г. Челябинск |
|
20 февраля 2018 г. |
Дело N А07-12072/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Кузнецова Ю.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола помощником судьи Кудрявцевой А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции, дело N А07-12072/2017 Арбитражного суда Республики Башкортостан по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управление нерудных материалов "Вотикеевское", общества с ограниченной ответственностью "Уфимский краностроительный завод" к Управлению коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании недействительным утвержденного Начальником Управления коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Проекта организации дорожного движения на автомобильную дорогу общего пользования местного значения Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан (улица Северная), составленный по состоянию на 05 июня 2017 года, в части установки на участке улицы Северная дорожного знака 3.4. "Движение грузовых автомобилей запрещено" в прямом и обратном направлениях, в количестве двух штук, обязании Управления коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан восстановить сквозное движение (или проезд) грузового транспорта в рабочие дни и часы через участок дороги улицы Северная в деревне Князево Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан от автодороги Уфа - Иглино в северном направлении в сторону Вотикеевского месторождения, существовавшее до нарушения права общества с ограниченной ответственностью "Управление нерудных материалов "Вотикеевское" и общества с ограниченной ответственностью "Уфакран", путем демонтажа габаритных ворот и запрещающих дорожных знаков 3.13. "Ограничение высоты" и 3.4. "Движение грузовых автомобилей запрещено", на срок до прекращения работ по разработке карьера, или до момента ввода в эксплуатацию иного альтернативного проезда, в объезд улицы Северная, обязании Управления коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан внести необходимые изменения в "Проект организации дорожного движения" на автомобильную дорогу общего пользования местного значения Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан (улица Северная) для обеспечения сквозного проезда грузового транспорта в рабочие дни и часы от автодороги Уфа - Иглино в северном направлении в сторону Вотикеевского месторождения.
В судебном заседании принял участие представитель:
общества с ограниченной ответственностью "Управление нерудных материалов "Вотикеевское" - Галимова Е.А. (доверенность от 25.09.2017, паспорт),
общества с ограниченной ответственностью "Уфимский краностроительный завод" - Галимова Е.А. (доверенность от 01.03.2017, паспорт).
Общество с ограниченной ответственностью "Управление нерудных материалов "Вотикеевское" (далее - ООО УНМ "Вотикеевское"), общество с ограниченной ответственностью "Уфимский краностроительный завод" (далее- ООО "Уфакран") обратились в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Управлению коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республика Башкортостан (далее - ответчик, УКХ Администрации г. Уфа) об обязании Управления коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республика Башкортостан восстановить на ул. Северная в д. Князево Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан движение грузового транспорта, вернув в прежнее состояние установленный дорожный знак 3.4 "Движение грузовых автомобилей запрещено" в соответствии с выданным наряд-заказом N 86-04-03209 от 24.10.2015 и протоколом выездного совещания по вопросу организации дорожного движения по ул. Серверная в д. Князево Калининского района городского округа город Уфа от 22.10.2015, путем установки к дорожному знаку 3.4 "Движение грузовых автомобилей запрещено" демонтированных знаков дополнительной информации (табличек) 8.5.1 "Субботние, воскресные и праздничные дни" и 8.5.4 "Время действия с 20:00 - 08:00 часов", для обеспечения проезда грузового транспорта в рабочие часы и дни.
Определением от 31.05.2017 к участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечена Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация).
Определением от 21.06.2017 к участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечено Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Уфе (далее - УМВД по г. Уфе).
В ходе судебного разбирательства истец заявил ходатайство об уточнении требований, согласно которому просил:
- признать недействительным утвержденный начальником Управления коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республика Башкортостан "Проект организации дорожного движения" на автомобильную дорогу общего пользования местного значения Калининского района ГО г.Уфа (ул. Северная), составленный по состоянию на 05 июня 2017 года, в части установки на участке улицы Северная дорожного знака 3.4 "Движение грузовых автомобилей запрещено" в прямом и обратном направлениях;
- обязать Управление коммунального хозяйства и благоустройства Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан восстановить сквозное движение (или проезд) грузового транспорта в рабочие дни и часы, через участок дороги улицы Северная в д. Князево Калининского района ГО г. Уфа от автодороги Уфа-Иглино в северном направлении в сторону Вотикеевского месторождения, существовавшее до нарушения права общества с неограниченной ответственностью "УНМ "Вотикеевское" и общества с неограниченной ответственностью "Уфакран", путем установки на участке дороги улицы Северная в д. Князево Калининского района ГО г. Уфа, к дорожному знаку 3.4. "Движение грузовых автомобилей запрещено" (в прямом и обратном направлениях) знаков дополнительной информации (табличек) 8.5.1 "Субботние, воскресные и праздничные дни" и 8.5.4 "Время действия с 20:00 - 08:00 часов";
- обязать Управление коммунального хозяйства и благоустройства Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан внести необходимые изменения в "Проект организации дорожного движения" на автомобильную дорогу общего пользования местного значения Калининского района ГО г.Уфа (улица Северная) для обеспечения сквозного проезда грузового транспорта в рабочие дни и часы от автодороги Уфа-Иглино в северном направлении в сторону Вотикеевского месторождения.
