Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17 мая 2018 г. N Ф02-1182/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Красноярск |
|
12 февраля 2018 г. |
Дело N А69-1724/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена "06" февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен "12" февраля 2018 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Севастьяновой Е.В.,
судей: Иванцовой О.А., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии, находясь в Арбитражном суде Республики Тыва:
от ответчика (Министерства труда и социальной политики Республики Тыва): Соян А.О., представителя по доверенности от 10.01.2018;
от ответчика (Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва): Казанцевой И.В., представителя по доверенности от 22.08.2017,
при участии, находясь в Третьем арбитражном апелляционном суде:
от истца (индивидуального предпринимателя Оленина Николая Николаевича): Оленина Н.Н., представителя на основании ордера от 06.02.2018 N 09, удостоверение адвоката N 1802,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Министерства труда и социальной политики Республики Тыва и Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от "22" ноября 2017 года по делу N А69-1724/2017, принятое судьёй Донгак Ш.О.,
установил:
индивидуальный предприниматель Оленин Николай Николаевич (ИНН 245507176273, ОГРН 304245535200092: далее - истец, предприниматель Оленин Н.Н.) обратился в Арбитражный суд Республики Тыва с исковым заявлением к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва (далее - министерство), Отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва (далее - фонд) о выплате компенсации в сумме 2 723 600 рублей за изготовление и установку надгробных памятников Героям Социалистического труда в том числе: Герою Социалистического Труда Астафьеву Петру Васильевичу - 331 950 рублей; Герою Социалистического Труда Бавун-оолу Уин-оолу Андреевичу - 334 950 рублей; Герою Социалистического Труда Турген-оолу Александру Каранмеевичу - 332 750 рублей; Герою Социалистического Труда Кандан Уруле Шыыраповне - 339 750 рублей; Герою Социалистического Труда Маады Барынмаа Анандовичу - 351 450 рублей; Герою Социалистического Труда Янчату Василию Оюновичу - 365 850 рублей; Герою Социалистического Труда Верьясову Василию Михайловичу - 333 450 рублей; Герою Социалистического Труда Зюзину Юрию Николаевичу - 333 450 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от "22" ноября 2017 года исковые требования удовлетворены. Суд обязал Министерство труда и социальной политики Республики Тыва, государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва возместить индивидуальному предпринимателю Оленину Николаю Николаевичу 2 723 600 рублей расходов на изготовление и установку надгробных памятников Героям Социалистического труда в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 05 декабря 2006 года N 740 "О надгробии, сооружаемом на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического труда, героя Труда Российской Федерации и полного кавалера Ордена Трудовой Славы за счет средств федерального бюджета" и Соглашением от 13 марта 2009 года N 5-д "О реализации мер социальной поддержки Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы" (в редакции дополнительных соглашений от 13.03.2009 N 6-д, и от 05.05.2009 N16-д) в том числе: Герою Социалистического Труда Астафьеву Петру Васильевичу - 331 950 рублей; Герою Социалистического Труда Бавун-оолу Уин-оолу Андреевичу - 334 950 рублей; Герою Социалистического Труда Турген-оолу Александру Каранмеевичу - 332 750 рублей; Герою Социалистического Труда Кандан Уруле Шыыраповне - 339 750 рублей; Герою Социалистического Труда Маады Барынмаа Анандовичу - 351 450 рублей; Герою Социалистического Труда Янчату Василию Оюновичу - 365 850 рублей; Герою Социалистического Труда Верьясову Василию Михайловичу - 333 450 рублей; Герою Социалистического Труда Зюзину Юрию Николаевичу - 333 450 рублей.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчики обратились в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы Министерство ссылается то, что ИП Оленин Н.Н. не является специализированным художественно-производственным предприятием, не соблюдал установленный порядок организации изготовления и сооружения надгробий на могилах умерших Героев Советского Союза; сумма компенсации является завышенной, поскольку средняя рыночная стоимость на надгробие данного вида и размера составляет по городу Кызылу не более 110 000 рублей, а по районам Республики Тыва не более 160 000 рублей, а также отсутствует достоверный факт установки надгробий (фотоснимок установки памятника).
