28 февраля 2018 г. |
Дело N А83-689/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.02.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.02.2018.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Колупаевой Ю.В., судей Евдокимова И.В., Сикорской Н.Н.,
при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем Глазуновой М.М.,
при участии представителей лиц, участвующих в деле:
от Национального союза художников Украины - Зорин А.Е., представитель по доверенности от 28.03.2017 N б/н,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Национального союза художников Украины на решение Арбитражного суда Республики Крым от 18.12.2017 по делу N А83-689/2016 (судья Шкуро В.Н.)
по иску Министерства культуры Республики Крым (295005, Республика Крым, г. Симферополь, пр. Кирова, д.13, ОГРН 1149102019461, ИНН 9102013510) к Национальному союзу художников Украины (идентификационный код юридического лица 00015912, 04053, Украина, г. Киев, ул. Артема, д.1-5), обществу с ограниченной ответственностью "Дом творчества имени художника К.А. Коровина" (298640, Республика Крым, г. Ялта, пгт. Гурзуф, ул. Чехова, д.1, ОГРН 1149102126271, ИНН 9103015012), при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне истца по первоначальному иску - Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым (295015, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Севастопольская, 17, ОГРН 1149102017426, ИНН 9102012080), Крымской региональной общественной организации "Союз художников Крыма" (295000, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Карла Маркса, д.13/16, корпус А, каб. 31, ОГРН 1159102085075, ИНН 9102180729), Государственного Совета Республики Крым (295000, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Карла Маркса, д.18, ОГРН 1149102026336, ИНН 9102017673), Совета Министров Республики Крым (295005, Республика Крым, г. Симферополь, пр. Кирова, д.13, ОГРН 1149102016414, ИНН 9102011424)
об истребовании имущества из чужого незаконного владения,
по встречному иску Национального союза художников Украины к Министерству культуры Республики Крым, Совету Министров Республики Крым, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне истца по встречному иску - общества с ограниченной ответственностью "Дом творчества имени художника К.А. Коровина", Крымской региональной общественной организации "Союз художников Крыма"
о признании права собственности на имущество,
при участии третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора:
- Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым,
- Крымской региональной общественной организации "Союз художников Крыма",
УСТАНОВИЛ:
Министерство культуры Республики Крым (далее - Минкультуры Крыма) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с иском к Национальному союзу художников Украины (далее - НСХУ) об истребовании из чужого незаконного владения имущество Дома творчества имени художника К.А. Коровина, расположенное по адресу: г. Ялта, пгт. Гурзуф, ул. Чехова, 1, а именно: литера А корпус санаторный площадью 337,3 кв.м.; литера А1 корпус административный санаторный площадью 144,3 кв.м.; литера В столовая площадью 520,7 кв.м.; литера В корпус спальный площадью 264,3 кв.м.; литера Б корпус спальный площадью 176,1 кв.м.; пешеходные дорожки площадью 200 кв.м.; сети водоснабжения 245 м/п; канализационные сети 170 м/п; электрические сети - 165 м/п и возложении обязанности на НСХУ по передаче имущества Минкультуры Крыма по акту приема-передачи (с учетом изменения исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Определениями суда от 29.03.2016 и от 31.10.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечены: на стороне истца - Совет министров Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее - Минимущество Крыма), а на стороне ответчика - общество с ограниченной ответственностью "Дом творчества имени художника К.А. Коровина" (далее - ООО "Дом творчества художника К.А. Коровина") и Крымская региональная общественная организация "Союз художников Крыма" (далее - КРОО "Союз художников Крыма").
Определением суда от 09.06.2016 ООО "Дом творчества художника К.А. Коровина" привлечено в качестве соответчика.
Исковые требования по первоначальному иску мотивированы тем, что спорное имущество - Дом творчества имени художника К.А.Коровина, ранее принадлежало НСХУ. Согласно пункту 7 постановления Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 N 1745-6/14 "О независимости Крыма" спорное имущество перешло в государственную собственность Республики Крым, поскольку НСХУ является творческим союзом и не имело подразделений на территории Республики Крым. Распоряжением Совета министров Республики Крым от 25.09.2014 N 986-р "Об определении подведомственности некоторых санаторно-курортных учреждений" истребуемое имущество передано в ведение Минкультуры Крыма, однако, ответчики продолжают владеть и пользоваться им и от передачи его Минкультуры Крыма уклоняются.
27.01.2017 от НСХУ поступило встречное исковое заявление к Минкультуры Крыма о признании за НСХУ права собственности на имущество Дома творчества имени художника К.А. Коровина, расположенное по адресу: г. Ялта, пгт. Гурзуф, ул. Чехова, 1, а именно: - литера А корпус санаторный общей площадью 337,3 кв.м.; литера А1 корпус административный санаторный общей площадью 144,3 кв.м.; литер В столовая общей площадью 520,7 кв.м.; пешеходные дорожки площадью 200 кв.м.; водопроводные сети 245 м/п; канализационные сети 170 м/п; электрические сети - 165 м/п (с учетом изменения исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ). Определением суда от 06.03.2017 встречное исковое заявление НСХУ принято к производству для совместного рассмотрения с первоначальным иском.
Встречное исковое заявление НСХУ было мотивировано тем, что распоряжение Совета министров Республики Крым от 25.09.2014 N 986-р "Об определении подведомственности некоторых санаторно-курортных учреждений" не распространяется на Дом творчества имени художника К.А. Коровина как объект недвижимости, в нем речь идет о юридическом лице, при этом право собственности НСХУ на объект недвижимости не прекратилось на основании постановления Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 N 1745-6/14 "О независимости Крыма", поскольку спорное имущество не включено в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, а с учетом статьи 2.1 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений" в редакции Закона Республики от 19.01.2015 N 72-ЗРК/2015 право собственности прекращается у прежнего правообладателя и возникает у Республики Крым только со дня включения имущества в такой перечень. Кроме того, НСХУ настаивало, что по своей организационно-правой форме относится к творческим союзам и не является профессиональным союзом или иной общественной организацией.
Определением суда от 18.04.2017 к участию в деле в качестве соответчиков по встречному иску привлечены Совет министров Республики Крым и Минимущество Крыма, а также ООО "Дом творчества имени художника К.А. Коровина" и КРОО "Союз художников Крыма" - в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требования на стороне истца по встречному иску.
