г. Москва |
|
20 февраля 2018 г. |
Дело N А41-78869/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи ДиаковскойН.В.,
судей Иевлева П.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ефимовым А.В.,
при участии в заседании:
от ИП Кушнерова Д.М.: Леошина Ю.А. по доверенности от 01.08.2017;
от администрации Пушкинского муниципального района Московской области: Чистякова О.А. по доверенности от 28.12.2017;
от Главного управления по информационной политике Московской области: Петрова А.С. по доверенности от 08.11.2017;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Пушкинского муниципального района Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области
от 04 декабря 2017 года по делу N А41-78869/17,
принятое судьей Криворучко Е.С.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Кушнерова Дмитрия Михайловича
к администрации Пушкинского муниципального района Московской области
при участии третьего лица: Главного управления по информационной политике Московской области
о признании незаконным отказа и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Кушнеров Дмитрий Михайлович (далее - заявитель, предприниматель, ИП Кушнеров Д.М.) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации Пушкинского муниципального района Московской области (далее - заинтересованное лицо, администрация), в котором просил суд о нижеследующем:
- признать незаконным отказ, изложенный в письме от 18.09.2017 N 619-Р о внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций на территории Пушкинского муниципального района Московской области мест установки рекламных конструкций индивидуального предпринимателя Кушнерова Дмитрия Михайловича:
- два щита о/с, размер 3,0 х 6,0 - по адресу: Пушкино, Ярославское шоссе д. 2-в (кадастровый номер: 50:13:0070217:49);
- два щита о/с, размер 3,0 х 6,0 - по адресу: Пушкинский район, 33 км Ярославского шоссе, 350 м севернее Пушкино (кадастровый номер: 50:13:0060214:75);
- суперсайт о/с размер 5,0 х 15,0 - по адресу: Пушкинский район, 33 км Ярославского шоссе, 350 м севернее Пушкино (кадастровый номер: 50:13:0060214:75);
- об обязании внести изменения в схему размещения рекламных конструкций на территории Пушкинского муниципального района Московской области мест установки рекламных конструкций:
- два щита о/с, размер 3,0 х 6,0 - по адресу: Пушкино, Ярославское шоссе д. 2-в (кадастровый номер: 50:13:0070217:49);
- два щита о/с, размер 3,0 х 6,0 - по адресу: Пушкинский район, 33 км Ярославского шоссе, 350 м севернее Пушкино (кадастровый номер: 50:13:0060214:75);
- суперсайт о/с размер 5,0 х 15,0 - по адресу: Пушкинский район, 33 км Ярославского шоссе, 350 м севернее Пушкино (кадастровый номер: 50:13:0060214:75).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Главное управление по информационной политике Московской области (далее - Управление).
Решением Арбитражного суда Московской области от 04 декабря 2017 года по делу N А41-78869/17 отказ администрации, изложенный в письме от 18.09.2017 N 619-Р, признан незаконным в части двух щитов о/с по адресу: Пушкино, Ярославское шоссе д. 2-в (кадастровый номер: 50:13:0070217:49), двух щитов о/с по адресу: Пушкинский район, 33 км Ярославского шоссе, 350 м севернее Пушкино (кадастровый номер: 50:13:0060214:75), суперсайта по адресу: Пушкинский район, 33 км Ярославского шоссе, 350 м севернее Пушкино (кадастровый номер: 50:13:0060214:75). Администрация обязана совершить действия, предусмотренные частью 5.8 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" и постановлением Правительства Московской области от 28.06.2013 N 462/25, посредством повторного направления в Главное управление по информационной политике Московской области заявления индивидуального предпринимателя Кушнерова Д.М. от 30.05.2017 для предварительного согласования внесения изменений в действующую схему размещения рекламных конструкций. В удовлетворении остальной части заявления отказано (т. 1 л. д. 123-126).
Не согласившись с данным судебным актом в части удовлетворения заявления, администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель администрации поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Представитель индивидуального предпринимателя Кушнерова Д.М. возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Главного управления по информационной политике Московской области поддержал позицию администрации, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления полностью отказать.
Выслушав объяснения представителей лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, 30.05.2017 заявитель обратился к администрации с заявлением N В506-6588723374-6600501 о внесении изменений в схему размещения рекламных конструкций на территории Пушкинского муниципального района, посредством включения в неё рекламных конструкций: трёх, расположенных по адресу: Пушкинский район, 33 км. Ярославского шоссе, 350 м севернее Пушкино (кадастровый номер: 50:13:0060214:75), двух по адресу: Пушкино, Ярославское шоссе, д.2-в (кадастровый номер:50:13:070217:49) (т. 1 л. д.10-11).
Письмом от 13.07.2017 N 526-Р администрация сообщила предпринимателю, что в соответствии с частью 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" комплект документов направлен на согласование в Главное управление по информационной политике Московской области (т. 1 л. д. 12).
Письмом от 18.09.2017 N 619-Р администрация сообщила предпринимателю об отказе Главного управления по информационной политике Московской области в согласовании во внесению изменений (дополнений) в схему размещения рекламных конструкций (т. 1 л. д. 13).
Полагая, что данный отказ является незаконным и нарушает права и законные интересы ИП Кушнерова Д.М. в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд не согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявления в обжалуемой части связи со следующим.
Порядок установки рекламной конструкции регламентирован статьей 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе").
Частью 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" установлено, что распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований данной статьи.
В соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляется ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
Согласно части 5.8 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах.
Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций.
В соответствии с порядком согласования схем размещения рекламных конструкций на территории Московской области, схема размещения должна содержать следующее:
- альбом схемы;
- адресную программу;
- фотоматериалы.
Таким образом, схема размещения рекламных конструкций предполагает места для предполагаемой установки, но не сами рекламные конструкции.
Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации.
Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Порядок согласования Схем размещения рекламных конструкций утвержден Постановлением Правительства Московской области от 28.06.2013 N 462/25 "О внесении изменения в положение о Главном управлении по информационной политике Московской области и утверждении порядка согласования схем размещения рекламных конструкций".
Между тем, действующим законодательством РФ не регламентирован порядок разработки Схем размещения рекламных конструкций, в том числе, не указано какими критериями должен руководствоваться орган местного самоуправления при включении в нее мест размещения рекламных конструкций.
Императивной нормы, возлагающей на орган местного самоуправления обязанности внести определенные рекламные конструкции в Схему размещения рекламных конструкций по заявлению физических или юридических лиц, не имеется.
Данная правовая позиция поддержана Арбитражным судом Московского округа в Постановлении от 20.04.2015 по делу N А41-62930/14.
Исходя из того, что изменение схемы размещения рекламных конструкций не должно осуществляться администрацией произвольно, а также учитывая, что у ИП Кушнерова Д.М. отсутствуют действующие разрешения на установку рекламных конструкций и последний не обосновал каким образом и какие конкретно его права и охраняемые законом интересы нарушены заинтересованным лицом, арбитражный апелляционный суд считает, что предусмотренный статьей 198 АПК РФ юридический состав, необходимый для признания незаконным отказа администрации, оформленного письмом от 18.09.2017 N 619-Р, отсутствует.
Учитывая изложенное выше, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 2 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 04 декабря 2017 года по делу N А41-78869/17 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.