г. Красноярск |
|
13 февраля 2018 г. |
Дело N А33-9645/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена "12" февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен "13" февраля 2018 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бабенко А.Н.,
судей: Белан Н.Н., Радзиховской В.В.
при ведении протокола судебного заседания Щекотуровой Я.С.
в отсутствии лиц, участвующих в деле
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Агарева Егора Владимировича на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "26" октября 2017 года по делу N А33-9645/2017, принятое судьёй Куликовой Д.С.
установил:
Администрация Ермаковского сельсовета (далее - истец) (ИНН 2413003198, ОГРН 1022401129409) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с иском к индивидуальному предпринимателю Агареву Егору Владимировичу (далее - ответчик, Агарев Е.В.) (ИНН 245506971529, ОГРН 304245522600110) о признании договора аренды земельного участка от 11.01.2016 N 3, заключенного между администрацией Ермаковского сельсовета и индивидуальным предпринимателем Агаревым Е.В. недействительной сделкой; применении последствий недействительности сделки, путем возврата земельного участка с кадастровым N 24:13:2401027:164, расположенного по адресу: с. Ермаковское, ул. Карла Маркса, 108 "м".
Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 10.05.2017 возбуждено производство по делу, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю. Определением от 06.06.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Ермаковского района.
Решением от 26.10.2017 иск удовлетворен.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит отменить обжалуемое решение. Доводы апелляционной жалобы сводятся к недоказанности отнесения спорного земельного участка к территории общего пользования со ссылкой на правила землепользования и застройки.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда жалоба принята к производству, ее рассмотрение назначено на 10.01.2018, рассмотрение жалобы откладывалось.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле, на основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
11.01.2016 истцом (арендодатель) и ответчиком (арендатор) подписан договор аренды N 2, по условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок площадью 768 кв.м, с кадастровым номером 24:13:2401027:164, категория земель - земли населенных пунктов, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, прилагаемом к договору и установленных на местности с учетом действующих строительных, санитарных, природоохранных, противопожарных норм, местоположение: Красноярский край, Ермаковский район, с. Ермаковское, ул. Карла Маркса, 108 "м" (пункт 1.1 договора). Земельный участок предоставлен арендатору для осуществления арендатором следующих видов деятельности (разрешенное использование): магазины (пункт 1.2 договора). Земельный участок считается переданным арендодателем и принятым арендатором в аренду в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе от 25.12.2015 N 7 сроком на три года с 11.01.2016 по 10.01.2019 (пункт 2.1 договора). Стороны установили, что условия договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, а именно со дня подписания протокола аукциона (пункт 2.2 договора). Годовая арендная плата установлена в результате торгов в размере 24 453 рублей 27 копеек (пункт 3.1 договора).
Ответчиком в счет погашения арендных платежей перечислено истцу 43 347 рублей 50 копеек (чеки-ордеры от 01.02.2016 и 10.01.2017).
Согласно представленному ответчиком в материалы дела градостроительному плану земельного участка N RU245113304-0000000000001449, утвержденному постановлением администрацией Ермаковского района от 13.04.2016 N 198-п, земельный участок с кадастровым номером 24:13:2401027:164 расположен в П-3 Зоне "Производственно-коммунальные предприятия IV-V класса вредности".
12.05.2016 отделом архитектуры, строительства и коммунального хозяйства администрации Ермаковского района выдано Агареву Е.В. разрешение N 24-RU24513000-57-2016 на строительство магазина площадью 594,01 кв.м на земельном участке с кадастровым номером 24:13:2401027:164.
Ссылаясь на несоответствие договора Генеральному плану Ермаковского сельского поселения Ермаковского района, администрация обратилась в арбитражный суд с иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В рамках настоящего дела заявлено требование о признании сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности.
Суд первой инстанции, при принятии решения исходил из того, что установление Правилами землепользования и застройки Ермаковского сельсовета, утвержденными решением Ермаковского сельского Совета депутатов от 17.07.2013 N 34в-195р, зоны производственно-коммунальных предприятий IV-V класса вредности (П-3) в лесопарковой функциональной зоне противоречит Генеральному плану Ермаковского сельского поселения Ермаковского района, утвержденному решением Ермаковского районного Совета депутатов от 21.12.2012 N 29-173р. Учитывая изложенное, а также положения статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации, предоставление земельного участка ответчику для строительства противоречило Градостроительному кодексу Российской Федерации, Генеральному плану Ермаковского сельского поселения Ермаковского района. При таких обстоятельствах, требование администрации Ермаковского сельсовета о признании договора аренды земельного участка от 11.01.2016 N 3 недействительной сделкой признано судом первой инстанции подлежащим удовлетворению.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В соответствии с частью 2 указанной статьи требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
Пунктом 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В статье 607 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).
