г. Вологда |
|
13 августа 2018 г. |
Дело N А66-2630/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 13 августа 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Романовой А.В. и Черединой Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Контакт+" директора Цмиханова М.Ф., Ивановой Н.М. по доверенности от 03.08.2018, Стекловой А.С. по доверенности от 07.05.2018, от Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области Громовой С.В. по доверенности от 16.05.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Контакт+" на решение Арбитражного суда Тверской области от 11 мая 2018 года по делу N А66-2630/2018 (судья Борцова Н.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Контакт+" (место нахождения: 172523, Тверская область, город Нелидово, улица Первомайская, дом 44; ОГРН 1106912000414, ИНН 6912010600, далее - Общество) обратилось к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области (место нахождения: 170100, город Тверь, улица Советская, дом 23; ОГРН 1076952005041, ИНН 6950053604, далее - Министерство) о взыскании 11 584 979 руб. 80 коп. задолженности по государственному контракту от 04.04.2017 N 0136200003617000230-0020473-02.
Решением суда от 11 мая 2018 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что в действиях истца отсутствует вина в просрочке исполнения обязательств по контракту. Сроки приемки квартир нарушены по вине ответчика. Размер неустойки необоснованно завышен. Министерство включило в контракт заведомо невыполнимое условие о сроке строительства дома.
В судебном заседании представители апеллянта поддержали изложенные в жалобе доводы.
Министерство в отзыве на жалобу и представитель в судебном заседании просит апелляционную инстанцию решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 04.04.2017 Министерство (покупатель) и Общество (застройщик), по результатам проведенного аукциона в электронной форме, заключили государственный контракт N 0136200003617000230-0020473-02, по условиям которого застройщик обязуется в предусмотренный контрактом срок своими силами и (или) с привлечением третьих лиц построить (создать) многоквартирный дом с подводящими сетями и благоустройством прилегающей территории, по строительному адресу: Тверская обл., г. Нелидово, ул. Кирова-Нахимова на земельном участке с кадастровым номером 69:44:0080533:4, по адресу: Тверская обл., г. Нелидово, ул. Кирова-Нахимова и после получения разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию передать Министерству жилые помещения, указанные в пункте 1.2 настоящего контракта, а Министерство обязуется уплатить обусловленную контрактом цену и принять указанные жилые помещения при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
Результатом деятельности сторон по контракту является приобретение права государственной собственности Тверской области на квартиры, указанные в пункте 1.2 контракта.
Застройщик обязан передать Министерству квартиры не позднее 15.06.2017.
Датой передачи является дата подписания сторонами передаточного акта квартир. Одновременно с передачей квартир застройщик передает Министерству все необходимые документы для оформления квартир в собственность Тверской области.
Цена контракта составляет 57 918 840 руб.
Министерство уплачивает цену контракта путем перечисления средств на расчетный счет застройщика в следующем порядке и сроки:
- 70 % от цены контракта - поэтапно в период строительства многоквартирного дома до даты ввода многоквартирного дома в эксплуатацию, согласно графику этапов строительства и платежей, являющемуся неотъемлемой частью настоящего контракта (приложение 4 к контракту). Оплата осуществляется пропорционально доли площади жилых помещений, подлежащих передаче в собственность Тверской области, от общей площади помещений в многоквартирном доме, за исключением площади общего имущества. Оплата производится в течение 30 (тридцати) календарных дней после подписания акта приема-передачи отдельного этапа работ по настоящему контракту;
- 20 % в течение 30 (тридцати) календарных дней, с даты подписания передаточных актов всех квартир Министерству, а также документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Тверской области на квартиры;
- 10 % в течение 30 (тридцати) календарных дней с момента государственной регистрации права собственности Тверской области.
В случае просрочки исполнения застройщиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения застройщиком обязательств, предусмотренных контрактом, покупатель направляет застройщику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения застройщиком обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную; объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных застройщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 года N 1063 по формуле:
П = (Ц - В) х С (где Ц - цена Контракта; В - стоимость фактически исполненного установленный срок застройщиком обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов; С - размер ставки).
Пунктом 7.8 контракта предусмотрено право Министерства, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Застройщиком обязательств по контракту, осуществлять оплату за вычетом начисленной неустойки.
Контракт вступает в силу с момента его государственной регистрации и действует до 15.08.2017.
Согласно приложению 4 к контракту Общество было обязано передать квартиры Министерству в срок до 15.06.2017.
18.10.2017 истец уведомил ответчика о готовности передать квартиры Министерству.
31.10.2017 Министерством было выдано заключение о соответствии построенного объекта, подписано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
01.11.2017 сторонами подписан передаточный акт квартир (том 1, листы 65-66).
Министерство 23.11.2017 направило в адрес Общества уведомление N 9951-02Ю о взыскании неустойки начисленной за просрочку исполнения обязательства на 138 дней (период с 16.06.2017 по 31.10.2017) на общую сумму 11 584 979 руб. 80 коп. (том 1, листы 74-76).
Оплата по контракту, в соответствии с пунктом 7.8 контракта, произведена Министерством за вычетом указанной суммы неустойки.
Общество, полагая, что в его действиях отсутствует вина в нарушении сроков исполнения обязательства, размер неустойки необоснованно завышен, обратилось в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказал.
Апелляционная инстанция считает, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не учтено следующее.
Исходя из предмета контракта, правоотношения сторон регулируются нормами главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 44-ФЗ), Федеральным законом Российской Федерации от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ).