В принятии указанного уточнения судом первой инстанции отказано.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.08.2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, ООО "УНМ "Вотикеевское" и ООО "Уфакран" обратились в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просили решение суда отменить, ссылаясь на необоснованное непринятие судом первой инстанции уточнения исковых требований, что, в свою очередь, привело к вынесению незаконного решения.
Определением арбитражного суда апелляционной инстанции от 09.10.2017 апелляционная жалоба принята к производству суда апелляционной инстанции, судебное заседание назначено на 09.11.2017.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции усматривает наличие основания для безусловной отмены обжалуемого решения, предусмотренного пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом апелляционный суд исходит из следующего:
В соответствии с пунктами 1, 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с пунктом 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Как следует из содержания искового заявления, предметом иска являются требования об обязании восстановить положение, существовавшее до нарушения права, а именно: обязании ответчика восстановить движение грузового транспорта вернув в первоначальное состояние установленный дорожный знак 3.4 "Движение грузовых автомобилей запрещено" путем установки к нему демонтированных знаков дополнительной информации (табличек) для обеспечения проезда грузового транспорта в рабочие дни и часы.
В ходе рассмотрения дела истцы направили в суд первой инстанции заявление об уточнении исковых требований (т. 2 л.д. 41-48), изменив предмет иска, изложив ранее заявленные требования в новой редакции, согласно которой просили: признать недействительным утвержденный начальником Управления коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республика Башкортостан "Проект организации дорожного движения на автомобильную дорогу общего пользования местного значения Калининского района ГО г.Уфа (ул. Северная), составленный по состоянию на 05 июня 2017 года в части установки на участке улицы Северная дорожного знака 3.4 "Движение грузовых автомобилей запрещено" в прямом и обратном направлениях, в количестве двух штук.
Обязать Управление коммунального хозяйства и благоустройства Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан восстановить сквозное движение (или проезд) грузового транспорта в рабочие дни и часы, через участок дороги улицы Северная в д. Князево Калининского района ГО г. Уфа от автодороги Уфа-Иглино в северном направлении в сторону Вотикеевского месторождения, существовавшее до нарушения права общества с неограниченной ответственностью "УНМ "Вотикеевское" и общества с неограниченной ответственностью "Уфакран", путем установки на участке дороги улицы Северная в д. Князево Калининского района ГО г. Уфа, к дорожному знаку 3.4. "Движение грузовых автомобилей запрещено" (в прямом и обратном направлениях) знаков дополнительной информации (табличек) 8.5.1 "Субботние, воскресные и праздничные дни" и 8.5.4 "Время действия с 20:00 - 08:00 часов".
Обязать Управление коммунального хозяйства и благоустройства Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан внести необходимые изменения в "Проект организации дорожного движения" на автомобильную дорогу общего пользования местного значения Калининского района ГО г.Уфа (улица Северная) для обеспечения сквозного проезда грузового транспорта в рабочие дни и часы от автодороги Уфа-Иглино в северном направлении в сторону Вотикеевского месторождения.
Протокольным определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.08.2017 в принятии указанного уточнения исковых требований отказано, по причине одновременного изменения предмета и основания иска.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
В пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.1996 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции" изменение предмета иска означает изменение материально-правового требования истца к ответчику. Изменение основания иска означает изменение обстоятельств, на которых истец основывает свое требование к ответчику. Одновременное изменение предмета и основания иска Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не допускает.