10.05.2017 поступило ходатайство КРОО "Союз художников Крыма" о привлечении в дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, а также исковое заявление к Минкультуры Крыма о признании права собственности на имущество Дома творчества имени художника К.А. Коровина, расположенное по адресу: г. Ялта пгт. Гурзуф, ул. Чехова, 1, а именно: - литера А корпус санаторный общей площадью 337,3 кв.м.; литера А корпус административный санаторный общей площадью 144,3 кв.м.; литер В столовая общей площадью 520,7 кв.м.; пешеходные дорожки площадью 200 кв.м.; водопроводные сети 245 м/п; канализационные сети 170 м/п; электрические сети - 165 м/п (с учетом изменения исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ). КРОО "Союз художников Крыма", полагало, что является собственником спорного имущества в силу пункта 7 постановления Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 N 1754-6/14 "О независимости Крыма" как подразделение НСХУ, находящееся в Республике Крым, возражало против первоначального и встречного иска, заявляя самостоятельные исковые требования о признании права собственности на спорное имущество.
11.05.2017 поступило ходатайство Минимущество Крыма о его привлечении третьим лицом, заявляющим самостоятельные требования относительного предмета спора, и исковое заявление Минимущество Крыма к НСХУ, ООО "Дом творчества имени художника К.А. Коровина" об истребовании из чужого незаконного владения НСХУ и ООО "Дом творчества имени художника К.А. Коровина" имущество Дома творчества имени художника К.А.Коровина, расположенное по адресу: г. Ялта, пгт. Гурзуф, ул. Чехова, 1, состоящее из следующих зданий и сооружений: литер А корпус санаторный площадью 337,3 кв.м.; литер А1 корпус административный санаторный площадью 144,3 кв.м.; литер В столовая площадью 520,7 кв.м.; литер В корпус спальный площадью 264,3 кв.м.; литер Б корпус спальный площадью 176,1 кв.м.; пешеходные дорожки площадью 200 кв.м.; сети водоснабжения 245 м/п; канализационные сети 170 м/п; электрические сети - 165 м/п, расположенные на земельном участке площадью 1 972 кв.м. и обязать НСХУ и ООО "Дом творчества имени художника К.А. Коровина" передать по акту приема-передачи вышеуказанное имущество Минимущество Крыма (с учетом изменения исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ). Исковые требования мотивированы тем, что согласно пункту 7 постановления Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 N 1745-6/14 "О независимости Крыма" спорное имущество перешло в государственную собственность Республики Крым, поскольку НСХУ является творческим союзом и не имело подразделений на территории Республики Крым. В соответствии со статьей 2 Закона Республики Крым от 08.08.2014 N 46-ЗРК "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым", Указу Главы Республики от 03.09.2014 N 242-У "Об уполномоченном органе" и пунктам 2.5, 2.7, 5.1 Положения о Минимущество Крыма, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 N 157, Минимущество Крыма осуществляет полномочия собственника от имени Республики Крым, в том числе, уполномочено обращаться в интересах Республики Крым в арбитражный суд.
Определением суда от 19.05.2017 ходатайства представителей КРОО "Союз художников Крыма" и Минимущество Крыма о вступлении в дело третьими лицами, заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора, удовлетворены. КРОО "Союз художников Крыма" и Минимущество Крыма допущены к участию в деле в качестве третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора.
Также НСХУ было подано заявление о применении последствий пропуска Минимуществом Крыма срока исковой давности, в котором он настаивает на том, что о нарушении своего права Республики Крым узнала 17.03.2014, соответственно, срок для заявления требований о виндикации, установленный статьей 200 ГК РФ, истек 17.03.2017
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 18.12.2017 года по делу N А83-689/2016 исковые требования Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым удовлетворены в полном объеме, истребовано из чужого незаконного владения ответчиков имущество Дома творчества имени художника К.А. Коровина, расположенное по адресу: г. Ялта, пгт. Гурзуф, ул. Чехова, д.1, состоящее из следующих зданий и сооружений: литер А корпус санаторный общей площадью 337,3 кв. м., литер А1 корпус административный санаторный общей площадью 144,3 кв.м., литер В столовая общей площадью 520,7 кв.м.; литер В корпус спальный площадью 264,3 кв.м., литер Б корпус спальный площадью 176,1 кв.м., пешеходные дорожки площадью 200 кв.м., сети водоснабжения 245 м/п, канализационные сети 170 м/п; электрические сети - 165 м/п, расположенные на земельном участке площадью 1972 кв.м. в пользу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, также суд обязал ответчиков передать по акту приема-передачи указанное имущество Минимуществу Крыма. В удовлетворении исков Министерства культуры Республики Крым, Национального союза художников Украины, Крымской региональной общественной организации "Союз художников Крыма" суд отказал в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, Национальный союз художников Украины обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Крым от 18.12.2017 по делу N А83-689/2016 отменить в части и принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым отказать, встречные исковые требования Национального союза художников Украины удовлетворить в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы НСХУ ссылается на то, что является собственником спорного имущества и его добросовестным приобретателем, у Республики Крым не возникло право собственности на спорный объект, так как НСХУ по организационно-правовой форме, которая подлежит определению по праву страны его учреждения (Украины), является не общественной организацией, а творческим союзом. При этом право собственности НСХУ на объект недвижимости не прекратилось на основании постановления Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 N 1745-6/14 "О независимости Крыма", поскольку спорное имущество не включено в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым. Кроме того, апеллянт ссылается на пропуск Минимуществом Крыма срока исковой давности.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2018 апелляционная жалоба принята к производству суда апелляционной инстанции.
В судебном заседании представитель НСХУ поддержал заявленные в апелляционной жалобе требования, просил суд решение Арбитражного суда Республики Крым от 18.12.2017 по делу N А83-689/2016 отменить в части и принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым отказать, встречные исковые требования Национального союза художников Украины удовлетворить в полном объеме.
В судебное заседание Минкультуры Крыма, Минимущества Крыма, ООО "Дом творчества художника К.А. Коровина", КРОО "Союз художников Крыма" Государственный Совет Республики Крым, Совет Министров Республики Крым явку представителей не обеспечили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе путем опубликования указанной информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", с учетом положений части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обязывающих участников арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимать меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи, в связи с чем, суд на основании статей 121, 123, 156, 266 АПК РФ считает возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие представителей иных лиц, участвующие в деле.