Согласно статье 763 ГК РФ по государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Согласно статье 2 Закона N 214-ФЗ объект долевого строительства - жилое или нежилое помещение, общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, подлежащие передаче участнику долевого строительства после получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и входящие в состав указанного многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, строящихся (создаваемых) также с привлечением денежных средств участника долевого строительства.
Частью 1 статьи 4 Закона N 214-ФЗ установлено, что по договору участия в долевом строительстве одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
Согласно части 3 статьи 5 указанного Федерального закона уплата цены договора производится путем внесения платежей единовременно или в установленный договором период, исчисляемый годами, месяцами или неделями.
В силу статьи 314 ГК РФ, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода.
Частью 1 статьи 6 Закона N 214-ФЗ установлена обязанность Застройщика передать участнику долевого строительства объект долевого строительства не позднее срока, предусмотренного договором, в данном случае в срок до 15 июня 2017 года.
Обязательства застройщика считаются исполненными с момента подписания сторонами передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства (пункт 1 статьи 12 Закона N 214-ФЗ).
Фактически квартиры переданы покупателю 01.11.2017.
Согласно пункту 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
В соответствии с пунктом 7.3 контракта, в случае просрочки исполнения застройщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, застройщик уплачивает заказчику пени. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения застройщиком обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную; объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных застройщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 года N 1063.
Представленный Министерством расчет неустойки (том 1, лист 76) судом первой инстанции проверен и признан верным.
Неустойка, как способ обеспечения обязательства, должна компенсировать кредитору расходы или уменьшить неблагоприятные последствия, возникшие вследствие ненадлежащего исполнения должником своего обязательства перед кредитором.
В соответствии с требованиями части 4 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 6 той же статьи установлено, что в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с частью 7 статьи 34 Закона N 44-ФЗ пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Частью 5 статьи 34 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, согласованный сторонами в контракте порядок начисления пеней соответствует положениям вышеназванного Закона.
В силу положений пункта 79 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление N 7) в случае списания по требованию кредитора неустойки со счета должника (пункт 2 статьи 847 ГК РФ), а равно зачета суммы неустойки в счет суммы основного долга и/или процентов должник вправе ставить вопрос о применении к списанной неустойке положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, например, путем предъявления самостоятельного требования о возврате излишне уплаченного (статья 1102 ГК РФ).
Требование Общества к Министерству по существу представляет собой не требование об оплате задолженности, а требование о возврате излишне удержанной неустойки.
В силу статьи 333 ГК РФ, если подлежащая взысканию неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 71 Постановления N 7, если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 6, пункт 1 статьи 333 ГК РФ).
Право суда на уменьшение неустойки призвано обеспечить баланс прав и интересов должника и кредитора в части соотношения меры ответственности и размера действительного ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.04.2004 N 154-О).
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда от 17.12.2013 N 12945/13, подход, основанный на сопоставимости мер ответственности сторон государственных и муниципальных контрактов, корреспондирует с положениями статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что публичные образования вступают в гражданские отношения на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. Равные начала предполагают определенную сбалансированность мер ответственности, предусмотренных для сторон одного договора при неисполнении ими обязательств.
Из материалов дела усматривается, что в случае просрочки исполнения обязательств Министерством, последний обязуется оплатить Застройщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования, действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы (пункт 7.6 контракта).
Неустойка за просрочку допущенную Застройщиком рассчитана в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 года N 1063.
В рассматриваемом случае указанная неустойка составила 11 584 979 руб. 80 коп., что составило 20% от цены контракта и соотносимо с расчетом неустойки, исходя из ставки 90% годовых.
Приняв во внимание вышеизложенное, а также то обстоятельство, что размер ответственности Общества многократно превышает ответственность, установленную условиями контракта для Министерства, что нарушает баланса интересов сторон контракта, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для уменьшения размера ответственности Общества до 1 287 219 руб. 98 коп. (33918840 /300 х138 х8,25%).
Пени в данном случае рассчитаны апелляционным судом, исходя из одной трехсотой ставки рефинансирования, действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы, что соответствует ответственности Министерства за нарушение договорных обязательств перед Обществом.
Уменьшение размера неустойки направлено на разумное применение судом меры ответственности с учетом обстоятельств дела и характера нарушения.
Доказательств каких-либо неблагоприятных последствий, вызванных ненадлежащим исполнением обязательства Обществом, Министерство не представлено.
С учетом уменьшения по правилам статьи 333 ГК РФ удержанной Министерством неустойки, апелляционный суд считает, что с Министерства в пользу Общества подлежит взысканию 10 297 759 руб. 82 коп. (11584 987,80-1287219,98) - сумма неосновательно удерживаемых денежных средств, по существу представляющая собой неосновательное обогащение Министерства.
Оснований для полного освобождения от уплаты неустойки суд апелляционной инстанции не усматривает. В указанной части с выводами суда первой инстанции апелляционная коллегия согласна.
Принимая во внимание положения вышеуказанных норм материального и процессуального права, учитывая конкретные обстоятельства по делу, апелляционный суд считает, что решение суда подлежит отмене.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы подлежат распределению в соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 11 мая 2018 года по делу N А66-2630/2018 отменить.
Взыскать с Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Контакт+" 10 297 759 руб. 82 коп. задолженности и 71 933 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Контакт+" 2 666 руб. 70 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.В. Романова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-2630/2018
Истец: ООО "КОНТАКТ +"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
12.09.2019 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-8064/19
14.06.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5654/19
11.03.2019 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-483/19
27.11.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-13797/18
13.08.2018 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-5424/18
11.05.2018 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-2630/18