Пенсионный фонд в апелляционной жалобе также указал на отсутствие в его адрес от ИП Оленина Н.Н. обращений, документов, заявок на финансирование за счет средств федерльного бюджета установленных надгробий лицам, указанным в исковом заявлении; истец не представил доказательств совершения фондом действия или бездействия, нарушившего права и законные интересы истца.
Предприниматель письменный мотивированный отзыв на апелляционные жалобы в материалы дела не представил.
Представитель ответчика (Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва) в судебном заседании изложил доводы своей апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика (Министерства труда и социальной политики Республики Тыва) изложил доводы своей апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель истца изложил возражения на апелляционные жалобы, просил суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционные жалобы рассматриваются в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с применением системы видеоконференц-связи в соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
ИП Олениным Н.С. (исполнитель) заключены договоры на изготовление и установку надгробных памятников Героям Социалистического Труда (далее - договор), по условиям которых исполнитель обязуется соорудить на могилах Героев Социалистического Труда надгробия установленного образца в соответствии с требованиями, установленными Постановлением N 740 (пункты 1.2, 1.4 договора), со следующими гражданами:
1) договор N 45 от 09.09.2015 с гражданкой Астафьевой Татьяной Дмитриевой по установке надгробия на могиле Героя Социалистического Труда Астафьева Петра Васильевича на кладбище г. Турана Пий-Хемского района;
2) договор N 44 от 03.09.2015 с гражданкой Кюжугет Любовью Уин-ооловной по установке надгробия на могиле Героя Социалистического Труда Бавун-оола Уин-оола Андреевича на кладбище с. Хову-Аксы Чеди-Хольского района;
3) договор N 51 от 02.10.2015 с гражданкой Иргит Татьяной Салчаковной по установке надгробия на могиле Героя Социалистического Труда Кандан Уруле Шыыраповне на кладбище с. Кызыл-Даг Бай-Тайгинского района;
4) договор N 43 от 01.09.2015 с гражданкой Куулар Уран Александровной по установке надгробия на могиле Героя Социалистического Труда Маады Барынмаа Анандовичу на кладбище с. Хадын Пий-Хемского района;
5) договор N 40 от 28.08.2015 с гражданином Турген-оолом Виктором Александро-вичем по установке надгробия на могиле Героя Социалистического Труда Турген-оола Александра Каранмеевича на кладбище с. Бай-Хаак Тандинского района;
6) договор N 52 от 05.10.2015 с гражданином Янчатом Альбертом Васильевичем по установке надгробия на могиле Героя Социалистического Труда Янчата Василия Оюновича на кладбище с. Целинный Кызылского района;
7) договор N 50 от 30.09.2015 с гражданкой Криворотовой Татьяной Юрьевной по установке надгробия на могиле Героя Социалистического Труда Зюзина Юрия Николаевича на кладбище с. Кызыла Республике Тыва;
8) договор N 49 от 28.09.2015 с гражданином Верпето Николаем Ивановичем по установке надгробия на могиле Героя Социалистического Труда Верьясова Василия Михайловича на кладбище с. Кызыла Республике Тыва.
Согласно пункту 2.3 договоров заказчики передали исполнителю право требования оплаты надгробия в отношениях с государственными органами в рамках программы установки надгробия Героям Социалистического труда в соответствии с частью 2 статьи 6.1 Федерального закона от 9 января 1997 года N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам Ордена Трудовой Славы".