До начала судебного заседания от Минкультуры Крыма, Государственного Совета Республики Крым, Совета Министров Республики Крым поступили в суд ходатайства об отложении рассмотрения апелляционной жалобы в связи с занятостью представителей в иных судебных процессах. Кроме того, ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы было заявлено представителем НСХУ в судебном заседании.
Рассмотрев указанные ходатайства, судебная коллегия протокольным определением отказала в их удовлетворении ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 158 АПК РФ, поскольку не усмотрела препятствий для рассмотрения жалобы по существу. При этом судебная коллегия принимает во внимание, что указанные лица не лишены были возможности направить других представителей в судебное заседание по настоящему делу. Кроме того, по смыслу статьи 158 АПК РФ, отложение судебного заседания является правом суда, но не его обязанностью.
До судебного заседания через систему "Мой арбитр" и в судебном заседании представителем НСХУ заявлены ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца по первоначальному иску Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым и о переходе к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в связи с необходимостью привлечения к участию в деле третьего лица и истребования пояснений лиц, участвующих в деле.
Судебной коллегией в судебном заседании протокольным определением в удовлетворении указанных ходатайств отказано по следующих основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 N 162 утверждено Положение о Государственном комитете по охране культурного наследия Республики Крым (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 1 Положения Государственный комитет по охране культурного наследия Республики Крым (далее - Госкомитет) является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Госкомитет в своей деятельности подконтролен и подотчетен Главе Республики Крым и Совету министров Республики Крым (пункт 1.7. Положения).
Согласно пункту 2.2. Положения одной из основных задач Госкомитета является осуществление полномочий, переданных Российской Федерацией Совету министров Республики Крым, в сфере государственной охраны объектов культурного наследия.
Как следует из материалов дела, к участию в деле был привлечен Совет министров Республики Крым.
В связи с изложенным, судебная коллегия пришла к выводу, что решение по данному делу не затрагивает права и интересы Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым.
Согласно пункту 6.1. статьи 268 АПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Судом апелляционной инстанции не установлено оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, а следовательно оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно Свидетельству о праве собственности от 20.10.1999 П-578 (том 2 л.д. 16-18), выданному Фондом государственного имущества Украины на основании Закона Украины "О профессиональных творчески работниках и творческих союзах", постановления Кабинета Министров Украины от 10.07.1998 N 1058 "О передаче недвижимого имущества творческим союзам" и приказа Фонда государственного имущества Украины от 15.10.1999 N 1956, Дом творчества им. художника К.А. Коровина, расположенный в пгт. Гурзуф (АР Крым) по ул. Чехова, 1, принадлежит Союзу художников Украины на праве собственности общественной организации.
Как указано в Свидетельстве, в целом Дом творчества им. художника К.А. Коровина состоит из зданий и сооружений, указанных в акте приема-передачи. Инвентарные сведения о составе объекта приводятся в акте приема-передачи, подписанном обеими сторонами.
По Акту приема-передачи Дома творчества им. художника К.А. Коровина Союзу художников Украины от 20.10.1999 (том 4 л.д. 54-55), утвержденному председателем Фонда государственного имущества Украины 20.10.1999 и согласованному председателем Союза художников Украины, Фонд государственного имущества Украины передал в собственностью Союза художников Украины Дом творчества им. художника К.А. Коровина, в том числе здания и сооружения на земельном участке N 1 площадью 0,1972 га в пгт. Гурзуф, ул. Чехова, д. 1: лит. А (корпус 1 санатор., 2 этажа) площадью 45,5 кв.м, лит. А (корпус 1А санат., 2 этажа) площадью 207,7 кв.м, лит. В (столовая, 3 этажа), 520,7 кв.м, лит. А (корпус спальный, 3 этажа) 264, 3 кв.м, лит. Б (корпус спальный, 4 этажа), 176,1 кв.м, пешеходные дорожки - 200 кв.м, водопроводные сети - 245 м/п, канализационные сети - 170 м/п и электрические сети - 165 м/п (данные приведены с сокращениями, использованными в документе).
Согласно Регистрационным удостоверениям Ялтинского бюро технической инвентаризации (том 8 л.д. 101, 104) на основании свидетельства от 20.10.1999 П-578 и акта приема-передачи от 20.10.1999 объекты недвижимого имущества Дома творчества им. художника К. Коровина, расположенные в пгт. Гурзуф по ул. Чехова за N 1 (литер А, А1, В) и в пгт. Гурзуф по переулку Ленинградскому за N 1 (литеры А, Б), зарегистрированы в целом за Союзом художников Украины на праве собственности, о чем сделана запись в реестровой книге N 16-г, стр. 38 за реестровым N 462 05.04.2002 и 16-г, стр. 41 за реестровым N 196 от 05.04.2002.
Передача спорного имущества Союзу художников Украины была следствием распада СССР и ликвидации Союза художников СССР и его составной части Художественного фонда Союза художников СССР.
Так, решение о ликвидации Союза художников СССР принято на VIII съезде Союза художников СССР и оформлено постановлением от 22.04.1992 (том 4 л.д. 103-104), которым одним из правопреемников Союза художников СССР определен Союз художников Украины (пункт 2). За всеми правопреемниками закреплена собственность Союза художников СССР, сформированная на уровне Правления и Художественного фонда Союза художников СССР, путем разделения ее пропорционально установленным вкладам в общую собственность Союза художников СССР за период подтвержденный документами, не менее чем за 25 лет (пункт 3).
Протоколом заседания Ликвидационной комиссии Союза художников СССР от 22.12.1992 (том 4 л.д. 105-109) утвержден Ликвидационный разделительный баланс Союза художников СССР и оформлено решение, что в связи с утверждением ликвидационного разделительного баланса и в соответствии со статьей 16 Устава Художественного фонда Союза художников СССР, пунктом 6 постановления VIII Внеочередного съезда Союза художников СССР от 22.04.1992 правопреемники Союза художников СССР, в том числе Союз художников Украины, являются собственниками имущества и средств, находящихся на их балансе, имущества и средств отделений Художественного фонда Союза художников СССР.
