город Самара |
|
15 февраля 2018 г. |
Дело N А72-2558/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 февраля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 февраля 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Туркина К.К.,
судей Балашевой В.Т., Морозова В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ижбирдиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления образования Администрации Чебоксарского района Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25 сентября 2017 года по делу N А72-2558/2016 (судья Котельников А.Г.),
по иску Управления образования Администрации Чебоксарского района Чувашской Республики (ОГРН 1022102431768, ИНН 2116820278), Чувашская Республика, п. Кугеси, к обществу с ограниченной ответственностью Торгово-промышленная компания "Шыгырданы" (ОГРН 1022101831058, ИНН 2103004755), г. Ульяновск, о взыскании неустойки,
и по встречному иску общества с ограниченной ответственностью Торгово-промышленная компания "Шыгырданы" (ОГРН 1022101831058, ИНН 2103004755), г. Ульяновск, к Управлению образования Администрации Чебоксарского района Чувашской Республики (ОГРН 1022102431768, ИНН 2116820278), Чувашская Республика, п. Кугеси, о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Финансовый отдел администрации Чебоксарского района Чувашской Республики, Министерство финансов Чувашской Республики,
с участием:
от Управления образования Администрации Чебоксарского района Чувашской Республики - представитель Михуткин Е.В. (доверенность от 29.11.2017),
от общества с ограниченной ответственностью Торгово-промышленная компания "Шыгырданы" - директор Гранатский Н.С. (решение от 15.02.2016), представитель Погодина Л.И. (доверенность от 19.12.2017),
от Финансового отдела администрации Чебоксарского района Чувашской Республики - представитель Ахмерова Н.А. (доверенность от 03.07.2017),
от Министерства финансов Чувашской Республики - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Управление образования Администрации Чебоксарского района Чувашской Республики обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к ООО ТПК "Шыгырданы" о взыскании неустойки в размере 19 070 600 руб. за нарушение срока выполнения работ по муниципальному контракту N 1622 от 27.08.2013.
Определением от 29.03.2016 данное исковое заявление было принято к производству арбитражного суда.
Определением от 22.06.2016 суд принял встречное исковое заявление ОООО ТПК "Шыгырданы" о взыскании с Управления образования Администрации Чебоксарского района Чувашской Республики процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 10 464 475,44 руб. за нарушение сроков оплаты работ по муниципальному контракту N 1622 от 27.08.2013.
Определением от 07.07.2016 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Финансовый отдел администрации Чебоксарского района Чувашской Республики и Министерство финансов Чувашской Республики.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 21.10.2016 было постановлено: ходатайство общества с ограниченной ответственностью Торгово-промышленная компания "Шыгырданы" об отказе от иска в части суммы процентов в размере 101 990 руб. 17 коп. удовлетворить. Производство по делу в указанной части прекратить.
Исковые требования Управления образования Администрации Чебоксарского района Чувашской Республики удовлетворены частично.
Взыскано с общества с ограниченной ответственностью Торгово-промышленная компания "Шыгырданы" в пользу Управления образования Администрации Чебоксарского района Чувашской Республики сумму неустойки в размере 5 08 6 553 руб. 50 коп.
В остальной части в иске отказано.
Встречные исковые требования общества с ограниченной ответственностью Торгово-промышленная компания "Шыгырданы" удовлетворены частично.
Взыскано с Управления образования Администрации Чебоксарского района Чувашской Республики в пользу общества с ограниченной ответственностью Торгово-промышленная компания "Шыгырданы" сумму процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 1 099 773 руб. 29 коп.
В остальной части во встречном иске отказано.
Путем зачета первоначального и встречного исковых требований взыскано с общества с ограниченной ответственностью Торгово-промышленная компания "Шыгырданы" в пользу Управления образования Администрации Чебоксарского района Чувашской Республики 3 986 780 руб. 21 коп. - денежные средства.
Взыскано с общества с ограниченной ответственностью Торгово-промышленная компания "Шыгырданы" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 115 308 руб.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2017 указанное решение Арбитражного суда Ульяновской области оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ООО ТПК "Шыгырданы" - без удовлетворения.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 03.05.2017 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21.10.2016 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2017 в части прекращения производства по делу N А72-2558/2016 оставлено без изменения, в остальной части судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области.
