г. Самара |
|
21 февраля 2018 г. |
Дело N А55-17963/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 февраля 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Засыпкиной Т.С.,
судей Бажана П.В., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Садовод"- Пахарева Л.В.(доверенность от 30.12.2016), Миронов Е.В. (доверенность от 15.11.2017),
от Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Сызрани Самарской области (межрайонное) - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Сызрани Самарской области (межрайонное)
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29.11.2017 по делу N А55-17963/2017 (судья Харламов А.Ю.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Садовод", Самарская область, г.Тольятти,
к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области, Самарская область, г.Сызрань,
о признании недействительным решения от 20.04.2017 N 077S19170006125,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Садовод" (далее - заявитель, Общество, ООО "Садовод") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области (далее - Пенсионный фонд) о признании недействительным решения от 20.04.2017 N 077S19170006125.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.11.2017 заявленные требования удовлетворены.
Суд признал недействительным решение от 20.04.2017 N 077S19170006125 "О привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", принятое Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городах Сызрани и Октябрьске, в Сызранском и Шигонском районах Самарской области; обязал Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городах Сызрани и Октябрьске, в Сызранском и Шигонском районах Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Садовод".
В апелляционной жалобе Пенсионный фонд просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, указывая, что из положений постановления N 83п следует, что дополняющая форма подлежит предоставлению с целью дополнения сведений относительно уже поданных сведений о конкретных застрахованных лицах за отчетный период. С учетом положений п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ ООО "Садовод" обязано было представить сведения за сентябрь 2016 года не позднее 15.10.2016 в отношении всех застрахованных лиц.
Страхователь (ООО "Садовод") представил сведения по форме СЗВ-М (исходная) за сентябрь 2016 года в отношении 83 застрахованных лиц по телекоммуникационным каналам связи 10.10.2016.
10.03.2017 ООО "Садовод" представило сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) за сентябрь 2016 года в отношении еще 72 застрахованных лиц, т.е лиц, на которых ранее (10.10.2016) сведения не представлялись.
Таким образом, ООО "Садовод" не уточняло (не исправляло) представленные 10.10.2016 индивидуальные сведения, а впервые представило сведения о 72 застрахованных лицах.
Данное обстоятельство образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ, вина страхователя установлена, у Пенсионного фонда имелись достаточные основания для привлечения ООО "Садовод" к ответственности по вышеуказанной норме.
Следовательно, вывод суда о том, что страхователь самостоятельно выявил неполноту ранее представленных сведений, ошибочен.
Представители Общества считают решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
В судебное заседание представитель Пенсионного фонда не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителя.
Проверив материалы дела, выслушав представителей Общества, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с положениями Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" ООО "Садовод" является страхователем, поставленным на учет в Государственном учреждении - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городах Сызрани и Октябрьске, в Сызранском и Шигонском районах Самарской области, с присвоением ему регистрационного номера - 077-050-100122.
Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городах Сызрани и Октябрьске, в Сызранском и Шигонском районах Самарской области в отношении ООО "Садовод" проведена проверка достоверности, полноты и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренного п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N27-ФЗ), а также порядка предоставления указанных сведений в форме электронного документа.
В ходе проверки Пенсионным фондом выявлено нарушение, которое заключается в том, что страхователем первоначально в установленный Законом N 27-ФЗ срок - 10.10.2016 представлена по телекоммуникационным каналам связи страховщику форма СЗВ-М (исходная) за сентябрь 2016 года (извещение о доставке от 10.10.2016 года) на 83 застрахованных лица. Форма СЗВ-М (дополняющая) за сентябрь 2016 года представлена страхователем по телекоммуникационным каналам связи страховщику 10.03.2017 (извещение от 10.03.2017) на 72 застрахованных лица, а следовало представить форму СЗВ-М (дополняющая) за сентябрь 2016 года согласно п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ - не позднее 10.10.2016.
По результатам проверки Пенсионным фондом составлен акт от 13.03.2017 N 077S18170003009 "О выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Рассмотрев материалы проверки, Пенсионным фондом вынесено решение от 20.04.2017 N 077S19170006125 "О привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", согласно которому страхователь - ООО "Садовод" привлечен к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ - за предоставление неполных и недостоверных сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 36 000 руб.
Не согласившись с решением Пенсионного фонда, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из следующего.