В абзаце 2 пункта 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" (далее - постановление Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36) разъяснено, что если судом апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы в порядке апелляционного производства будет установлено, что при рассмотрении дела в суде первой инстанции лицо заявляло ходатайство в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об изменении предмета или основания иска, увеличении или уменьшении исковых требований и суд неправомерно отказал в удовлетворении такого ходатайства или рассмотрел заявление без учета заявленных изменений либо по какому-то другому требованию лица, участвующего в деле, не принял решения и утрачена возможность принятия дополнительного решения, то суд апелляционной инстанции, исходя из положений части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о повторном рассмотрении дела, в силу части 5 статьи 270 Кодекса переходит к рассмотрению дела по правилам, установленным Кодексом для рассмотрения дела в суде первой инстанции, в рамках которого рассматривает не рассмотренные ранее требования, принимает измененные предмет или основание иска, увеличенные (уменьшенные) требования.
Суд апелляционной инстанции полагает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что уточнение исковых требований было направлено на одновременное изменение предмета и основания иска.
Так, основанием иска являлось нарушение ответчиком прав истцов на доступ грузового транспорта к арендуемому ими земельному участку. В свою очередь, предметом иска являются предложенные истцами способы устранения возникших препятствий к осуществлению ими своей хозяйственной деятельности на земельном участке.
Как следует из материалов дела, поводом для обращения истцов с заявлением об уточнении исковых требований явилось то обстоятельство, что представителем ответчика в судебном заседании 05.07.2017 суду представлен проект организации дорожного движения на автомобильную дорогу общего пользования местного значения Калининского района ГО г. Уфа (ул. Северная), составленный по состоянию на 05.06.2017. Указанным проектом утверждены и установлены запрещающие дорожные знаки "Движение грузового транспорта запрещено", которые исключают возможность доступа (проезда грузового транспорта) к земельному участку, на котором осуществляется хозяйственная деятельность истцов, что нарушает, по мнению подателей иска, их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности и имеет непосредственное отношение к основанию исковых требований.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что факт существования и содержание проекта организации дорожного движения, датированного 05.06.2017, на момент обращения истцов в арбитражный суд (25.04.2017) был им не известен, поскольку проект представлен только в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции. При этом, суд первой инстанции, не приняв уточнения исковых требований, счел возможным принять во внимание представленный ответчиком проект организации дорожного движения, который оспаривали истцы, и частично положил данный документ в основу своих выводов о необоснованности исковых требований.
Содержащиеся в уточнениях к иску требования не были направлены на изменение основания иска, связанного с нарушением прав истцов на беспрепятственный проезд грузового транспорта для обеспечения их хозяйственной деятельности, изменению подлежал исключительно предмет иска, в связи с возникновением дополнительного обстоятельства в виде наличия проекта организации дорожного движения.
Таким образом, апелляционный суд полагает, что истцы воспользовались своим правом и изменили предмет иска, изложив ранее заявленные исковые требования в новой редакции (с учетом возникновения новых обстоятельств). Одновременного изменения основания и предмета иска не произошло, требование не является новым по отношению к первоначально заявленному.
Учитывая вышеуказанные положения, обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что суд первой инстанции в нарушение статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необоснованно отказал в принятии изменения предмета иска.
Поскольку судом первой инстанции дело рассмотрено без учета заявленных уточнений исковых требований, суду апелляционной инстанции следует рассмотреть дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, принять уточнение требования к рассмотрению.
Определением арбитражного суда апелляционной инстанции от 09.11.2017 суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, уточнение требований, не принятые судом первой инстанции, апелляционным судом были приняты.
24.01.2018 от истцов поступило уточнение исковых требований в соответствии с которым истцы просят:
- признать недействительным утвержденный Начальником Управления коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Проект организации дорожного движения на автомобильную дорогу общего пользования местного значения Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан (улица Северная), составленный по состоянию на 05 июня 2017 года, в части установки на участке улицы Северная дорожного знака 3.4. "Движение грузовых автомобилей запрещено" в прямом и обратном направлениях, в количестве двух штук,
- обязать Управление коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан восстановить сквозное движение (или проезд) грузового транспорта в рабочие дни и часы через участок дороги улицы Северная в деревне Князево Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан от автодороги Уфа - Иглино в северном направлении в сторону Вотикеевского месторождения, существовавшее до нарушения права общества с ограниченной ответственностью "Управление нерудных материалов "Вотикеевское" и общества с ограниченной ответственностью "Уфакран", путем демонтажа габаритных ворот и запрещающих дорожных знаков 3.13. "Ограничение высоты" и 3.4. "Движение грузовых автомобилей запрещено", на срок до прекращения работ по разработке карьера, или до момента ввода в эксплуатацию иного альтернативного проезда, в объезд улицы Северная,
- обязать Управление коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан внести необходимые изменения в "Проект организации дорожного движения" на автомобильную дорогу общего пользования местного значения Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан (улица Северная) для обеспечения сквозного проезда грузового транспорта в рабочие дни и часы от автодороги Уфа - Иглино в северном направлении в сторону Вотикеевского месторождения.