Определением от 18.05.2017 дело принято к производству Арбитражного суда Ульяновской области.
Решением суда первой инстанции от 25.09.2017 г., по делу N А72-2558/2016 в удовлетворении исковых требований Управления образования Администрации Чебоксарского района Чувашской Республики к обществу с ограниченной ответственностью Торгово-промышленная компания "Шыгырданы" о взыскании неустойки по муниципальному контракту N1622 от 27.08.2013 - отказано в полном объеме.
Встречный иск удовлетворен, взыскано с Управления образования Администрации Чебоксарского района Чувашской Республики в пользу общества с ограниченной ответственностью Торгово-промышленная компания "Шыгырданы" проценты за пользование чужими денежными средствами за просрочку оплаты работ по муниципальному контракту N 1622 от 27.08.2013 за период с 29.11.2013 по 28.12.2015 в размере 9 152 595 (девять миллионов сто пятьдесят две тысячи пятьсот девяносто пять) руб. 17 коп.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление образования Администрации Чебоксарского района Чувашской Республики обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25.09.2017 г., и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что судом не в полном объеме выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, не доказаны имеющие значение для дела обстоятельства, которые суд первой инстанции считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушены и неправильно применены нормы материального права и нормы процессуального права. Заявитель ссылается на то, что ООО ТПК "Шыгырданы" не выполнило установленное ч.5 ст.4 АПК РФ требование о соблюдении требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами подлежали оставлению без рассмотрения в силу части 2 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Заявитель указывает на несвоевременное бюджетное финансирование. Указывает, что график производства работ от 10.04.2014 г. противоречит ст.9 Закона N 94-ФЗ и является ничтожной сделкой. Указывает, что сроки оплаты сторонами не согласованы.
Министерство финансов Чувашской республики, извещенное надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, явку представителей в суд не обеспечило.
Суд, руководствуясь статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело и апелляционную жалобу в отсутствии неявившегося третьего лица.
В судебном заседании представители заявителя жалобы и явившегося третьего лица поддержали жалобу по доводам в ней изложенным.
Представители ответчика по первоначальному иску считали решении законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В силу статьи 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги (п. 1). Торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом (п. 4).
Согласно п. 2 ст. 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
К отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд (ст. 768 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 702 Гражданского кодекса РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Судом апелляционной инстанции установлено, что 27.08.2013 между Управлением образования Администрации Чебоксарского района Чувашской Республики (Муниципальный заказчик) и ОООО ТПК "Шыгырданы" (Генеральный подрядчик) в соблюдением требований Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ и на основании результатов размещения муниципального заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме N 0115300011313000001 (протокол от 15.08.2013) был заключен муниципальный контракт N 1622, в соответствии с которым Муниципальный заказчик поручает, а Генеральный подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по строительству объекта "Средняя общеобразовательная школа на 165 ученических мест с пристроем помещений для дошкольных групп на 40 мест в д. Яныши Чебоксарского района Чувашской Республики" (п.1.1. контракта).
Согласно пункту 1.3 работы по настоящему контракту выполняются в соответствии с согласованным сторонами техническим заданием (приложение N 1), являющимся его неотъемлемой частью, и проектно-сметной документацией, утвержденной Постановлением главы администрации Чебоксарского района N 951 от 14.06.2013.
В соответствии с п. 2.1. муниципального контракта, цена контракта составляет 287 749 369 руб. 90 коп.
Согласно ст. 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В пункте 3.1 контракта указано, что содержание, этапы и сроки выполнения работ по настоящему Контракту определяются в соответствии с согласованным Сторонами календарным платном производства работ (приложение N 2), являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта. В данном календарном плане (приложение N 2) указаны сроки выполнения отдельных этапов работ и конечный срок - декабрь 2014 года.
