г. Вологда |
|
19 февраля 2018 г. |
Дело N А05-6652/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 19 февраля 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Зориной Ю.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Власовой А.Н.
при участии от акционерного общества "Агрофирма "Вельская" Рогозина Г.А. по доверенности от 29.12.2015 (до перерыва),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и Прокуратуры Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 ноября 2017 года по делу N А05-6652/2017 (судья Шапран Е.Б.),
установил:
Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (место нахождения: 163000, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18; ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111, далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к акционерному обществу "Агрофирма "Вельская" (место нахождения: 165150, Архангельская обл., Вельский р-он, дер. Дюковская, д. 21А; ОГРН 1082907000010, ИНН 2907012650, далее - Агрофирма) об обязании Агрофирмы возвратить из незаконного владения Российской Федерации в лице Министерства земли лесного фонда в границах кварталов 1-22, 27, 28, 44-47, 54 (согласно материалам лесоустройства 2001 года) бывшего землепользования государственного завода-конюшни Вельского сельского лесхоза в месячный срок с момента вступления в законную силу решения путем подписания акта приема-передачи, а также о признании права собственности Российской Федерации на участки площадью 3203,3 га, расположенные в границах кварталов 1-22, 27, 28, 44-47, 54 (согласно материалам лесоустройства 2001 года) бывшего землепользования государственного завода-конюшни Вельского сельского лесхоза, как на земли лесного фонда.
В рамках дела N А05-7324/2017 Министерство обратилось с иском к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе (место нахождения: 163000, г. Архангельск, ул. Карла Либкнехта, д. 2; ОГРН 1092901006725, ИНН 2901194203, далее - Теруправление) об обязании возвратить из незаконного владения земли лесного фонда в границах кварталов 1-22, 27, 28, 44-47, 54, признании права собственности на лесные участки площадью 3203,3 га, расположенные в границах кварталов 1-22, 27, 28, 44-47, 54.
Определением от 03 октября 2017 года указанное требование выделено и объединено с делом N А05-6652/2017; Теруправление привлечено к участию в деле в качестве второго ответчика.
Заместитель прокурора Архангельской области вступил в дело в порядке части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) на стороне истца.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Архангельской области, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.
Решением суда от 14 ноября 2017 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Министерство и Прокуратура с решением суда не согласились и обратились с апелляционными жалобами.
Министерство в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы указывает, что с 01.01.2007 участок земель сельскохозяйственного назначения, на котором находился участок лесного фонда, относится к категории земель лесного фонда. Решением суда затрагиваются права лиц, не привлеченных к участию в деле, а именно Федерального агентства лесного хозяйства, поскольку именно данный орган осуществляет защиту прав и интересов Российской Федерации в области лесных отношений.
Прокуратура Архангельской области в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы указывает, что выбытие спорных участков произошло помимо воли собственника - Российской Федерации.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция находит жалобы не подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 07.11.2005 в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 29:01:000000:3, имеющем площадь 59 460 000 кв. м (5946 га).
Основанием для внесения сведений явился перечень ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала по состоянию на 07.11.2005, утвержденный Управлением Роснедвижимости по Архангельской области.
Согласно внесенным в ГКН данным земельный участок имел разрешенное использование: для сельхозпроизводства, правообладателем его значилось федеральное государственное учреждение "Государственная заводская конюшня "Архангельская" с ипподромом", дата регистрации права - 25.09.1992, документ-основание - государственный акт от 03.05.1981 N 329503.
Распоряжением Теруправления от 23.08.2007 N 946-р утверждены проекты границ земельных участков, образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером 29:01:000000:0144, и принято решение о предоставлении федеральному государственному учреждению "Государственная заводская конюшня "Архангельская" в постоянное пользование земельных участков площадью 59 449 453 кв. м (5944, 9453 га), 3750 кв. м (0, 375 га) и 5242 кв. м (0,5242 га) для сельскохозяйственных нужд (категория земель - земли сельскохозяйственного назначения).
Земельному участку площадью 59 449 453 кв. м присвоен кадастровый номер 29:01:000000:158.
Право собственности Российской Федерации на указанный земельный участок, имеющий категорию земель: земли сельскохозяйственного назначения зарегистрировано 26.06.2008.
