Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 23 мая 2018 г. N Ф05-6628/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
22 февраля 2018 г. |
Дело N А40-103282/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.Р. Валиева,
судей Н.И. Левченко, Д.Н. Садиковой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.В. Федотовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ОАО "РЖД"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17 ноября 2017 года
по делу N А40-103282/17, принятое судьей Ереминой И. И.
по иску ООО "Втормет"
к ОАО "РЖД"
о разрешении разногласий, возникших при заключении договора
при участии в судебном заседании:
от истца: извещен, представитель не явился
от ответчика: извещен, представитель не явился
УСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью "Втормет" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о разрешении разногласий, возникших при заключении договора N 4/248 от 04.05.2017 г.
Решением суда от 17 ноября 2015 года исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Втормет" (Алтайский край, г. Барнаул, ОГРН 1152223004922, ИНН 2222834427) удовлетворено.
Урегулированы разногласия, возникшие при заключении договора N 4/248 от 04.05.2017 г. на подачу и уборку вагонов ООО "Втормет" при станции Ребриха Западно-Сибирской железной дороги, между ООО "Втормет" и ОАО "РЖД", изложением подпункта "а" пункта 21 в следующей редакции:
"Сбор за подачу и уборку вагонов по ставкам таблицы N 10 Тарифного руководства N 3 с учетом повышающих коэффициентов и коэффициентов индексации.
Среднесуточное количество поданных и убранных вагонов - 0,3 ваг/сут, "группа подъездного пути" - 1 (первая). Пересмотр "группы подъездного пути" производится по результатам работы за предыдущий календарный квартальный период.
При достижении среднесуточного количества поданных и убранных вагонов, соответствующего 3 "группе подъездного пути" и выше за указанный выше период, Перевозчик уведомляет Пользователя об изменении "группы подъездного пути" и таблицы Тарифного руководства N 3, при этом новые ставки сбора за подачу и уборку вагонов подлежат применению с момента, указанного в уведомлении."
С открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (г. Москва, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Втормет" (Алтайский край, г. Барнаул, ОГРН 1152223004922, ИНН 2222834427) взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 руб.
При этом суд пришел к выводу, что включение в договор спорного пункта, в редакции ответчика противоречит действующему законодательству и нарушает баланс интересов сторон.
С решением не согласился ответчик, подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшееся по делу решение отменить и принять новый судебный акт о принятии условий по п.1 и 4 абзацам п.п. а п.21 договора в редакции ОАО "Российские железные дороги".
Истец просит решение суда оставить в силе, представил отзыв н апелляционную жалобу.
Исследовав письменные доказательства, имеющиеся в деле, судебная коллегия находит решение суда от 17 ноября 2017 года подлежащим отмене.
Как усматривается из материалов судебного дела, при заключении договора на подачу и уборку вагонов ООО "Втормет" при станции Ребриха Западно-Сибирской железной дороги между истцом и ответчиком возникли разногласия относительно редакции подпункта "а" пункта 21 договора, которые не урегулированы сторонами добровольно.
По условиям договора осуществляется подача, расстановка на место погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, являющемуся одновременно владельцем инфраструктуры железнодорожного пути общего пользования, примыкающего стрелкой N 515 к пути N31 станции Ребриха локомотивом Перевозчика.
Согласно подпункта "а" пункта 21 договора ООО "Втормет" обязано оплачивать ответчику: за подачу и уборку вагонов сбор по ставкам таблицы N 10 Тарифного руководства N 3 с учетом повышающих коэффициентов и коэффициентов индексации и ежесуточную плату за использование железнодорожного нуги необщего пользования, принадлежащего Перевозчику, протяженностью 0.18857 км., по договорной ставке 3065.0 рубля в сутки (без учета НДС) за 1 км. в сутки.
Среднесуточное количество поданных и убранных вагонов - 0.3 ваг/сут. "группа подъездного пути" - I (первая). Пересмотр "группы подъездного пути" производится по результатам работы за предыдущий календарный годовой период. За первый неполный календарный годовой период "группа подъездного пути" определяется за фактически отработанное время в периоде.
При достижении среднесуточного количества поданных и убранных вагонов, соответствующего 3 "группе подъездного пути" и выше за указанный выше период. Перевозчик уведомляет Владельца об изменении "группы подъездного пути" и таблицы Тарифного руководства N 3, при этом новые ставки сбора за подачу и уборку вагонов подлежат применению с момента, указанного в уведомлении.