Стоимость работ определена сторонами в пункте 3.1. договоров и составляет:
1) по договору N 45 от 09.09.2015 - 331 950 рублей;
2) по договору N 44 от 03.09.2015 - 334 950 рублей;
3) по договору N 51 от 02.10.2015 - 339 750 рублей;
4) по договору N 43 от 01.09.2015 - 351 450 рублей;
5) по договору N 40 от 28.08.2015 - 332 750 рублей;
6) по договору N 52 от 05.10.2015 - 365 850 рублей;
7) по договору N 50 от 30.09.2015 - 333 450 рублей;
8) по договору N 49 от 28.09.2015 - 333 450 рублей.
Работы и услуги по установке надгробий на могиле умерших (погибших) Героев Социалистического труда определены в смете, согласованной заказчиками, которая является твердой договорной и изменению не подлежит (пункт 3.2. договоров).
ИП Оленин Н.Н. в соответствии с договорами выполнил работы по изготовлению и установке надгробных памятников в полном объеме, о чем составлены акты приемки выполненных работ по изготовлению и установке надгробий умерших Героев Социалистического Труда от 11.09.2015, 14.09.2015, 16.10.2015, 12.09.2015, 13.09.2015, 15.10.2015, 16.09.2015, 14.10.2015.
Полагая, что расходы на изготовление и установку надгробных памятников в силу положений действующего законодательства подлежат возмещению истцу из федерального бюджета, истец обратился в Министерство труда и социальной политики Республики Тыва с заявлением от 01.06.2017 о возмещении понесенных расходов.
На данное обращение в адрес предпринимателя направлено письмо от 19.06.2017, в котором Минтруд сообщило о том, что выплата компенсации за установку надгробных памятников возможна только после утверждения Порядка возмещения расходов, связанных с изготовлением и сооружением надгробий на могилах умерших (погибших) Героев Социалистического труда, Героев Труда Российской Федерации и полных кавалеров ордена Трудовой Славы, и заключения соглашения между Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва и Министерством труда и социальной политики Республики Тыва.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" (далее - Федеральный закон N 5-ФЗ) в редакции, действовавшей в спорный период, сооружение на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда и полного кавалера ордена Трудовой Славы надгробия установленного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти образца производится за счет средств федерального бюджета. Дополнительные расходы, связанные с изменением установленного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти образца надгробия, оплачиваются семьей умершего (погибшего) или организацией-спонсором.
В соответствии с частями 1 - 3 статьи 7 Федерального закона N 5-ФЗ расходы, связанные с реализацией статьи 6.1 настоящего Федерального закона, финансируются за счет предусмотренных на эти цели средств федерального бюджета на соответствующий год, передаваемых Пенсионному фонду Российской Федерации.
Средства федерального бюджета, передаваемые для финансирования указанных расходов, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и перечисляются Пенсионным фондом Российской Федерации через свои территориальные органы в бюджеты субъектов Российской Федерации:
1) в январе - феврале текущего года - в порядке авансирования в размере одной шестой части годовых назначений, установленных бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации;
2) с 1 марта текущего года - после представления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в Пенсионный фонд Российской Федерации до 20-го числа каждого месяца заявок и отчетов о фактически произведенных расходах по видам льгот, с учетом оставшихся неиспользованными средств.
Пенсионный фонд Российской Федерации представляет в Министерство финансов Российской Федерации не позднее 25 -го числа каждого месяца данные о фактически произведенных расходах, связанных с реализацией настоящего Федерального закона, и потребности в средствах на следующий месяц.
В развитие Федерального закона N 5-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 05.12.2006 N 740 "О надгробии, сооружаемом на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического труда, Героя Труда Российской Федерации и полного кавалера Ордена Трудовой Славы за счёт средств федерального бюджета" (далее - Постановление N 740).
Указанным постановлением определены образец надгробия, сооружаемого на могиле умершего (погибшего) Героя, и уполномоченный орган исполнительной власти, осуществляющий компенсацию затрат на сооружение и установление таких надгробий.
Согласно пункту 2 Постановления N 740 финансирование расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробия, производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, за счёт предусмотренных на эти цели средств федерального бюджета на соответствующий год, передаваемых Пенсионному фонду Российской Федерации.
