г. Москва |
|
09 февраля 2018 г. |
Дело N А41-57435/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Бархатова В.Ю., Коновалова С.А.
при ведении протокола судебного заседания Искендеровой Я.Г.,
при участии в заседании:
от истца Комитета лесного хозяйства Московской области - Чепуркова Е. С. представитель по доверенности от 14 декабря 2017 года,
от истца Федерального агентства лесного хозяйства - представитель не явился, надлежащим образом извещен,
от ответчика Общества с ограниченной ответственностью "Полигон-Сервис" - Алексеева М.В. представитель по доверенности от 15 января 2018 года,
от третьего лица Министерства обороны Российской Федерации - Соколова С.Ю. представитель по доверенности от 23 марта 2017 года,
от третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Территориального управления Федерального агентства по управления государственным имуществом в Московской области - представители не явились, надлежащим образом извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 19 декабря 2017 года по делу N А41-57435/17, принятое судьей Семеновой А.Б., по иску Комитета лесного хозяйства Московской области, Федерального агентства лесного хозяйства к Обществу с ограниченной ответственностью "Полигон-Сервис" об истребовании имущества из незаконного владения, третьи лица - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Министерство обороны Российской Федерации, Территориальное управления Федерального агентства по управления государственным имуществом в Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Полигон-Сервис" (далее - ответчик) в котором просил:
- истребовать из чужого незаконного владения ответчика земельный участок с кадастровым номером 50:03:0000000:5582, площадью 1741000+/-462 кв.м., категория земель - не установлено, вид разрешенного использования - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, г. Клин-9, в части наложения на земли государственного лесного фонда 23 Воронинского участкового лесничества Клинского филиала ГКУ МО "Мособллес", площадь наложения 47 829,65 кв.м., в следующих координатах:
N |
X |
Y |
N |
X |
Y |
N |
X |
Y |
1 |
542995,98 |
2159126,12 |
8 |
542657,41 |
2158417,49 |
15 |
542535,66 |
2158129,83 |
2 |
542960,67 |
2159043,77 |
9 |
542644,34 |
2158422,15 |
16 |
542543,49 |
2158300,53 |
3 |
542722,18 |
2159141,68 |
10 |
542727,85 |
2158544,73 |
17 |
542601,32 |
2158434,94 |
4 |
542357,41 |
2159291,33 |
11 |
542733,72 |
2158543,03 |
18 |
542618,87 |
2158416,72 |
5 |
542363,09 |
2159314,06 |
12 |
542657,41 |
2158417,49 |
19 |
542555,57 |
2158242,08 |
6 |
542718,45 |
2159213,79 |
13 |
542564,70 |
2158128,32 |
20 |
542564,70 |
2158128,32 |
7 |
542995,98 |
2159126,12 |
14 |
542554,66 |
2158123,00 |
21 |
542995,98 |
2159126,12 |
- признать недействительными сведения ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 50:03:0000000:5582, площадью 1741000+/-462 кв.м., категория земель - не установлено, вид разрешенного использования - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, г. Клин-9, в части наложения на земли государственного лесного фонда 23 Воронинского участкового лесничества Клинского филиала ГКУ МО "Мособллес", площадь наложения 47 829,65 кв.м., в следующих координатах:
N |
X |
Y |
N |
X |
Y |
N |
X |
Y |
1 |
542995,98 |
2159126,12 |
8 |
542657,41 |
2158417,49 |
15 |
542535,66 |
2158129,83 |
2 |
542960,67 |
2159043,77 |
9 |
542644,34 |
2158422,15 |
16 |
542543,49 |
2158300,53 |
3 |
542722,18 |
2159141,68 |
10 |
542727,85 |
2158544,73 |
17 |
542601,32 |
2158434,94 |
4 |
542357,41 |
2159291,33 |
11 |
542733,72 |
2158543,03 |
18 |
542618,87 |
2158416,72 |
5 |
542363,09 |
2159314,06 |
12 |
542657,41 |
2158417,49 |
19 |
542555,57 |
2158242,08 |
6 |
542718,45 |
2159213,79 |
13 |
542564,70 |
2158128,32 |
20 |
542564,70 |
2158128,32 |
7 |
542995,98 |
2159126,12 |
14 |
542554,66 |
2158123,00 |
21 |
542995,98 |
2159126,12 |
- указать в решении, что оно является основанием для аннулирования сведений ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером с кадастровым номером 50:03:0000000:5582, площадью 1741000+/-462 кв.м., категория земель - не установлено, вид разрешенного использования - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, г. Клин-9, в части наложения на земли государственного лесного фонда 23 Воронинского участкового лесничества Клинского филиала ГКУ МО "Мособллес", площадь наложения 47 829,65 кв.м., в следующих координатах:
N |
X |
Y |
N |
X |
Y |
N |
X |
Y |
1 |
542995,98 |
2159126,12 |
8 |
