г. Санкт-Петербург |
|
22 февраля 2018 г. |
Дело N А26-5515/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей О. В. Горбачевой, И. А. Дмитриевой
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания И. И. Николаевым
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-739/2018) ООО "УК Дом" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.11.2017 по делу N А26-5515/2017 (судья Гарист С.Н.), принятое по заявлению ООО "УК Дом"
к МИФНС N 2 по Республике Карелия
о признании незаконными действий
при участии:
от заявителя: Корякин С. А. (доверенность от 01.07.2017)
от ответчика: Жданович И. С. (доверенность от 01.02.2018)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Дом" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия (далее - инспекция, налоговый орган) по начислению пени на сумму недоимки, указанную в решении от 23.11.2016 N 12766, начиная с 23.11.2016, а также незаконным бездействия налогового органа, выразившегося не произведении взыскания налоговых платежей по приостановленным специальным счетам за счет имевшихся на них денежных средствах в счет уплаты налога по решению от 23.11.2016 N 12766, и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Решением суда от 20.11.2017 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель инспекции против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества за период с 01.01.2012 по 31.12.2014.
По результатам проверки составлен акт от 04.12.2015 N 13 и вынесено решение от 15.01.2016 N 1 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением общество привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 и статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), в виде штрафа в сумме 414 157 руб., заявителю доначислены налог на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 9 104 060 руб. и пени в сумме 2 255 594 руб. 76 коп.
Основанием для вынесения решения послужил вывод налогового органа о том, что согласно подпункту 30 пункта 3 статьи 149 НК РФ не облагается НДС реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме только в той части стоимости, которая соответствует цене их приобретения у подрядных организаций. В данном случае в I-IV кварталах 2012-2014 годов стоимость работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества, предъявленная потребителям по установленным тарифам, превышает фактическую цену приобретения указанных услуг у подрядчиков, поэтому разница между ценой реализации и ценой приобретения соответствующих работ (услуг) облагается НДС в общем порядке.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия от 01.04.2016 с апелляционная жалоба общества на решение инспекции оставлена без удовлетворения.
Общество оспорило решение налогового органа в судебном порядке
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 17.08.2016 по делу N А26-3159/2016 решение инспекции от 15.01.2016 N 1 признано недействительным в части доначисления НДС в сумме 9 104 060 руб., соответствующих пени в сумме 2 248 597 руб. 92 коп. и штрафных санкций по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 363 835 руб.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2016 решение суда первой инстанции отменено, обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
23.11.2016 инспекцией вынесено решение N 12766 о взыскании задолженности в размере 11 716 490 руб. 92 коп. за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств.
В Карельское отделение N 8628 ПАО "Сбербанк" направлены инкассовые поручения на списание и перечисление денежных средств с расчетного счета налогоплательщика 40702810125080000565 от 23.11.2016 N 25882 на сумму 9 104 058 руб. (налоги), N25883 на сумму 2 248 597 руб. 92 коп. (пени), N 25884 на сумму 363 835 руб. (штрафы).
Для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и штрафа инспекцией вынесено решение от 23.11.2016 N 14384 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, а также переводов электронных денежных средств.
В период с 23.11.2016 по 23.01.2017 Карельским отделением N 8628 ПАО "Сбербанк" по поручениям налогового органа производились списания и перечисления денежных средств по мере их поступления на счет налогоплательщика.
Полное погашение задолженности по решению суда произведено обществом 23.01.2017.
Ссылаясь на то, что налоговым органом не производилось списание налоговых платежей со специальных счетов общества, что повлекло за собой дополнительное начисление пеней, общество оспорило действия инспекции в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Карелия от 06.03.2017 N 13-11/02971@ заявителю в удовлетворении жалобы отказано.
Не согласившись с законностью действий инспекции в части взыскания пеней на сумму недоимки, указанную в решении от 23.11.2016 N 12766, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд отказал обществу в удовлетворении заявления.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 23 НК РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги, а также исполнять иные обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством о налогах сборах.
Согласно статье 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 72 НК РФ пеня является способом исполнения обязанности по уплате налогов.
Согласно пункту 2 статьи 75 НК РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Таким образом, по смыслу названных статей Налогового кодекса Российской Федерации пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае возникновения у него недоимки по налогу, то есть задолженности перед бюджетом.
Согласно абзацу 1 пункта 3 статьи 75 НК РФ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главой 26.1 НК РФ.