Средства федерального бюджета, передаваемые на финансирование расходов, связанных с сооружением надгробия, зачисляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и перечисляются Пенсионным фондом Российской Федерации через его территориальные органы в бюджеты субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 7 Федерального закона N 5-ФЗ.
Указанные средства зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации на счета органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации.
Между Пенсионным фондом Российской Федерации и Правительством Республики Хакасия заключено соглашение от 13.03.2009 N 5-д "О реализации мер социальной поддержки Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров Ордена Славы, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы" (далее - Соглашение).
В статье 1 Соглашения определен порядок взаимодействия сторон по вопросам реализации, в том числе статей 2 - 6.1 Федерального закона N 5-ФЗ.
В соответствии со статьёй 2 Соглашения (в редакции дополнительных соглашений от 13.09.2009 N 6-д, от 15.04.2009 N 28-33, от 05.05.2009 N16-д, от 08.08.2014 года N 28-47) Пенсионный фонд Российской Федерации принял обязательство обеспечить утверждение в установленном порядке бюджетных данных для реализации мероприятий в соответствии со статьёй 1 настоящего соглашения и доведение их до Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия; перечисление средств федерального бюджета с лицевого счёта Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия на счёт, открытый Управлению Федерального казначейства по Республике Хакасия для учёта поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации для последующего перечисления в установленном порядке в бюджет Республики Хакасия (пункт 2.1 Соглашения).
Правительство Республики Хакасия приняло обязательство обеспечить ежемесячное представление в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия до 10 числа месяца, предшествующего выплатному, заявки на финансирование расходов и отчёта о фактически произведённых расходах (по форме и в сроки, устанавливаемые Минфином России); использование средств федерального бюджета для выполнения мероприятий, предусмотренных статьёй 1 Соглашения, исключительно в этих целях; возврат неиспользованного остатка средств федерального бюджета, сложившегося на начало очередного финансового года, на лицевой счёт Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия через счёт, открытый Управлению Федерального казначейства по Республике Хакасия для учёта поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в срок до 15 февраля очередного финансового года (пункт 2.2 Соглашения).
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве труда и социальной политики, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 18.04.2013 N 229, Министерство является исполнительным органом государственной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по проведению государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в области труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости и безработицы, трудовой миграции, социальной защиты и социального обслуживания населения, охраны труда, а также реабилитации или реабилитации инвалидов в сфере социальной защиты населения и в области содействия занятости населения.
В соответствии с пунктом 4 Положения министерство осуществляет функции главного распорядителя, распорядителя и получателя средств республиканского бюджета Республики Тыва, предусмотренных на содержание аппарата Министерства, а также подведомственных ему учреждений.
Статья 5 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ) предусматривает, что умерший, а также его родственники, законный представитель, а при их отсутствии и иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут доверить исполнение своего волеизъявления другому лицу.
Согласно положениям статьи 6 Закона N 8-ФЗ, в случае отсутствия волеизъявления умершего, либо мотивированного отказа родственников или законных представителей от исполнения этого волеизъявления, оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Следовательно, законодателем и нормативными правовыми актами установлен круг лиц, которые при определенных условиях и в определенной очередности могут организовать и (или) осуществить погребение погибшего (умершего), включая установку памятника на могиле. Предприниматель, принявший на себя обязательство по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших) в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов.
Из названных законодательных актов вытекает прямая обязанность соответствующих государственных органов по оплате родственникам умершего расходов на изготовление и установку памятников погибшим (умершим) Героям и другим, перечисленным в законе категориям лиц.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно установил, что Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва, Министерство труда и социального развития являются надлежащими ответчиками по настоящему иску.
Порядок возмещения затрат, связанных с изготовлением и установкой надгробия на могиле умершего (погибшего) Героя законом четко не определен.
Между тем, из содержания названных норм права следует, что оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников, заказываемых для увековечивания памяти Героев, носит компенсационный характер и по факту является социальной льготой для родственников данных категории лиц.