Согласно Ликвидационному разделительному балансу Союза художников СССР по состоянию на 01.10.1992 (том 4 л.д. 114-123) в собственность Союза художников Украины передан Дом творчества "Гурзуф" и Выставочный зал в г. Ялта (пункт 3.3).
С целью сохранения имущества общесоюзных общественных организаций бывшего Союза ССР Верховная Рада Украины постановлением от 10.04.1992 N 2268-Х "Об имущественных комплексах и финансовых ресурсах общественных организаций бывшего Союза ССР, расположенных на территории Украины" имущество и финансовые ресурсы расположенных на территории Украины предприятий, учреждений и объектов, которые находились в ведении общесоюзных общественных организаций бывшего Союза ССР переданы временно Фонду государственного имущества Украины (том 4 л.д. 124-125).
Пунктом 3 раздела VI "Заключительные положения" Закона Украины от 07.10.1997 N 554/97-ВР "О профессиональных творческих работниках и творческих союзах" (том 3 л.д. 151, 165) Кабинет Министров Украины обязан в двухмесячный срок вместе с Фондом государственного имущества Украины обеспечить передачу в собственность или передать в бессрочной пользование недвижимое имущество творческим союзам, в том числе Союзу художников Украины, которое было в их пользовании на момент принятия Верховной Радой Украины постановления от 10.04.1992 "Об имущественных комплексах и финансовых ресурсах бывшего Союза ССР, расположенных на территории Украины".
Во исполнение данного положения постановлением Кабинета Министров Украины от 10.07.1998 N 1058 "О передаче недвижимого имущества творческим союзам" (том 4 л.д. 132-151) определено в течение 1998 по представлению творческих союзов Украины передать в их собственность недвижимое имущество творческих союзов бывшего Союза ССР, которое по состоянию на 24.08.1991 согласно правоустанавливающим документам находилось в ведении творческих союзов бывшего Союза ССР или во владении и пользовании соответствующих республиканских или территориальных структур согласно приложению 1.
В Приложении 1 к данному постановлению содержится Перечень расположенных на территории Украины предприятий, учреждений и организаций творческих союзов бывшего Союза ССР, дома и сооружения которых передаются в собственность творческих союзов Украины. В пункте 4 данного перечня среди предприятий, учреждений и организаций Союза художников СССР, здания, сооружения, нежилые помещения которых передаются в собственность Национального союза художников Украины, значится Дом творчества имени художника К. Коровина Союза художников СССР (Художественный фонд СССР), Автономная Республика Крым, пгт. Гурзуф, ул. Чехова, 1.
Согласно пункту 6.8 Устава НСХУ в редакции 2007, утвержденной Конференцией НСХУ 10.11.2005 и V Конференцией НСХУ 08.02.2007 (том 8 л.д. 59-80) НСХУ является правопреемником всех прав и обязанностей Союза художников Украины, зарегистрированного Минюстом Украины 17.12.1991, св. N 177 и перерегистрированного Минюстом Украины 12.11.1992 и 06.07.1998 за N 1015, который является правопреемником Союза художников СССР, его республиканской организации - Союза художников УССР.
Таким образом, НСХУ, как соответствующая общественная организация, приобрел право собственности на спорное имущество, входившее в Художественный фонд СССР Союза художников СССР.
При этом, право собственности приобретено НСХУ в связи с ликвидацией Союза художников СССР, провозглашением независимости и созданием самостоятельного украинского государства - Украины (Акт провозглашения независимости Украины от 24.08.1991).
Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 N 1745-6/14 "О независимости Крыма" Крым провозглашен независимым суверенным государством - Республикой Крым (далее - Постановление Госсовета N 1745-6/14).
Согласно пункту 2 Постановления Госсовета N 1745-6/14 со дня вступления в силу настоящего Постановления на территории Республики Крым не применяется законодательство Украины, не исполняются решения Верховной Рады Украины и иных государственных органов Украины, принятые после 21 февраля 2014 года. Законодательство Украины, кроме указанного в абзаце первом настоящего пункта, применяется на территории Республики Крым до соответствующих нормативных актов Республики Крым.
Пунктом 7 данного Постановления определено, что собственность профсоюзных и иных общественных организаций Украины, находящаяся на день принятия этого Постановления на территории Республики Крым, является собственностью подразделений соответствующих организаций, находящихся в Республике Крым, а если таковых не имеется - государственной собственностью Республики Крым.
18.03.2014 между Российской Федерацией и Республикой Крым подписан Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
В целях урегулирования вопросов интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации был принят Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ).
В силу статьи 23 Закона N 6-ФКЗ со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом. Нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют на территориях соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта города федерального значения Севастополя.
При этом, статьей 12.1 Закона N 6-ФКЗ установлены особенности регулирования отдельных отношений (сфер законодательства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, согласно которым до 01.01.2019 на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым урегулированы Законом Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 28-ЗРК).
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 2-1 Закона N 38-ЗРК право собственности профсоюзных и иных общественных организаций Украины, не имевших подразделений на территории Республики Крым по состоянию на 17 марта 2014 года, на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, находившееся на территории Республики Крым по состоянию на 17 марта 2014 года, считать прекращенным на основании постановления Государственного Совета Республики Крым от 17 марта 2014 года N 1745-6/14 "О независимости Крыма" в связи с возникновением права собственности Республики Крым на такое имущество.
Из буквального содержания вышеприведенных пункта 7 Постановления Госсовета N 1745-6/14 и абзаца 2 части 1 статьи 2-1 Закона N 38-ЗРК следует, что право собственность профсоюзных и иных общественных организаций Украины, не имеющих подразделений - собственников на территории Республики Крым прекратилось, а соответствующее имущество стало собственностью Республики Крым.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Постановление Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 N 1745-6/14 "О независимости Крыма" является самостоятельным правоустанавливающим документом.
Что касается необходимости включения имущества в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, то судебная коллегия полагает, что включение или не включения имущества, ранее принадлежавшего профсоюзных и иных общественных организаций Украины, в такой Перечень не влияет на факт возникновения право собственности на него у Республики Крым.