Между сторонами по результатам аукциона заключен договор аренды от 11.01.2016 N 3. Предметом аренды является земельный участок с категорией земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером 24:13:2401027:164.
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ), вступившим в силу с 01.03.2015, внесены изменения в земельное и градостроительное законодательство, в том числе в Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в результате чего введена статья 3.3. Согласно абзацу 3 пункта 2 названной статьи распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения.
Учитывая, что на территории Ермаковского сельсовета утверждены Правила землепользования и застройки, суд приходит к выводу, что администрация Ермаковского сельсовета обладала полномочиями по заключению договора аренды.
Как следует из материалов дела, на момент проведения торгов согласно Генеральному плану Ермаковского сельского поселения Ермаковского района, утвержденному решением Ермаковского районного Совета депутатов от 21.12.2012 N 29-173р, земельный участок с кадастровым номером 24:13:2401027:164 располагался в границах земель лесопарковой функциональной зоны, при этом согласно Правилам землепользования и застройки Ермаковского сельсовета, действующим на момент формирования земельного участка и утвержденным решением Ермаковского сельского Совета депутатов от 17.07.2013 N 34в-195р, земельный участок с кадастровым номером 24:13:2401027:164 располагался в границах зоны производственно-коммунальных предприятий IV-V класса вредности (П-3).
Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в частности, организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использование, охрана, защита, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
В соответствии со статьей 61 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений.
Исходя из положений статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации зеленые зоны можно определить как леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, где запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. В составе зеленых зон, в свою очередь, выделяются лесопарковые зоны, выполняющие те же функции, но признаваемые таковыми в установленном порядке.
Приказом Госстроя России от 15.12.1999 N 153 утверждены Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1.1 названных Правил зеленый фонд города является составной частью природного комплекса города и включает в себя озелененные и лесные территории всех категорий и видов, образующие систему городского озеленения в пределах городской черты, а также озелененные территории, лесные территории за пределами городской черты, если эти территории решениями федеральных органов управления или органов управления субъектов Федерации переданы в ведение местного городского самоуправления для экологической защиты и организации рекреации городского населения.
По смыслу данных норм, создание и охрана зеленых зон, лесопарковых зон и других озелененных территорий городских и сельских поселений осуществляется в соответствии с генеральным планом поселения и правилами землепользования и застройки. Ограничения на осуществление деятельности в границах территории, занятой деревьями и кустарниками, могут применяться только в том случае, если данная территория отнесена правилами землепользования и застройки к соответствующей территориальной зоне.
В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района. Границы территориальных зон могут устанавливаться по естественным границам природных объектов (статья 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Статьей 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом (пункт 11); а также зоны особо охраняемых территорий. В зоны особо охраняемых территорий могут включаться земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение (пункт 12).
Органом местного самоуправления могут устанавливаться иные виды территориальных зон, выделяемые с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 15).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1007 утверждено Положение об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон.
Данным Положением установлен порядок определения функциональных зон в лесопарковых зонах защитных лесов, площади и границы лесопарковых зон и зеленых зон защитных лесов. В соответствии с утвержденным Положением функциональные зоны в лесопарковой зоне представляют собой части лесопарковой зоны, которые выделяются в целях дифференциации режима использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в различных частях лесопарковой зоны. Функциональные зоны, площадь и границы лесопарковой зоны, зеленой зоны устанавливаются решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации на основании утвержденной проектной документации. Сведения об установлении границ лесопарковых зон и зеленых зон вносятся в государственный кадастр недвижимости в качестве сведений о зонах с особыми условиями использования территории.
Из материалов дела следует, что проект генерального плана села Ермаковское Ермаковского района Красноярского края получил заключения уполномоченных отраслевых органов, прошел согласование в Правительстве Красноярского края.
В силу части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: 1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; 2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований; 3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; 4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 2 статью 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты.