В случае изменения, индексации платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего Перевозчику, Перевозчик уведомляет Пользователя об изменении данной ставки, при этом новая ставка платы за использование железнодорожного пути применению с момента, указанного в уведомлении.
ООО "Втормет" не согласившись с данной редакцией договора, направило ответчику протокол разногласий, по результатам рассмотрения которого спор по второй части предложения первого абзаца подпункта "а" пункта 21 и четвертому абзацу подпункта "а" пункта 21 Договора стороны решили передать на рассмотрение Арбитражного суда.
В соответствии со ст. 64 Устава железнодорожного транспорта взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необшего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов.
В случае изменения владельца железнодорожного пути необщего пользования или грузоотправителя, грузополучателя, имеющих склады и погрузочно-разгрузочные площадки на железнодорожном пути необшего пользования, принадлежащем владельцу инфраструктуры, заключается новый договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договор на подачу и уборку вагонов.
Разногласия в отношении договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоров на подачу и уборку вагонов рассматриваются и разрешаются сторонами таких договоров.
При недостижении согласия споры рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2 Постановления от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" заключение названных договоров обязательно как для перевозчика, так и для владельца железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя (грузополучателя). В случае, если перевозчик и владелец железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправитель (грузополучатель) не пришли к соглашению по отдельным пунктам указанных договоров, заявления о рассмотрении таких разногласий принимаются без представления письменного соглашения сторон о передаче разногласий на разрешение арбитражного суда.
Удовлетворяя иск о включении в договор редакции истца, суд первой инстанции пришел к выводу, что включение в договор спорного пункта в редакции ответчика противоречит действующему законодательству и нарушает баланс интересов сторон.
Между тем, суд первой инстанции не учел, что суть разногласий редакции сторон сводится к отсутствию в редакции истца условия о ежесуточной плате за путь и возможности ее индексации.
В соответствии с частью 3 статьи 58 Устава железнодорожного транспорта перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.
Размеры указанных сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (часть 6 статьи 58 Устава железнодорожного транспорта).
Таким образом, из буквального толкования названных норм Устава железнодорожного транспорта следует, что подобные условия договора сами по себе не противоречат действующему законодательству.
Таким образом, вывод суда первой инстанции, что включение в договор спорного пункта противоречит действующему законодательству и нарушает баланс интересов сторон, не соответствует положениям действующей редакции ст.58 УЖТ РФ.
Каких-либо доказательств, что предложенная ответчиком договорная ставка ежесуточной платы за пути 3 065 руб. без НДС за 1 км в сутки является для истца крайне невыгодной и экономически необоснованной, истец не привел.
В этой связи возникшие при заключении договора разногласия сторон подлежат урегулированию в редакции ответчика.
Госпошлина, уплаченная ответчиком за рассмотрение апелляционной жалобы, относится на истца в сумме 3 000 руб. (ст.110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда города Москвы от 17 ноября 2017 года по делу N А40-103282/17 отменить.
Урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора N 4/248 от 04.05.2017 г. на подачу и уборку вагонов ООО "Втормет" при станции Ребриха Западно-Сибирской железной дороги, между ООО "Втормет" и ОАО "РЖД", изложив подпункт "а" пункта 21 в следующей редакции:
"За подачу и уборку вагонов сбор по ставкам таблицы N 10 Тарифного руководства N 3 с учетом повышающих коэффициентов и коэффициентов индексации и ежесуточную плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего Перевозчику, протяженностью 0,18857 км, по договорной ставке 3065,0 рублей (без учета НДС) за 1 км. в сутки.
Среднесуточное количество поданных и убранных вагонов - 0,3 ваг/сут, "группа подъездного пути" - I (первая). Пересмотр "группы подъездного пути" производится по результатам работы за предыдущий календарный годовой период. За первый неполный календарный год "группа подъездного пути" определяется за фактически отработанное время в периоде.
При достижении среднесуточного количества поданных и убранных вагонов, соответствующего 3 "группе подъездного пути" и выше за указанный выше период, Перевозчик уведомляет Пользователя об изменении "группы подъездного пути" и таблицы Тарифного руководства N 3, при этом новые ставки сбора за подачу и уборку вагонов подлежат применению с момента, указанного в уведомлении;
В случае изменения, индексации платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего Перевозчику, Перевозчик уведомляет Пользователя об изменении данной ставки, при этом новая ставка платы за использование железнодорожного пути подлежит применению с момента, указанного в уведомлении."
Взыскать с ООО "Втормет" в пользу ОАО "РЖД" 3 000 руб. - в возмещение расходов по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Р. Валиев |
Судьи |
Д.Н. Садикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.