Теруправлением 20.09.2012 принято распоряжение N 476-р (в редакции распоряжения от 14.11.2012 N 555-р) об утверждении границ земельного участка площадью 41 963 074 кв. м (4 196, 31 га), образуемого из земельного участка с кадастровым номером 29:01:000000:158 с сохранением последнего в измененных границах площадью 17 394 599 кв. м (1739, 46 га).
Право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 29:01:000000: 3424 площадью 41 963 074 кв. м (4 196, 31 га) зарегистрировано 30.11.2012.
Далее, Теруправлением 28.02.2013 принято распоряжение N 82-р о безвозмездной передаче федерального государственного бюджетного учреждения Государственная заводская конюшня "Архангельская" с ипподромом как имущественного комплекса, и закрепленного на праве оперативного управления за ФГБУ Государственная заводская конюшня "Архангельская" с ипподромом в собственность Архангельской области (том 2, листы 9-21).
Согласно приложению N 2 к распоряжению от 28.02.2013 N 82-р в состав имущества, передаваемого из федеральной собственности в собственность Архангельской области, вошел, в числе прочего имущества, земельный участок с кадастровым номером 29:01:000000: 3424 площадью 41 963 074 кв. м (4 196, 31 га).
Земельный участок передан в собственность Архангельской области по акту приема передачи от 28.02.2013 (том 1, листы 75-83).
26.07.2013 на вышеуказанный земельный участок зарегистрировано право собственности Архангельской области.
Министерством имущественных отношений Архангельской области и Агрофирмой 11.03.2014 заключен договор купли-продажи ценных бумаг, предметом которого явилось приобретение в собственность Архангельской области (покупателя) 70 530 дополнительных обыкновенных акций Агрофирмы (продавца), и передача Архангельской областью в собственность продавца в счет оплаты размещаемых им дополнительных акций имущества, в том числе (подпункт 35 пункта 1.1 договора) земельного участка с кадастровым номером 29:01:000000:3424 площадью 41 963 074 кв. м (4 196, 31 га) (том 2, листы 28-42).
Цена земельного участка определена в сумме 20 982 000 руб. (пункт 2.3 договора).
Переход права собственности на земельный участок к Агрофирме зарегистрирован 21.07.2014.
Впоследствии, производился неоднократный раздел приобретенного ответчиком земельного участка с кадастровым номером 29:01:000000: 3424, а именно 09.12.2014 из него образован земельный участок 29:01:0000003901; из него 04.03.2015 земельный участок с кадастровым номером 29:01:000000:3983, из него 15.06.2015 земельный участок с кадастровым номером 29:01:000000:4044, из него 09.02.2016 земельный участок с кадастровым номером 29:01:000000:4233, из него 19.09.2016 земельный участок с кадастровым номером 29:01:000000:4271.
Согласно выписке из ЕГРН, приложенной к исковому заявлению, земельный участок с кадастровым номером 29:01:000000:4271 имел площадь 39 974 497 кв. м (3 997, 45 га), разрешенное использование: для сельскохозяйственных нужд, категория - земли сельскохозяйственного назначения, право собственности зарегистрировано за ответчиком 19.09.2016.
В настоящее время земельный участок 29:01:000000:4271 снят с кадастрового учета в связи с его разделом, по решению собственника (Агрофирмы) из него образовано 3 земельных участка: 29:01:000000:4317 (площадью 31 327 кв. м), 29:01:000000:4318 (площадью 10 000 кв. м) и 29:01:000000:4319 (площадью 39 933 170 кв. м или 3 993, 32 га).
Согласно кадастровому паспорту от 31.05.2017 земельный участок 29:01:000000:4319 площадью 39 933 170 кв. м имеет разрешенное использование: для сельскохозяйственных нужд и относится к категории: земли сельскохозяйственного назначения.
В обоснование исковых требований Министерство указало, что земельный участок с кадастровым номером 29:01:000000:3 площадью 59 460 000 кв. м (5 946 га) изначально был закреплен за Государственным заводом-конюшней на основании акта от 03.05.1981 N 329503 для сельскохозяйственных нужд, располагался на территории бывшего Вельского сельского лесхоза. По данным лесоустройства 2001 года участок, предоставленный Государственному заводу-конюшне, на площади 3 203,3 га покрыт лесной растительностью.