Часть 3 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает, что подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Части 9 и 10 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает, что орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации. При выявлении несоответствий указанным требованиям и документам, орган местного самоуправления направляет проект в комиссию на доработку.
В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом.
Таким образом, Генеральный план является первичным документом по отношению к Правилам землепользования и застройки, а также документации по планировке территории; правила землепользования и застройки должны соответствовать требованиям генерального плана и им не противоречить.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что установление Правилами землепользования и застройки Ермаковского сельсовета, утвержденными решением Ермаковского сельского Совета депутатов от 17.07.2013 N 34в-195р, зоны производственно-коммунальных предприятий IV-V класса вредности (П-3) в лесопарковой функциональной зоне противоречит Генеральному плану Ермаковского сельского поселения Ермаковского района, утвержденному решением Ермаковского районного Совета депутатов от 21.12.2012 N 29-173р.
Учитывая изложенное, а также положения статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации, предоставление земельного участка ответчику для строительства противоречило Градостроительному кодексу Российской Федерации, Генеральному плану Ермаковского сельского поселения Ермаковского района.
При таких обстоятельствах, требование администрации Ермаковского сельсовета о признании договора аренды земельного участка от 11.01.2016 N 3 недействительной сделкой правомерно признано судом первой инстанции подлежащим удовлетворению.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчиком заявлено о пропуске срока исковой давности, в удовлетворении которого судом был отказано.
Повторно рассмотрев заявленное ответчиком ходатайство, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суд первой инстанции об отсутствии основания для применения срока исковой давности.
Согласно пункту 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда истец узнал или должен был узнать об обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является самостоятельным основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (абзац 2 пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год (пункт 2 статьи 181 ГК РФ). По общему правилу течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (статья 200 ГК РФ).
Учитывая, что на момент заключения оспариваемого договора генеральный план и правила землепользования и застройки были утверждены, обоснован вывод суда первой инстанции о том, что на дату заключения договора (11.01.2016) истцу должно было быть известно о несоответствии договора требованиям действующего законодательства.
В пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" указано, что в силу пункта 1 статьи 204 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд, если такое заявление было принято к производству. Днем обращения в суд считается день, когда исковое заявление сдано в организацию почтовой связи либо подано непосредственно в суд, в том числе путем заполнения в установленном порядке формы, размещенной на официальном сайте суда в сети "Интернет".
В пункте 18 Постановления N 43 разъяснено, что по смыслу статьи 204 ГК РФ начавшееся до предъявления иска течение срока исковой давности продолжается лишь в случаях оставления заявления без рассмотрения либо прекращения производства по делу по основаниям, предусмотренным абзацем вторым статьи 220 ГПК РФ, пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, с момента вступления в силу соответствующего определения суда либо отмены судебного приказа. В случае прекращения производства по делу по указанным выше основаниям, а также в случае отмены судебного приказа, если неистекшая часть срока исковой давности составляет менее шести месяцев, она удлиняется до шести месяцев (пункт 1 статьи 6, пункт 3 статьи 204 ГК РФ).
Из материалов дела следует, что администрация Ермаковского сельсовета обращалась в Ермаковский районный суд Красноярского края 14.07.2017 (вх. N 2056). Определением от 21.12.2016 Ермаковский районный суд Красноярского края прекратил производство по делу на основании части 1 статьи 220 ГПК РФ. Определение оставлено без изменения апелляционным определением Красноярского краевого суда от 01.03.2017. В арбитражный суд истец направил иск 02.05.2017, т.е. в пределах срока исковой давности.
В рамках настоящего дела истцом также заявлено требование о применении последствий недействительности сделки.
Согласно части 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
В силу пункта 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.1998 N 13/14 "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами" при применении последствий исполненной обеими сторонами недействительной сделки, когда одна из сторон получила по сделке денежные средства, а другая - товары, работы, услуги, размер взаимных обязательств ее сторон признается равным, если не будет доказано обратное.
Поскольку всякий договор, связанный с использованием чужого имущества, в силу пункта 3 статьи 423 Гражданского кодекса Российской Федерации также предполагается возмездным, при его недействительности должен применяться аналогичный правовой подход.
