Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 18 апреля 2018 г. N Ф10-1504/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Воронеж |
|
14 февраля 2018 г. |
Дело N А14-6872/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2018.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 февраля 2018.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мокроусовой Л.М.,
судей Сурненкова А.А.,
Серегиной Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Серищевой С.В.,
при участии:
от акционерного общества "Вагонреммаш" в лице филиала ВРЗ АО "ВРМ": Клишин А.В., представитель по доверенности N 38/17 от 13.04.2017;
от общества с ограниченной ответственностью "РВК-Воронеж": Саласина И.У., представитель по доверенности N 115 от 10.03.2017;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Вагонреммаш" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.12.2017 по делу N А14-6872/2017,
по иску общества с ограниченной ответственностью "РВК-Воронеж" (ОГРН 1117746139499, ИНН 7726671234) к акционерному обществу "Вагонреммаш" (ОГРН 1087746618970, ИНН 7722648033) в лице филиала ВРЗ АО "ВРМ" о взыскании задолженности в размере 7 102 285,81 руб. за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по договору N 7 от 14.08.2014,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РВК-Воронеж" (далее - ООО "РВК-Воронеж", истец) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском (с учетом уточнений исковых требований) к акционерному обществу "Вагонреммаш" в лице филиала ВРЗ АО "ВРМ" (далее - АО "ВРМ", ответчик) о взыскании задолженности в размере 7 102 285, 81 руб. за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по договору N 7 от 14.08.2014.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 05.12.2017 исковые требования ООО "РВК-Воронеж" удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением и ссылаясь на его незаконность и необоснованность, АО "ВРМ" обратилось Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить и прекратить производство по делу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель АО "ВРМ" поддержал доводы апелляционной жалобы, считая обжалуемое решение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, просил отменить его полностью, вынести по делу новый судебный акт.
Представитель ООО "РВК-Воронеж" с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая обжалуемое решение законным и обоснованным, по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав участвующих в судебном заседании лиц, суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.12.2017 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 14.08.2014 между ООО "РВК-Воронеж" (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и АО "ВРМ" (абонент) заключен договор N 7 холодного водоснабжения и водоотведения, по условиям которого (пункт 1) организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая водоотведение, обязалась осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязался соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водопроводных сточных вод, нормативы допустимых сбросов (в случаях, когда такие нормативы установлены в соответствии с законодательством РФ), требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены договором, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Оплата по данному договору осуществляется абонентом по тарифам на водоотведение, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При установлении организации водопроводно-канализационного хозяйства двухставочных тарифов указывается размер подключенной нагрузки, в отношении которой применяется ставка тарифа за содержание централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения. Тариф на водоотведение для правобережной части городского округа, установленный на дату заключения договора - 14, 57 руб. /м3 без НДС. Изменение тарифов в период действия договора не требует его перезаключения. Тариф применяется с даты, указанной в соответствующем постановлении (приказе) органов местного самоуправления (пункт 7 договора).
Абонент обязан соблюдать установленные нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы сточных вод, принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (если для объектов этой категории абонентов в соответствии с законодательством РФ устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения (подпункт "т" пункта 14 договора).
Нормативы водоотведения по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Организация водопроводно-канализационного хозяйства уведомляет абонента об утверждении уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления поселения и (или) городского округа нормативов водоотведения по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод в течение 5 рабочих дней со дня получения такой информации от уполномоченных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления. Сведения о нормативах по объему отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, установленных для абонента, приведены приложению N 7 (пункт 31 договора).
Согласно пункту 26 договора сведения о нормативах допустимых сбросов и требованиях к составу и свойствам сточных вод, установленных для абонента, приведены в приложении N 8.
