Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 мая 2018 г. N Ф02-1969/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
06 марта 2018 г. |
Дело N А78-17608/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 06 марта 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бушуевой Е.М., судей Капустиной Л.В., Скажутиной Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бабкиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства обороны Российской Федерации и Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 13 июня 2017 года по делу N А78-17608/2016 по иску некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта имущества в многоквартирных домах в Республике Бурятия" к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации", Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации о взыскании 3 872 947, 38 руб.
(суд первой инстанции: судья Малышев Л.В.)
при участии в судебном заседании:
от ответчика - Министерства обороны Российской Федерации: Румянская О.Н., по доверенности от 22.12.2016.
от ответчика - Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации": Румянская О.Н., по доверенности от 09.01.2018.
установил:
Акционерное общество Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта имущества в многоквартирных домах в Республике Бурятия" (далее - истец, некоммерческая организация) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик, ФГКУ "СибТУИО", учреждение) о взыскании взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в размере 3 872 947 руб. 38 коп. за период с ноября 2014 года по сентябрь 2016 года.
Определением суда первой инстанции от 30.03.2017 привлёк к участию в деле в качестве второго субсидиарного ответчика Российскую Федерацию в лице министерства обороны Российской Федерации (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 13.06.2017 заявленные требования удовлетворены, с учреждения, а при недостаточности у него средств субсидиарно с Российской Федерации в лице министерства в пользу некоммерческой организации взысканы 3872947 руб. 38 коп. задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт, распределены судебные расходы.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, министерство и учреждение обратились в суд апелляционной инстанции с апелляционными жалобами, в которых просят его отменить и отказать в удовлетворении требований.
Министерство в своей жалобе указывает, что в силу приведенных положений гражданского законодательства собственник имущества казенного предприятия несет ответственность по обязательствам основного должника исключительно при условии недостаточности имущества у основного должника для покрытия всей суммы обязательств, тогда как истец принял не все меры для взыскания долга с основного должника, следовательно не доказал отсутствия возможности такого взыскания.
По мнению учреждения, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, однако, учреждение не является собственником помещений, по которым взыскана задолженность, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения иска.
ФГКУ "СибТУИО" указывает, что в соответствии с пунктом 14 Устава учреждение не несет ответственности по обязательствам учредителя, лимиты бюджетных обязательств на данные виды деятельности по смете министерства не предусмотрены и не выделяются, учреждению, как правообладателю жилых помещений, полномочия по оплате расходов по содержанию жилых помещений и коммунальных услуг не переданы, что также ялвется основанием к отказу в иске.
О месте и времени судебного заседания истец извещен надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционных жалоб и отзыва истца на жалобы, выслушав представителя ответчиков, изучив материалы дела, оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Истец в обоснование иска указал на следующее.
05.11.2013 Народным Хуралом Республики Бурятия принят Закон Республики Бурятия от 14.11.2013 N 53-V "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Бурятия" (далее - Закон N 53-V).
Во исполнение статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", в целях создания условий по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Бурятия, а также реализации иных функций в сфере жилищно-коммунального хозяйства Республики Бурятия Правительством Республики Бурятия вынесено Постановление от 07.03.2014 N 93 "О создании некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республики Бурятия".
Некоммерческая организация зарегистрирована в МРИ ФНС России N 2 по РБ 30.04.2014 как некоммерческая организация (ОГРН 1140327006951), осуществляющая функции регионального оператора Республики Бурятия.
Данные нормативные акты регулируют деятельность регионального оператора, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Бурятия.
Согласно статье 4 Закона Республики Бурятия от 26.10.1994 N 47-1 "О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Бурятия, актов Главы Республики Бурятия, Народного Хурала Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия, решений судов по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов" официальным опубликованием законов Республики Бурятия, актов Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия считается первая публикация их полного текста в газетах "Бурятия", "Буряад Унэн" или в Собрании законодательства Республики Бурятия или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), официальном портале органов государственной власти Республики Бурятия в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.egov-buryatia.ru). Региональная программа была утверждена Постановлением Правительства Республики Бурятия от 28.02.2014 N 77 (далее - Постановление N 77) об утверждении Республиканской программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Бурятия на 2014 - 2043 годы". Региональная программа была опубликована на официальном Интернет- портале Правительства Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru, 28.02.2014, "Собрание законодательства Республики Бурятия", N 1-2(178-179), 2014. Постановление N 77 вступило в силу 28.02.2014, со дня его официального опубликования.
Таким образом, обязанность собственников по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома возникла с 01.11.2014.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 31.10.2014 N 540 установлены минимальные размеры взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Бурятия на 2014 и 2015 годы.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 30.12.2015 N 680 установлены минимальные размеры взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Бурятия на 2016 год.
Размер взноса зависит от площади помещения, а также от степени благоустройства дома, в котором находится данное помещение. Для расчета задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества применяется тариф для многоквартирных домов за 1 квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме.
