г. Вологда |
|
21 февраля 2018 г. |
Дело N А05-3886/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 21 февраля 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Зориной Ю.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водоканал" муниципального образования "Город Архангельск" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 сентября 2017 года по делу N А05-3886/2017 (судья Шашков А.Х.),
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" муниципального образования "Город Архангельск" (ОГРН 1022900510709, ИНН 2901012238; место нахождения: 163002, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Касаткиной, д. 9; далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к акционерному обществу "Универсалавтотранс" (ОГРН 1022900535723, ИНН 2927006133; место нахождения: 163009, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Федора Абрамова, д. 17; далее - Общество) о взыскании 57 005 руб. 36 коп., в том числе 3045 руб. 36 коп. платы за превышение нормативных показателей сбросов по составу сточных вод, 53 960 руб. платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в части превышения предельно допустимых концентраций веществ в составе сточных вод (договор на отпуск (получение) питьевой воды и прием (передачу) сточных вод от 18.11.2004 N 3-15.30 (с учетом уточнения иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Решением суда от 20 сентября 2017 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Предприятие с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что факт превышения концентрации допустимых веществ в сточных водах подтверждается протоколом испытаний от 26.05.2016 N 824. При расчете размера платы учтены показатели, полученные в результате лабораторного исследования проб сточных вод, отобранных из канализационного колодца, а также половины сточных вод, отведенных с объекта ответчика за расчетный период, поскольку объект ответчика имеет два канализационных выпуска, а отбор проб производился только по одному из них.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу отклонило приведенные в ней доводы, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается в материалах дела, Предприятием (водоканал) и Обществом (абонент) заключен договор от 18.11.2004 N 3-15.30 на отпуск (получение) питьевой воды и прием (передачу) сточных вод, по условиям которого Предприятие обязалось отпускать Обществу воду и принимать от последнего сточные воды, а Общество обязалось оплачивать услуги Предприятия в соответствии с условиями указанного договора.
В соответствии с пунктами 2.2.12 и 2.2.14 договора абонент принял на себя обязательства: по обеспечению лабораторного контроля и соблюдению установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему городской канализации сточных вод, включая сточные воды субабонентов, и предоставлению водоканалу сведений о результатах такого контроля; по соблюдению установленных абоненту режимов и условий водопотребления и сброса сточных вод и загрязняющих веществ, недопущению сброса загрязняющих веществ.
В разделе 5 договора сторонами согласован порядок осуществления контроля за качеством сточных вод.
Представителями Предприятия в присутствии представителя Общества 25.05.2016 произведен отбор проб сточных вод, отводимых абонентом в систему канализации на объекте, расположенном по адресу: г. Архангельск, ул. Ф. Абрамова, д. 17 (лист дела 18).
По результатам анализа указанных проб сточных вод установлено превышение нормативных показателей сбросов по составу сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ.
В связи с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ истцом Обществу произведен расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, превышение нормативных показателей сбросов по составу сточных вод за стоки с превышением допустимых концентраций и выставлены счета на общую сумму 114 010 руб. 74 коп., которые ответчиком не оплачены.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В ходе рассмотрения дела, исковые требования истцом были уменьшены до 57 005 руб. 36 коп.
Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 названного Кодекса), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
С 01.01.2013 вступил в силу Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), главой 5 которого предусмотрена необходимость обеспечения охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения.
Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167).
Согласно пункту 61 Правил N 167 нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Пунктом 70 Правил N 167 установлено, что расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила холодного водоснабжения и водоотведения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644) и вступили в силу с 14.08.2013, а в части раздела VII - с 01.01.2014.
На основании пункта 25 указанных Правил абонент обязан соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Законом N 416-ФЗ, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
Подпунктом "и" пункта 35 Правил N 644 установлена обязанность абонента соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
Организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения (подпункты "в", "г" пункта 36 Правил N 644).
Таким образом, с момента вступления в силу Правил N 644 все абоненты обязаны соблюдать требования к составу сточных вод, установленные данными Правилами, а организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право контролировать соблюдение абонентом указанных требований и в случае их нарушения взимать за это плату.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" установлено, что порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением администрации Архангельской области от 09.07.2007 N 132-па утвержден Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Архангельской области (далее - Порядок взимания платы).