В ходе исполнения обязательств по договору 24.03.2016, 02.06.2016, 05.09.2016 истцом произведен отбор проб сточных вод. По результатам исследования составлены протоколы от N 58/1 30.03.2016, N 119/1 08.06.2016, N 198/1 от 12.09.2016 о выявлении превышения допустимых норм концентрации загрязняющих веществ, в соответствии с чем, произведен расчет платы за негативное воздействие на работу центральной системы водоотведения г. Воронежа за период март - ноябрь 2016 года в размере 7 102 285, 81 руб.
Ответчик факт превышения загрязняющих веществ в сточных водах не признал, указал на нарушения в проведении отбора проб, отсутствие в материалах дела копии аттестата аккредитации испытательной лаборатории истца, отсутствие показателей превышения концентрации допустимых к сбросу загрязняющих веществ, которые могут быть использованы для начисления платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения ввиду их необъективности.
Ссылаясь на отказ АО "ВРМ" от оплаты выставленных счетов, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском (с учетом принятых уточнений).
Разрешая настоящий спор по существу и удовлетворяя исковые требования в полном объеме, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что актами отбора проб, протоколами результатов анализа отбора сточных вод подтверждается факт сброса ответчиком в систему канализации организации водно-коммунального хозяйства сточных вод, в которых концентрация загрязняющих веществ превышала установленные нормативы.
При этом суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Правоотношения истца и ответчика регулируются Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" N 416-ФЗ от 07.12.2011, в соответствии с пунктом 2 статьи 14 которого к договору водоснабжения и водоотведения применяются положения договора об энергоснабжении и о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским Кодексом РФ, а также рядом подзаконных судебных актов, в том числе Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением правительства N 644 от 29.07.2013 (далее - Правила N 644), Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 N 525 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод" (далее -Правила N 525).
Спор между сторонами возник в части обязательств по оказанию услуг водоотведения сточных вод.
Согласно статье 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
При этом в силу статей 781, 782 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные услуги в сроки и порядке, указанных в договоре, односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг не допускается.
Пунктом 1 статьи 30 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" определено, что контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения, осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод в порядке, установленном Правительством РФ.
В соответствии с пунктом 64 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167, абонент должен обеспечивать и проводить лабораторный контроль за составом и свойствами сбрасываемых в систему канализации сточных вод и предоставлять организации водопроводно- канализационного хозяйства сведения о результатах такого контроля.
На основании пункта 111 Правил N 644, абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные названными Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Согласно пункту 113 Правил N 644, сточные воды, отводимые в централизованные системы водоотведения, не должны содержать загрязняющие вещества, запрещенные к сбросу в централизованную систему водоотведения, по перечню согласно приложению N 2 и вещества, запрещенные к применению в Российской Федерации, в том числе ратифицированными Российской Федерацией международными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 114 Правил N 644, состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3.
Подпункт "и" пункта 35 Правил N 644 предусматривает, что абонент обязан соблюдать нормативы по составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 35 Правил N 644, абонент обязан вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с данными Правилами.
В силу подпунктов "в", "г" пункта 36 Правил N 644, организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения. Взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Нормы предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязнений, содержащихся в сточных водах, утверждены приложением N 3 к Правилам N 644 (пункт 114 Правил).
Абонентом произведен сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод, что подтверждается актом отбора проб от 24.03.2016 N 58, протоколом результатов анализов проб от 30.03.2016 N 58/1; актом отбора проб от 02.06.2016 N 119, протоколом результатов анализов проб от 08.06.2016 N 119/1; актом отбора проб от 05.09.2016 N 194, протоколом результатов анализов проб от 12.09.2016 N 198/1.
В случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 Правил N 644, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения).
