г. Владивосток |
|
14 февраля 2018 г. |
Дело N А24-5197/2017 |
Резолютивная часть постановления оглашена 12 февраля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 февраля 2018 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей С.В. Гуцалюк, Г.Н. Палагеша
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.А. Елесиной
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю
апелляционное производство N 05АП-9455/2017
на решение от 16.11.2017
судьи А.М. Сакуна
по делу N А24-5197/2017 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края (ИНН 4101121312, ОГРН 1084101000147)
о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю (ИНН 4101099096, ОГРН 1044100664167) о возврате документов без рассмотрения по заявлению Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края о государственной регистрации права хозяйственного ведения, представленного 17.08.2017 N 41/999/001/6014 на объект недвижимости: кадастровый номер N 41:01:0010114:4249, Сооружение: сети канализации, назначение: нежилое, протяженность 164, 9 п/м., инв. N 9499, лит. 2/1, адрес: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, пр. К. Маркса, поз.9, оформленного письмом от 25.08.2017 N 41/999/001/2017-6014;
о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю (ИНН 4101099096, ОГРН 1044100664167) о возврате документов без рассмотрения по заявлению Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края о государственной регистрации права хозяйственного ведения, представленного 17.08.2017 N 41/999/001/6015 на объект недвижимости: кадастровый номер N 41:01:0010116:16590, Сооружение: магистральный водопровод; назначение: сооружения коммунального хозяйства; протяженность 1313 м., адрес: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, оформленного письмом от 25.08.2017 N 41/999/001/2017-6015;
при участии:
стороны не явились;
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края (далее - заявитель, Министерство) обратилась в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением:
о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю о возврате документов без рассмотрения по заявлению Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края о государственной регистрации и права хозяйственного ведения, представленного 17.08.2017 N 41/999/001/6014 на объект недвижимости: кадастровый номер 41:01:0010114:4249, Сооружение: сети канализации, назначение: нежилое, протяженность 164, 9 п/м., инв. N 9499, лит. 2/1, адрес: Камчатский край,г. Петропавловск-Камчатский, пр. К. Маркса, поз. 9, оформленного письмом от 25.08.2017 N 41/999/001/2017-6014;
о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю о возврате документов без рассмотрения по заявлению Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края о государственной регистрации права хозяйственного ведения, представленного 17.08.2017 N 41/999/001/6015 на объект недвижимости: кадастровый номер 41:01:0010116:16590, Сооружение: магистральный водопровод; назначение: сооружения коммунального хозяйства; протяженность 1313 м., адрес: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, оформленного письмом от 25.08.2017 N 41/999/001/2017-6015.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 16.11.2017 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что в случае когда за совершением юридически значимого действия обращается представитель заинтересованного лица, то обязанность по оплате государственной пошлины возложена на заинтересованное лицо. В рассматриваемой ситуации Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края является представителем третьего лица - ГКУП "Камчатский водоканал" в силу прямого указания закона. Исходя из смысла налогового законодательства, при совершении юридически значимого действия, обязанность по оплате государственной пошлины осуществляется лицом, в чьих интересах совершается действие самостоятельно или за счет собственных средств.
С учетом изложенного настаивает на том, что для осуществления Управлением приема документов к рассмотрению в целях государственной регистрации права хозяйственного ведения ГКУП "Камчатский водоканал" обязано было оплатить государственную пошлину за юридически значимое действие, совершаемое в интересах предприятия в размере, установленном ст. 333.33 Налогового кодекса РФ.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились. От Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя. Заявленное ходатайство коллегией рассмотрено и удовлетворено. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
От Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела судом установлено, что на основании распоряжения Министерства от 07.04.2017 N 92-р за КГУП "Камчатский водоканал" закреплены на праве хозяйственного ведения объекты имущества находящиеся в государственной собственности Камчатского края, в том числе:
- объект недвижимости - сооружение сети канализации, назначение нежилое, протяженность 164, 9 п/м., инв. N 9499, лит. 2/1, расположенный по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, пр. К. Маркса, поз.9, кадастровый номер 41:01:0010114:4249;
- объект недвижимости - сооружение магистральный водопровод, назначение - сооружения коммунального хозяйства, протяженностью 1313 м., расположенный по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, кадастровый номер 41:01:0010116:16590.
17.08.2017 Министерством через МКУ МФЦ ВГО поданы заявления N N 41/999/001/6014, 41/999/001/6015 в Управление Росреестра по Камчатскому краю на государственную регистрацию права хозяйственного ведения предприятия на указанные объекты.