Следовательно, фактический пользователь земельного участка, который не в состоянии возвратить полученное по недействительной сделке в виде уже состоявшегося использования земельного участка, при применении последствий недействительности этой сделки обязан возместить другой стороне сделки стоимость такого пользования в деньгах по цене, определенной сделкой (пункт 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Ответчиком в счет погашения арендных платежей перечислено истцу 43 347 рублей 50 копеек (чек-ордеры от 01.02.2016 и 10.01.2017).
Вместе с тем, ответчиком факт передачи ему земельного участка в пользование не оспаривается. Из материалов дела следует, что 12.05.2016 отделом архитектуры, строительства и коммунального хозяйства администрации Ермаковского района выдано Агареву Е.В. разрешение N 24-RU24513000-57-2016 на строительство магазина площадью 594,01 кв.м на земельном участке с кадастровым номером 24:13:2401027:164.
Следовательно, ответчик имел реальную возможность использовать земельный участок для строительства. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
В соответствии с пунктом 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2000 N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении" арендная плата признается формой оплаты за право пользования переданным в аренду имуществом.
Так как в результате исполнения недействительной сделки ответчик фактически пользовался предоставленным ему земельным участком и в силу статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации обязан возместить другой стороне в денежной форме стоимость этого пользования, то плата за пользование спорным земельным участком взысканию с администрации в пользу предпринимателя не подлежит.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно применил последствия недействительности сделки в виде возврата индивидуальным предпринимателем Агаревым Егором Владимировичем администрации Ермаковского сельсовета земельного участка с кадастровым N 24:13:2401027:164, расположенного по адресу: с. Ермаковское, ул. Карла Маркса, 108 "м".
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы доводы последней не нашли своего подтверждения.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (часть 2 статьи 7 названного Кодекса).
Зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 5 статьи 1 которого содержится понятие функциональных зон, то есть зон, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.
Федеральным законодателем в пункте 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации реализован один из основополагающих принципов земельного законодательства - деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 3 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство регулирует лесные отношения. Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации).
Исходя из положений статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации зеленые зоны можно определить как леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, где запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. В составе зеленых зон, в свою очередь, выделяются лесопарковые зоны, выполняющие те же функции, но признаваемые таковыми в установленном порядке.
Приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 г. N 153 утверждены Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1.1 названных Правил зеленый фонд города является составной частью природного комплекса города и включает в себя озелененные и лесные территории всех категорий и видов, образующие систему городского озеленения в пределах городской черты, а также озелененные территории, лесные территории за пределами городской черты, если эти территории решениями федеральных органов управления или органов управления субъектов Федерации переданы в ведение местного городского самоуправления для экологической защиты и организации рекреации городского населения.
По смыслу данных норм, создание и охрана зеленых зон, лесопарковых зон и других озелененных территорий городских и сельских поселений осуществляется в соответствии с генеральным планом поселения и правилами землепользования и застройки. Ограничения на осуществление деятельности в границах территории, занятой деревьями и кустарниками, могут применяться только в том случае, если данная территория отнесена правилами землепользования и застройки к соответствующей территориальной зоне.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 1007 утверждено Положение об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон.
Данным Положением установлен порядок определения функциональных зон в лесопарковых зонах защитных лесов, площади и границ лесопарковых зон и зеленых зон защитных лесов. В соответствии с утвержденным Положением функциональные зоны в лесопарковой зоне представляют собой части лесопарковой зоны, которые выделяются в целях дифференциации режима использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в различных частях лесопарковой зоны. Функциональные зоны, площадь и границы лесопарковой зоны, зеленой зоны устанавливаются решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации на основании утвержденной проектной документации. Сведения об установлении границ лесопарковых зон и зеленых зон вносятся в государственный кадастр недвижимости в качестве сведений о зонах с особыми условиями использования территории.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация благоустройства и озеленения территорий поселений, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах населенных пунктах поселения и в границах городского округа, отнесена к вопросам местного значения соответственно поселения (п. 19 ч. 1 ст. 14) и городского округа (п. 25 ч. 1 ст. 16). Пунктом 3 статьи 19 данного закона предусмотрено, что отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральными законами или законом субъекта Российской Федерации.
Генеральным планом Ермаковского сельского поселения Ермаковского района определены зоны городских лесов и городских лесопарков.
Согласно части 5.1 статьи 105 Лесного Кодекса Российской Федерации в городских лесах запрещаются виды деятельности, предусмотренные пунктами 1 - 5 части 3 настоящей статьи.
