город Москва |
|
06 февраля 2018 г. |
Дело N А40-246296/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Левиной Т.Ю.,
судей Проценко А.И., Семикиной О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Валежной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Федерального агентства воздушного транспорта
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 03 ноября 2017 года по делу N А40-246296/15,
принятое судьей Жежелевской О.Ю.
по иску Открытого акционерного общества "Авиационная компания "ТРАНСАЭРО"
(ИНН 5701000985, ОГРН 1025700775870)
к Федеральному агентству воздушного транспорта
(ИНН 7714549744, ОГРН 1047796301002)
третье лицо: временный управляющий ОАО "АК "ТРАНСАЭРО"
Котов Михаил Сергеевич (ИНН 504700282785)
о взыскании денежных средств
при участии в судебном заседании:
от истца Мещерякова О.С. по доверенности от 26.01.2018
Бессонова П.А. по доверенности от 11.01.2018
от ответчика Коблов Д.С. по доверенности от 28.12.2017
от третьего лица не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Авиационная компания "Трансаэро" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Росавиации (далее - ответчик) о взыскании субсидии в размере 25 300 000 руб.
Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен временный управляющий ОАО "АК "Трансаэро".
Решением суда первой инстанции от 17.06.2016, оставленным без изменения постановлениями Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2016 и Арбитражного суда Московского округа от 01.02.2017, в удовлетворении иска отказано.
Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 17.07.2017 решение Арбитражного суда города Москвы от 17.06.2016 по делу N А40-246296/2015, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2016 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 01.02.2017 отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда города Москвы от 03.11.2017 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы, Росавиация обратилась в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение в полном объеме.
В обоснование поданной жалобы заявитель ссылается на то, что у истца имелась задолженность по уплате обязательных платежей, следовательно, субсидия предоставлена быть не может.
Истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал апелляционную жалобу, просил отменить решение.
Представители истца возражали против жалобы, считают решение законным и обоснованным.
Третье лицо, извещенное о времени и месте заседания, в суд не явилось.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы отсутствуют.
Как следует из материалов дела, между Федеральным агентствам воздушного транспорта и ОАО "АК "ТРАНСАЭРО" заключен договор N Д-96-14 о предоставлении субсидий в 2015 году, в соответствии, с условиями которого Истец осуществляет воздушные перевозки пассажиров-граждан РФ по специальному тарифу, не превышающему 3 800 рублей по маршруту Калининград-Москва-Калининград, а ответчик предоставляет истцу субсидию в порядке, установленном Правилам предоставления из федерального бюджета субсидий организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров из г. Калининграда в европейскую часть - Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2012 года N 1321 и договором, на общую сумму, не превышающую 25 300 000 рублей.
Во исполнение условий договора от 13.04.2015 N Д-96-14 о предоставлении субсидий в 2015 году, общество "АК "Трансаэро" осуществило воздушные перевозки граждан по специальному (льготному) тарифу по маршруту Калининград - Москва - Калининград за период с мая по сентябрь 2015 года на общую сумму 25 893 400 руб. В целях возмещения части понесенных затрат, вызванных указанными воздушными перевозками, общество "АК "Трансаэро" обратилось в Росавиацию с заявлением о выплате соответствующих субсидий, предоставив документы для получения субсидии, указанные в пункте 3.2 договора, а именно: расчет размера субсидии, подписанный Генеральным директором или главным бухгалтером, или иным уполномоченным лицом; отчет о количестве перевезенных пассажиров; реестр перевозочных документов.
Росавиацией принято решение о возврате документов без выплаты соответствующей субсидии в связи с нарушением авиаперевозчиком срока предоставления документов для получения субсидии, установленного пунктом 11 Правил предоставления из федерального бюджета субсидий организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров из города Калининграда в европейскую часть страны и в обратном направлении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 N 1321 (далее по тексту - Правила), а также невыполнением им требований подпункта "в" пункта 22 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2014 N 1563 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" о предоставлении справки, подтверждающей отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения с исковым требованием в арбитражный суд.
Установлено, что решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.09.2017 г. по делу N А56-75891/2015 в отношении ОАО "Авиационная компания "ТРАНСАЭРО" открыта процедура банкротства - конкурсное производство, сроком до 13 марта 2018 года.
Конкурсным управляющим ОАО "Авиационная компания "ТРАНСАЭРО" утвержден член Ассоциации "Евросибирская саморегулируемая организация арбитражных управляющих" арбитражный управляющий Белокопыт Алексей Васильевич.
При новом рассмотрении, истец уточнил заявленные требования, указав на технические ошибки в расчете в первоначальном иске, указав на то, что истец осуществлял перевозки за период с мая 2015 г. по октябрь 2015 г., а не по сентябрь как было указано изначально. Помимо этого, в первоначальном иске допущена ошибка в количестве перевезенных в сентябре пассажиров: 1 537 вместо 1 533. Таким образом, корректное количество перевезенных Истцом пассажиров за период с мая 2015 г. по октябрь 2015 г. следующее: за май 2015 г. - 867 пассажиров; за июнь 2015 г. - 2 294 пассажиров; за июль 2015 г. - 2 950 пассажиров; за август 2015 г. - 3 077 пассажиров; сентябрь 2015 г. - 1 533 пассажиров; октябрь 2015 г. - 106 пассажиров.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок предоставления субсидий юридическим лицам из федерального бюджета устанавливается актами Правительства Российской Федерации.
