г. Вологда |
|
19 февраля 2018 г. |
Дело N А44-7400/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 19 февраля 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихомировым Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Единая служба по ЖКХ" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 31 октября 2017 года по делу N А44-7400/2017 (судья Киселева М.С.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Единая служба по ЖКХ" (ОГРН 1145332000450, ИНН 5322014550; место нахождения: 175202, Новгородская область, город Старая Русса, улица Георгиевская, дом 12а; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Комитету государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области (ОГРН 1035300272171, ИНН 5321091224; место нахождения: 173008, Великий Новгород, улица Большая Санкт-Петербургская, дом 81; далее - комитет) о признании незаконным и отмене предписания от 23.06.2017 N ЛК-486/1-17.
Решением суда от 31 октября 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает, что спорное предписание является неисполнимым.
Комитет в отзыве просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда следует отменить.
Как следует из материалов дела, на основании приказа заместителя председателя комитета от 09.06.2017 N ЛК-486-17 должностными лицами комитетом в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка с целью рассмотрения обращения собственника дома N 24 по ул. Т.Фрунзе г. Старая Русса по вопросу начисления платы за коммунальную услугу по отоплению.
В ходе проверки комитетом установлено, что начисление жильцам дома N 24 по ул. Т.Фрунзе в г. Старая Русса платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется по фактическим показаниям приборов учета тепловой энергии в течение отопительного периода, а также выявлено увеличение размера платы за отопление путем в связи с предъявлением объема тепловой энергии населению на 2,96 Гкал больше, чем потреблено домом, чем нарушены подпункт "б" пункта 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), пункта 42 (1), формулы 3 (1) приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), подпункт "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416).
По результатам проверки комитетом составлен акт от 23.06.2017 N ЛК-486-17 и выдано предписание от 23.06.2017 N ЛК-486/1-17.
В соответствии с названным предписанием на общество возложена обязанность определять размер платы по отоплению согласно пункту 42(1) Правил N 354 равномерно в течение календарного года по формуле 3 (1) с 01 января 2018 года, срок исполнения предписания - 20 января 2018 года.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
В процессе рассмотрения дела в суде комитетом вынесены определения об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок от 18.09.2017 и от 03.10.2017, в соответствии с которыми срок исполнения предписания изменен на 01 октября 2017 года, а из графы предписания "Мероприятия по устранению нарушений" исключена фраза "с 01 января 2018 года".
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования, поскольку посчитал, что оспариваемое предписание соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов общества.
Апелляционный суд не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) товарищество собственников жилья вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом и иные обеспечивающие управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры.
Из материалов дела следует, что обществом и товариществом собственников жилья "Малашка" (далее - ТСЖ "Малашка"), созданного в доме N 24 по ул. Т.Фрунзе г. Старая Русса, заключен договор управления, в соответствии с которым общество выполняет самостоятельно или с привлечением сторонних организаций в течение согласованного с ТСЖ "Малашка" срока за плату работы и услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, предоставление коммунальных услуг, осуществление иной, направленной на достижение целей данного договора, деятельности.
Во исполнение названного договора управления обществом (исполнитель) и обществом с ограниченной ответственностью "Тепловая компания Новгородская" (ресурсоснабжающая организация) заключен договор теплоснабжения от 01.12.2014 N СТР/1/2295.
Статьей 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 42 (1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2 (1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3 (1) и 3 (2) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В соответствии с распоряжением администрации Новгородской области от 10.09.2012 N 296-рз "О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению", действовавшим до 01.07.2016, на территории Новгородской области при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применялся порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами N 307.
Пунктом 21 Правил N 307, действовавшим на дату вынесения распоряжения от 10.09.2012 N 296-рз, предусматривалось, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Из подпункта 2 пункта 2 приложения N 2 к указанным Правилам следует, что размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома определялся по формуле исходя из общей площади i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общей площади жилого дома (кв. м) и среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" (далее - постановление Правительства N 603), которое вступило в законную силу 30 июня 2016 года, предусмотрено, что до вступления в силу принятого в установленном порядке органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, установленном Правилами N 354, с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу настоящего постановления.