Апелляционный суд в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принял уточненное заявление ООО УНМ "Вотикеевское", ООО "Уфакран".
В обоснование требований заявитель сослался на то, что он является арендатором земельного участка с кадастровым номером 02:47:080601:111, на котором осуществляет добычу полезных ископаемых на основании лицензии. Установленные заинтересованным лицом ограничения движения на единственной существующей подъездной дороге к карьеру заявители оценивают как препятствующие осуществлению предпринимательской деятельности, противоречащие закону о недрах и гражданскому законодательству.
В отзыве, заинтересованное лицо отклонило доводы уточненного заявления, ссылаясь на установление по результатам слушаний публичного сервитута для проезда транспорта заявителей за границей деревни, наличие у органа власти права самостоятельно разрабатывать Проект организации дорожного движения на спорную автомобильную дорогу, а также соответствие установленных знаков указанному проекту.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, заинтересованное лицо, а также третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, заинтересованное лицо ходатайствовало о рассмотрении дела в его отсутствие. С учетом мнения явившегося представителя истцов дело в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено в отсутствие не явившихся представителей.
В судебном заседании представитель истцов поддержал уточненное требование.
Как следует из материалов дела, ООО "УНМ "Вотикеевское" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 02:47:080601:111 на основании Постановления администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 23.05.2014 N 933 для разработки карьера Вотикеевского месторождения песчано-гравийной смеси, в границах, общей площадью 190000 кв.м., и договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 27.05.2014 N 204-КИР/14, на котором осуществляет добычу полезных ископаемых на основании лицензии УФА 02882 ТЭ от 03.08.2015 на право пользования недрами (т.1, л.д. 31-32, 33-36, 40-44).
Между ООО УНМ "Вотикеевское" и ООО "Уфакран" 10.08.2015 заключен договор о совместной деятельности N 21/2015, согласно которому стороны обязуются соединить свои усилия, чтобы совместно действовать в области добычи песчано-гравийной смеси на месторождении Вотикеевское (т.1, л.д. 52-55).
Вывоз песчано-гравийной смеси осуществляется заявителями по предоставленной полевой дороге от деревни Князево до Вотикеевского месторождения, согласно акту выбора трассы от 24.08.2009 (т.1, л.д. 47-51). При этом проезд к автодороге Уфа - Иглино осуществляется через улицу Северная деревни Князево Калининского района городского округа г. Уфа.
В 2015 году на улице Северная в деревне Князево Калининского района городского округа г. Уфа Управлением коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа г. Уфа произведена установка дорожных знаков 3.4 "Движение грузовых автомобилей запрещено" с табличками дополнительной информации 8.5.1 "Субботние, воскресные и праздничные дни" и 8.5.4 "Время действия с 20:00 - 08:00 часов".
В 2015 году заявитель обратился в Управление коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа г. Уфа с заявлением о демонтаже двух дорожных знаков 3.4 "Движение грузовых автомобилей запрещено", установленных на ул. Северная в д. Князево Калининского района ГО г. Уфа (исх. N 138 от 10.12.2015).
В ответном письме Управление коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа г. Уфа (исх. N 8604- 00049 от 11.01.2016), указало, что вышеуказанные дорожные знаки установлены в соответствии с ГОСТ 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", демонтаж указанных дорожных знаков не целесообразен.
Ссылаясь на нарушение права и законных интересов, заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.07.2016 по делу N А07-3592/2016 в удовлетворении заявленных требований отказано по мотиву того, что установка дорожных знаков 3.4 "Движение грузовых автомобилей запрещено" с табличками дополнительной информации 8.5.1 "Субботние, воскресные и праздничные дни" и 8.5.4 "Время действия с 20:00 - 08:00 часов" не препятствует осуществлению предпринимательской деятельности заявителю.
ООО УНМ "Вотикеевское" обратилось к Управлению коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан с обращением (жалобой) N 88 от 01.08.2016 (вх. N 5675 от 02.08.2016) об исполнении обязанности путем восстановления на дорожных знаках 3.4 "Движение грузовых автомобилей запрещено" табличек дополнительной информации 8.5.1 "Субботние, воскресные и праздничные дни" и 8.5.4 "Время действия с 20:00 - 08:00 часов".
Поскольку указанное обращение оставлено без удовлетворения, заявитель 25.04.2017 обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением по настоящему делу.
