город Воронеж |
|
01 марта 2018 г. |
Дело N A14-18541/2017 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Миронцевой Н.Д.,
без вызова лиц, участвующих в деле,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Межрегиональный медицинский центр ранней диагностики и лечения онкологических заболеваний" на решение Арбитражного суда Воронежской области (резолютивная часть) от 15.12.2017 по делу N А14-18541/2017 (судья Кочетков А.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Воронежской области (ОГРН 1043600197464, ИНН 3666119540) о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Межрегиональный медицинский центр ранней диагностики и лечения онкологических заболеваний" (ОГРН 1123668003601, ИНН 3661055621) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Воронежской области (далее - заявитель, административный орган) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Межрегиональный медицинский центр ранней диагностики и лечения онкологических заболеваний" (далее - Общество, ООО "Межрегиональный медицинский центр ранней диагностики и лечения онкологических заболеваний") к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Данное дело было рассмотрено судом в порядке упрощенного производства по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Воронежской области (резолютивная часть) от 15.12.2017 заявленные требования удовлетворены.
Общество с ограниченной ответственностью "Межрегиональный медицинский центр ранней диагностики и лечения онкологических заболеваний привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде предупреждения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Считает, что в действиях Общества не усматривается состава вмененного административного правонарушения. Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.
Апелляционная жалоба рассматривалась судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам в соответствии с положениями ст.272.1 АПК РФ и разъяснениями, изложенными в п.47 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Общество осуществляет свою деятельность на основании лицензий на медицинскую деятельность N ЛО-36-01-002970 от 05.04.2017, N ФС-36-01-000475-14 от 10.12.2014.
На основании приказа Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Воронежской области от 04.09.2017 N П36-346/17 в период с 11.09.2017 по 06.10.2017 в отношении ООО "Межрегиональный медицинский центр ранней диагностики и лечения онкологических заболеваний" была проведена плановая выездная проверка, предметом которой являлось соблюдение обязательных требований в рамках лицензионного контроля медицинской деятельности.
По результатам проверки составлен акт проверки N 241 от 28.09.2017.
В абз.2 стр. 12 акта отражено нарушение требований п.3 Приложения N 34 к Порядку оказания медицинской помощи населению по профилю "онкология", утвержденному приказом Минздрава России от 15.11.2012 N 915н., выразившееся в отсутствии должности зав. Отделением дневного стационара.
Усмотрев в действиях Общества признаки административного правонарушения части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, должностным лицом ТО Росздравнадзора по Воронежской области, 29.09.2017 в присутствии генерального директора Общества, составлен протокол об административном правонарушении от N 78.
На основании статьи 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд области с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по основаниям по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), которая влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 30 000 до 40 000 рублей.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) медицинская деятельность входит в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закон N 99-ФЗ лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение), медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В соответствии с п.3 Приложения N 34 к Порядку оказания медицинской помощи населению по профилю "онкология", утвержденному приказом Минздрава России от 15.11.2012 N 915н руководство дневным стационаром осуществляет заведующий, который назначается на должность и освобождается от должности руководителем медицинской организации, в составе которой создано Отделение.
Обществу в данном случае вменяется нарушение п.3 Приложения N 34 к Порядку оказания медицинской помощи населению по профилю "онкология", утвержденному приказом Минздрава России от 15.11.2012 N 915н.
Частью 1 статьи 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения:
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Данные обстоятельства подлежат доказыванию путем представления административным органом соответствующих доказательств.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ (пункт 16 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 от 02.06.2004).
Статьей 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В данном случае в протоколе об административном правонарушении лишь констатирован факт нарушения. Обществу вменяется в вину-отсутствие должности заведующего дневным стационаром.
Однако, в соответствии с п.3 приказа N 0203/МД4 от 03.02.2017 на должность исполняющего обязанности заведующего дневным стационаром назначен врач-онколог Куракина Ю.В. Этим же приказом утверждена должностная инструкция заведующего дневным стационаром Общества.
Данный факт получил отражение в акте проверки на пятой странице, где приводятся данные медицинских карт и указывается должностное лицо- зав. отделением.
Таким образом, материалы дела содержат противоречивые сведения.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Сама по себе констатация обнаруженных нарушений является недостаточной для привлечения к административной ответственности. Бремя доказывания состава вмененного правонарушения в силу закона возлагается на административный (карательный орган).
Однако, при наличии возражений руководителя Общества и противоречивого содержания акта проверки, объективных данных, неопровержимо свидетельствующих об отсутствии должности заведующего дневным стационаром, административным органом зафиксировано не было. Материалы дела таких доказательств не содержат.
В силу принципа презумпции невиновности, все сомнения толкуются в пользу лица, в отношении которого ведется административное преследование.
В соответствии с позицией Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21.04.2005 N 119-О, положения части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, предусматривающие основания, при обязательном наличии которых юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (статья 1.5 КоАП РФ), имеют целью исключить возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности при отсутствии их вины.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ)
При рассмотрении заявления о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом.
Административным органом не представлено совокупности достоверных, достаточных доказательств, подтверждающих совершение вмененного деяния и вины Общества.
С учетом установленных обстоятельств и оценки материалов административного дела, апелляционный суд приходит к выводу о недоказанности в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Таким образом, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции - отмене.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
В связи с чем, ООО "Межрегиональный медицинский центр ранней диагностики и лечения онкологических заболеваний" подлежит возврату из федерального бюджета ошибочно уплаченная госпошлина по платежному поручению N 1221 от 20.12.2017 в размере 3000 руб.,
Руководствуясь статьями 110, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области (резолютивная часть) от 15.12.2017 по делу N А14-18541/2017 отменить.
В удовлетворении заявленных требований Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Воронежской области отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок в порядке части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
судья |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-18541/2017
Истец: Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзора) по Воронежской области
Ответчик: ООО "ММЦРДиЛОЗ"