Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 17 мая 2018 г. N Ф05-5519/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
07 февраля 2018 г. |
Дело N А41-47712/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Диаковской Н.В., Марченковой Н.В.,
протокол судебного заседания ведет Дорохин Д.С.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 09.11.2017 по делу N А41-47712/17, принятое судьей Плотниковой Н.В., по заявлению Администрации сельского поселения Ершовское Одинцовского муниципального района Московской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области об оспаривании отказа в устранении технической ошибки в сведениях ГКН,
при участии в судебном заседании:
от заявителя, Администрации сельского поселения Ершовское Одинцовского муниципального района Московской области: не явились, извещены;
от заинтересованного лица, Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области: Цюрюмов Л.М. по доверенности от 29.12.17 N 654-Д.,
УСТАНОВИЛ:
Администрация сельского поселения Ершовское Одинцовского муниципального района Московской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ) о признании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление) от 23.03.2017 N МО-17/РКФ-95577 об отказе в устранении технической ошибки в сведения ГКН о ранее учтенном объекте недвижимости нежилое здание КN 50:20:0050513:742-клуб двухэтажный, относительно общей площади объекта недвижимости, недействительным; обязании устранить техническую ошибку и внести изменения в сведения ГКН в части общей площади объекта недвижимости, с 2481,8 кв. м на 3170,8 кв. м указав: нежилое здание - клуб двухэтажный, общая площадь 3170,8 кв. м лит. А, А1, расположенное по адресу: Московская область, Одинцовский район, с. Ершово, КN 50:20:0050513:742.
Решением Арбитражного суда Московской области от 09.11.2017 по делу N А41-47712/17 заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Управление просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель администрации в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Муниципальному образованию "Сельское поселение Ершовское" Одинцовского муниципального района Московской области на основании Закона Московской области от 25.07.2007 года N 139/2007-03 "О разграничении муниципального имущества между Одинцовским муниципальным районом и вновь образованными поселениями, входящими в его состав", которым утвержден перечень имущества, передаваемого в собственность сельскому поселению Ершовское Одинцовского муниципального района Московской области, передано нежилое здание - клуб, 2-этажный, общая площадь 3170,80 кв. м, инв. N 3899, лит. А, А1, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, с. Ершово, Клуб, кадастровый номер объекта 50:20:0050513:742 (далее по тексту - Объект).
Право собственности Муниципального образования "Одинцовский район Московской области" подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.09.2003 Серия 50 АД N 658163. Возникновение права собственности сельского поселения Ершовское Одинцовского муниципального района Московской области подтверждается передаточным Актом N 10 от 11.11.2008.
Согласно указанным свидетельству и акту, а также техническому паспорту ГУП МО "МОБТИ" от 16.07.2003 общая площадь здания по внутреннему обмеру составляет 3 170,8 кв. м.
Кроме того, судом первой инстанции также установлено, что согласно представленному в материалы дела Учетному делу N 50-0-1-75/3001/2017-277 общая площадь спорного Объекта - 3 170,8 кв.м.
Вместе с тем, в кадастровом паспорте, полученном Администрацией, площадь Объекта указана в размере 2481,8 кв.м вместо фактической площади отраженной, в частности, в свидетельстве о государственной регистрации права от 19.09.2003 - 3170,80 кв. м.
Заявитель неоднократно обращался с заявлением об исправлении технической ошибки, допущенной в сведениях ЕГРН.
Решением от 23.03.2017 N МО-17/РКФ-95577 отказано в исправлении технической ошибки, в связи с отсутствием противоречий с данными инвентарного дела, на основании которого сведения об объекте недвижимости были внесены в государственный кадастр недвижимости.
Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции признал его обоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 1 статьи 61 Федерального закона 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" допускается исправление технической ошибки, к которой относится описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка, допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в ЕГРН, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в ЕГРН, на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. При этом исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
С 1 января 2017 года государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ (далее - Закон о регистрации). Ранее государственный кадастровый учет осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
Как было указано выше, оспариваемый отказ вынесен в 2017 году, в то время как сведения о недостоверной площади в Объекта в размере 2 481,8 кв.м были внесены в государственный кадастр недвижимости не позднее 04.07.2012, что следует из кадастрового паспорта на спорный Объект.
В соответствии с частью 7 статьи 1 Закона о регистрации государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет)
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета (часть 1 статьи 23 Закона о кадастре).
Часть 4 статьи 24 Закона о кадастре указывает, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим.
В соответствии с частью 7 статьи 45 Закона о кадастре если сведения и документы о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного кадастра, в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о таком ранее учтенном объекте недвижимости, данные сведения и документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и представленного таким лицом, или на основании документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в орган кадастрового учета по его запросам. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации бесплатно представляют в орган кадастрового учета по его запросам все имеющиеся у них сведения и копии документов о соответствующем объекте недвижимости в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения такого запроса.
Право собственности заявителя на спорный объект зарегистрировано в установленном законодательством порядке.
Таким образом, спорный объект заявителя является ранее учтенным объектом недвижимости, сведения о котором должны быть включены органом кадастрового учета в соответствующие разделы ГКН (согласно части 3 статьи 45 Федерального закона N 221-ФЗ с присвоением кадастрового номера) с соответствующими характеристиками (статья 7 Федерального закона N 221-ФЗ). При этом в случае расхождения данных об уникальных характеристиках спорного объекта между электронными носителями и бумажными носителями в силу вышеупомянутых законодательных принципов приоритет имеют данные на бумажных носителях.
В материалы дела представлено достаточно относимых и допустимых доказательств, подтверждающих, что общая площадь спорного Объекта составляет 3 170,8 кв. м.
В силу ст. 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Между тем, Управление не представило доказательств отсутствия технической ошибки в рассматриваемом кадастровом паспорте и, соответственно, в сведения ГКН.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о наличии оснований для внесения в ГКН сведений о том, что площадь спорного объекта составляет 2481,8 кв.м., а также о том, что внесение данных сведений не является следствием технической ошибки, подлежащей устранению.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исследовав представленные в дело доказательства, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение не соответствует нормам действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, а Управлением не доказана законность оспариваемого решения, что является основанием для удовлетворения заявленных требований.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта доводов, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 09.11.2017 года по делу N А41-47712/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.