г. Пермь |
|
26 февраля 2018 г. |
Дело N А60-44008/2017 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Васильевой Е.В.
рассмотрел без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Свердловского Регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 17)
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 28 ноября 2017 года,
принятое судьей Колосовой Л.В. при рассмотрении в порядке упрощенного производства дела N А60-44008/2017
по заявлению Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Трамвайно-троллейбусное управление" (ИНН 6608002732, ОГРН 1026605253025, сокращенное наименование - ЕМУП "ТТУ")
к Государственному учреждению - Свердловскому Региональному отделению фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 6660013279, ОГРН 1026604952252)
об оспаривании решений от 05.07.2017 N N 39-43,
установил:
Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие "Трамвайно-троллейбусное управление" (далее - заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Государственному учреждению - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 17) (далее - фонд) о признании недействительными решений о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 05.07.2017 N39 (Западное трамвайное депо), от 05.07.2017 N40 (Орджоникидзевское троллейбусное депо), от 05.07.2017 N41 (Октябрьское троллейбусное депо), от 05.07.2017 N42 (Южное трамвайное депо), от 05.07.2017 N43 (Северное трамвайное депо).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 28 ноября 2017 года, принятым в порядке упрощенного производства, заявленные требования удовлетворены. Указанные выше решения фонда признаны недействительными; с фонда в пользу предприятия взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 15000 руб.
Дополнительным решением от 12.12.2017 на фонд возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЕМУП "ТТУ".
Не согласившись с принятым решением, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявления отказать. В обоснование жалобы фонд ссылается на неправомерность вывода суда об отсутствии оснований для привлечения заявителя к ответственности за действие (бездействие), в связи с тем, что филиалы ЕМУП "ТТУ" соответствовали всем требованиям законодательства, предусмотренным для регистрации в качестве страхователя.
Заявитель с доводами апелляционной жалобы не согласен по мотивам, указанным в письменном отзыве, просит решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, ЕМУП "ТТУ" с 07.11.2011 состоит на учете в филиале N 17 фонда в качестве страхователя по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
19.05.2017 фондом проведена камеральная проверка своевременности представления предприятием документов на регистрацию своих филиалов в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации, по результатам которой составлены акты от 19.05.2017 N 39-43 и вынесены решения от 05.07.2017 N 39-43 о привлечении филиалов ЕМУП "ТТУ" ("Западное трамвайное депо", "Орджоникидзевское трамвайное депо", "Октябрьское трамвайное депо", Южное трамвайное депо", "Северное трамвайное депо") к ответственности, предусмотренной пунктом 1 ст.26.28 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N125-ФЗ), в виде штрафов в общей сумме 50 000 руб. (10 000 руб. по каждому из 5 решений).
Не согласившись с вынесенными решениями, заявитель обратился в арбитражный суд.
Судом принято приведенное выше решение.
Решение суда является правильным, соответствует нормам материального и процессуального права.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 6 Закона N 125-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2017, регистрация страхователей - юридических лиц осуществляется в территориальных органах страховщика по месту нахождения обособленных подразделений, которым для совершения операций открыты юридическими лицами счета в банках (иных кредитных организациях) и которые имеют отдельный баланс и начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц. Регистрация осуществляется на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 30 календарных дней со дня создания такого обособленного подразделения.
Нарушение установленного статьей 6 срока регистрации в качестве страхователя у страховщика влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Нарушение установленного статьей 6 срока регистрации в качестве страхователя у страховщика более чем на 90 календарных дней влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей (статья 19 Закона N 125-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2017).
Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ) из подпункта 2 пункта 1 статьи 6 Закона N 125-ФЗ исключены слова "имеют отдельный баланс и".
Согласно статье 24 Закона N 250-ФЗ он вступает в силу с 01.01.2017.
Таким образом, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Закона N 125-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2017, страхователь обязан встать в фонде на учет (зарегистрироваться) по месту нахождения обособленных подразделений, которым для совершения операций открыты счета в банках (иных кредитных организациях) и которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
Наличие или отсутствие у обособленных подразделений отдельного баланса с 01.01.2017 значения не имеет.
Ответственность за нарушение страхователем срока регистрации, установленного статьей 6 Закона N 125-ФЗ, предусмотрена с 01.01.2017 статьей 26.28 Закона N125-ФЗ (штрафы установлены в прежних размерах, в частности, пунктом 2 статьи 26.28 предусмотрен штраф в размере 10 000 руб. за нарушение срока регистрации более чем на 90 календарных дней).
Однако Законом N 250-ФЗ не установлено каких-либо переходных положений, которые бы предусматривали обязанность страхователей, ранее незарегистрированных в фонде по месту нахождения обособленных подразделений ввиду отсутствия у последних отдельного баланса, пройти такую регистрацию в определенный срок после вступления в силу Закона N250-ФЗ.