Размер и порядок компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плата за превышение абонентом установленных нормативов водоотведения производится на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 123 Правил N 644 (в редакции, действующей в спорный период), в случае если абонент осуществил сброс сточных вод с нарушением требований, установленных пунктом 114 названных Правил, размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в части превышения допустимой концентрации загрязняющего вещества без учета налога на добавленную стоимость (веществ) и нормативов свойств сточных вод определяется по формуле:
П = СУММА i ((ФКi-ДКi)/ДКi) x Т x Q, где:
ФКi - фактическая концентрация i-го загрязняющего вещества или фактический показатель свойств сточных вод абонента в декларации о составе и свойствах сточных вод, либо в расчете платы, предусмотренном приложением N 5, либо в контрольной пробе сточных вод абонента, отобранной организацией, осуществляющей водоотведение (мг/куб. дм). При наличии у абонента нескольких выпусков в систему водоотведения и при отсутствии на них приборов учета сточных вод за величину ФКi принимается усредненное значение концентрации загрязняющего вещества (показателя свойств сточных вод) по различным выпускам, превышающее требования, установленные пунктом 114 настоящих Правил;
ДКi - допустимая концентрация i-го загрязняющего вещества или допустимый показатель свойств сточных вод, предусмотренные приложением N 3 к данным Правилам (мг/куб. дм). В случае если значение ФКi по водородному показателю составляет от 5 до 6,5, при расчете платы значение ДКi принимается равным 6,5, в случае если от 9 до 10, принимается равным 9;
Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость (руб. /куб. м);
Q - объем сточных вод, отведенных абонентом за период от обнаружения превышения требований, установленных пунктом 114 названных Правил, до следующего отбора проб организацией, осуществляющей водоотведение, но не более 3 календарных месяцев. При этом объем сточных вод учитывается с начала календарного месяца, в котором зафиксировано превышение, независимо от даты отбора контрольных проб. Предельный размер платы, рассчитанной в соответствии с этим пунктом, составляет 10-кратный тариф на водоотведение без учета налога на добавленную стоимость, умноженный на общий объем сточных вод, отведенных абонентом, за период, указанный в данном пункте.
В соответствии с указанной формулой расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за конкретный расчетный период производится на основе фактических данных о содержании веществ в сточных водах, которые могут быть получены либо в результате контроля самого абонента, либо могут быть указаны абонентом в декларации о составе сточных вод, либо получены при проведении контроля за составом сточных вод абонента организацией водопроводно-коммунального хозяйства, при этом при наличии результатов контрольной пробы расчет производится именно по таким результатам.
Расчет суммы задолженности произведен истцом с учетом требований порядка установленного разделов VI, Х Постановления N 644 и составил за период март - ноябрь 2016 года 7 102 285, 81 руб.
В случае непредставления абонентом расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения расчет платы производится организацией, осуществляющей водоотведение, на основании декларации о составе и свойствах сточных вод. В случае непредставления абонентом расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и декларации о составе и свойствах сточных вод расчет платы производится организацией, осуществляющей водоотведение, на основании результатов контрольных проб сточных вод.
Отбор проб сточных вод, анализ отобранных проб сточных вод, оформление результатов анализа проб сточных вод и информирование о таких результатах абонентов осуществлялся в порядке, предусмотренном Правилами N 525.
Типовая форма акта отбора проб сточных вод установлена в приложении N 2 Правил N 525. Указанный акт подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, и абонентом.
Требования к отбору, транспортированию и подготовке к хранению проб воды, предназначенных для определения показателей ее состава и свойств в Российской Федерации, с 01.01.2014 предусмотрены ГОСТом 31861-2012 "Вода. Общие требования к отбору проб", утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2012 N 1513-ст.
В соответствии с п. 3.8 ГОСТа все процедуры отбора проб должны быть строго документированы. Записи должны быть четкими, осуществлены надежным способом, позволяющим провести идентификацию пробы в лаборатории без затруднений.
Согласно пунктам 19, 22, 27 Правил N 525 отбор проб сточных вод осуществляется в присутствии абонента, за исключением случаев его неявки к месту отбора проб. Отбор проб сточных вод производится из контрольных канализационных колодцев.