542657,41 |
2158417,49 |
15 |
542535,66 |
2158129,83 |
2 |
542960,67 |
2159043,77 |
9 |
542644,34 |
2158422,15 |
16 |
542543,49 |
2158300,53 |
3 |
542722,18 |
2159141,68 |
10 |
542727,85 |
2158544,73 |
17 |
542601,32 |
2158434,94 |
4 |
542357,41 |
2159291,33 |
11 |
542733,72 |
2158543,03 |
18 |
542618,87 |
2158416,72 |
5 |
542363,09 |
2159314,06 |
12 |
542657,41 |
2158417,49 |
19 |
542555,57 |
2158242,08 |
6 |
542718,45 |
2159213,79 |
13 |
542564,70 |
2158128,32 |
20 |
542564,70 |
2158128,32 |
7 |
542995,98 |
2159126,12 |
14 |
542554,66 |
2158123,00 |
21 |
542995,98 |
2159126,12 |
В судебном заседании 12 декабря 2017 года Федеральное агентство лесного хозяйства представил уточненный иск, в котором просило истребовать из незаконного владения ООО "Полигон - Сервис" земельный участок с кадастровым номером 50:03:0000000:5582.
Данные уточнения приняты судом в порядке статьи 49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 декабря 2017 года в удовлетворении исковых требований отказано (л.д. 113-116).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Министерство обороны Российской Федерации, Территориальное управления Федерального агентства по управления государственным имуществом в Московской области.
Не согласившись с данным судебным актом, комитет обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Федерального агентства лесного хозяйства Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и Территориального управления Федерального агентства по управления государственным имуществом в Московской, извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель комитета поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель общества возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 30 июля 2014 года Министерства обороны Российской Федерации (арендодатель) и ООО "Полигон-Сервис" (арендатор) заключили договор аренды земельного участка N 141/3/АЗ-51, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в долгосрочную аренду сроком до 01 декабря 2031 года земельный участок с кадастровым номером 50:03:0000000:5582, площадью 1 741 000+/-462 кв.м., категория земель - не установлено, вид разрешенного использования - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, г. Клин-9 (л.д. 69).
Срок аренды с 13 января 2015 года по 01 декабря 2031 года (пункт 2.1 договора).
Согласно выписке из ЕГРП от 07 декабря 2016 года правообладателем вышеуказанного земельного участка является Российская Федерация запись 50-50-01/020/2014-075 от 26 мая 2014 года (л.д. 20).
Истец указал, что при проведении сопряженного пространственного анализа данных о границах земельного участка с кадастровым номером 50:03:0000000:5582 и границ земель лесного фонда Комитетом лесного хозяйства Московской области установлено, что указанный земельный участок расположен на землях лесного фонда квартала 23 Воронинского участкового лесничества Клинского филиала ГКУ МО "Мособллес", площадь наложения 47 829,65 кв.м.
При этом определение наличия наложений земельных участков на земли лесного фонда Комитетом лесного хозяйства Московской области осуществлено при помощи Региональной географической информационной системы для обеспечения деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Московской области (далее-РГИС МО).
Комитет лесного хозяйства Московской области направил в адрес ООО "Полигон-Сервис" и Администрации Клинского муниципального района претензию, в которой предложил осуществить возврат вышеуказанного земельного участка и аннулировать сведения ЕГРН о земельном участке.
Оставление указанной претензии без удовлетворения, послужило основанием для обращения в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции указал, что истцом не представлено достаточных доказательств, обосновывающих исковые требования и свидетельствующих о пересечении спорного земельного участка с землями лесного фонда.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре; иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Статья 301 ГК РФ устанавливает, что собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Исходя из взаимосвязанного смысла статей 209, 301 ГК РФ истцом по виндикационному иску может быть лицо (собственник, либо лицо владеющее имуществом в силу закона или договора), из обладания которого незаконно выбыло имущество (вещь), являющееся предметом виндикационного иска, а ответчиком по виндикационному иску является незаконный владелец, фактически обладающий имуществом (вещью) на момент предъявления требования.