Пунктом 1 Постановления Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым", к которому прилагался Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, установлено, что до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью все государственное имущество (государства Украины) и бесхозяйное имущество, находящееся на территории Республики Крым, а также движимое и недвижимое имущество, указанное в Приложении к настоящему постановлению, учитывается как собственность Республики Крым. В части 4 статьи 17 Закона Республики Крым от 08.08.2014 N 46-ЗРК "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым", установлено, что на период интеграции Республики Крым в состав Российской Федерации и до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью, но не позднее чем до 1 января 2019 года, все государственное имущество (государства Украина) и территориальных громад (государства Украина), а также бесхозяйное имущество, находящееся на территории Республики Крым, учитывается как собственность Республики Крым.
Согласно части 2 статьи 2 Закона N 38-ЗРК право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона, на территории Республики Крым у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым.
В абзаце 3 части 1 статьи 2-1 Закона N 38-ЗРК, установлено, что право собственности на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, прекращается у прежнего правообладателя и возникает у Республики Крым со дня включения такого имущества в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, утвержденный постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым".
Вместе с тем, возникновение право собственности Республики Крым на имущество, ранее принадлежавшее профсоюзным и иным общественным организациям Украины, имеет специальное правовое регулирование, а именно: Постановление Госсовета N 1745-6/14 и абзац 2 части 1 статьи 2-1 Закона N 38-ЗРК, а следовательно действие общих норм (части 2 статьи 2 и абзаца 3 части 1 статьи 2-1 Закона N 38-ЗРК) на данные правоотношения не распространяется.
Судебная коллегия полагает, что довод апеллянта, о том, что поскольку спорное имущество не включено в Реестре имущества, находящегося в собственности Республики Крым, Республика Крым не приобрела право собственности на него, не соответствует действующему законодательству.
Согласно части 2 статьи 2-1 Закона N 38-ЗРК земельные участки и иные объекты недвижимости, указанные в части 1 настоящей статьи, подлежат учету в Реестре имущества, находящегося в собственности Республики Крым, ведение которого осуществляется в порядке, установленном Советом министров Республики Крым.
Однако, закон не связывает возникновение право собственности на имущество с включением такого имущества в соответствующий Реестр.
Проверяя доводы апеллянта о том, что НСХУ не является общественной организацией, к имуществу которой могут быть применены правила пункта 7 Постановления Госсовета N 1745-6/14, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о необоснованности такого утверждения.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 1202 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вопросы организационно-правовой формы юридического лица определяются на основе личного закона юридического лица.
Личный закон юридического лица (lex societatis) - это коллизионная привязка международного частного права, которая означает, что правовой статус юридического лица определяется законом того государства, чью государственную принадлежность (национальность) имеет юридическое лицо.
При таких обстоятельствах, организационно-правовая форма НСХУ как юридического лица украинского права подлежит определению в соответствии с законодательством Украины.
Что касается предоставленного НСХУ Заключения научно-правовой экспертизы по заказу НСХУ о статусе, правовом регулировании, создании, деятельности и ликвидации творческих союзов от 26.04.2016 N 126/47-е, составленного Советом научно-правовых экспертиз при Институте государства и права им. В.М.Корецкого НАН Украины (том 2 л.д. 19-65), то суд первой инстанции правомерно принял его во внимание и оценил в соответствии с нормами, установленными АПК РФ.
Судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что НСХУ является творческим союзом, деятельность которого осуществляется в соответствии со специальным Законом Украины от 07.10.1997 N 554/97-ВР "О профессиональных творческих работниках и творческих союзах", что прямо подтверждается Свидетельством о регистрации творческого союза от 27.04.2007 (том 1 л.д. 120-121), Справкой АА N 766149 из Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины (ЕГРПОУ) от 15.01.2013 (том 1 л.д. 125- 127), в которой организационно-правовая форма по КОПФХ указана как творческий союз (иная профессиональная организация, код 840) и Уставом НСХУ, утвержденном в новой редакции Конференцией НСХУ 10.11.2005 и V Конференцией НСХУ 08.02.2007 (том 1 л.д. 128-156), согласно пункту 1.1. которого НСХУ - это всеукраинский творческий союз, который является добровольным объединением с фиксированным членством профессиональных творческих работников - художников и искусствоведов и действует на всей территории Украины. В силу пункта 1.3 (там же) НСХУ по организационно-правовой форме является негосударственной неполитической, неприбыльной творческой организацией - творческим союзом, который осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Украины, Законом Украины "О профессиональных творческих работниках и творческих союзах", другими нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность творческих союзов, и этим Уставом.
Основным законом, регулирующим деятельность общественных организаций, на территории Украины являлся Закон Украины от 22.03.2012 N 4572-VI "Об общественных объединениях".
В соответствии с Заключением научно-правовой экспертизы действие указанного закона на творческие союзы не распространяется.
Вместе с тем, частью 3 статьи 2 Закона Украины "Об общественных объединениях" предусмотрено, что особенности общественных отношений в сфере создания, деятельности и прекращения отдельных видов общественных объединений могут определяться другими законами, то есть, в том числе, Законом Украины от 07.10.1997 N 554/97-ВР "О профессиональных творческих работниках и творческих союзах".
В статье 3 Законом Украины "О профессиональных творческих работниках и творческих союзах" установлено, что основные направления деятельности творческого союза, указанные в настоящей статье, учитываются при решении вопроса о предоставлении общественной организации статуса творческого союза как субъектов творческой деятельности.
Исходя из содержания указанных норм законодательства Украины, судебная коллегия полагает, что любой творческий союз является по своей правой природе, прежде всего, общественной организацией представляющей собой добровольное объединение граждан.
При этом, в пользу вывода о том, что творческие союзы относятся к общественным организациям в их широком понимании говорит также то, что согласно Свидетельству о праве собственности П-578 от 20.10.1999 спорный объект принадлежал НСХУ на праве собственности общественной организации, до этого постановлением Верховной Рады Украины от 10.04.1992 N 2268-Х "Об имущественных комплексах и финансовых ресурсах общественных организаций бывшего Союза ССР, расположенных на территории Украины" Фонду государственного имущества Украины также передавалось имущество и финансовые ресурсы общественных организаций бывшего Союза СССР, организационно-правовая форма Крымской организации НСХУ в Справке АА N 684481 от 06.11.2012 из Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины (том 9 л.д. 158) указана как общественная организация (код 815), в приказе самого НСХУ от 14.01.2015 N 3 (том 4 л.д. 16) и акте приема-передачи к нему от 14.01.2015 НСХУ именуется общественной организацией (пункт 1 приказа и вводная часть акта приема-передачи).