Управление образования Администрации Чебоксарского района Чувашской Республики в обоснование своего иска указывает, что фактически строительство объекта "Средняя общеобразовательная школа на 165 ученических мест с пристроем помещений для дошкольных групп на 40 мест в д. Яныши Чебоксарского района Чувашской Республики" ООО ТПК "Шыгырданы" было закончено 29.08.2015, с нарушением установленного срока на 241 день. По состоянию на 31.12.2014 года не были выполнены в полном объеме работы на сумму 76 749 204 руб. 03 коп., что подтверждается актом сдачи-приемки работ за 2015 год.
В силу части 10 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в контракт включается обязательное условие об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом.
В пункте 11.2 контракта указано, что за просрочку исполнения Генеральным подрядчиком своих обязательств Муниципальный заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени) в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день уплаты пени от цены настоящего Контракта, за каждый день просрочки.
Полагая, что со стороны ответчика имелось нарушение сроков окончания подрядных работ по муниципальному контракту, истец просит взыскать с ответчика неустойку за период с 01.01.2015 по 29.08.2015.
По расчету истца, размер неустойки за указанный период от цены контракта (287 749 369 руб. 90 коп.) составляет 19 070 600 руб. (287 749 400 руб. : 100 х 8,25 : 300 х 241 день).
25.12.2015 истцом в адрес ответчика было направлено требование по уплате пени в размере 19 070 600 руб.
Поскольку ответчик добровольно неустойку не уплатил, истец обратился в суд с настоящим иском.
Ответчик, не соглашаясь с требованиями истца, указывает, что поскольку по причине недостаточности финансирования Управления образования Администрации Чебоксарского района Чувашской Республики со стороны республиканского бюджета Чувашской Республики график производства работ по контракту был пересмотрен и в нем в качестве конечного срока сдачи работ указан август 2015 года, со стороны ООО ТПК "Шыгырданы" просрочка выполнения работ отсутствует, т.к. последние акты формы КС-2 и КС-3 были подписаны сторонами 29.08.2015.
Суд апелляционной инстанции, оценив совокупность представленных сторонами доказательств, проанализировав установленные обстоятельства, руководствуясь указаниями кассационной инстанции, изложенных в Постановлении от 03.05.2017, делает вывод об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и исковых требований Управления образования Администрации Чебоксарского района Чувашской Республики ввиду следующего.
В пункте 1.2 контракта указано, что финансирование выполненных работ по настоящему контракту осуществляется в 2013-2014 годах в соответствии с доведенными в установленном порядке до Муниципального заказчика лимитами бюджетных обязательств на цели, предусмотренные настоящим контрактом, из республиканского бюджета Чувашской Республики (в полном объеме).
В соответствии с п. 1 ст. 767 ГК РФ при уменьшении соответствующими государственными органами или органами местного самоуправления в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ.
Согласно пункту 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средствглавным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, казенное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд новых условий государственных (муниципальных) контрактов, в том числе по цене и (или) срокам их исполнения и (или) количеству (объему) товара (работы, услуги), иных договоров.
Таким образом, системой нормативно-правового регулирования указанных правоотношений по финансированию и исполнению государственных и муниципальных контрактов уменьшение казенному учреждению средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, является правовым основанием для изменения условий контрактов, в том числе и по срокам их исполнения.
В материалы дела представлен протокол N 4 от 08.04.2014 совещания у Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики, в том числе - с участием представителей Управления образования Администрации Чебоксарского района Чувашской Республики и ООО ТПК "Шыгырданы", по итогам которого было решено: из-за недостатка финансирования объекта "Средняя общеобразовательная школа на 165 ученических мест с пристроем помещений для дошкольных групп на 40 мест в д. Яныши Чебоксарского района Чувашской Республики" разделить строительство на 2 этапа, строительство ФОК и спортивных сооружений приостановить и включить во 2-й этап строительства; Администрации Чебоксарского района Чувашской республики и Министерству образования и молодежной политики Чувашской Республики изыскать возможность финансирования объекта для продолжения строительства; ООО ТПК "Шыгырданы" и администрации Чебоксарского района Чувашской Республики согласовать и разделить объемы работ, относящиеся ко 2-му этапу.