Из положений статьи 11.1 Земельного кодекса РФ (действующей в редакции на момент обращения истцов в суд) следует, что земельные участки представляют собой часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральным законом.
Согласно частям 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 67, 92 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно части 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В силу части 2 статьи 8 Закона о государственной регистрации недвижимости, к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Пунктом 3 части 4 статьи 8 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что в кадастр недвижимости вносятся сведения об описании местоположения объекта недвижимости.
Частью 8 статьи 22 Закона о государственной регистрации недвижимости предусмотрено, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В статье 18 Закона о государственной регистрации недвижимости установлен перечень представляемых для осуществления кадастрового учета документов.
В силу положений статьи 4.2 Федерального закона от 04 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 4.4. данного закона в случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Как следует из материалов дела, согласно выписке из ЕГРП от 07 декабря 2016 года правообладателем вышеуказанного земельного участка является Российская Федерация запись 50-50-01/020/2014-075 от 26 мая 2014 года (л.д. 20).
При этом, в обоснование своих доводов о пересечении спорного земельного участка с границами земель лесного фонда, истец ссылается на справку о пересечении границ земельного участка с землями лесного фонда со ссылками на данные, содержащиеся в РГИС МО "Региональная геоинформационная система Московской области" (л.д. 19), материалы лесоустройства (л.д. 21-23), Акт осмотра территории лесного участка от 26 сентября 2017 года и фототаблицы (л.д. 43-47).
Однако акт осмотра территории не может являться надлежащим доказательством, подтверждающим факт пересечения земель лесного фонда со спорным земельным участком, поскольку он составлен в одностороннем порядке комитетом и не подтверждает того обстоятельства, что на момент возникновения права собственности ответчика на спорный земельный участок, часть данного земельного участка уже относилась к землям лесного фонда.
Кроме того ссылки истца на справки о пересечении границ земельного участка с землями лесного фонда со ссылками на данные, содержащиеся в РГИС МО "Региональная геоинформационная система Московской области" не принимаются судом во внимание ввиду следующего.
Государственная информационная система Московской области "Региональная геоинформационная система Московской области" была создана в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 23 октября 2012 года.
В соответствии с данным постановлением РГИС Московской области представляет собой государственную информационную систему Московской области, в состав которой входят сведения об объектах недвижимости, объектах землеустройства, элементах планировочной структуры и улично-дорожной сети территорий населенных пунктов Московской области, картографическая, статистическая и иная документированная информация.
При этом в постановлении указано, что Министерству государственного управления, информационных технологий и связи Московской области в срок до 15 декабря 2012 года провести экспертную оценку документов и программ, используемых в рамках планирования, создания и использования РГИС Московской области.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях.
В соответствии с частью 9 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной. Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, доступ к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также защиту указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий.
Следовательно, государственные информационные системы содержат информацию, которая вносится в них на основании сведений, содержащихся в определенных документах.
В данном случае информация о границах земель лесного фонда должны вноситься в РГИС Московской области на основании данных, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, планах лесных участков, а также лесоустроительной документации.
Таким образом, сами по себе данные, содержащиеся в указанной информационной программе и распечатки из нее, не могут служить доказательствами того, что тот или иной земельный участок пересекает границы лесного фонда, поскольку к таким доказательствам в соответствии с положениями Лесного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 04 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" могут относиться материалы землеустройства (сведения государственного кадастра недвижимости), материалы лесоустройства, в том числе планы лесных участков (планшеты).
Доказательства межевания границ участка лесного участка 23 Воронинского участкового лесничества Клинского филиала ГКУ МО "Мособллес", постановки на кадастровый учет лесного участка и установления границ данного участка на местности в материалы дела не представлены.
Между тем, как следует из материалов дела, спорный земельный участок был предоставлен войсковой части 07145, подведомственной Минобороны России, в постоянное (бессрочное) пользование на основании постановления администрации Клинского района Московской области от 27 января 1993 года N 160 (л.д. 94).