По результатам отбора проб сточных вод на месте отбора проб сточных вод составляется два экземпляра акта отбора проб по форме, приведенной в приложении N 2.
В соответствии с пунктом 32 Правил N 525 емкости с пробами должны быть промаркированы организацией, осуществляющей водоотведение. Пробы сточных вод должны быть опломбированы одноразовыми пломбами организацией, осуществляющей водоотведение. Ответственность за соблюдение условий транспортировки проб в аккредитованные лаборатории несут организация, осуществляющая водоотведение, или абонент, осуществляющие их транспортировку.
Как следует из материалов дела, сточные воды ответчика содержат сверхдопустимые значения загрязняющих веществ, что негативно воздействует на работу центральной системы водоотведения.
Указанные обстоятельства подтверждаются актами отбора сточных вод (N 58 от 24.03.2016, N 119 от 02.06.2016 и N 194 от 05.09.2016), из которых следует, что отбор контрольных проб сточной воды в местах контрольных точек производился согласно утвержденным схемам в присутствии представителя АО "ВРМ". Указанные акты подписаны ответчиком без возражений, замечаний заявлено не было.
Арбитражный суд области обоснованно отклонил доводы ответчика, изложенные в отзыве на исковое заявление ввиду следующего.
Акты отбора проб N 58 от 24.03.2017, N 119 от 02.06.2016 и N 194 от 05.09.2016 содержат необходимую информацию и соответствуют пункту 6.3 ГОСТа 31861-2012, поскольку из указанного акта, можно определить, из какого контрольного канализационного колодца производился отбор пробы, можно установить его местонахождение, дату, время, цель отбора пробы, наименование объекта (среда) отбора пробы, вид отбираемой пробы, средства отбора пробы, перечень подлежащих анализу компонентов и показателей, наименование документов регламентирующих отбор, маркировку пробы (подразумевается номер комплекта посуды в которую производился отбор проб сточных вод), должность Ф.И.О. представителя ответчика и подпись.
Из актов отбора проб N 58 от 24.03.2017, N 119 от 02.06.2016 и N 194 от 05.09.2016 следует, что отбор проб сточных од на объекте ответчика по адресу г. Воронеж, пер. Богдана Хмельницкого, д. 1, производились с 11 час. 50 мин. до 12 час. 30 мин.; с 12 час. 35 мин. до 13 час. 25 мин.; с 14 час. 0 мин. до 15 час. 20 мин.
Как следует из актов приема проб природной и сточной воды N 105/1 от 24.03.2016, N 216/1 от 02.06.2016; N 345/1 от 05.09.2016 из строки "дата и время доставки проб" 24.03.2016 16 часов 40 минут; 02.06.2016 в 15 часов 35 минут;
05.09.2016 в 16 часов 40 минут специалисты лаборатории ООО "РВК-Воронеж" приступили к проведению анализов проб в день отбора проб (в связи с тем, что у истца имеется собственная аккредитованная лаборатория, анализ проб производится через несколько часов после их отбора).
Судом первой инстанции было отмечено, что по некоторым показателям, в частности, БПК (биохимическое потребление кислорода), взвешенные и оседающие вещества, анализ проводится в течение 24 часов, по показателям - ХПК (химическое потребление кислорода), проведение анализов длится до 5 дней, пробу помещают в термостат и наблюдают в течение указанного срока. При этом, датой составления протоколов результатов количественного химического анализа сточных вод, является дата, в которой завершено проведение последнего анализа.
В соответствии с п. 6.1. ГОСТа 31861-2012 сведения о месте отбора проб и условиях, при которых они были отобраны, указывают на этикетке и прикрепляют к емкости для отбора проб. Допускается кодировать данную информацию при помощи нанесения на емкость для отбора проб несмывающейся краской шифра (кода).
В актах отбора проб от N 58 от 24.03.2016 и N 119 от 02.06.2016 в графе "шифры (номера) канистр, бутылей" истец указал номера емкостей;
в акте отбора проб N 194 от 05.09.2016 в графе "шифры (номера) канистр, бутылей" истец указал номера комплекта емкостей (посуды), которые использовались при отборе сточных вод с объекта ответчика.