В ходе рассмотрения дела заинтересованным лицом представлен Проект организации дорожного движения на автомобильную дорогу общего пользования местного значения Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан (улица Северная), составленный по состоянию на 05 июня 2017 года, который предусматривает установку на участке улицы Северная дорожного знака 3.4. "Движение грузовых автомобилей запрещено" в прямом и обратном направлениях, в количестве двух штук, без табличек дополнительной информации 8.5.1 "Субботние, воскресные и праздничные дни" и 8.5.4 "Время действия с 20:00 - 08:00 часов".
Общество, полагая, что указанный Проект организации дорожного движения не соответствует нормам законодательства и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с уточнением заявления о признании указанного ненормативного правового акта недействительным.
В ходе рассмотрения дела в апелляционной инстанции заявителями получена информация о возникновении дополнительных препятствий для использования спорной автодороги - установлении ограничительных ворот на улице Северная в деревне Князево, в связи с чем обществами уточнены заявленные требования в части устранения препятствий для использования подъездного пути.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции находит заявленные требования подлежащими отклонению в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ).
Положениями статьи 3 Закона N 257-ФЗ установлено, что автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Пунктом 5 статьи 3 Закона N 257-ФЗ предусмотрено, что дорожные знаки относятся к элементам обустройства автомобильных дорог.
Согласно частям 9 и 11 статьи 5 Закона N 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 13 Закона N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Закона N 257-ФЗ).
В силу части 1 статьи 17 Закона N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Как предусмотрено частью 6 статья 4 Закона N 257-ФЗ на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.
Статьей 21 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) предусмотрено, что мероприятия по организации дорожного движения в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
Согласно частям 1, 2 статьи 12 Закона N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно части 4 статьи 6 Закона N 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Из вышеизложенного следует, что оспариваемые действия, в том числе разработка и утверждение Проекта организации дорожного движения на автомобильную дорогу общего пользования местного значения Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан (улица Северная), установка дорожных знаков входят в компетенцию органа местного самоуправления, которым в данном случае выступает Администрации городского округа г. Уфа.
Требования к проектам и схемам организации дорожного движения устанавливают Правила подготовки проектов и схем организации дорожного движения, утвержденные Приказом Минтранса России от 17.03.2015 N 43 (далее - Правила подготовки проектов и схем организации дорожного движения N 43), действие которых распространяется на дороги, а также территории общего пользования, предназначенные для перемещения транспортных средств и (или) пешеходов.
Согласно пунктам 20, 21 Правил подготовки проектов и схем организации дорожного движения N 43 проект организации дорожного движения разрабатывается в том числе на период эксплуатации дорог или их участков в отношении существующих, реконструируемых или новых дорог или их участков.
В силу пункта 27 Правил подготовки проектов и схем организации дорожного движения N 43 проектные решения для рекомендуемого варианта проектирования при разработке Проект организации дорожного движения на период эксплуатации дорог или их участков включают предложения (мероприятия), в том числе по организации движения грузовых транспортных средств, размещению дорожных знаков, выполненных в соответствии с действующими стандартами Российской Федерации, и дорожных знаков индивидуального проектирования (с проработкой эскизов).
При этом Правила подготовки проектов и схем организации дорожного движения N 43 не содержат требований о необходимости согласования или утверждения Проект организации дорожного движения какими-либо органами государственной власти, в том числе в области безопасности дорожного движения.
В соответствии со статьей 3 Закона N 196-ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Представленные заинтересованным лицом утвержденный Начальником Управления коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Проект организации дорожного движения на автомобильную дорогу общего пользования местного значения Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан (улица Северная), составленный по состоянию на 05 июня 2017 года, в том числе в части установки на участке улицы Северная дорожного знака 3.4. "Движение грузовых автомобилей запрещено" в прямом и обратном направлениях, в количестве двух штук, соответствует требованиям Правил подготовки проектов и схем организации дорожного движения N 43, оснований для признания его недействительным апелляционный суд не усматривает.
Апелляционный суд полагает, что решение об установке того или иного дорожного знака должно быть направлено на достижении определенных целей и приниматься при наличии к тому объективных причин и оснований.
Как следует из материалов дела, решение об установке на автомобильной дороге общего пользования местного значения Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан (улица Северная), дорожных знаков 3.4. "Движение грузовых автомобилей запрещено" обусловлено жалобами жителей деревни Князево на проезд по жилой зоне большегрузного транспорта, принадлежащего заявителям, к Вотикеевскому месторождению.