Уведомлением от 25.08.2017 N 41/999/001/2017-6014 Управление Росреестра по Камчатскому краю приняло решение о возврате заявителю документов без рассмотрения по заявлению от 17.08.2017 N 41/999/001/6014 (в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 41:01:0010114:4249).
Уведомлением от 25.08.2017 N 41/999/001/2017-5474 Управление Росреестра по Камчатскому краю приняло решение о возврате заявителю документов без рассмотрения по заявлению от 17.08.2017 о N 41/999/001/6015 (в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 41:01:0010116:16590).
Основанием для возврата документов Управление Росреестра по Камчатскому краю со ссылкой на пункт 3 статьи 25 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в названных решениях указало отсутствие документа об уплате государственной пошлины за регистрацию права хозяйственного ведения.
Не согласившись с действиями Управления Росреестра по Камчатскому краю по возврату документов без рассмотрения, Министерство обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Пунктом 2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии Гражданским кодексом Российской Федерации, в частности, на праве хозяйственного ведения в соответствии со статьей 294 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами.
Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество установлен положениями Федерального закона Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим законом порядке.
На основании статьи 17 Закона N 218-ФЗ за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 "Государственная пошлина" Кодекса.
Пунктом 2 части 3 статьи 15 Закона N 218-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению правообладателя объекта недвижимости и (или) лица, в пользу которого устанавливается ограничение права или обременение объекта недвижимости, - при государственной регистрации ограничения или обременения, прекращения ограничения или обременения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 2 статьи 19 Закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" орган государственной власти или орган местного самоуправления в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в порядке, установленном статьей 18 настоящего Федерального закона.
Из буквального толкования пункта 2 статьи 19 Закона N 218-ФЗ следует, что именно орган государственной власти выступает заявителем при обращении в регистрирующий орган за государственной регистрацией прав на недвижимое имущество в случае, если такое право возникло на основании акта этого органа.
Лицо, в отношении которого принят акт органа государственной власти, вправе представить заявление о государственной регистрации соответствующего права по собственной инициативе.
Следовательно, как верно указано судом первой инстанции, размер государственной пошлины за государственную регистрацию данного права хозяйственного ведения зависит от правового статуса обращающейся стороны.
Как верно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, заявление на государственную регистрацию права хозяйственного ведения подано Министерством имущественных и земельных отношений Камчатского края, ГГУП "Камчатский водоканал" за регистрацией права не обращалось.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины, установленной настоящей главой, освобождаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных настоящей главой, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 124 пункта 1 статьи 333.33 настоящего Кодекса.
Обращение с заявлением о государственной регистрации права хозяйственного ведения к таким исключительным случаям не относится.
Из вышеизложенных норм права в их совокупности во взаимосвязи с подпунктом 3 пункта 1 статьи 15, части 2 статьи 19 Закона N 218-ФЗ, предусматривающей возможность обращения Министерства с заявлением о государственной регистрации права хозяйственного ведения ГГУП "Камчатский водоканал", возникшего на основании акта органа местного самоуправления, следует, что в случае обращения органа местного самоуправления за совершением действий по государственной права хозяйственного ведения, плательщиком государственной пошлины должен выступать орган местного самоуправления, который освобожден от уплаты государственной пошлины за совершение указанного регистрационного действия, а основания для признания плательщиком государственной пошлины ГГУП "Камчатский водоканал", которое с заявлением о регистрации права не обращалось, отсутствуют.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку в данном случае Министерство выступает не в качестве представителя ГГУП "Камчатский водоканал", а действует от своего имени в силу указанных выше норм права.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно в соответствии с ч.2 ст. 201 АПК РФ признал действия Управления Росреестра по Камчатскому краю по возврату документов без рассмотрения по заявлениям от 17.08.2017 N 41/999/001/6014, от 17.08.2017 N 41/999/001/6015 о регистрации права хозяйственного ведения на объекты недвижимого имущества, незаконными.
В соответствии с требованиями пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ суд законно и обоснованно обязал Управление Росреестра по Камчатскому краю принять к рассмотрению заявления Министерства от 17.08.2017 N 41/999/001/6014, от 17.08.2017 N 41/999/001/6015 о регистрации права хозяйственного ведения на объекты недвижимого имущества.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 16.11.2017 по делу N А24-5197/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
С.В. Гуцалюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.