Право требовать компенсации понесенных расходов на изготовление и установку надгробия возникает в силу закона.
Истец, принявший на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших), в силу закона признаётся уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесённых им расходов.
Федеральный закон N 5-ФЗ и Закон о погребении и похоронном деле не связывает право на возмещение расходов по изготовлению и установке памятников с обязательным наличием у обратившихся за их возмещением лиц родственных отношений с погибшим (умершим) или статуса заказчика по гражданско-правовому договору подряда на установку памятника.
Реализация закрепленной в законах социальной гарантии государства по увековечиванию памяти погибших (умерших) не ставится и не может быть поставлена законодателем в зависимость от того, есть ли у их родственников денежные средства на оплату памятников, и какой коммерческой структуре они заказали их изготовление.
Судом апелляционной инстанции установлено, что факт выполнения истцом работ, предусмотренных договорами, подтверждается представленными в материалы дела актами выполненных работ. То обстоятельство, что умершие Астафьев Петр Васильевич, Бавун-оол Уин-оол Андреевич, Турген-оол Александр Каранмеевич, Кандан Уруле Шыыраповна, Маады Барынмаа Анандович, Янчат Василий Оюнович, Верьясов Василий Михайлович, Зюзин Юрий Николаевич являются Героями Социалистического Труда, следует из имеющихся в материалах дела документов и сторонами не оспаривается.
Довод апелляционной жалобы относительно необходимости подтверждения фактов установки надгробий соответствующими фотоснимками подлежит отклонению, как нормативно необоснованный, учитывая имеющиеся в материалах дела акты выполненных работ, подписанные предпринимателем и заказчиками по вышеуказанным договорам.
Статьей 6.1 Федерального закона N 5-ФЗ предусмотрено, что сооружение на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда и полного кавалера ордена Трудовой Славы надгробия установленного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти образца производится за счет средств федерального бюджета.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства N 740 финансирование расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробия, производится органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации, за счет предусмотренных на эти цели средств федерального бюджета на соответствующий год, передаваемых Пенсионному фонду Российской Федерации в лице его территориальных органов в субъектах Российской Федерации.
Как следует из содержания Постановления Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 N 740 и Соглашения между Правительством Республики Тыва и Пенсионным фондом Российской Федерации 16.03.2007 N 28-38 "О реализации мер социальной поддержки Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров Ордена Славы, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы", с учетом полномочий Министерства труда и социального развития Республики Тыва, установленных Положением о Министерстве труда и социального развития Республики Тыва, Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва, задач и функций, возложенных на него, процесс компенсации расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробного памятника Герою Социалистического Труда, обусловлен действиями ответчиков.
Таким образом, выплата истцу соответствующей компенсации реально возможна лишь в результате соответствующих согласованных действий Министерства труда и социальной политики Республики Тыва, Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва.
Министерство труда и социальной политики Республики Тыва на основании заявления гражданина (родственника) формирует заявку на финансирование расходов и передает ее в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва.
Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва на основании заявки Министерства осуществляет перечисление необходимых денежных средств в бюджет Республики Тыва. Согласно пункту 5 Постановления N 740 надгробие сооружается на могиле Героя Социалистического Труда, если на 01.01.2006 не было установлено постоянное надгробие другого образца.
Сооружение на могиле умершего (погибшего) Героя Социалистического Труда надгробия установленного образца за счет средств федерального бюджета является гарантируемой государством льготой, следовательно, в силу перечисленных выше нормативных правовых актов у уполномоченных органов возникает обязанность компенсировать предпринимателю расходы по изготовлению и установке памятника.
Выпиской из ЕГРИП (том 1 л.д. 5) подтверждено, что основным видом деятельности предпринимателя является организация похорон и предоставление связанных с ними услуг (код по ОКВЭД 96.03). Следовательно, требование пункта 1 Постановления N 740 об изготовлении надгробия специализированными предприятиями в рассматриваемом случае не нарушено.