Согласно пункту 10 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" (далее - Федеральный закон N 61-ФЗ) земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.
В силу статьи 1 Федерального закона N 61-ФЗ и пунктов 1, 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Спорный земельный участок не выбывал из состава земель, предоставленный Вооруженным Силам России, доказательств иного не представлено. Полномочия собственника в отношении спорного земельного участка осуществляет Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации.
На основании приказа директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 18 июля 2014 года N 1218 и договора от 30 июля 2014 года N 141/3/АЗ-51 земельный участок с кадастровым номером 50:03:0000000:5582 был предоставлен ООО "Полигон сервис" в аренду до 01 декабря 2031 года для добычи и разработки полезных ископаемых (под размещение карьера), как лицу, имеющему лицензию на пользование недрами МСК 03470 ТЭ, выданную Департаментом по недропользованию по Центральному федеральному округу.
Договор аренды зарегистрирован в Управлении Росреестра по Московской области в установленном порядке, не оспорен, не признан судом недействительным.
Границы земельного участка с кадастровым номером 50:03:0000000:5582 установлены правообладателем в апреле 2013 года, согласно представленному в материалы дела межевому плану.
Представители сторон и лиц, участвующих в деле, ходатайств о назначении по делу судебной экспертизы не заявляли.
Иных доказательств наложения границ спорных земельных участков на земли лесного фонда в материалы дела не представлено.
Апелляционный суд обращает внимание, что в представленной выписке из ЕГРП отсутствуют указания на пересечение границ данного участка с границами соседних участков.
Земельный участок с кадастровым номером 50:03:0000000:5582 был сформирован Минобороны России на основании землеотводных документов и поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный в соответствии с действующим земельным законодательством. На момент постановки земельного участка с кадастровым номером 50:03:0000000:5582 на кадастровый учет пересечений границ с землями лесного фонда не выявлено, межевой план был подготовлен в результате выполнения кадастровых работ, лицом, обладающим специальными познаниями в области кадастрового учета, кадастровым инженером филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ".
Таким образом, представленные истцом данные, без заключения кадастрового инженера не могут свидетельствовать о наличии пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 50:03:0000000:5582 с землями государственного лесного фонда 23 Воронинского участкового лесничества Клинского филиала ГКУ МО "Мособллес".
Кроме того, в соответствии со статьей 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ).
В пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 года N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что согласно пункту 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре, которая в силу положений статьи 65 АПК РФ несет бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих об истечении срока исковой давности.
В пункте 11 постановления от 29 сентября 2015 года N 43 Пленум Верховного Суда Российской Федерации закрепил, что пунктом 2 статьи 199 ГК РФ не предусмотрено какого-либо требования к форме заявления о пропуске исковой давности: оно может быть сделано как в письменной, так и в устной форме, при подготовке дела к судебному разбирательству или непосредственно при рассмотрении дела по существу в суде первой инстанции, а также в суде апелляционной инстанции в случае, если суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции (часть 5 статьи 330 ГПК РФ, часть 6.1 статьи 268 АПК РФ). Если заявление было сделано устно, это указывается в протоколе судебного заседания.
По смыслу указанной нормы о пропуске срока исковой давности может быть заявлено только до вынесения решения судом первой инстанции по делу.
В суде первой инстанции представители ООО "Полигон-Сервис" и Минобороны России заявили о пропуске истцом срока исковой давности.
Судом установлено, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:03:0000000:5582 внесены 27 января 1993 года, границы земельного участка установлены в 2013 году.
В соответствии с частью 8 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровые сведения являются общедоступными, за исключением кадастровых сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом.
Исходя из изложенного, у комитета как органа, уполномоченного управлять и распоряжаться участками лесного фонда, имелась фактическая и юридическая возможность установить, в случае его наличия, факт формирования участка на землях лесного фонда.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно указал на пропуск срока исковой давности для обращения с заявленными требованиями.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что ходатайство об уточнении исковых требований по существу не рассмотрено, подлежит отклонению поскольку противоречит содержанию протокола судебного заседания от 12 декабря 2017 года.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 19 декабря 2017 года по делу N А41-57435/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-57435/2017
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 31 мая 2018 г. N Ф05-6735/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "ПОЛИГОН-СЕРВИС"
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Федеральное агентство лесного хозяйства