Распоряжением Администрации Архангельской области от 09.06.2007 N 506р "О переводе земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда" земли Государственного завода-конюшни были переведены в земли лесного фонда, следовательно, отчуждение ответчику земельного участка, относящегося в силу закона к землям лесного фонда и покрытого растительностью, произведено незаконно.
Суд апелляционной инстанции полагает, что отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующих норм права и обстоятельств дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий, в числе которых выделяются земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда. Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Из материалов дела усматривается, что исходный земельный участок с кадастровым номером 29:01:000000:3 был поставлен на кадастровый учет в 2005 году как земельный участок для сельскохозяйственных нужд и имел категорию земель сельскохозяйственного назначения, следовательно, образуемые из него в последующем земельные участки, в том числе и с учетом распоряжений Теруправления о разделе, в которых категория земель не изменялась, относились к землям сельскохозяйственного назначения.
На основании распоряжения Теруправления N 82-р от 28.02.2013 федеральное государственное бюджетное учреждение Государственная заводская конюшня "Архангельская" с ипподромом как имущественный комплекс передано в собственность Архангельской области. В состав имущества, передаваемого из федеральной собственности в собственность Архангельской области, вошел земельный участок с кадастровым номером 29:01:000000: 3424 площадью 41 963 074 кв. м (4 196, 31 га). На данный земельный участок зарегистрировано право собственности Архангельской области.
Министерством имущественных отношений Архангельской области и Агрофирмой 11.03.2014 заключен договор купли-продажи ценных бумаг, на основании которого в собственность продавца, в счет оплаты размещаемых им дополнительных акций имущества, передан, в том числе земельный участок с кадастровым номером 29:01:000000:3424 площадью 41 963 074 кв. м (4 196, 31 га).
Ни распоряжение Теруправления N 82-р о безвозмездной передаче федерального государственного бюджетного учреждения Государственная заводская конюшня "Архангельская" с ипподромом как имущественного комплекса, и закрепленного на праве оперативного управления за ФГБУ Государственная заводская конюшня "Архангельская" с ипподромом в собственность Архангельской области, ни договор купли-продажи ценных бумаг, заключенный 11.03.2014 Министерством имущественных отношений Архангельской области и Агрофирмой, Министерством не оспорены, недействительными не признаны.
Министерством заявлено требование об истребовании у Агрофирмы земель лесного фонда в границах кварталов 1-22, 27, 28, 44-47, 54 (согласно материалам лесоустройства 2001 года) бывшего землепользования государственного завода-конюшни Вельского сельского лесхоза.
В соответствии со статьей 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В пункте 1 статьи 302 ГК РФ предусмотрено, что если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
Защита лица, считающего себя собственником имущества, возможна путем удовлетворения виндикационного иска, если для этого имеются те предусмотренные статьей 302 ГК РФ основания, которые дают право истребовать имущество у добросовестного приобретателя, то есть лицо, которое не знало и не могло знать о том, что имущество приобретено у лица, которое не имело на это права.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", приобретатель не может быть признан добросовестным, если на момент совершения сделки по приобретению имущества право собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) было зарегистрировано не за отчуждателем или в ЕГРП имелась отметка о судебном споре в отношении этого имущества; в то же время запись в ЕГРП о праве собственности отчуждателя не является бесспорным доказательством добросовестности приобретателя; ответчик может быть признан добросовестным приобретателем имущества при условии, если сделка, по которой он приобрел владение спорным имуществом, отвечает признакам действительной сделки во всем, за исключением того, что она совершена неуправомоченным отчуждателем; собственник вправе опровергнуть возражение приобретателя о его добросовестности, доказав, что при совершении сделки приобретатель должен был усомниться в праве продавца на отчуждение имущества.
Следовательно, добросовестным приобретателем применительно к недвижимому имуществу в контексте пункта 1 статьи 302 ГК РФ является приобретатель недвижимого имущества, право на которое подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом, если только из установленных судом обстоятельств дела с очевидностью не следует, что это лицо знало об отсутствии у отчуждателя права распоряжаться данным имуществом или, исходя из конкретных обстоятельств дела, не проявило должной разумной осторожности и осмотрительности, при которых могло узнать об отсутствии у отчуждателя такого права.