В пункте 7 Постановления Госсовета N 1745-6/14, а впоследствии в абзаце 2 части 1 статьи 2-1 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38- ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" речь идет о профсоюзных и иных общественных организациях Украины.
В данном случае термин "общественная организация" использован не как конкретное название организационно-правовой формы, а как обобщенное наименование организаций определенного типа.
Таким образом, понятие общественной организации применено законодателем в своем широком понимании, включающее в себя все общественные добровольные объединения граждан, в том числе творческие союзы.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно указал на то, что не имеет значения для данного дела тот факт, что Закон Украины "Об общественных объединениях" не регулирует вопросы деятельности творческих союзов.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что пункт 7 Постановления Госсовета N 1745-6/14 распространяется, в том числе, на имущество творческих союзов Украины, в частности, на спорное имущество НСХУ, принадлежавшее ему как общественной организации до 17.03.2014 года.
В силу Постановления Госсовета N 1745-6/14 право собственности на имущество общественных организаций возникло у Республики Крым лишь в случае отсутствия у последних подразделений, находящихся в Республике Крым, которые могли бы выступить собственниками такого имущества.
Согласно пункту 1.2 Устава НСХУ 2007 - НСХУ состоит из областных, городских и региональных организаций (территориальных ячеек), Киевской, Севастопольской и Крымской организации НСХУ, которые действуют на основании собственных Уставов (Положений), не противоречащих этому Уставу, и зарегистрированы в установленном порядке.
Областные, городские, региональные, Киевская, Севастопольская и Крымская организация НСХУ являются юридическими лицами, имеют самостоятельные балансы, расчетные счета в банках и эмблемы, штампы и печати со своим наименованием, образцы которых утверждаются правлением соответствующих организаций НСХУ (пункт 6.5 Устава НСХУ).
Согласно Уставу Крымской организации НСХУ (далее - КОНСХУ) (том 6 л.д. 121-156) она являлась местной ячейкой всеукраинского творческого союза, деятельность которой распространяется на территорию Автономной Республики Крым.
КОНСХУ зарегистрирована Исполнительным комитетом Симферопольского городского совета Автономной Республики Крым как юридическое лицо 23.03.2000 (том 9 л.д. 154, 155).
В силу пункта 6.7. Устава НСХУ областным, городским, региональным, Киевской, Севастопольской и Крымской организации предоставляется в управление имущество НСХУ, которое находится на их территории и в отношении которого они осуществляют право владений и право пользования.
Имущество и активы НСХУ являются общей собственностью членов НСХУ. Право распоряжения имуществом и активами НСХУ принадлежит Съезду (Конференции) или Правлению (Совету) НСХУ (пункт 7.3 Устава НСХУ).
Однако, согласно пункту 4.28 Устава КОНСХУ решением Совета Союза художников Украины имущество, принадлежащее НСХУ, расположенное на территории Автономной Республики Крым, передается в пользование Крымской организации НСХУ, кроме домов творчества и предприятий, непосредственно подчиненных НСХУ.
Таким образом, КОНСХУ не могла выступить и не стала собственником спорного имущества на основании Постановления Госсовета N 1745-6/14.
В отношении КРОО "Союз художников Крыма" суд первой инстанции правомерно указал на то, что хотя указанная организация как юридическое лицо действительно прошла перерегистрацию в рамках действующего законодательства Российской Федерации, однако каких-либо доказательств того, что КРОО "Союз художников Крыма" является подразделением НСХУ в Республике Крым и/или к ней перешло право собственности на спорный объект не представлено.
Кроме того, Республика Крым реализовала свои полномочия как собственник истребуемого имущества.
Так, распоряжением Совета министров Республики Крым от 18.06.2014 N 547-р "О ликвидации организаций и создании государственного унитарного предприятия Республики Крым "Солнечная Таврика" в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 83 Конституции Республики Крым, частью 2 статьи 8 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", постановлением Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 N 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым" принято решение ликвидировать организации согласно приложению 1 (пункт 1), в том числе Дом творчества имени художника К.А. Коровина, г. Ялта, пгт Гурзуф, ул. Чехова, 1 (пункт 111 Приложения 1 к распоряжению Совета министров Республики Крым от 18.06.2014 N 547- р Перечень организаций, которые ликвидируются).
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 N 601-р "О внесении изменений в распоряжение Совета министров Республики Крым от 18.06.2014 N 547-р" вышеуказанный пункт 1 признан утратившим силу, согласно Перечню организаций, имущество которых закрепляется за ГУП "Солнечная Таврика" на праве хозяйственного ведения (Приложение 3 к распоряжению Совета министров Республики Крым от 18.06.2014 N 547-р (в редакции распоряжения Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 N 601-р) Дом творчества имени художника К.А. Коровина, г. Ялта, пгт Гурзуф, ул. Чехова, 1 (пункт 102) передан в хозяйственное ведение ГУП "Солнечная Таврика".
Распоряжением Совета министров Республики Крым от 25.09.2014 N 983-р "О внесении изменений в распоряжение Совета министров Республики Крым от 18.06.2014 N 547-р" Перечень организаций, имущество которых закрепляется за ГУП "Солнечная Таврика" на праве хозяйственного ведения изложен в новой редакции, из которой исключен Дом творчества имени художника К.А. Коровина, г. Ялта, пгт Гурзуф, ул. Чехова, 1.
Одновременно Распоряжением Совета министров Республики Крым от 25.09.2014 N 986-р "Об определении подведомственности некоторых санаторно-курортных учреждений" определено, что Дом творчества имени художника К.А. Коровина (г. Ялта, пгт Гурзуф, ул. Чехова, 1) относится к ведению Министерства культуры Республики Крым (пункт 1).
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно отклонены доводы НСХУ относительно отсутствия допустимых доказательств права собственности Республики Крым на спорное имущество.
