г. Москва |
|
16 февраля 2018 г. |
Дело N А40-137542/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.В. Каменецкого,
судей И.В. Бекетовой, Е.В. Пронниковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания М.Д. Раджабовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 16.10.2017 по делу N А40-137542/17, принятое судьей О.В. Каменской (21-753),
по заявлению Администрации поселения Московский
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
третье лицо: ООО "КБО"
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: |
Козлова Е.Н. по дов. от 18.09.2015, Макарова Е.А. по дов. от 10.01.2018; |
от ответчика: |
Абакумов А.А. по дов. от 21.12.2017; |
от третьего лица: |
не явился, извещен. |
УСТАНОВИЛ:
Администрация поселения Московский (заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Москве) от 26.04.2017 N 77/17-31259 об отказе в учете изменений объекта недвижимости в отношении помещения с кадастровым номером 77:17:0000000:6105, расположенного по адресу: г. Московский, мкр. 1-й, д. 39/1. Также заявитель просил обязать Управление Росреестра по Москве исправить реестровую (кадастровую) ошибку в сведениях единого государственного реестра недвижимости в отношении помещения с кадастровым номером 77:17:0000000:6105 общей площадью 493,1 кв.м., расположенного по адресу: г. Московский, мкр. 1-й, д. 39/1, в части отображения в составе его границ помещения N 58 площадью 19,0 кв.м.
Решением от 16.10.2017 Арбитражный суд города Москвы удовлетворил заявленные требования в полном объеме, придя к выводу о недоказанности ответчиком законности и обоснованности оспариваемого решения.
Не согласившись с решением суда, Управление Росреестра по Москве в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель с доводами заинтересованного лица не согласился, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Москве доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица (ООО "КБО") в судебное заседание не явился.
При таких обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушанного мнения представителей лиц, участвующих в деле, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Администрация поселения Московский является собственником нежилого помещения с кадастровым номером 77:17:0000000:6105 общей площадью 493,1 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.10.2014.
Во исполнение решения Арбитражного суда города Москвы от 29.12.2015 по делу N А40-119860/15 Администрацией силами подрядной организации (ООО "ЗЕВС"; кадастровый инженер - Шустрова Кира Игоревна, квалификационный аттестат N 77-12-218 от 25.10.2012, N регистрации в государственном реестре лиц, осуществляющих кадастровую деятельность: 23002, наименование саморегулируемой организации кадастровых инженеров, членом которой является кадастровый инженер: Ассоциация Саморегулируемая организация "Объединение профессионалов кадастровой деятельности") проводятся кадастровые работы по разделу нежилого помещения с кадастровым номером 77:17:0000000:6105 общей площадью 493,1 кв.м., для выделения помещений, подлежащих выкупу арендатором по указанному решению суда, общей площадью 221,7 кв.м.
Кадастровым инженером подготовлен технический план на вышеуказанный раздел и подан в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве для постановки на государственный кадастровый учет образуемых при разделе помещений (заявление о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости N 1 от 10.08.2016 - подано в электронном виде).
По результатам проверки получено решение филиала ФГБУ ФКП Росреестра" по Москве о приостановлении осуществления кадастрового учета от 16.08.2016 N 77/601/16-311244 по основанию: несоответствие границ исходного и образуемых при разделе помещений.
В соответствии с техническим паспортом на здание от 22.09.2009, выданным ГУП МО "Московское областное бюро технической инвентаризации" Ленинского филиала (далее технический паспорт) в состав нежилого помещения с кадастровым номером 77:17:0000000:6105 входит помещение N 58 площадью 19 кв.м.
Однако, в полученном Администрацией поселения Московский кадастровом паспорте от 18.08.2016 N 77/501/16-936908 на данный объект, помещение N 58 площадью 19,0 кв.м. вошло в состав указанного объекта общей площадью 493,1 кв.м., но в графической части отражено не было.
Площадь помещения с кадастровым номером 77:17:0000000:6105 по техническому паспорту БТИ от 22.09.2009 состоит из комнат под номерами 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 27, 28, 30, 34, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 66, 70. Сумма площадей 36,3 + 2,7 + 16,2 + 20,6 + 1,8 + 1,9 + 4,1 + 19,4 + 8,7 + 22,9 + 11,3 + 9,2 + 3,2 + 0,7 + 1,4 + 6,6 + 16,7 + 17,6 + 4,8 + 19,8 + 2,0 + 10,6 + 3,6 + 10,4 + 9,6 + 21,4 + 0,8 + 1,5 + 1,7 + 7,0 + 19,1 + 2,3 + 5,8 + 8,6 + 17,4 + 15,7 + 2,9 + 32,2 + 12,2 + 7,0 + 1,8 + 1,5 + 1,8 + 19,0 + 23,3 + 28,0 равна 493,1 кв.м.
Помещение с кадастровым номером 77:17:0000000:6105 образовано в результате раздела помещения с кадастровым номером 50:21:0110201:6106, сведения о котором были внесены в государственный кадастр недвижимости 07.08.2014 на основании технического плана, подготовленного кадастровым инженером ГУП МО "МОБТИ" Ленинского филиала во исполнение постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2012 по делу N А41-579/12.