Таким образом, начиная с 10 сентября 2012 года, подлежал применению способ оплаты услуги по отоплению для населения равномерно в течение календарного года.
Способ осуществления оплаты коммунальной услуги по отоплению для потребителей Старорусского муниципального района Новгородской области, который определен в виде оплаты указанной услуги в течение отопительного периода, изменен распоряжением Правительства Новгородской области от 25.09.2017 N 295-рз.
Из материалов дела следует, что вопреки вышеуказанным положениям законодательства, общество в 2016-2017 годах осуществляло начисление платы за отопление собственникам помещений дома N 24 по ул.Т.Фрунзе в г. Старая Русса по показаниям приборов учета в течение отопительного периода.
С учетом пункта 42(2) Правил N 354 для Старорусского муниципального района способ оплаты - в течение отопительного периода подлежит применению только с 01.01.2018.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции считает, что комитет неправомерно выдал обществу оспариваемое предписание.
Согласно статье 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме, в котором должны быть указаны сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения.
В силу статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
В рассматриваемом случае оспариваемое предписание содержит требование об определении размера платы по отоплению согласно пункту 42(1) Правил N 354 равномерно в течение календарного года с 01.01.2018.
При этом в ходе проверки комитетом не было и не могло быть установлено нарушение обществом определения размера оплаты по отоплению в период с 01.01.2018.
Следовательно, оспариваемое предписание не обязывает общество устранить выявленные в ходе проверки нарушения, а содержит требование не совершать в будущем нарушений при определении размера платы по отоплению.
В связи с этим суд апелляционной инстанции считает, что, исходя из содержания оспариваемого предписания и установленных обстоятельств, приведенная формулировка предписания не только противоречит требованиям законодательства, но по существу направлена не на устранение конкретного нарушения к определенному сроку, а на недопущение в будущем (в любое время) нарушений требований законодательства при исчислении платы за отопление.
При этом ни ЖК РФ, ни закона N 294-ФЗ, ни Правила N 354 не предусматривают право комитета выдавать в адрес проверяемого субъекта предписания о совершении действий, направленных на предотвращение возможных нарушений в будущем.
Кроме того, в силу 67 Правил N 354 плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом).
В этой связи предписание является неисполнимым в установленный срок - 20.01.2018, поскольку выставление счета на оплату коммунальных услуг за январь не может быть осуществлено ранее 01 февраля.
Как указано ранее, в ходе судебного разбирательства комитетом в оспариваемое предписание внесены изменения, а именно исключена дата начала определения платы по отоплению - 01.01.2018, изменен срок исполнения предписания - 01.10.2017.
Апелляционная коллегия считает, что внесение указанных изменений после подачи обществом заявления в суд в ходе судебного разбирательства направлено на уход комитета от негативных последствий за вынесение неправомерного предписания и нарушает баланс частных и публичных интересов при разрешении настоящего спора.
Более того, внесенные комитетом исправления не устраняют вышеуказанное выявленное судом нарушение, поскольку даже без даты -01.01.2018, на общество не возлагается обязанность устранить нарушения начисления платы за отопление, а предписывается определять размер платы по установленным правилам, то есть осуществлять эти действия в будущем.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что предписание от 23.06.2017 N ЛК-486/1-17 не отвечает принципам законности и исполнимости, в связи с этим апелляционная жалоба общества подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции - отмене в полном объеме.
В связи с этим в соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы общества по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с комитета.
Руководствуясь статьями 110, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 31 октября 2017 года по делу N А44-7400/2017 отменить.
Признать незаконным и отменить предписание Комитета государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области от 23.06.2017 N ЛК-486/1-17, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью "Единая служба по ЖКХ".
Взыскать с Комитета государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области (ОГРН 1035300272171, ИНН 5321091224; место нахождения: 173008, Великий Новгород, улица Большая Санкт-Петербургская, дом 81) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Единая служба по ЖКХ" (ОГРН 1145332000450, ИНН 5322014550; место нахождения: 175202, Новгородская область, город Старая Русса, улица Георгиевская, дом 12а) 4500 руб. в возмещение расходов на оплату государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-7400/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 июня 2018 г. N Ф07-6052/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Единая служба по ЖКХ"
Ответчик: Комитет государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области