09.04.2014 Председателем Кабинета Министров Чувашской Республики был утвержден Перечень поручений по вопросу строительства общеобразовательной школы в дер. Яныши Чебоксарского района, в котором Минобразованию Чувашии совместно с администрацией Чебоксарского района, подрядной организацией и Минстроем Чувашии поручено определиться по видам работ, необходимым для завершения работ 1 -й очереди (1 сентября 2014 года) и 2-й очереди (2015 год).
На основании указанных решений ООО ТПК "Шыгырданы" был составлен новый график производства работ по объекту "Средняя общеобразовательная школа на 165 ученических мест с пристроем помещений для дошкольных групп на 40 мест в д. Яныши Чебоксарского района Чувашской Республики", утвержденный 10.04.2014 начальником Управления образования Администрации Чебоксарского района Чувашской Республики и главой Администрации Чебоксарского района Чувашской Республики, которым были изменены сроки выполнения ряда работ, а конечный счет сдачи объекта установлен -август 2015 года.
В соответствии с пунктом 15.2. контракта любые изменения и дополнения к контракту, оформляются дополнительным соглашением сторон в письменном виде.
Вопреки доводам жалобы, суд апелляционной инстанции установил, следует из материалов дела, что по причине недостатка средств для финансирования строительства объекта "Средняя общеобразовательная школа на 165 ученических мест с пристроем помещений для дошкольных групп на 40 мест в д. Яныши Чебоксарского района Чувашской Республики" сторонами в 2013-2015 годах подписывались дополнительные соглашения к муниципальному контракту (N 1 - N 13), которыми изменялись условия и сроки финансирования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 767 ГК РФ при уменьшении соответствующими государственными органами или органами местного самоуправления в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ.
В случае уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, казенное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд новых условий государственных (муниципальных) контрактов, в том числе по цене и (или) срокам их исполнения и (или) количеству (объему) товара (работы, услуги), иных договоров (пункт 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, системой нормативно-правового регулирования указанных правоотношений по финансированию и исполнению государственных и муниципальных контрактов уменьшение казенному учреждению средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, является правовым основанием для изменения условий контрактов, в том числе и по срокам их исполнения.
Следовательно, вопреки доводам жалобы, учитывая сложившиеся обстоятельства (недостаточность финансирования строительства со стороны заказчика), изменение сроков выполнения работ по контракту не противоречит ни условиям самого контракта, ни положениям закона, поскольку ни Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ, действовавший на момент заключения контракта, ни действующий в настоящее время Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не содержат запрета на изменение сторонами условий контракта в части сроков выполнения работ.
Представленный в материалы дела новый график производства работ составлен в письменном виде, подписан обеими сторонами, содержит наименование объекта строительства, предусмотренного контрактом, а также виды работ и сроки их производства.
Данный документ фактически является соглашением об изменении муниципального контракта в части переноса срока выполнения работ - по строительству физкультурно-оздоровительного корпуса (ФОК).
Таким образом, принимая во внимание, что работы 1 -й очереди (здание самой школы) были выполнены подрядчиком и сданы заказчику до декабря 2014 года, а работы 2-й очереди по муниципальному контракту (пристрой к школе - здание ФОК) были сданы подрядчиком заказчику без каких-либо замечаний 29.08.2015, что подтверждается представленными в материалы дела актами формы КС-2 и справками формы КС-3, и не оспаривается самим истцом, со стороны ответчика отсутствует просрочка выполнения работ.
Следовательно, оснований для начисления и взыскания с ООО ТПК "Шыгырданы" договорной неустойки, как это просит истец, не имеется.
С учетом изложенного, вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении первоначальных исковых требований.
Встречные требования ООО ТПК "Шыгырданы" также правомерно и обоснованно были удовлетворены судом первой инстанции ввиду следующего.
Довод заявителя жалобы об отсутствии факта просрочки оплаты работ по той причине, что контрактом не установлены конкретные сроки оплаты работ, а указаны лишь основания оплаты, в связи с чем в соответствии с положениями статьи 711 ГК РФ оплата работ по контракту должна была быть произведена только после передачи заказчику итогового результата работ, не могут быть приняты ввиду следующего.