При подготовке технического плана по разделу нежилого помещения с кадастровым номером 50:21:0110201:6106 кадастровым инженером ГУП МО "МОБТИ" Ленинского филиала была допущена реестровая ошибка (кадастровая ошибка) в графической части отображения границ нежилого помещения с кадастровым номером 77:17:0000000:6105 (не отражены границы помещения N 58).
Для исправления выявленной ошибки кадастровым инженером подготовлен технический план по изменению сведений о помещении с кадастровым номером 77:17:0000000:6105 (отображение границ помещения N 58 в составе границ общего помещения), в том числе, в связи с исправлением кадастровой ошибки. Технический план подан в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве (заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от 26.09.2016 N 50-0-1-72/3003/2016-2994).
По результатам проверки получено решение филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве о приостановлении осуществления кадастрового учета от 04.10.2016 N 77/601/16-398853 по основанию: заявленное к кадастровому учету помещение, после проведенной перепланировки, представляет собой несколько изолированных помещений, не имеющих доступ друг к другу без использования помещений общего пользования в здании.
Однако, перепланировка в вышеуказанном помещении Администрацией поселения Московский не проводилась. Фактические границы помещения и комнат в данном помещении соответствуют сведениям технического паспорта на здание от 22.09.2009, выданного ГУП МО "Московское областное бюро технической инвентаризации" Ленинского филиала.
Как правильно установлено судом, филиалом ФГБУ ФКП "Росреестра" по Москве было приостановлено рассмотрение заявления в исправлении ошибки (отображение границ помещения N 58 в составе границ общего помещения), поскольку в состав нежилого помещения с кадастровым номером 77:17:0000000:6105 входит изолированное нежилое помещение общей площадью 28,0 кв.м. (в соответствии с техническим паспортом на здание от 22.09.2009, выданным ГУП МО "Московское областное бюро технической инвентаризации" Ленинский филиал - помещение N 70), которое не имеет доступ к другим нежилым помещениям, входящим в его состав без использования помещений общего пользования в здании.
После устранения указанных замечаний, Администрацией поселения Московский в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве 26.12.2016 предоставлен новый технический план на исправление кадастровой ошибки (регистрационный номер заявления 50-0-1-72/3003/2016-4453 от 26.12.2016).
29.12.2016 Администрацией получено решение филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве об отказе в снятии приостановления государственного кадастрового учета изменений нежилого помещения с кадастровым номером 77:17:0000000:6105.
30.12.2016 получено решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости, в связи с истечением срока приостановления осуществления кадастрового учета и не устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия о приостановлении.
Администрацией поселения Московский в Росреестр по Москве подано новое заявление об исправлении ошибки на нежилое помещение с кадастровым номером 77:17:0000000:6105 от 19.01.2017, на которое получены решение о приостановлении осуществления кадастрового учета от 26.01.2017 N 77/17-3481 и уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета от 28.02.2017 N 77/17-12202 по вновь возникшим причинам.
Управлением Росреестра по Москве выявлены обстоятельства, препятствующие проведению кадастрового учета, которые не были указаны в решении о приостановлении от 26.09.2016 N 50-0-1-72/3003/2016-2994, а именно: в состав нежилого помещения с кадастровым номером 77:17:0000000:6105 входит изолированное нежилое помещение общей площадью 4,1 кв.м. (в соответствии с техническим паспортом на здание от 22.09.2009, выданным ГУП МО "Московское областное бюро технической инвентаризации" Ленинский филиал - комната N 10), которое не имеет доступа к другим нежилым помещениям, входящим в его состав без использования помещений общего пользования в здании, а именно к комнате N 4. Кроме того, в сведениях ЕГРН на нежилое помещение с кадастровым номером 77:17:0000000:6105 отсутствует сведения об оконном проеме в комнате N 28 на 2 этаже.
Также разъяснено, что для исправления ошибки в сведениях ЕГРН на нежилое помещение с кадастровым номером 77:17:0000000:6105 (отображение границ помещения N 58 в составе границ общего помещения) необходимо провести перепланировку комнаты N 10 общей площадью 4,1 кв.м. с устройством дверного проема для доступа из данного нежилого помещения к комнате N 4, и провести в соответствии с действующим законодательством узаконивание устройства оконного проема в комнате N 28 на 2 этаже.
Администрацией поселения Московский 23.03.2017 за исх. N 03-01-07-310/17 (вх. от 24.03.2017 N 32618/2017) подано заявление председателю апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета.
Однако, 27.03.2017 Управление Росреестра по Москве за исх. N 9247/2017 уведомило администрацию поселения Московский о том, что состав Комиссии не утвержден актом Росреестра, и разъяснено право на обжалование решения регистрирующего органа об отказе в судебном порядке в соответствии с нормами, установленными главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ.
21.04.2017 Администрация обратилась в Щербинский районный суд города Москвы с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об отмене уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 28.02.2017 N 77/17-12202.