Не влияет на правовую оценку взаимоотношений сторон по делу и предоставленное в материалы дела Извлечение из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество о регистрации права собственности (том 8 л.д. 107-109) индексный номер 28876884 от 31.10.2014, согласно которому 31.10.2014 за НСХУ на праве частной собственности зарегистрированы объекты недвижимого имущества дома творчества им. Художника К.Коровина в Автономной Республике Крым, г. Ялта, пгт. Гурзуф, ул. Чехова, д. 1, при этом основаниями возникновения права собственности указаны свидетельство от 20.10.1999 П-578 и акт приема-передачи от 20.10.1999, поскольку регистрация права собственности в Украине осуществлена на недвижимое имущество, расположенное на территории Республики Крым, уже после 18.03.2014.
Судебная коллегия полагает, что ссылка представителя НСХУ на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 07.11.2017 N 26-П (далее - Постановление КС РФ N 26-П) по делу о проверке конституционности положений абзаца первого части 2 статьи 2, абзаца третьего части 1 и части 3 статьи 2-1 Закона Республики Крым "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" в данном случае необоснованна.
Так в пункте 1.3 Постановления КС РФ N 26-П указано, что как следует из статей 74, 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации, проверяя по жалобе объединения граждан конституционность законоположений, примененных в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде, и затрагивающих конституционные права и свободы, на нарушение которых ссылается заявитель, принимает постановление только по предмету, указанному в жалобе, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению, оценивая как буквальный смысл рассматриваемых законоположений, так и смысл, придаваемый им официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из их места в системе правовых норм, не будучи связанным при принятии решения основаниями и доводами, изложенными в жалобе.
Соответственно, положения абзаца первого части 2 статьи 2, абзаца третьего части 1 и части 3 статьи 2-1 Закона Республики Крым "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" являются предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу постольку, поскольку эти положения - по смыслу, придаваемому им судебным толкованием, - служат основанием для разрешения вопроса о возможности включения объектов недвижимого имущества, принадлежащего физическим и юридическим лицам на праве частной собственности, возникшем до вступления в силу Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", в утвержденный постановлением Государственного Совета Республики Крым "О вопросах управления собственностью Республики Крым" Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым.
Таким образом, положения Постановления Госсовета N 1745-6/14 и абзаца 2 части 1 статьи 2-1 Закона N 38-ЗРК предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе в Постановлении КС РФ N 26-П, не являлись. При этом в данном деле правоотношения регулируются именно этими положениями нормативных актов.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, принятие в Российскую Федерацию Республики Крым и образование в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя - особый случай, требующий принятия ряда специальных мер, обеспечивающих в том числе реализацию материальных прав участников гражданских правоотношений, сложившихся в Республике Крым до ее принятия в Российскую Федерацию (Определения от 25.09.2014 N 2155-О, от 24.03.2015 N 653-О).
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание нормы, установленные Законом N 6-ФКЗ, судебная коллегия полагает, что положения Постановления Госсовета N 1745-6/14 и абзаца 2 части 1 статьи 2-1 Закона N 38-ЗРК не противоречат Конституции Российской Федерации. В связи с чем, ссылка апеллянта на Постановление Конституционного Суда РФ от 06.12.2017 N 37-П "По делу о проверке конституционности абзаца тринадцатого статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 13 и пункта 1.1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.Г. Жукова", как на основание отмены решения суда первой инстанции не состоятельна.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований НСХУ и КРОО "Союз художников Крыма".
Что касается требований, заявленных Минкультуры Крыма и Минимущество Крыма, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии со статьей 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Истребование имущества из чужого незаконного владения представляет собой один из вещных способов защиты права собственности. Реализуется он путем предъявления невладеющим собственником иска к фактическому владельцу имущества, не имеющему на владение законных оснований.
В силу статьи 301 ГК РФ, принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в пунктах 32, 36, 39, 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление Пленумов N 10/22) в предмет доказывания по заявленному требованию входят следующие обстоятельства:
- приобретение истцом права собственности или иного законного (титульного) владения на истребуемое имущество, являющееся индивидуально-определенной вещью;
- выбытие указанного в иске имущества из фактического владения собственника (законного владельца);
- наличие истребуемого имущества в натуре;
- фактическое владение ответчиком истребуемым имуществом в отсутствие между истцом и ответчиком отношений обязательственного характера по поводу истребуемой вещи;
- незаконность владения ответчиком этим имуществом.
Для удовлетворения искового требования необходимо наличие указанных обстоятельств в совокупности, отсутствие или недоказанность одного из них влечет отказ в удовлетворении иска.
В пункте 32 Постановления Пленумов N 10/22 разъяснено, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
Из материалов дела следует, что истребуемым имуществом обладает НСХУ, которое передало его в оперативное управление ООО "Дом творчества имени художника К.А. Коровина".
Данное обстоятельство ответчиками не оспаривалось. При этом НСХУ настаивает на наличие у него законных прав на истребуемое имущество.
В пункте 36 Постановления Пленумов N 10/22 разъяснено, что лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика. Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Судом первой инстанции правомерно указано, что право собственности на спорный объект на основании Постановления Госсовета N 1745-6/14 принадлежит Республике Крым.
Предъявляя виндикационный иск, Минкультуры Крыма указало на нахождение истребуемого имущества у него в ведении на основании распоряжения Совета Министров Республики Крым от 25.09.2014 N 986-р, который разрешил вопрос о подведомственности Дома творчества имени художника К.А.Коровина.
Однако из текста распоряжения не представляется возможным установить, в качестве чего - объекта недвижимости, памятника культуры и т.п. поименованный объект передается в ведение указанному министерству.
В то же время, право на предъявление виндикационного иска принадлежит собственнику или лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором (статья 305 ГК РФ).
В нарушение статьи 65 АПК РФ Минкультуры Крыма не предоставлено суду доказательства наличия у него права на предъявление исков в интересах Республики Крым или доказательства наличия у него законного вещного права, права владения на истребуемое имущество.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает обоснованным отказ суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований Минкультуры Крыма.
Согласно части 4 статьи 2 Закона Республики Крым от 08.08.2014 N 46-ЗРК "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым" функции и полномочия собственника имущества Республики Крым осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральным законодательством, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Крым Уполномоченный орган (пункт 1), который в пределах компетенции выступает в качестве истца и ответчика (третьего лица) в суде при рассмотрении споров, связанных с владением, пользованием, распоряжением имуществом Республики Крым (пункт 15).