Вместе с тем абзацем вторым пункта 3 названной статьи (в редакции Закона N 229-ФЗ) определено, что не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить за весь период действия следующих обстоятельств:
- по решению налогового органа был наложен арест на имущество налогоплательщика;
* по решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке;
* по решению суда были приняты обеспечительные меры в виде наложения ареста на денежные средства или на имущество налогоплательщика.
Указанный перечень является закрытым, в связи с чем, пени продолжают начисляться, в том числе в периоды приостановления расходных операций по счетам в банке.
Обществом не представлено доказательств наличия перечисленных в приведенной норме Кодекса обстоятельств, следовательно, в рассматриваемом случае у налогового органа отсутствовали основания для не начисления заявителю пени на недоимку по налогу в соответствии с положениями абзаца 2 пункта 3 статьи 75 НК РФ.
На основании изложенного правильным является вывод суда о том, что обстоятельства, приведенные обществом в подтверждение необоснованности начисления пени, не свидетельствуют о наличии оснований, установленных пунктом 3 статьи 75 НК РФ, исключающих начисление пени.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства.
Согласно пункту 2 статьи 46 НК РФ взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
В силу пункта 8 статьи 46 НК РФ при взыскании налога налоговым органом может быть применено в порядке и на условиях, которые установлены статьей 76 НК РФ, приостановление операций по счетам налогоплательщика (налогового агента) -организации или индивидуального предпринимателя в банках либо приостановление переводов электронных денежных средств.
Приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа, если иное не предусмотрено пунктами 3 статьи 76 и подпунктом 2 пункта 10 статьи 101 НК РФ (абзац 1 пункта 1 статьи 76 НК РФ (в редакции Закона N 229-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 76 НК РФ решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, направившим требование об уплате налога, пеней или штрафа, в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией этого требования.
Таким образом, руководитель налогового органа вправе принять обеспечительные меры, и в частности приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке после вынесения решения о привлечении организации к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки. Данная мера направлена на обеспечение исполнения такого решения налогового органа.
При этом решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, вынесенное руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, не является основанием, исключающим начисление пеней на сумму недоимки за период действия такого решения.
Взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) счетов, а при недостаточности средств на рублевых счетах - с валютных счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя. В поручении налогового органа на перечисление налога должно содержаться указание на те счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению. Не производится взыскание налога с депозитного счета налогоплательщика (налогового агента), если не истек срок действия депозитного договора.
Под счетами в целях применения законодательства о налогах и сборах на основании пункта 2 статьи 11 НК РФ понимаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета. Следуя такому определению, специальный банковский счет платежного агента (субагента) и поставщика в целях Налогового кодекса Российской Федерации признается счетом.
Однако, принудительное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов возможно только с расчетных (текущих) счетов налогоплательщика (плательщика взносов) в рублях, а при недостаточности средств на этих счетах - с валютных счетов налогоплательщика (плательщика взносов).
Наряду с этим, из норм главы 2 Инструкции Банка России от 30.05.2014 N 153-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов" (далее - Инструкция N153-И) следует, что текущие, расчетные и специальные банковские счета являются различными видами счетов, как по субъектной принадлежности владельцев, так и по назначению. При этом принудительное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов путем обращения взыскания на денежные средства, размещенные на специальных банковских счетах налогоплательщика, законодатель в Налоговом кодексе Российской Федерации не предусмотрел. Вместе с тем приостановление операций по специальным банковским счетам на основании решения налогового органа законодателем допускается.
В данном случае, на основании решения от 15.01.2016 N 1 инспекцией выставлено требование от 05.04.2016 N 12711 со сроком исполнения 18.04.2016.
В добровольном порядке требование не исполнено.
После отмены постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2016 по делу N А26-3159/2016 решения суда от 17.08.2016, которым решение инспекции от 15.01.2016 N 1 признано недействительным в части доначисления НДС в сумме 9 104 060 руб., соответствующих пени в сумме 2 248 597 руб. 92 коп. и штрафных санкций по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 363 835 руб., инспекцией вынесено решение от 23.11.2016 N 12766 о взыскании задолженности в размере 11 716 490 руб. 92 коп. за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств.
Решение инспекции от 23.11.2016 N 14384 обществом не обжаловалось.
Таким образом, довод общества о том, что несвоевременное внесение налога вызвано действиями государственных органов по приостановлению операций по специальным счетам, является необоснованным.
Ссылка подателя жалобы на судебные акты по делу N А68-2439/2014 несостоятельна, поскольку в указанных судебных актах установлены иные фактические обстоятельства.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность обжалуемого решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.11.2017 по делу N А26-5515/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.