Согласно пункту 64 Правил N 167 абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
В силу пункта 65 тех же Правил на организацию водопроводно-канализационного хозяйства возложен контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод, осуществляемый путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
Пунктом 12 Порядка взимания платы установлено, что начисление платы за сверхнормативные сбросы сточных вод по объему, составу и свойствам зависит от величины превышения установленных нормативов сброса и производится, в том числе при превышении установленных нормативов и (или) лимитов допустимых сбросов загрязняющих веществ в сточных водах по составу и свойствам; в случае сброса неразрешенных к сбросу загрязняющих веществ и залповых сбросов сточных вод.
Факт допущенного ответчиком превышения в исследованных пробах предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ подтверждается актом отбора проб от 25.05.2016 N 062 и соответствующим протоколом результатов измерений от 26.05.2016 N 824.
В силу пункта 114 Правил N 644 (в редакции, действовавшей в спорный период) состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3 к этим Правилам.
В соответствии с пунктом 118 Правил N 644, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 названных Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены названными Правилами.
Порядок расчета указанной платы (формула расчета) предусмотрен в пункте 123 Правил N 644.
В пункте 123 Правил N 644 установлено, что при наличии у абонента нескольких выпусков в систему водоотведения и при отсутствии на них приборов учета сточных вод за величину ФКi (фактическая концентрация i-го загрязняющего вещества) принимается усредненное значение концентрации загрязняющего вещества (показателя свойств сточных вод) по различным выпускам, превышающее требования, установленные пунктом 114 Правил N 644.
Таким образом, для определения размера платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с указанной формулой при наличии у абонента (ответчика) нескольких канализационных выпусков в систему водоотведения истцу следовало произвести отбор сточных вод по обоим из выпусков сточных вод на объекте ответчика, определить среднее арифметическое концентрации с учетом концентрации на каждом из выпусков, и исходя из этой величины (среднего арифметического) рассчитать размер платы в соответствии с формулой.
Истцом расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения произведен без учета указанных правил.
Плата абонента за сверхнормативные и (или) сверхлимитные сбросы загрязняющих веществ в сбрасываемых в централизованные системы водоотведения сточных водах определяется по формуле, содержащейся в пункте 15 постановления Администрации Архангельской области от 09.07.2007 N 132-па "Об утверждении Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в централизованные системы водоотведения на территории Архангельской области".
При этом за величину ФКi следует принимать фактическую концентрацию загрязняющего вещества, выявленного в контрольной пробе сточных вод абонента, которая отобрана организацией, осуществляющей водоотведение.
В соответствии с пунктом 2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ N 644 от 29.07.2013 (далее Правила N 644), контрольный канализационный колодец - колодец, предназначенный для отбора проб сточных вод абонента, определенный в договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке сточных вод, или последний колодец на канализационной сети абонента перед ее врезкой в централизованную систему водоотведения.
Проба отобрана в колодце N 9, расположенном на канализационном выпуске от КК-9 до КК-12.
Однако, канализационный колодец N 9 на канализационном выпуске от КК-9 до КК-12 ни договором N 3-15.30 на отпуск (получение) питьевой воды и прием (передачу) сточных вод от 18.11.2004 года, ни дополнительными приложениями к договору за все время действия договора никогда не определялся как контрольный канализационный колодец, предназначенный для отбора проб сточных вод, отводимых абонентом в систему канализации.
Более того, канализационный колодец N 9 является первым на данном канализационном выпуске (от КК-9 до КК-12), а не последним (последний КК-11) в сети абонента перед ее врезкой в централизованную систему водоотведения.
Следовательно, согласно Правилам N 644, канализационный колодец N 9 не может определяться как контрольный канализационный колодец; показатели, полученные в результате лабораторного исследования проб сточных вод, отобранные из канализационного колодца N 9 не могут быть применены для расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и платы за превышение сбросов по составу сточных вод.
При этом суд отмечает, что на основании акта N 014 от 26 октября 2016 года, единственным контрольным канализационным колодцем в рамках договора N 3-15.30 от 18.11.2004 года, предназначенным для отбора проб сточных вод от объекта абонента, является канализационный колодец N 1 на канализационном выпуске от КК-1 до КК-8 (листы дела 156-157).
Принимая во внимание изложенное, следует признать, что Предприятие не представило надлежащих доказательств, подтверждающих факт превышения Обществом нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в сточных водах.
В удовлетворении требования истца отказано правомерно.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 20 сентября 2017 года по делу N А05-3886/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водоканал" муниципального образования "Город Архангельск" - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Водоканал" муниципального образования "Город Архангельск" в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.