогов считается исполненной, если размер денежных средств составляет не менее суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов авансовых платежей или денежного залога, а если такой зачет производится по инициативе плательщика - с момента получения таможенным органом распоряжения о зачете.
Согласно ч. 3 ст. 121 Федерального закона N 311-ФЗ в качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается представление им или от его имени таможенной декларации, заявления на возврат авансовых платежей либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении этого лица использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей.
При этом согласно ч. 1 данной статьи авансовыми платежами признаются денежные средства, внесенные в счет уплаты предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов в отношении конкретных товаров.
В соответствии с п. 1 ст. 151 Федерального закона N 311-ФЗ пенями признаются установленные указанной статьей денежные суммы, которые плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Таким образом, основанием для начисления пени является факт неуплаты или неполной уплаты плательщиком в установленные сроки таможенных пошлин, налогов.
Требование от 11 мая 2017 года N 132 выставлено в связи с нарушением заявителем, по мнению таможенного органа, Обществом сроков уплаты таможенной пошлины в сумме 186 265 985,85 руб. в период с 21.01.2016 года по 07.12.2016 года.
Стоимость рассматриваемой сделки, являющаяся основой для расчета таможенной пошлины как на этапе оформления деклараций и последующей корректировки заявлялась обществом в соответствии с установленной сторонами контракта стоимостью рассматриваемой сделки и полученными от покупателя денежными средствами на дату наступления каждого из этапов таможенного оформления такой сделки.
Стоимость рассматриваемой сделки на каждом из этапов таможенного оформления такой сделки признана обоснованной таможенным органом, поскольку товар в установленные сроки таможенным органом выпущен, дополнительных проверок обоснованности стоимости сделки таможней не проводилось, требований, свидетельствующих о необходимости корректировки таможенной стоимости и/или стоимости сделки в рамках рассматриваемой поставки, таможенным органом не выставлялось.
Распоряжения заявителя ранее внесенными авансовыми платежами путем подачи ВТД, ПВД, КДТ1 в целях уплаты таможенной пошлины, рассчитанной на основе стоимостей сделки, действующих на этапах подачи указанных деклараций и КДТ1, свидетельствуют о своевременном и надлежащем исполнении обществом обязанности по уплате таможенных пошлин., в связи с чем оснований для начисления пени вследствие просрочки уплаты данных платежей за период с 21.01.2016 года по 07.12.2016 года не имелось.
Кроме того, в течение всего указанного периода, за который обществу начислены пени, у общества имелась излишне уплаченная сумма таможенной пошлины в размере 2.000.000 руб.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно установлено как отсутствие факта неуплаты или нарушения заявителем сроков уплаты таможенных платежей, так и факт отсутствия причинения ущерба государственной казне Российской Федерации.
Учитывая своевременное и надлежащее исполнение обществом обязанности по уплате таможенных пошлин в ходе таможенного оформления спорной партии природного газа, а также наличие в бюджете Российской Федерации, на протяжении всего периода за который обществу начислены пени, излишне уплаченной обществом таможенной пошлины, значительной превышающей сумму таможенной пошлины, в отношении которой таможенный орган вменяет обществу нарушение сроков уплаты, в данном конкретном случае, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое требование таможенного органа является незаконным и подлежит отмене.
Нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16.11.2017 по делу N А40-155178/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.