В связи с многочисленными обращениями жителей ул.Северная д.Князево, о том, что по улице постоянно ходит грузовой транспорт к Вотикеевскому месторождению и просьбами исключить проезд тяжелой техники по данной улице, Администрацией сельского поселения Кирилловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан проведены публичные слушаниях по вопросу установления публичного сервитута для прохода или проезда от автодороги Уфа-Иглино (в районе д. Князево муниципального района Калининский район г. Уфы) до Вотикеевского месторождения, в том числе к водному объекту общего пользования и его береговой полосе в административных границах сельского поселения Кирилловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан. На данных слушаниях ООО УНМ "Вотикеевское" приняло на себя обязательства за свой счет спроектировать и построить альтернативный проезд, минуя ул.Северная д. Князево.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Совет сельского поселения Кирилловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан принял решение от 25.04.2016 г. N 51 которым установил публичный сервитут для прохода или проезда от автодороги Уфа - Иглино (в районе д. Князево муниципального района Калининский район г. Уфы) до Вотикеевского месторождения, в том числе к водному объекту общего пользования и его береговой полосе в административных границах сельского поселения Кирилловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан за пределами жилой зоны д. Князево.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу о том, что при утверждении Проекта организации дорожного движения на автомобильную дорогу общего пользования местного значения Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан (улица Северная), составленный по состоянию на 05 июня 2017 года, было принято законное и обоснованное решение об установке на участке улицы Северная дорожного знака 3.4. "Движение грузовых автомобилей запрещено" в прямом и обратном направлениях, в количестве двух штук, без табличек дополнительной информации 8.5.1 "Субботние, воскресные и праздничные дни" и 8.5.4 "Время действия с 20:00 - 08:00 часов".
Делая такой вывод, апелляционный суд также учитывает, что актом выбора трассы от 24.08.2009 (т.1, л.д. 47-51) ООО "Профстрой" (правопредшественник ООО УНМ "Вотикеевское") для подъезда автотранспорта была предоставлена полевая дорога, начинающаяся от деревни Князево западнее деревни Долгино до Вотикеевского месторождения. При этом проезд к автодороге Уфа - Иглино через улицу Северная деревни Князево Калининского района городского округа г. Уфа указанным актом не был предусмотрен и осуществлялся ООО "Профстрой", а затем ООО УНМ "Вотикеевское" самовольно.
Обязанность проектирования и строительства проезда к автодороге Уфа - Иглино для доступа транспорта ООО УНМ "Вотикеевское" на орган местного самоуправления законодательством не возложена.
Требования истца об обязании Управление коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республика Башкортостан сквозное движение (или проезд) грузового транспорта в рабочие дни и часы через участок дороги улицы Северная в деревне Князево Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан от автодороги Уфа - Иглино в северном направлении в сторону Вотикеевского месторождения, существовавшее до нарушения права общества с ограниченной ответственностью "Управление нерудных материалов "Вотикеевское" и общества с ограниченной ответственностью "Уфакран", путем демонтажа габаритных ворот и запрещающих дорожных знаков 3.13. "Ограничение высоты" и 3.4. "Движение грузовых автомобилей запрещено", на срок до прекращения работ по разработке карьера, или до момента ввода в эксплуатацию иного альтернативного проезда, в объезд улицы Северная, обязании Управления коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан внести необходимые изменения в "Проект организации дорожного движения" на автомобильную дорогу общего пользования местного значения Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан (улица Северная) для обеспечения сквозного проезда грузового транспорта в рабочие дни и часы от автодороги Уфа - Иглино в северном направлении в сторону Вотикеевского месторождения также удовлетворению не подлежат, так как установка знака 3.4. "Движение грузовых автомобилей запрещено" предусмотрен "Проектом организации дорожного движения на автомобильную дорогу общего пользования местного значения калининского района городского округа г.Уфа ул. Северная км 0+000- км1+000" по состоянию на 05.06.2017".
С учетом установленных на ул. Северная знаков, запрещающих проезд грузовых автомобилей, установка дорожного знака 3.13. "Ограничение высоты" не нарушает права заявителя и его демонтаж не приведет к восстановлению его прав.
При таких обстоятельствах, требования заявителей удовлетворению не подлежат.
В связи с отказом в удовлетворении требований, судебные расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителей.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.08.2017 по делу N А07-12072/2017 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Управление нерудных материалов "Вотикеевское", общества с ограниченной ответственностью "Уфимский краностроительный завод" отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
Ю.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.