Пунктом 5 части 3 статьи 105 Лесного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в лесопарковых зонах запрещается размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений.
Суд первой инстанций, рассматривая спор, правомерно пришел к выводу о том, что предоставление обществу земельного участка для строительства магазина противоречило Лесному кодексу Российской Федерации, Градостроительному кодексу Российской Федерации Генеральному плану Ермаковского сельского поселения Ермаковского района, действовавшему в период проведения торгов и заключения договора аренды.
При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что установление Правилами землепользования и застройки Ермаковского сельсовета, утвержденными решением Ермаковского сельского Совета депутатов от 17.07.2013 N 34в-195р, зоны производственно-коммунальных предприятий IV-V класса вредности (П-3) в лесопарковой функциональной зоне противоречит Генеральному плану Ермаковского сельского поселения Ермаковского района, утвержденному решением Ермаковского районного Совета депутатов от 21.12.2012 N 29-173р.
В силу части 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым, общественно-деловым, производственным, инженерных и транспортных инфраструктур, рекреационным, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов, иным территориальным зонам.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под правилами землепользования и застройки понимается документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Они включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила, карту градостроительного зонирования, градостроительные регламенты.
В соответствии с частью 3 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
По результатам проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в части 9 настоящей статьи, в комиссию на доработку (часть 10 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (часть 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Решением Ермаковского районного Совета депутатов от 21.12.2012 N 29-173р утвержден Генеральный план Ермаковского сельского поселения Ермаковского района.
Решением Ермаковского сельского Совета депутатов от 17.07.2013 N 34в-195р утверждены Правила землепользования и застройки Ермаковского сельсовета.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что по договору аренды земельного участка от 11.01.2016 N 3 земельный участок с кадастровым номером 24:13:2401027:164 предоставлен ответчику для строительства магазина.
Однако, на момент проведения торгов в соответствии с Генеральным планом Ермаковского сельского поселения Ермаковского района земельный участок располагался в границах земель лесопарковой функциональной зоны.
При этом согласно Правилам землепользования и застройки Ермаковского сельсовета, действующим на момент формирования земельного участка и утвержденным решением Ермаковского сельского Совета депутатов от 17.07.2013 N 34в-195р, земельный участок с кадастровым номером 24:13:2401027:164 располагался в границах зоны производственно-коммунальных предприятий IV-V класса вредности (П-3).
Вместе с тем, из положений Правил землепользования и застройки Ермаковского сельсовета, согласно которым, в частности, в отношении данного участка установлена территориальная зона "П.3", не следует, что в территориальной зоне "лесопарковая функциональная зона" предусмотрено строительство и размещение магазина.
Таким образом, Правила землепользования и застройки входят в противоречие с Генеральным планом, что является недопустимым в силу вышеперечисленных правовых норм. Аналогичная позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15.03.2017 N Ф02-8163/2016 по делу N А33-10852/2015.
В соответствии со ст. 18, 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральные планы включают в себя карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов.
Частью 3 ст. 9, чч. 9, 10 ст. 31, п. 1 ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 34, ч. 15 ст. 35 ГрК РФ установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования. Аналогичная позиция изложена в пункте 18 "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)
Генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории города в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории, поскольку генеральные планы определяют стратегию его развития и условия формирования среды жизнедеятельности.
Исходя из изложенного, доводы заявителя апелляционной жалобы о недоказанности отнесения спорного земельного участка к территории зеленых насаждений со ссылкой на Правила землепользования и застройки и иные документы, нельзя признать обоснованными, соответствующими приведенным выше нормам права.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь статьями 166, 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно признал недействительным договор аренды земельного участка от 11.01.2016 N 3 и в порядке применения последствий недействительности ничтожной сделки обязал ответчика возвратить истцу спорный земельный участок.
Иных доводов, служащих основанием для отмены судебного акта в отношении существа рассматриваемого спора, в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "26" октября 2017 года по делу N А33-9645/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Агареву Егору Владимировичу из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3 000 рублей, излишне уплаченную на основании чек-ордера от 05.12.2017.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.Н. Бабенко |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-9645/2017
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 2 июля 2018 г. N Ф02-2187/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Администрация Ермаковского сельсовета
Ответчик: Агарев Егор Владимирович
Третье лицо: Администрация Ермаковского района, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КК, Представитель Иватов В.Н.