В силу условий договора для получения субсидии истец ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за календарным месяцем, в котором совершены подлежащие субсидированию перевозки, предоставляет следующие документы: расчет размера субсидии, подписанный генеральным директором или главным бухгалтером, или иными уполномоченными лицами; отчет о количестве перевезенных пассажиров; реестр перевозочных документов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 N 1321 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров из г. Калининграда в европейскую часть страны и в обратном направлении" утверждены Правила предоставления из федерального бюджета субсидий организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров из г. Калининграда в Европейскую часть страны в обратном направлении (далее - Правила).
В силу п. 9 указанных Правил субсидия предоставляется авиаперевозчику ежемесячно и рассчитывается как произведение количества фактически перевезенных пассажиров по маршруту за отчетный месяц и размера субсидии на одного пассажира.
В соответствии с Приложением к Правилам предоставления из федерального бюджета субсидий организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров из г. Калининграда в европейскую часть страны и в обратном направлении размер субсидии на одного пассажира составляет 2 300 рублей.
В соответствии с пп. "в" п. 22 постановление N 1563 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.04.2015 N 359) предоставление из федерального бюджета субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) (далее - юридические лица), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг осуществляется в 2015 году с учетом предоставление субсидий осуществляется при условии отсутствия задолженности у получателя субсидии по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно п. 11 Правил для получения субсидии авиаперевозчик представляет ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, в Федеральное агентство воздушного транспорта расчет причитающейся субсидии и отчет о количестве фактически перевезенных пассажиров с приложением реестра перевозочных документов, подтверждающих выполнение воздушных перевозок по специальному тарифу (далее - документы).
Авиаперевозчик несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах.
Как правильно указал суд первой инстанции, к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению в первую очередь нормы Правил, как специального нормативного акта, регулирующего порядок предоставления из федерального бюджета субсидий организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров из города Калининграда в европейскую часть страны и в обратном направлении.
Указанным нормативным актом, регулирующим, в том числе отношения, касающиеся комплекта документов, необходимых для получения субсидии, не предусмотрена обязанность авиаперевозчика предоставлять ежемесячно справку об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Отсутствует указанная обязанность и в соответствующем договоре, заключенном между сторонами спора, пункт 3.2. которого содержит закрытый перечень документов, ежемесячно предоставляемый авиаперевозчиком в агентство для получения субсидии в целях возмещения части понесенных затрат, вызванных указанными воздушными перевозками.
Пунктами 11 и 12 Правил предусмотрен общий порядок взаимодействия сторон при подаче и рассмотрении документов, подтверждающих выполнение перевозок по специальному тарифу. Документы были представлены авиаперевозчиком агентству до истечения установленного срока возврата соответствующих средств в федеральный бюджет, а Правилами не предусмотрено такое основание для возврата документов без выплаты соответствующей субсидии, как нарушение авиаперевозчиком срока предоставления документов для получения субсидии.
Согласно пункту 3.4. договора авиаперевозчик несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в представляемых в агентство документах. Вместе с тем, ограничившись формальной констатацией факта нарушения заявителем требований пункта 11 Правил и невыполнение им требований подпункта "в" пункта 22 Постановления N 1563, Росавиацией не дано какой-либо правовой оценки фактическим обстоятельствам исполнения заявителем возложенной на него обязанности по перевозке пассажиров, несения им расходов в спорный период, совершения действий по их документальному подтверждению.
Все необходимые документы для получения субсидии, подтверждающие выполнение своих обязательств перевозчиком за период с мая по октябрь 2015 года, согласно условиям Договора, перевозчик ежемесячно предоставлял в Федеральное агентство воздушного транспорта РФ, а именно: расчет размера субсидии, подписанный Генеральным директором или главным бухгалтером, или иным уполномоченным лицом; отчет о количестве перевезенных пассажиров; реестр перевозочных документов.
Материалами дела подтвержден факт предоставления указанных документов в Федеральное агентство воздушного транспорта РФ, о чем имеется сопроводительное письмо ОАО "АК "Трансаэро", к которым были приложены вышеуказанные расчеты, отчеты, реестры.
Суд апелляционной инстанции по доводам апелляционной жалобы не находит оснований для иной, нежели данной судом первой инстанции, оценки представленных в материалы деле доказательств, и установлении на их основе иных имеющих значение для дела обстоятельств, которые бы свидетельствовали о наличии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необоснованности поданной апелляционной жалобы и оставлению обжалуемого решения суда первой инстанции без изменения.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 03 ноября 2017 года по делу N А40-246296/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Ю. Левина |
Судьи |
А.И. Проценко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-246296/2015
Истец: ОАО "АК "Трансаэро"
Ответчик: Федеральное агентство воздушного транспорта
Третье лицо: ОАО в/у "АК "Трансаэро" Котов М.С., ОАО в/у "АК "Трансаэро" Котов Михаил Сергеевич, ОАО Трансаеро
Хронология рассмотрения дела:
21.06.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21442/16
06.02.2018 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-69471/17
03.11.2017 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-246296/15
01.02.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-21442/16
26.09.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-41641/16
17.06.2016 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-246296/15