Кроме того, предприятием указано, представленными им документами подтверждается и фондом не опровергается, что упомянутые выше филиалы ЕМУП "ТТУ" ("Западное трамвайное депо", "Орджоникидзевское трамвайное депо", "Октябрьское трамвайное депо", Южное трамвайное депо", "Северное трамвайное депо") были созданы еще в 1999 году; каждое имеет свой баланс и расчетный счет, самостоятельно производит начисления и выплату заработной платы своим работникам, поставлено на учет в налоговом органе. По данным ЕГРЮЛ, по месту нахождения каждого из 5 филиалов предприятие поставлено на налоговый учет 21.10.2008 (л.д.40).
В пункте 19 Постановление Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что под длящимся административным правонарушением следует понимать действие (бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния, за исключением случаев, охватываемых абзацем третьим настоящего пункта.
Административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся.
Таким образом, правонарушение, предусмотренное статьей 26.28 Закона N 125-ФЗ (до 01.01.2017 - статьей 19 данного закона), длящимся не является; срок давности привлечения к ответственности начинает течь со дня совершения правонарушения, то есть со дня, следующего за окончанием 30-дневного срока, установленного на регистрацию обособленного подразделения (для штрафа в размере 5000 руб.), или по истечении 90 дней со дня нарушения указанного срока (для штрафа в размере 10 000 руб.).
В соответствии со ст.19 Закона N 125-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2016, привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.
Согласно статье 113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).
Из оспариваемых решений фонда не ясно, в связи с чем 19.05.2017 он составил акты проверки о нарушении предприятием срока регистрации, установленного статье 6 Закона N 125-ФЗ.
Даже если исходить из даты постановки филиалов на налоговый учет (21.10.2008), то срок давности привлечения к ответственности за нарушение срока регистрации обособленного подразделения начинает течь с 21.11.2008, за нарушение этого срока на 90 дней - с 18.02.2009, а заканчивает 18.02.2012.
Оспариваемые решения вынесены фондом 05.07.2017, то есть явно за пределами срока давности привлечения к ответственности.
При этом, как верно учтено судом первой инстанции, фонд привлек филиалы страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 26.28 Закона N 125-ФЗ, которая введена в действие лишь с 01.01.2017.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 22.04.2014 N 12-П, принцип действия закона во времени, который имеет целью обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в России как правовом государстве (часть 1 статьи 1 Конституции Российской Федерации) означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу (ретроактивность), либо, напротив, допустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм.
Обратное действие статьи 26.28 Закона N 125-ФЗ не предусмотрено. Как уже указано в постановлении, Законом N 250-ФЗ не установлено и каких-либо переходных положений, которые бы предусматривали обязанность страхователей, ранее незарегистрированных в фонде по месту нахождения обособленных подразделений, пройти такую регистрацию в определенный срок после вступления в силу Закона N250-ФЗ.
Наличие в действиях страхователя состава правонарушения, установленного ранее действовавшими правовыми нормами, фондом не исследовалось. В его решениях отсутствует информация, в какой момент и в связи с чем у страхователя возникла обязанность зарегистрировать обособленные подразделения.
На основании изложенного решение суда первой инстанции о признании оспариваемых решений фонда недействительными является законным и обоснованным.
Апелляционный суд также отмечает, что в силу ст.3 Закона N 125-ФЗ субъектами страхования являются застрахованный, страхователь, страховщик. Страхователем признается юридическое лицо любой организационно-правовой формы, либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В соответствии с пунктом 1 статьи 107 НК РФ ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица.
Филиалы и иные обособленные подразделения юридического лица субъектами ответственности не являются.
Таким образом, решение страховщика о привлечении к ответственности за совершение правонарушений в сфере отношений по обязательному социальному страхованию может быть принято только в отношении страхователя - юридического лица.
Аналогичный вывод изложен в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.03.2008 N 13991/07.
Все пять оспариваемых решений вынесены в отношении филиалов ЕМУП "ТТУ", а не самого предприятия, в связи с чем подлежат признанию недействительными также и по этому основанию. Кроме того, согласно резолютивной части решений фонда филиалы предприятия привлечены к ответственности по пункту 1 статьи 26.28, однако наказание для них установлено в соответствии с пунктом 2 данной статьи (10 000 рублей).
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 ноября 2017 года по делу N А60-44008/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-44008/2017
Истец: МУП ЕКАТЕРИНБУРГСКОЕ "ТРАМВАЙНО-ТРОЛЛЕЙБУСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ"
Ответчик: ГУ - СВЕРДЛОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