В графе "номер пломбы" истец указал номера пломб опломбированных комплекты емкостей (посуды), в которую производился отбор сточных вод с объекта ответчика.
В последующем, сведения из акта отбора проб от 24.03.2016, 02.06.2016, 05.09.2016 с данными о номере емкости и номере пломбы были занесены в акт приема проб природной и сточной воды N 105/1 от 24.03.2016, N 216/1 от 02.06.2016, N 345/1 от 05.09.2016 с указанием номера бутыли и соответственно номера пломбы.
Согласно пунктам 28, 29 Правил N 525, в случае несогласия абонента с содержанием акта отбора проб сточных вод абонент обязан подписать этот акт с указанием в нем своих возражений. Акт отбора проб сточных вод в случае отказа абонента от его подписания подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, с отметкой "абонент от подписи отказался".
Акты отбора проб N 58 от 24.03.2017, N 119 от 02.06.2016 и N 194 от 05.09.2016 были подписаны уполномоченным представителем ответчика, что свидетельствует о подтверждении им правильности процедуры и места отбора проб.
Более того, ответчик воспользовался своим правом на параллельный отбор проб сточных вод и проведение их анализ в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств.
Протоколы отбора проб от 24.03.2016 N 58, от 02.06.2016 N 119, от 05.09.2016 N 194 содержат отметки о том, что производился отбор параллельных и резервных проб.
При параллельном отборе проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, осуществляет отбор резервной пробы (пункт 30 Правил N 525).
Правилами N 525 урегулирован механизм разрешения разногласий, возникающих при несопоставимости результатов исследований основной и параллельной проб.
Так, в соответствии с пунктом 30 Правил N 525 при параллельном отборе проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, осуществляет отбор резервной пробы.
Разделение пробы на параллельные и резервную проводится организацией, осуществляющей водоотведение, на месте отбора проб сточных вод (пункт 32 Правил N 525).
Результаты отбора параллельных и резервной проб сточных вод указываются в акте отбора проб сточных вод, составленном по форме, приведенной в приложении N 2 к настоящим Правилам, в 3 экземплярах, которые подписываются организацией, осуществляющей водоотведение, и абонентом в течение 1 рабочего дня со дня отбора проб (пункт 35).
Результаты анализов отобранных параллельных проб сточных вод в течение 24 часов со дня их получения представляются абонентами в организацию, осуществляющую водоотведение, для проведения оценки сопоставимости результатов.
Если результаты сопоставимы (отличаются не более чем на погрешность метода измерения по более чем 90 процентов измеряемых показателей), за истинное значение принимается среднее арифметическое значение результатов анализа параллельных проб 2 аккредитованных лабораторий.
В случае если результаты анализа отобранных проб сточных вод не сопоставимы и хотя бы одна из сторон отказывается принимать за истинное значение результатов анализа среднее арифметическое значение результатов анализа параллельных проб, за счет такой стороны в течение 1 рабочего дня проводится анализ резервной пробы.
При наличии такой возможности анализ резервной пробы осуществляется в аккредитованной лаборатории, не участвовавшей в анализе параллельных проб сточных вод. За истинное значение результатов анализа по каждому из исследуемых показателей принимается среднее арифметическое результатов резервной пробы и одной из параллельных проб, результаты которой меньше отличаются от результатов резервной пробы (пункты 36, 37 Правил N 525). Указание на отбор организацией ВКХ резервной пробы при осуществлении параллельного отбора проб абонентом ВКХ содержится и в пункте 5.4 ПНД Ф 12.15.1-08; указанный пункт также устанавливает, что резервная проба хранится в организации ВКХ для разрешения возможных разногласий на период проведения анализа.