Материалами дела подтверждено, что Агрофирма приобрела спорный земельный участок сельскохозяйственного назначения 11.03.2014 на возмездной основе у публично-правового образования - Архангельской области. Отнесение земельного участка к землям сельхозназначения имело место задолго до заключения договора купли-продажи.
Таким образом, Агрофирма, как приобретатель имущественного комплекса, в состав которого вошел земельный участок с кадастровым номером 29:01:000000: 3424 площадью 41 963 074 кв.м. (4 196, 31 га), не могла знать и не имела оснований ставить под сомнение правильность определения отчуждателем - публичным собственником - категории земельного участка, а равным образом и повлиять на изменение характеристик такого земельного участка.
Также из материалов дела усматривается следующее.
Согласно акту проверки Рослесхоза N 03-04/31 от 08.04.2016 в состав Вельского сельского лесхоза на 2001 год входило 14 хозяйств, в том числе Государственный завод-конюшня.
При организации Вельского лесничества в 2008 году и составлении лесохозяйственного регламента участки бывшего Вельского сельского лесхоза по трем хозяйствам: Вельский совхоз-техникум (с площадью лесных земель 8964,0 га), Государственный завод-конюшня (с площадью лесных земель 3203,3 га) и Вельский райпотребсоюз (с площадью лесных земель 7304,5 га) в его материалы включены не были.
Лесохозяйственный регламент без включения указанных участков был утвержден распоряжением Министерства от 09.12.2008 N 265-ра/46.
Выписка N 10 из государственного лесного реестра от 22.05.2017 о лесном участке площадью 3 203, га (участок государственный завод-конюшня) в границах кварталов 1-22, 27, 28, 44-47, 54 составлена в порядке исполнения предписания Рослесхоза от 27.04.2016 NАЭ-08/1190 о включении в границы Вельского лесничества лесных участков и внесении изменений в регламент Вельского лесничества в связи с включением лесных участков, расположенных на территории бывшего Вельского сельского лесхоза.
Ссылку истца на распоряжение Администрации Архангельской области от 09.06.2007 N 506р "О переводе земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда", согласно которому земли Государственного завода-конюшни были переведены в земли лесного фонда, суд правомерно отклонил ввиду следующего.
Согласно данному распоряжению переводу из категории земель сельскохозяйственного назначения и категории земель запаса в лесные земли подлежали земли в границах территорий муниципальных образований общей площадью 1 750 046,6 гектара, не переданные в муниципальную собственность или собственность юридических и физических лиц и не предназначенные для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, по перечню согласно приложению, с последующим уточнением при составлении лесохозяйственных регламентов и постановке лесных участков на земельный кадастровый учет (том 1, листы 100-102).
Из приложения к указанному распоряжению невозможно с достоверностью установить, какие конкретно земельные участки Государственного завода-конюшни переведены из земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда.
Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации.
Мер по закреплению в правоподтверждающих документах и реестрах, носящих открытый характер, результатов принятого в 2007 году распоряжения истцом не предпринималось, доказательств обратного не представлено.
Сведения о землях Государственного завода-конюшни как о землях лесного фонда в Лесохозяйственный регламент Вельского лесничества, утвержденный в 2008 году, включены не были.
Иных документов, подтверждающих правомерность заявленных требований Министерства и ничтожность документов, представленных в обоснование своей позиции ответчиками, в материалах дела не имеется.
При указанных обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований у суда первой инстанции не имелось. В удовлетворении иска отказано правомерно.
Также, с учетом предмета заявленных требований, суд считает правомерным и отказ суда первой инстанции в привлечении к участию в деле в качестве третьего лица - Федерального агентства лесного хозяйства.
По существу доводы апеллянтов повторяют позицию истца при рассмотрении дела в суде первой инстанции, не опровергают выводы суда первой инстанции, основаны на неверном толковании положений действующего законодательства и не свидетельствуют о нарушении судом норм материального права. Иное толкование положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 ноября 2017 года по делу N А05-6652/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и Прокуратуры Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-6652/2017
Истец: Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области
Ответчик: АО "АГРОФИРМА "ВЕЛЬСКАЯ", МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ И НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ
Третье лицо: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Министерство имущественных отношений Архангельской области, ФГБУ " Федеральная кадастровая палата ФС государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по АО и НАО, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по АО и НАО", Федеральное государственное бюджетное учреждение " Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по АО и НАО, Прокуратура Архангельской области