г. Санкт-Петербург |
|
23 августа 2018 г. |
Дело N А56-7704/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 августа 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Барминой И.Н.,
судей Желтянникова В.И., Жиляевой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания Бургановой А.А.,
при участии:
от истца (заявителя): Носов С.А. по доверенности от 25.08.2017;
от заинтересованных лиц: представителя МУП Юрченко Н.С. по доверенности от 01.06.2018, комитет извещен, не явился;
от 3-го лица: извещен, не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17996/2018) общества с ограниченной ответственностью "Управление домами Соснового бора" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.06.2018 по делу N А56-7704/2018 (судья Гуляев С.Б.), принятое
по иску (заявлению) общества с ограниченной ответственностью "Управление домами Соснового бора"
к Комитету государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области и Сосновоборскому муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального обслуживания "Комфорт"
3-е лицо: Прокуратура Ленинградской области
об оспаривании ненормативного акта
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управление домами - Соснового Бора" (далее - ООО "Управдом-СБ", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области (далее - Комитет) и Сосновоборскому муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального обслуживания "Комфорт" (далее - СМУП ЖКО "Комфорт", предприятие) о признании недействительным распоряжения Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области (далее - Комитет) от 27.10.2017 N 601.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Прокуратура Ленинградской области (далее - Прокуратура).
Решением суда от 01.06.2018 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение и неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить, требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель Общества поддержал апелляционную жалобу, ссылаясь на изложенные в ней доводы, представитель предприятия возражал против ее удовлетворения по изложенным в отзыве мотивам.
Остальные лица, участвующие в деле, в заседание апелляционного суда не явились, однако о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, а равно как считаются они извещенными и в соответствии с частью 1 статьи 123 АПК РФ (с учетом разъяснений Пленума ВАС РФ, содержащихся в пункте 5 постановления от 17.02.2011 г. N 12, и при соблюдении требований абзаца второго части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ), в связи с чем и в соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ дело (апелляционная жалоба) рассмотрено в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ООО "Управдом-СБ" обратилось в Комитет в период с апреля 2016 по декабрь 2016 с заявлениями о внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской области (далее - реестр лицензий) многоквартирных домов (далее - МКД), расположенных про адресам: Ленинградская область, г. Сосновый Бор, ул. 50 лет Октября, д.8, д.17; ул. Комсомольская, д.7, д.8, д.21а; ул. Космонавтов, д.6, д. 16, д. 18; ул. Ленинградская, д.8, д.12, д.14; ул. Ленинская, д. 4, д. 11; ул. Сибирская, д.1, д.2, д.3, д.4, д.6, д. 8, д.10, д.12, д.14; ул. Солнечная, д.3, д.9, д.15, д.17 (всего 26 МКД). По результатам рассмотрения указанных заявлений Комитетом приняты решения о внесении МКД, управление которыми осуществляет Общество, в реестр лицензий.
Указанные решения оформлены распоряжениями Комитета от 30.05.2016 N 63; от 14.07.2016 N 225-228; от 18.07.2016 N 234-236; от 05.08.2016 N 303; от 12.08.2016 N 326-327; от 18.08.2016 N 344; от 30.09.2016 N 437; от 07.10.2016 N 442, 444, 445, 446, 450; от 08.11.2016 N 536-537; от 16.12.2016 N 656; от 28.12.2016 N 677- 678.
В Комитет поступило представление прокуратуры от 29.09.2017 N 7- 54-2017 об устранении нарушений законодательства в жилищно-коммунальной сфере, а именно, пунктов 5, 6, 7, 10 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр).
Прокуратурой установлено, что Комитетом не было принято решение по 25 домам о приостановлении рассмотрения заявления (решение принято только в отношении жилого дома по адресу: Ленинградская область, г. Сосновый Бор, ул. Комсомольская, д. 21а); сведения в информационной системе размещены только в декабре 2016 г. и апреле 2017 г., то есть за сроками части 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а также в нарушение подпункта "д" пункта 5 Порядка N 938/пр проверка исполнения Обществом требований части 2 статьи 198 не проводилась.
Во исполнение представления Прокуратуры Комитетом вынесено распоряжение от 27.10.2017 N 601 об отмене указанных решений.
Не согласившись с распоряжением, ООО "Управдом-СБ" оспорило законность распоряжения Комитета в арбитражном суде.
Суд первой инстанции не нашел предусмотренных статьями 198 и 201 АПК РФ оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Заслушав пояснения представителей, изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Статьей 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), подпунктом 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора по решению лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 2 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации (далее - реестр лицензий).
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ утвержден приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр).
Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" с 01.08.2015 информация, указанная в статье 198 ЖК РФ, подлежит размещению в определенной федеральным законом государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ).
В соответствии с Приказом Минкомсвязи России от 30.12.2014 N 504 и Приказом Минстроя России от 30.12.2014 N 934/пр официальным сайтом государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства является сайт www.dom.gosuslugi.ru.
Приказом Минстроя России от 29.02.2016 N 74/114/пр установлено, что состав сведений о многоквартирных домах, размещаемых в системе ГИС ЖКХ организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, в соответствии с частями 1, 2 статьи 198 ЖК РФ, определен Приказом Минкомсвязи России от 29.09.2015 N 368/691/пр "Об утверждении состава сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие организации, подлежащих размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства".
Из указанных норм следует, что управляющая организация при исполнении требований части 1 и 2 статьи 198 ЖК РФ обязана разместить сведения в системе ГИС ЖКХ на сайте www.dom.gosuslugi.ru в объеме, установленном уполномоченным органом исполнительной власти.
Пунктом 5 Порядка N 938/пр предусмотрено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов, в том числе на предмет выполнения лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 ЖК РФ.
При этом согласно подпункту "а" пункта 9 Порядка N 938пр несоответствие заявления и документов указанным требованиям является основанием для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления.
Согласно части 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
В рассматриваемом случае судом установлено и материалами дела подтверждается, что на дату поступления в Комитет заявлений о внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской области Обществом не размещены в ГИС ЖКХ сведения о МКД, заявки на включение сведений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в ГИС ЖКХ отсутствуют.
Учитывая данные обстоятельства, суд сделал правомерный вывод о наличии правовых оснований для отмены распоряжений Комитета "О внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской области" и принятия им в рамках уже начатой процедуры распоряжений об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской области по спорным МКД.
Проверяя компетенцию Комитета, суд правомерно сослались на часть 2 статьи 1, часть 1 статьи 7 областного закона Ленинградской области от 11.12.2007 N 174-оз "О правовых актах Ленинградской области" и пункт 2.3 Положения N 1.
Для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо наличие одновременно двух обстоятельств: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое распоряжение Комитета соответствует действующему законодательству, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, и суд апелляционной инстанции не находит оснований не согласиться с его выводами.
Более того, правовая позиция по аналогичному спору уже высказана судом кассационной инстанции в деле N А56-31042/2017 и поддержана Верховным Судом Российской Федерации в определении Верховного Суда РФ от 03.05.2018 N 307-ЭС18-4328 по делу N А56-31042/2017
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.06.2018 по делу N А56-7704/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управление домами Соснового бора"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Н. Бармина |
Судьи |
В.И. Желтянников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-7704/2018
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 декабря 2018 г. N Ф07-14169/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "УПРАВЛЕНИЕ ДОМАМИ-СОСНОВОГО БОРА"
Ответчик: КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, МУП СОСНОВОБОРСКОЕ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ "КОМФОРТ"
Третье лицо: ПРОКУРАТУРА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