Министерство в апелляционной жалобе ссылается на то, что сумма компенсации является завышенной, поскольку средняя рыночная стоимость на надгробие данного вида и размера составляет по городу Кызылу не более 110 000 рублей, а по районам Республики Тыва не более 160 000 рублей.
Суд апелляционной инстанции, изучив заявленный довод, приходит к выводу о его отклонении, как документально неподтвержденного.
Напротив, расходы, связанные с изготовлением и установкой памятника истцом, документально подтверждены имеющимися в материалах дела договорами и сметами на работы и услуги к ним. Истцом в пояснениях к отзыву ответчика от 15.09.2017 представлена информация о произведённой ему компенсации расходов на изготовление и установку аналогичных надгробий Героям Социалистического Труда.
Таким образом, размер компенсации понесённых истцом расходов на изготовление и установку спорных надгробий не является завышенным.
Пенсионный фонд в апелляционной жалобе также указал на отсутствие в его адрес от ИП Оленина Н.Н. обращений, документов, заявок на финансирование за счет средств федерльного бюджета установленных надгробий лицам, указанным в исковом заявлении; истец не представил доказательств совершения фондом действия или бездействия, нарушившего права и законные интересы истца.
Вместе с тем, исходя из приведенного нормативного правового регулирования, заявление должно было быть подано в Министерство, которое формирует заявку в Отделение Пенсионного фонда на финансирование расходов, Фонд по указанной заявке осуществляет перечисление необходимых денежных средств в бюджет Республики Тыва.
Таким образом, предприниматель не должен был обращаться с заявлением в Фонд, а правомерно обратился в Министерство труда и социальной политики Республики Тыва с заявлением от 01.06.2017 о возмещении понесенных расходов.
Кроме того, 07.06.2017 (вх. 1360) предприниматель обратился в Фонд с претензией от 01.06.2017 о выплате компенсации за установку надгробных памятников, указав, что Олениным Н.Н. в 2015-2016 годах были поданы заявления с приложением необходимых документов, в ответ на которые не было получено ни денежных средств, ни соответствующих отказов.
В ответ на указанную претензию Фонд в ответе от 09.06.2017 N СК-28-3133 (том 1 л.д. 102-103) указал заявителю на отсутствие от Министерства в соответствии с Постановлением от 05.12.2006 N 740 заявки на финансирование расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробий Героям Социалистического труда.
На основании изложенного является несостоятельным довод апелляционной жалобы Пенсионного фонда о невозможности исполнить возложенные на него законом обязанности по выплате предпринимателю компенсации в добровольном порядке
При указанных обстоятельствах материально-правовые требования истца являются обоснованными и правомерно удовлетворены судом первой инстанции в полном объеме.
Верховный Суд Российской Федерации, отказывая Государственному учреждению - отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, в определении от 13.11.2015 N 302-КГ15-14589 по делу N А74-4997/2014 поддержал изложенные выше выводы по спору со схожими обстоятельствами.
По смыслу норм статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины разрешается арбитражным судом по итогам рассмотрения дела, независимо от того, заявлено ли перед судом ходатайство о его разрешении.
В случае, когда решение принято против нескольких ответчиков, понесенные истцом судебные расходы по уплате государственной пошлины взыскиваются судом с данных ответчиков как содолжников в долевом обязательстве, независимо от требований истца взыскать такие расходы лишь с одного или нескольких из них (пункт 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах").
Таким образом, поскольку исковые требования удовлетворены судом первой инстанции в полном объеме, расходы истца по уплате государственной пошлины по иску правомерно распределены арбитражным судом на соответчиков в равных долях.
Иные доводы жалоб по существу дублируют доводы, заявленные в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции; направлены на переоценку установленных судом первой инстанции обстоятельств, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопрос о распределении государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не рассматривается судом в связи с освобождением апеллянтов от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от "22" ноября 2017 года по делу N А69-1724/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Е.В. Севастьянова |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.