Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 мая 2018 г. N Ф01-1528/18 настоящее постановление оставлено без изменения
12 февраля 2018 г. |
А43-10265/2017 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Белышковой М.Б., Кириловой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Герасимовой И.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.11.2017
по делу N А43-10265/2017,
принятое судьей Мукабеновым И.Ю.
по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области,
без участия лиц,
и установил:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской (далее - Управление Росреестра, регистрирующий орган) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (далее - ТУ Росимущества, Управление), выразившегося в неосуществлении раздела помещения общей площадью 196,7 кв.м, кадастровый номер 52:56:0600005:4474, расположенного по адресу: Нижегородская область, Первомайский район, г. Первомайск, ул. Юбилейная, д. 6. Одновременно заявитель просил суд обязать Управление разделить указанное помещение на два: площадью 34,9 кв.м и 126,7 кв.м и два гаража площадью 18,2 кв.м и 16,7 кв.м.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 27.11.2017 заявителю отказано в удовлетворении требования.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Росреестра обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Регистрирующий орган настаивает на том, что ТУ Росимущества необоснованно отказало в разделе помещения общей площадью 196,7 кв.м, кадастровый номер 52:56:0600005:4474, необходимость в котором вызвана тем, что Управление не использует площади полностью, а также сокращением лимитов бюджетных обязательств на оплату коммунальных услуг и услуг по содержанию имущества. Кроме того, занимаемые регистрирующим органом помещения требуют приведения в соответствие с СНиП 31-05-2003 "Общественные здания административного назначения".
Управление Росреестра ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
ТУ Росимущества направило в арбитражный суд ходатайство об отложении дела слушанием.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел данное ходатайство и, руководствуясь статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отказал в его удовлетворении ввиду необоснованности.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что согласно данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (от 20.04.2007 N 52-52-03/054/2007-115) Российской Федерации принадлежит на праве собственности объект недвижимого имущества - нежилое помещение площадью 196,7 кв.м, кадастровый номер 52:56:0600005:4474, расположенного по адресу: Нижегородская область, Первомайский район, г. Первомайск, ул. Юбилейная, д. 6.
На основании распоряжения ТУ Росимущества от 30.11.2006 N 454 "О закреплении федерального имущества на праве оперативного управления" вышеуказанное нежилое помещение передано (передаточный акт от 25.08.2010) в оперативное управление Управлению Росреестра, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 22.09.2010 N 52-52-02/049/2010-342.
В связи с сокращением лимитов бюджетных обязательств на оплату коммунальных услуг и услуг по содержанию имущества, а также для приведения занимаемых регистрирующим органом площадей в соответствии с установленными СНиП 31-05-2003 "Общественные здания административного назначения" нормами, Управление Росреестра приняло решение об отказе от части неиспользуемых площадей и письмом от 17.10.2016 N 3/20168-НК обратилось в ТУ Росимущества с заявлением о разделе находящегося по вышеуказанному адресу помещения площадью 196,7 кв.м, кадастровый номер 52:56:0600005:4474, на два помещения: площадью 34,9 кв.м и 126,7 кв.м и два гаража 18,2 кв.м и 16,7 кв.м, одновременно приложив комплект необходимых документов.
Письмом от 14.11.2016 N НМ-07/12698 ТУ Росимущества информировало регистрирующий орган о том, что поручениями Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 11.03.2013 N ИБ-07/10213 и от 10.09.2013 N ИБ-07/42015 Территориальным управлениям указано на необходимость проведения мероприятий, направленных на минимизацию объектов имущества казны Российской Федерации, а также о том, что в настоящее время оно проводит рассылку в адрес федеральных организаций по вопросу потребности в размещении объектов, которые Управление планирует передать в казну Российской Федерации после осуществления раздела помещения с кадастровым номером 52:56:0600005:4474.
Неосуществление ТУ Росимущества раздела указанного нежилого помещения, а также отсутствие какой-либо информации о решении вопроса по разделу помещения послужило основанием для обращения регистрирующего органа в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 1, 9, 124, 125, 209, 212 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства российской Федерации от 05.06.2008 N 432 и исходил из того, что уполномоченный орган доказал отсутствие с его стороны незаконного бездействия.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Положение N 432), в соответствии с пунктом 4 которого Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пункту 5.3 Положения N 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Согласно Положению о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, утвержденному приказом Росимущества от 27.02.2009 N 49, на территории Нижегородской области вышеуказанные полномочия возложены на ТУ Росимущества в Нижегородской области.
Следовательно, Управление Росреестра обратилось в ТУ Росимущества, как в уполномоченный орган по распоряжению имуществом Российской Федерации, переданным в оперативное управление.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В силу части 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации основным принципом гражданского законодательства Российской Федерации является принцип осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе.
Согласно частям 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе, по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Положениями части 2 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с частью 1 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
В силу статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно материалам дела Российской Федерации на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества - нежилое помещение площадью 196,7 кв.м, кадастровый номер 52:56:060000:4474, расположенное по адресу: Нижегородская область, Первомайский район, г. Первомайск, ул. Юбилейная, д. 6.
С учетом вышеприведенных правоположений и отсутствием в законодательстве прямой нормы, возлагающей на собственника имущества обязанность в определенные сроки разделить его на несколько других помещений, проведение раздела занимаемого Управлением Росреестра нежилого помещения является правом, но не обязанностью ТУ Росимущества.
Вопреки требованиям статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Управление Росреестра не доказало законность и обоснованность своей позиции, не указало правовые нормы, которые нарушает ТУ Росимущества.
При таких обстоятельствах не проведение раздела нежилого помещение площадью 196,7 кв.м, кадастровый номер 52:56:060000:4474, не может рассматриваться как незаконное бездействие уполномоченного органа, осуществляющего полномочия собственника данного имущества.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному итоговому выводу о том, что ТУ Росимущества не допустило незаконного бездействия, нарушающего права и законные интересы Управления Росреестра.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Арбитражный суд Нижегородской области законного и обоснованно отказал регистрирующему органу в удовлетворении заявления.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Управления Росреестра признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.11.2017 по делу N А43-10265/2017 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации регистрирующий орган и ТУ Росимущества освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.11.2017 по делу N А43-10265/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.