Порядок и сроки представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета установлены Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона N 27-ФЗ страхователь обязан представлять в соответствующий орган ПФР сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, за вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
На основании п. 2.2. ст. 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно ст. 16 Закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны, в частности, осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
В силу ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному ст.ст. 19 и 20 ранее действовавшего Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п утверждены формы "Сведения о застрахованных лицах" (зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2016 N 41142), согласно которому в п. 3 (страхователем обязательно должен указываться тип представляемой формы:
-"исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период;
-"доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
-"отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Как следует из материалов дела, ООО "Садовод" в установленный п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ срок (10.10.2016), представлены страховщику сведения по форме СЗВ-М за сентябрь 2016 года на 83 застрахованных лица.
Следовательно, первоначально общество в Пенсионный фонд представило сведения о каждом работающем застрахованном лице за сентябрь 2016 года по форме СЗВ-М 10.10.2016, т.е. в пределах указанного срока.
10.03.2017 в дополнение к ранее представленным в установленный срок сведениям по форме СЗВ-М за сентябрь 2016 года ООО "Садовод" представлены сведения по форме СЗВ-М в отношении 72 застрахованных лиц, указав тип формы "доп".
Представление страховщику дополняющей формы СЗВ-М за сентябрь 2016 года ООО "Садовод" объясняется представлением сведений по застрахованным лицам - иностранным гражданам Узбекистана, которые в силу действующего законодательства Российской Федерации не являются работающими пенсионерами Российской Федерации, в связи с самостоятельным выявлением самим страхователем неполноты ранее представленных в установленный Законом N 27-ФЗ срок сведений по форме СЗВ-М за сентябрь 2016 года.
Решением Пенсионного фонда от 20.04.2017 N N 077S19170006125 ООО "Садовод" назначен штраф, предусмотренный ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ - за представление неполных и недостоверных сведений о застрахованных лицах в размере 36 000 руб.
Между тем ст. 15 Закона N 27-ФЗ закреплено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Фактически ООО "Садовод" 10.03.2017 представлена дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых без замечаний страховщиком сведений о застрахованных лицах за сентябрь 2016 года по форме СЗВ-М.
Таким образом, диспозиция ст. 17 Закона N 27-ФЗ не предусматривает применение к страхователю, представившему позже срока, установленного п. 2.2 ст. 11 данного Закона N27-ФЗ, финансовой санкции за представление дополняющей формы за отчетный период по форме СЗВ-М.
Согласно п. 34 Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (зарегистрировано в Минюсте России 16.02.2010 N 16440), согласно которому в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
В свою очередь, при рассмотрении дела в суде первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что представление ООО "Садовод" дополняющей формы за сентябрь 2016 года по форме СЗВ-М было осуществлено не в связи с обнаружением страховщиком в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а явилось результатом самостоятельного выявления самим страхователем неполноты ранее представленных в установленный Законом срок сведений по форме СЗВ-М за сентябрь 2016 года.
Таким образом, оснований для назначения ООО "Садовод" финансовой санкции, предусмотренной ст. 17 Закона N 27-ФЗ за представление дополняющей формы за сентябрь 2016 года по форме СЗВ-М, у Пенсионного фонда не имелось.
Аналогичный вывод содержится в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" (действовавшим в указанный период), согласно которому, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также если страхователь в 2-недельный срок исправил обнаруженные территориальным органом ПФР ошибки, Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ.
С учетом изложенного, а также установленных фактических обстоятельств и доказательств, представленных сторонами в материалы дела, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что представленные страхователем сведения персонифицированного учета содержали недочеты, которые подлежали корректировке в установленном законом порядке.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии вины Общества в совершении нарушения требований Закона N 27-ФЗ, так как оно самостоятельно выявило ошибку в неверно представленных сведениях за отчетный период - сентябрь 2016 года и предприняло меры к ее устранению путем направления дополняющей формы в Пенсионный фонд, который, в свою очередь, только при получении такой дополняющей формы сведений (а не исходной), провел проверку представленных сведений и выявил указанное выше нарушение Закона N 27-ФЗ.
Данный вывод подтверждается позицией Арбитражного суда Дальневосточного округа, изложенной в постановлении от 10.04.2017 по делу N А16-1601/2016, Арбитражного суда Поволжского округа, изложенного в постановлениях от 18.01.2018 по делу NА12-22848/2017, от 29.01.2018 по делу NА12-22850/2017, от 01.02.2018 по делу NА12-22851/2017, от 01.02.2017 по делу NА72-7929/2017.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 и ч. 3 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из изложенного, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имеется совокупность названных условий.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 29.11.2017 по делу N А55-17963/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.