Пунктом 1 Указа Главы Республики Крым от 03.09.2014 N 242-У "Об уполномоченном органе" определено, что исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Республики Крым, является Минимущество Крыма.
В пункте 5.1 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 N 157, закреплены аналогичные полномочия Минимущество Крыма осуществлять юридические действия по защите прав и законных интересов Республики Крым по вопросам, входящим в компетенцию Минимущество Крыма, в том числе обращаться в интересах Республики Крым в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и к мировым судьям по вопросам истребования имущества из чужого незаконного владения (пользования).
Таким образом, право на предъявления виндикационного иска в защиту прав и законных интересов Республики Крым принадлежит Минимущество Крыма.
Минимущество Крыма обратилось в суд с самостоятельным иском 11.05.2017.
В соответствии со статьей 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
НСХУ полагает, что течение срока исковой давности началось с 17.03.2014.
В силу пункта 1 статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Как установлено судом, 17.03.2014 возникло право собственности Республики Крым. В то же время, закон связывает начало течения исковой давности не с момента возникновения права собственности, а с моментом, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Применительно к статье 301 ГК РФ срок давности по иску об истребовании недвижимого имущества из чужого незаконного владения начинает течь с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о том, что недвижимое имущество выбыло из его владения и его право на названное недвижимое имущество нарушено.
В пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что в силу пункта 1 статьи 200 ГК РФ срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично - правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что о нарушении прав Минимущество Крыма стало известно в ходе инвентаризации спорного имущества, а именно в результате недопуска комиссии для инвентаризации истребуемого имущества во исполнение приказа Минкультуры Крыма от 24.11.2014 N 58 "О проведении инвентаризации имущества Дома творчества имени художника К.А. Коровина" и распоряжения Совета Министров Республики Крым от 25.09.2014 N 986-р, о чем составлен акт от 26.11.2014 (том 1 л.д. 24). При этом, отсутствие в составе данной комиссии сотрудников Минимущество Крыма не влияет на обоснованность этого вывода, так как проводилась инвентаризации имущества, принадлежавшего Республики Крым, следовательно в данном случае не имеет правового значение какой из органов Республики Крым проводил такую инвентаризацию.
Учитывая, что к искам об истребовании недвижимого имущества из чужого незаконного владения применяется общий срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 ГК РФ - три года, судом первой инстанции правомерно указано на то, что Минимущество Крыма не пропустило срок исковой давности.
В отношении доводов НСХУ об отсутствии по адресу: г. Ялта, пгт. Гурзуф, ул. Чехова, д. 1 двух из пяти зданий, а именно литеры В, корпус спальный площадью 264,3 кв.м и литеры Б, корпус спальный площадью 176,1 кв.м., в отношении которых Минимущество Крыма заявлен иск судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле основанием возникновения права собственности на спорное имущества у НСХУ являлось Свидетельство от 20.10.1999 П-578, в котором, в свою очередь, содержится ссылка на акт приема-передачи от 20.10.1999, где указано все пять объектов недвижимости (том 8 л.д. 96-106).
Судом первой инстанции правомерно отмечено, что составление технического паспорта на нежилые строения по переулку Ленинградскому, д. 1 в пгт. Гурзуф, не означает, что литеры В, корпус спальный площадью 264,3 кв.м и Б, корпус спальный площадью 176,1 кв.м., выбыли из владения НСХУ и ООО "Дом творчества имени художника К.А. Коровина", поскольку они находятся на едином земельном участке N 1 площадью 0,1972 га в пгт. Гурзуф по ул. Чехова, д. 1, предоставленном в постоянное пользование (Государственный акт на право постоянного пользования землей, том 1 л.д. 40-42) и переданном НСХУ по акту приема-передачи от 20.10.1999. Данный вывод основывается на сведениях о размерах земельных участков, указанных в названных выше технических паспортах: 1 243 кв.м.+ 729 кв.м. = 1 972 кв.м. Доказательств разделения земельного участка в материалы дела не представлено. Кроме того, в техническом паспорте на объекты по переулку Ленинградскому, д. 1 в пгт. Гурзуф литер Б, площадью 176,1 кв.м. (основная) указан в Экспликации нежилых помещений (том 8 л.д.92-93), а литер В, корпус спальный площадью 264,3 кв.м. указан в акте приема-передачи от 14.01.2015, составленном на основании приказа НСХУ от 14.01.2015 N 3 (том 4 л.д. 12).
То обстоятельство, что в последующем приказе НСХУ от 19.01.2015 N 4, а также в акте приема-передачи недвижимого имущества от 19.01.2015 и Приложению к акту N 1 (том 7 л.д. 62, 63-65) литер В, корпус спальный площадью 264,3 кв.м., уже не указан, не может служить основанием для отказа в этой части в иске, поскольку доказательств его ликвидации как в суд первой инстанции, так и в суд апелляционной инстанции не представлено.
При таких обстоятельствах, коллегия судей полагает, что Арбитражный суд Республики Крым законно и обоснованно удовлетворил искового требования Минимущества Крыма.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В данном случае заявитель жалобы не представил в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции; доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Крым от 18.12.2017 по делу N А83-689/2016 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба НСХУ без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 18 декабря 2017 года по делу N А83-689/2016 оставить без изменений, апелляционную жалобу Национального союза художников Украины оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Колупаева |
Судьи |
И.В. Евдокимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-689/2016
Истец: Министерство культуры Республики крым
Ответчик: Национальный союз художников Украины
Третье лицо: КРЫМСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ КРЫМА", ООО "ДОМ ТВОРЧЕСТВА ИМЕНИ ХУДОЖНИКА К. А. КОРОВИНА", СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, Захарьин Валерий Валерьевич
Хронология рассмотрения дела:
26.11.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3192/16
02.09.2019 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-897/16
26.08.2019 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-897/16
20.08.2019 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-897/16
13.08.2019 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-689/16
22.07.2019 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-689/16
06.02.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3192/16
30.01.2019 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-689/16
28.01.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3192/16
21.01.2019 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-689/16
01.11.2018 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-897/16
14.08.2018 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-689/16
28.02.2018 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-897/16
18.12.2017 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-689/16
18.04.2017 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3192/16
30.01.2017 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-897/16
24.01.2017 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-897/16
09.12.2016 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-689/16
23.09.2016 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3192/16
23.06.2016 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-897/16