У учреждения спорные дома находятся на праве оперативного управления. Учреждение обязанность по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт не исполнило, что подтверждается расчетом начисления образовавшейся задолженности.
В порядке досудебного урегулирования спора учреждению была направлена претензия (исх. N 2377/06-16 от 05.09.2016), которая не была удовлетворена ответчиком.
В связи с не исполнением учреждением своих обязательств по оплате взносов на капитальный ремонт за квартиры находящиеся в его оперативном управлении, истец обратился с иском в суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, руководствовался статьями 36, 39, 158, 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 210, 216, 296, 298, 123.22, 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Республики Бурятия от 28.02.2014 N 77 об утверждении Республиканской программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Бурятия на 2014 -2043 годы", Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", статьями 158, 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьей 249 этого же Кодекса каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В силу пунктов 1, 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В силу требований пункта 2 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе взнос на капитальный ремонт.
Как следует из части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Таким образом, собственник жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества.
В пункте 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. Право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у него с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решениями собственника (пункт 1 статьи 299 Кодекса).
Региональная программа была утверждена постановлением Правительства Республики Бурятия от 28.02.2014 N 77 (далее - Постановление N 77) об утверждении Республиканской программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Бурятия на 2014 - 2043 годы".
Региональная программа была опубликована на официальном Интернет-портале Правительства Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru, 28.02.2014, "Собрание законодательства Республики Бурятия", N 1-2(178-179), 2014.
Постановление N 77 вступило в силу 28.02.2014, со дня его официального опубликования.
Таким образом, обязанность собственников по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома возникла с 01.11.2014.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 31.10.2014 N 540 установлены минимальные размеры взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Бурятия на 2014 и 2015 годы.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 30.12.2015 N 680 установлены минимальные размеры взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Бурятия на 2016 год.
С учетом того, что учреждение владеет спорными помещениями на праве оперативного управления, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, учреждение обязательства, установленные Жилищным кодексом Российской Федерации, не исполнил, оплату взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов, где находятся спорные квартиры, не произвел, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы учреждения и в части того, что право оперативного управления было зарегистрировано на часть спорных помещений в 2014, 2015 году в силу следующего.
Из выписки из ЕГРЮЛ на учреждение следует, что ФГКУ "СибТУИО" является правопреемником Квартирно-эксплуатационной части Кяхтинского района (т. 1, л.д. 113).
В соответствии с Приказом Министра Обороны Российской Федерации от 17.12.2010 N 1871 ФГКУ "СибТУИО" было реорганизовано путем присоединения к нему федеральных государственных учреждений.
Перечень присоединяемых учреждений указан в части 1 Устава учреждения.
Согласно последнему абзацу пункта 1 Устава учреждения последний является универсальным правопреемником прав и обязанностей присоединяемых учреждений.
Согласно имеющимся в материалах дела выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним основанием для государственной регистрации права оперативного управления являлся передаточный акт присоединении федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации от 01.04.2011.
Таким образом, фактически во владение, пользование и распоряжение (в пределах своих полномочий) учреждения жилые и нежилые помещения поступили 01.04.2011, соответственно, и весь период времени с момента передачи до момента государственной регистрации права оперативного управления находилось во владении, пользовании и распоряжении учреждения, в связи с чем, учреждение должно нести обязанность по уплате взносов на капительный ремонт.
Суд первой инстанции обоснованно в порядке субсидиарной ответственности удовлетворил требования к министерству на основании пункта 4 статьи 123.22, 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта 31 пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082.
Доводы министерства о том, что иск к нему удовлетворен необоснованно, поскольку истец не исчерпал возможности для взыскания денежных средств с учреждения, не принимаются судом апелляционной инстанции как противоречащие установленным судом фактическим обстоятельствам.
Суд апелляционной инстанции относится критически к доводу учреждения о том, что право собственности у него отсутствует, поэтому нет оснований для удовлетворения иска, как противоречащий выше приведенным нормам права.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут быть приняты судом апелляционной инстанции в качестве основания для отмены или изменения решения арбитражного суда, поскольку выводов суда первой инстанции они не опровергают, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании дела у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого решения.
В связи с предоставленной заявителю апелляционной жалобы отсрочки уплаты государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции до вынесения судебного акта по существу спора, на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом результата рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, с учреждения в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3 000 руб.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 13 июня 2017 года по делу N А78-17608/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации" (ОГРН 1037550010519, ИНН 7536029036) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3 000 (три тысячи) рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.М. Бушуева |
Судьи |
Л.В. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-17608/2016
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 мая 2018 г. N Ф02-1969/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта имущества в многоквартирных домах в Республике Бурятия"
Ответчик: Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
Третье лицо: Министерство обороны РФ