Определением Щербинского районного суда города Москвы от 24.04.2017 Администрации поселения Московский отказано в принятии административного искового заявления на основании ст. 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с тем, что законность оспариваемого решения органа Росреестра подлежит проверке в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 26.04.2017 N 77/17-31259 принято решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости в отношении помещения с кадастровым номером: 77:17:0000000:6105, расположенного по адресу: г. Московский, мкр. 1-й, д. 39/1.
Полагая решение от 26.04.2017 незаконным, Администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Ввиду изложенного, требование о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
В соответствии с нормами ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В силу п. 34 ч. 1 ст. 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если помещение не изолировано или не обособлено от других помещений в здании или сооружении (за исключением машино-мест).
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из следующего.
Как следует из представленных материалов, Администрацией подано заявление на исправление реестровой ошибки (кадастровой ошибки) в графических сведениях ЕГРН по нежилому помещению с кадастровым номером 77:17:0000000:6105, допущенной кадастровым инженером в 2014 году при подготовке технического плана на раздел нежилого помещения с кадастровым номером 50:21:0110201:6106 и постановкой на кадастровый учет нежилого помещения с кадастровым номером 77:17:0000000:6105, препятствующей Администрации поселения Московский в исполнении решения Арбитражного суда города Москвы от 29.12.2015 по делу N А40-119860/15, а не заявление на внесение уточнения сведений в ЕГРН на нежилое помещение с кадастровым номером 77:17:0000000:6105.
При этом, не отображение оконного проема в ком. N 28 на 2 этаже в сведениях ЕГРН по нежилому помещению с кадастровым номером 77:17:0000000:6105 -реестровая ошибка (кадастровая ошибка), связанная с допущенной кадастровым инженером ошибкой в 2014 году при подготовке технического плана на раздел нежилого помещения с кадастровым номером 50:21:0110201:6106 и постановкой на кадастровый учет нежилого помещения с кадастровым номером 77:17:0000000:6105, препятствующей администрации поселения Московский в исполнении решения Арбитражного суда города Москвы от 29.12.2015 по делу N А40-119860/15, так как данный оконный проем отображен в техническом паспорте на здание от 22.09.2009, выданном ГУП МО "Московское областное бюро технической инвентаризации" Ленинский филиал, а также существует фактически с момента постройки здания по настоящее время.
При этом, устройство дверного проема из ком. N 10 в ком. N 4 не является целесообразным, так как ком. N 10 и N 4 функционально не связаны, а комната N 10 является коридором, через который осуществляется доступ к лестнице, ведущей к помещениям, расположенным на втором этаже и после исполнения решения Арбитражного суда города Москвы от 29.12.2015 по делу N А40-119860/15 будет являться обособленным помещением, относящимся к местам общего пользования, а комната N 4 является частью магазина и имеет отдельный вход через тамбур (ком. N 5).
Кроме того, согласно требованиям регистрирующего органа место для устройства дверного проема - несущая стена здания с расположенным на ней радиатором системы отопления (фото прилагается).
Суд апелляционной инстанции, поддерживая выводы суда, отмечает следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Оспариваемое решение принято Управлением Росреестра по Москве в связи с истечением срока приостановления и не устранением причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета.
Заявитель, как следует из заявления (Т 1, л.д. 62-64) и Технического плана от 19.01.2017, приложенного к заявлению, (Т 2, л.д. 11-14) обратился в Управление Росреестра по Москве за учетом изменений в связи с исправлением ошибки в плане расположения помещения на этаже, в отношении ком. N 58, при том, что площадь объекта и помещений посчитана верно. Как подтверждается материалами дела и не опровергается Управлением Росреестра по Москве, общая площадь соответствует указанной в свидетельстве о регистрации права и ЕГРП.
Вместе с тем, заинтересованным лицом не указана норма права, позволяющая в указанной ситуации приостановить государственный кадастровый учет, мотивируя его не соответствиями, выявленными в отношении иных помещений, не заявленных к кадастровому учету (учету изменений).
Кроме того, в силу ч. 3 ст. 61 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Действия государственного регистратора в настоящем случае приведенной норме права не соответствуют.
Доводы апелляционной жалобы относительно перепланировки и состояния несущих конструкций не могут быть приняты, поскольку необходимая информация предоставлена в заключении кадастрового инженера в Техническом плане помещения от 19.01.2017.
Доводы относительно формы поданного Администрацией заявления отклоняются судом, учитывая, что заявление не оставлено без рассмотрения и не возвращено заявителю, а принято и рассмотрено по существу.
Учитывая изложенное, оспариваемое решение заинтересованного лица не соответствует требованиям норм Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости". Незаконное решение нарушает права и законные интересы Администрации при осуществлении полномочий собственника объекта недвижимости.
Следовательно, в данном случае имеются основания, предусмотренные ст. 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При изложенных фактических обстоятельствах рассматриваемого дела, апелляционный суд приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела, действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16.10.2017 по делу N А40-137542/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.В. Каменецкий |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-137542/2017
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 1 июня 2018 г. N Ф05-7366/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ПОСЕЛЕНИЯ МОСКОВСКИЙ
Ответчик: Управление Росреестра по г. Москве, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
Третье лицо: ООО КБО