г. Самара |
|
02 марта 2018 г. |
Дело N А55-19895/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 марта 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кувшинова В.Е.,
судей Бажана П.В., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
с участием в судебном заседании:
представителей общества с ограниченной ответственностью "Садовод" - Пахаревой Л.В. (доверенность от 30.12.2016), Миронова Е.В. (доверенность от 15.11.2017),
представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 февраля 2018 года в помещении суда апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 21 декабря 2017 года по делу N А55-19895/2017 (судья Мешкова О.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Садовод" (ОГРН 1046301255219, ИНН 6355004366), п. Лесная поляна, Сызранский район, Самарская область,
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области (ОГРН 1056325022742, ИНН 6325036635), г. Сызрань, Самарская область,
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Садовод" (далее - заявитель, ООО "Садовод") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда РФ в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области (далее - Пенсионный фонд) о признании недействительным решения N 077S19170006144 от 20.04.2017 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (л.д.4-7).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.12.2017 по делу N А55-19895/2017 заявленные требования удовлетворены.
Суд признал недействительным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области N 077S19170006144 от 20.04.2017 "О привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", вынесенное в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Садовод", как несоответствующее Федеральному закону от 01.04.1996 N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Суд обязал Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Садовод".
Взыскал с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Садовод" (Россия, 446077, Сызранский район, п. Лесная Поляна, Самарская область, ул. Садовая, д. 8; почтовый адрес: Россия, 445009, г. Тольятти, Самарская область, ул. Новозаводская, 55, оф.5, ИНН 6355004366, ОГРН 1046301255219, дата регистрации 31.05.2004) судебные расходы в размере 3000 руб. (л.д.84-89).
В апелляционной жалобе Пенсионный фонд просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, указывая, что с учетом положений пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ ООО "Садовод" обязано было представить сведения за декабрь 2016 года не позднее 15 января 2017 года в отношении всех застрахованных лиц.
Страхователь ООО "САДОВОД" представил сведения по форме СЗВ-М (исходная) за декабрь 2016 года в отношении 70 застрахованных лиц по телекоммуникационным каналам связи 13.01.2017.
10.03.2017 ООО "Садовод" представил сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) за декабрь 2016 года в отношении еще 24 застрахованных лиц, т.е лиц, за которых ранее (13.01.2017) сведения не представлялись.
Таким образом, ООО "Садовод" не уточнял (не исправлял) представленные 13.01.2017 года индивидуальные сведения, а впервые представил сведения о 24 застрахованных лицах.
Данное обстоятельство образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, вина страхователя установлена, у Управления имелись достаточные основания для привлечения ООО "САДОВОД" к ответственности по вышеуказанной норме.
Следовательно, вывод суда о том, что страхователь самостоятельно выявил неполноту ранее представленных сведений ошибочен.
Ссылка суда на Письмо Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 год N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" не обоснована.
Закон N 27-ФЗ в действующей на тот момент редакции не предусматривал отчетности строго по форме СЗВ-М, и ответственность за нарушение также не устанавливалась.
Кроме того, Письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 29.11.2017 N ЛЧ-08-26/20004 разъяснено, что с 01.01.2017 Письмо ПФР от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 применению не подлежит.
Таким образом, считает, что оспариваемое решение от 20.04.2017 N 077S19170006145 закону не противоречит и прав заявителя не нарушает (л.д.97-100).
Общество апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя Пенсионного фонда, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель общества отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителя общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в соответствии с положениями Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и Федерального закона Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" ООО "Садовод" является страхователем, поставленным на учет в Государственном учреждении - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городах Сызрани и Октябрьске, в Сызранском и Шигонском районах Самарской области, с присвоением ему регистрационного номера - 077-050-100122.
Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городах Сызрани и Октябрьске, в Сызранском и Шигонском районах Самарской области в отношении ООО "Садовод" составлен Акт от 13.03.2017 N 077S18170003012 "О выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в систем обязательного пенсионного страхования", в котором указано на то, что страхователем первоначально в установленный Законом срок - 13.01.2017 представлена по телекоммуникационным каналам связи страховщику форма СЗВ-М (исходная) за декабрь 2016 года (извещение о доставке от 13.01.2017 на 70 застрахованных лиц, а форма СЗВ-М (дополняющая) за декабрь 2016 года представлена страхователем по телекоммуникационным каналам связи страховщику только 10.03.2017 (извещение от 10.03.2017 на 24 застрахованных лица, а следовало представить форму СЗВ-М (дополняющая) за декабрь 2016 года согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" не позднее 16.01.2017 (л.д.14-15).
Рассмотрев Акт от 13.03.2017 N 077S18170003012 "О выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в систем обязательного пенсионного страхования", а также представленные страхователем письменные возражения, Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городах Сызрани и Октябрьске, в Сызранском и Шигонском районах Самарской области в отношении ООО "Садовод" вынесено решения от 20.04.2017 N 077S19170006144 "О привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", согласно которому страхователь привлечен к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", за предоставление неполных и недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в виде штрафа в размере 12000 руб. 00 коп. (500 руб. х 24 застрахованных лица) (л.д.16-17).