Таким образом, от своевременных действий абонента зависит реализации им права на оспаривание результатов анализов проб, проведенных лабораторий организации, поскольку при несопоставимости результатов анализа отобранных проб проводится анализ резервной пробы, сроки хранения которой регламентируются ГОСТ 31861-2012. "Межгосударственный стандарт. Вода. Общие требования к отбору проб".
Своим правом ответчик не воспользовался, результат параллельного отбора проб в адрес истца не представил.
Арбитражный суд области правильно отклонил возражения ответчика о нарушении истцом пункта 41 Правил N 525, поскольку нарушение сроков предоставления указанных документов не влияет на действительность результатов анализа проб сточных вод и не является основанием для освобождения абонента от ответственности по оплате за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Суд первой инстанции обоснованно отметил, что нормы о необходимости указания в актах отбора метода подготовки проб к хранению, климатических условий окружающей среды при отборе проб и температуры воды, метода отбора проб, носят рекомендательный характер и не влияют на признание спорных актов незаконными.
Согласно методическим указаниям по отбору проб для анализа сточных вод (ПНД Ф 12.15.1-08) транспортирование проб сточных вод в лабораторию осуществляется любым разрешенным видом транспорта, обеспечивающим сохранность и быструю доставку.
Емкости с пробами упаковывают таким образом, чтобы упаковка не влияла на состав пробы и не приводила к потерям определяемых показателей при транспортировании, а также защищала емкости от возможного внешнего загрязнения и поломки.
Пробы, подлежащие немедленному исследованию, группируют отдельно и отправляют в лабораторию.
Без специального консервирования проб время их хранения зависит от температуры окружающей среды. Не допускается перегрев и переохлаждение проб, т.е. хранение проб более 0,5 часа при температуре ниже -15 °С и выше +30 °С. Доставка должна быть организована таким образом, чтобы исключить перегрев пробы. Рекомендуется применять устройства, обеспечивающие хранение проб при температуре 2-5 °С.
Доводы ответчика о том, что к материалам искового заявления истец не приложил копию аттестата аккредитации своей испытательной лаборатории с приложением, что вызывает сомнение в достоверности результатов оценки ПДК загрязняющих веществ, сделанных данной лабораторией, опровергаются материалами дела (л.д. 148-148д).
На предмет возможности проведения отбора проб сточных вод, транспортировки проб сточных вод и для определения их состава и свойств, наличия условий для соблюдения нормативных документов Российской Федерации, определяющих порядок отбора проб, нормирования сброса загрязняющих веществ со сточными водами и взимание платы за загрязнение, уполномоченным органом была произведена аккредитация лаборатории ООО "РВК-Воронеж", выдан Аттестат аккредитации испытательной лаборатории (центра) N РОСС RU.0001.519078 со сроком действия с 15.01.2013 по 15.01.2018.
Указанный аттестат подтверждает техническую компетентность, наличие специалистов, условий для выполнения процедуры отбора проб сточных вод и их анализа.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что предусмотренный единым договором холодного водоснабжения и водоотведения N 7/263/14 от 14.08.2014, а также Правилами N 525 порядок отбора проб сточных вод из контрольного канализационного колодца абонента истцом нарушен не был.
Доказательств, опровергающих достоверность результатов исследования проб сточных вод, доказательств нарушений в процедуре отбора проб сточных вод, а также доказательств нарушения истцом условий доставки проб ответчиком в материалы дела ответчиком не представлено (статьи 9, 65 АПК РФ).
Доказательства уплаты ответчиком задолженности в сумме 7 102 285, 81 руб. в материалах дела отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения Арбитражного суда Воронежской области от 05.12.2017 по делу N А14-6872/2017 и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 руб. согласно статье 110 АПК РФ относится на заявителя (уплачено при подаче апелляционной жалобы).
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.12.2017 по делу N А14-6872/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Вагонреммаш" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Л.М. Мокроусова |
Судьи |
А.А. Сурненков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.