Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 18 мая 2018 г. N Ф05-5948/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
06 февраля 2018 г. |
Дело N А40-51676/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.Р. Валиева,
судей Н.И. Левченко, Д.Н. Садиковой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.В. Федотовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ОАО "РЖД"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17 ноября 2017 года
по делу N А40-51676/17, принятое судьёй Козловским В. Э.
по иску ООО ГК "АТЛАНТ"
к ОАО "РЖД"
о признании незаконным
при участии в судебном заседании:
от истца: Муртазина Е.Х. (по доверенности от 25.01.2018)
от ответчика: Мельникова Е.В. (по доверенности от 08.09.2017), Толстикова А.С. (по доверенности от 13.09.2017)
УСТАНОВИЛ
ООО "Группа компаний "АТЛАНТ" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ООО "Российские железные дороги" (далее - ответчик) о признании пункта б параграфа 18 Договора N 6-4/162 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "ПС "АТЛАНТ" при станции Талдом - Савеловский Московской железной дороги незаконным, следовательно, недействительным и обязании ОАО "РЖД" исключить пункт б параграфа 18 из Договора N 6-4/162 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "ГК "АТЛАНТ" при станции Талдом - Савеловский Московской железной дороги.
Решением суда от 17 ноября 2017 года исковые требования удовлетворены.
При этом суд пришел к выводу, что вступившая в силу с 01 апреля 2015 года редакция ст.58 УЖТ РФ предусматривает, что плата за использование железнодорожного пути необщего пользования является составляющей сбора за подачу и уборку вагонов и не может взиматься за период, когда подача и уборка вагонов и пользование железнодорожным путем фактически не осуществлялись.
Включение спорного пункта в договор приводит к навязыванию дополнительной услуги, не относящейся к предмету договора на невыгодных для контрагента условиях, чем нарушаются статьи 421,422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс, ГК РФ), часть 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
В соответствии с частью 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
С решением не согласился ответчик, подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшееся по делу решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в иске.
По мнению заявителя жалобы, суд первой инстанции неверно истолковал положения новой редакции ст.58 УЖТ РФ и не принял во внимание, что истец не представил доказательств "навязывания" ему спорного условия.
Истец просит решение суда оставить в силе, согласен с выводами, изложенными в мотивировочной части.
Заслушав доводы и возражения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все доказательства по делу, судебная коллегия находит решение суда от 17 ноября 2017 года подлежащим отмене.
Как усматривается из материалов судебного дела, между истцом и ответчиком 12 августа 2016 года в порядке п. 1 ст. 55. ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" был заключен Договор N 6-4/162 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
Пунктом "б" § 18 Договора стороны установили, что "Контрагент" уплачивает "Перевозчику" ежесуточную плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", за 1650 метров, используемых при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов, по ставкам, утвержденным ОАО "РЖД", из расчета 3065 руб. за 1 км.
С 01.04.2015 года в связи с принятием Федерального закона от 31.12.2014 N 503 "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и статью 2 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" вступили в законную силу изменения, согласно которым взимание платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, является обязательным, а предметами споров в указанных истцом судебных актах являлось взыскание платы за период времени до 01.04.2015, то есть, до внесенных изменений в федеральное законодательство, которыми устранены существовавшие ранее пробелы правового регулирования.
Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" тарифы, сборы и плата на железнодорожном транспорте, не регулируемые в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются на договорной основе и контролируются государством в соответствии с законодательством о конкуренции и об ограничении монополистической деятельности на товарных рынках.
В результате внесения изменений в статью 58 УЖТ России и с учетом положений УЖТ России и иных нормативных актов законодательно закреплено право перевозчика взимать за подачу и уборку вагонов не только плату за работу локомотива, но н плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, т.е. вступление в силу новой редакция ст.58 УЖТ обеспечивает правовые основания для взимания ОАО "РЖД" платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", при подаче и уборке вагонов на железнодорожном пути необщего пользования.
Таким образом, из буквального толкования ст.58 УЖТ РФ следует, что подобные условия не противоречат действующему законодательству.
В этой связи исковые требования в части признания пункта б параграфа 18 Договора N 6-4/162 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "ПС "АТЛАНТ" при станции Талдом - Савеловский Московской железной дороги незаконным, следовательно, недействительным удовлетворены судом первой инстанции не правомерно.
Вывод суда первой инстанции о том, что включение спорного пункта в договор приводит к навязыванию дополнительной услуги, не относящейся к предмету договора на невыгодных для контрагента условиях в связи с чем суд на основании ст.450 ГК РФ внес изменения в договор путем удовлетворения требования исключить пункт б параграфа 18 из Договора N 6-4/162 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "ГК "АТЛАНТ" при станции Талдом - Савеловский Московской железной дороги, не только не подтвержден доказательствами "навязывания" дополнительной услуги, а опровергается поведением самого истца, поскольку при заключении договора истец в протоколах разногласий, согласования разногласий оспариваемый в судебном порядке пункт в качестве спорного не заявлял.
Соответственно, требование исключить пункт б параграфа 18 из Договора N 6-4/162 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "ГК "АТЛАНТ" при станции Талдом - Савеловский Московской железной дороги не подлежит удовлетворению и в порядке ст.451 ГК РФ.
При таких обстоятельствах в удовлетворении иска в полном объеме следует отказать.
Расходы ответчика по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на истца в сумме 3000 руб. (ст.110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда города Москвы от 17 ноября 2017 года по делу N А40-51676/17 отменить. В иске отказать.
Взыскать с ООО ГК "АТЛАНТ" в пользу ОАО "РЖД" 3 000 руб. в возмещение расходов по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступаете законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Р. Валиев |
Судьи |
Д.Н. Садикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.