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения ООО "Садовод" в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правильно применил нормы материального права.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту; нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Статьей 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлена обязанность страхователя своевременно представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а так же для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 2.3 статьи 11 настоящего Федерального закона) о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
На основании пунктом 2 данной статьи сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 6 данного Закона, представляются в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с утверждаемыми им в установленном порядке формами документов и инструкциями.
Форма данных сведений о застрахованных лицах (СЗВ-М) утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2016 N41142).
В соответствии со статьей 15 Закона N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные этим законом.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии со статьей 16 Закон N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны, в частности, осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
В соответствии с абзацем 4 статьи 17 Закон N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 19 и 20 ранее действовавшего Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п утверждены формы "Сведения о застрахованных лицах" (зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2016 N 41142), согласно которому в пункте 3(ем) страхователем обязательно должен указываться тип представляемой формы:
-"исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период;
-"доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
-"отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Как следует из материалов дела, 13.01.2017 ООО "Садовод" в установленный пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срок, представлены страховщику сведения по форме СЗВ-М за декабрь 2016 года на 70 застрахованных лиц.
10.03.2017 в дополнение к ранее представленным в установленный срок сведениям по форме СЗВ-М за декабрь 2016 года ООО "Садовод" представлены сведения по форме СЗВ-М в отношении 24 застрахованных лиц, указав тип формы "доп".
Данный факт не оспаривается сторонами по делу.
Необходимость представления страховщику дополняющей формы СЗВ-М за декабрь 2016 года ООО "Садовод" объясняется представлением сведений по застрахованным лицам - иностранным гражданам Узбекистана, которые в силу действующего законодательства Российской Федерации не являются работающими пенсионерами Российской Федерации, в связи с самостоятельным выявлением самим страхователем неполноты ранее представленных в установленный Законом срок сведений по форме СЗВ-М за декабрь 2016 года.
Пенсионным фондом на основании решения от 20.04.2017 N 077S19170006144 о привлечении к ответственности назначен ООО "Садовод", предусмотренный частью 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ штраф в размере 12000 руб. 00 коп. (500 руб. х 24 застрахованных лица) - за представление неполных и недостоверных сведений о застрахованных лицах.
Фактически ООО "Садовод" 10.03.2017 была представлена дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых без замечаний страховщиком сведений о застрахованных лицах за декабрь 2016 года по форме СЗВ-М.
Таким образом, диспозиция статьи 17 Закона N 27-ФЗ не предусматривает применение к страхователю, представившему позже срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 данного Закона, финансовой санкции за представление дополняющей формы за отчетный период по форме СЗВ-М.
Согласно пункта 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденного Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
Пунктом 39 указанной Инструкции установлено, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Таким образом, оснований для назначения ООО "Садовод" финансовой санкции, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ за представление дополняющей формы за декабрь 2016 года по форме СЗВ-М, у Пенсионного фонда не имелось.
Суд первой инстанции в обоснование своих выводов сослался на Письмо Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций" в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В апелляционной жалобе Пенсионный фонд ссылается, что данное письмо отменено.
Действительно, Письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 29.11.2017 N ЛЧ-08-26/20004 разъяснено, что с 01.01.2017 Письмо ПФР от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 применению не подлежит.
Вместе с тем, в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 29.11.2017 N ЛЧ-08-26/20004 изложено, что с 01.01.2017 статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлен порядок применения финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а также Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н, определены порядок осуществления территориальным органом ПФР контроля за своевременностью, полнотой и достоверностью представления страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета и особенности применения финансовых санкций в случае самостоятельного выявления страхователем ошибок (несоответствий) в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица.
Суд первой инстанции с учетом изложенного, а также установленных фактических обстоятельств и доказательств, представленных сторонами в материалы дела, сделал правильный вывод, что представленные страхователем сведения персонифицированного учета содержали недочеты, которые подлежали корректировке в установленном законом порядке.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии вины общества в совершении нарушения требований Закона N 27-ФЗ, так как оно самостоятельно выявило ошибку в неверно представленных сведениях за отчетный период - декабрь 2016 года и предприняло меры к ее устранению, путем направления дополняющей формы в Пенсионный фонд, который, в свою очередь, только при получении такой дополняющей формы сведений (а не исходной), провело проверку представленных сведений, и выявило указанное выше нарушение Закона N 27-ФЗ.
Данный вывод подтверждается позицией Арбитражного суда Дальневосточного округа, изложенной в постановлении от 10.04.2017 по делу N А16-1601/2016, Арбитражного суда Поволжского округа, изложенного в постановлениях от 18.01.2018 по делу NА12-22848/2017, от 29.01.2018 по делу NА12-22850/2017, от 01.02.2018 по делу NА12-22851/2017, от 01.02.2017 по делу NА72-7929/2017.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина Пенсионным фондом в федеральный бюджет не уплачивается.
При подаче апелляционной жалобы Пенсионным фондом ошибочно уплачена государственная пошлина, которая подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 21 декабря 2017 года по делу N А55-19895/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и Шигонском районах Самарской области (ОГРН 1056325022742, ИНН 6325036635), г. Сызрань, Самарская область, из федерального бюджета ошибочно уплаченную по платежному поручению от 15 января 2018 года N 79807 государственную пошлину в размере 3000 (Три тысячи) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.