В п. 1 ст. 711 ГК РФ указано, что если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
В соответствии со ст. 746 ГК РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 настоящего Кодекса.
Таким образом, положения статьи 711 ГК РФ применяются лишь в том случае, если условия о сроках и порядке оплаты выполненных работ не согласованы в договоре (контракте).
В соответствии с положениями статьи 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Положения статьи 431 ГК РФ предусматривают, что при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
В статье 8 "Порядок приемки выполненных работ и порядок расчетов" контракта стороны согласовали, что ежемесячно до 25 числа отчетного месяца генеральный подрядчик представляет заказчику акты приемки выполненных работ, оформленные по проценту технической готовности по форме КС-2 и справку по форме КС-3. Заказчик в течение трех дней осуществляет проверку выполненных работ, рассматривает, оформляет и подписывает представленные документы или направляет обоснованный отказ (пункты 8.1 и 8.2 контракта).
По согласованным между сторонами условиям муниципального контракта оплата производится муниципальным заказчиком за фактически выполненные работы на основании счета-фактуры, актов КС-2, справок КС-3 (пункт 8.3).
Согласно пункту 8.4 оплата за выполненные работы производится в пределах 95% от стоимости объекта, указанной в пункте 2.1. контракта. Окончательный расчет по завершенному строительству объекту (оставшиеся 5% стоимости) производится по завершении финансирования объекта после окончательного завершения работ на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Таким образом, из буквального значения слов и выражений контракта (пункты 8.3. и 8.4.) следует, что между заказчиком и подрядчиком были согласованы условия оплаты стоимости выполненных работ, отличные от общих условий, предусмотренных статьей 711 ГК РФ, в связи с чем по правилам статьи 746 ГК РФ при оплате стоимости выполненных работ стороны должны руководствоваться достигнутыми договоренностями.
Исходя из сопоставления условий пунктов 8.3. и 8.4. контракта, 95% от цены контракта должны быть оплачены заказчиком по фактам наступления событий - фактического выполнения работ, их приемке заказчиком по актам приемки выполненных работ по форме КС-2 и справкам о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, а оставшиеся 5% от цены контракта - по итоговому завершению строительства.
Факты просрочки оплаты заказчиком работ по муниципальному контракту, выполненных подрядчиком и принятых заказчиком по отдельным актам формы КС-2 и справкам КС-3 подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями, актами сверки взаимных расчетов, подписанными сторонами, а также самими актами КС-2 и справками КС-3.
ООО ТПК "Шыгырданы" рассчитало проценты за пользование чужими денежными средствами в строгом соответствии с условиями контракта: от стоимости выполненных и сданных по актам КС-2 и справкам КС-3 работ, по истечении трех дней от даты их подписания заказчиком, но не более 95% от общей стоимости работ по объекту, на основании положений статьи 395 ГК РФ в редакциях, действующих в соответствующие периоды времени. От оставшейся стоимости работы по контракту (5%) истец по встречному иску проценты не рассчитывал.
Таким образом, по подсчету ООО ТПК "Шыгырданы" размер процентов за период с 29.11.2013 по 28.12.2015 (дата окончательной оплаты заказчиком работ по контракту) составил 9 152 595,17 руб. Подробный расчет данных процентов представлен ООО ТПК "Шыгырданы" в материалы дела.
Управление образования Администрации Чебоксарского района Чувашской Республики не оспорило арифметическую правильность представленного ООО ТПК "Шыгырданы" расчета процентов и не представило своего контррасчета.
Суд апелляционной инстанции проверил расчет, ошибочность не установлена.
Оснований для снижения размера данных процентов в соответствии с положениями ст. 333 ГК РФ не имеется.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно сделал вывод о необходимости удовлетворения требований ООО ТПК "Шыгырданы" и взыскании в его пользу с Управления образования Администрации Чебоксарского района Чувашской Республики проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 29.11.2013 по 28.12.2015 в размере 9 152 595,17 руб.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку. При этом отсутствуют нарушения или неправильное применения норм материального права, нарушения или неправильное применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25 сентября 2017 года по делу N А72-2558/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
К.К. Туркин |
Судьи |
В.Т. Балашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.