г. Москва |
|
05 марта 2018 г. |
Дело N А40-183666/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 марта 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова В.И.,
судей: |
Яковлевой Л.Г., Вигдорчика Д.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Мамедовым Э.М., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Росреестра по г.Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.12.2017 по делу N А40-183666/17, принятое судьей Сизовой О.В.,
по заявлению АО "Корпорация "Фазотрон-НИИР" к Управлению Росреестра по Москве
третье лицо: АО "МРЗ "Темп"
о признании незаконным решения, обязании осуществить государственную регистрацию договора аренды на объект недвижимого имущества
при участии:
от заявителя: |
Минниахметова И.Д. по доверенности от 17.01.2017; |
от заинтересованного лица: |
Шамдинова А.М. по доверенности от 15.02.2018; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
АО "Корпорация "Фазотрон-НИИР" (далее- общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве о признании незаконным решения от 07.09.2017 N 77/011/223/2017-4211 о приостановлении государственной регистрации договора аренды на объект недвижимого имущества по адресу: г.Москва, Кавказский бульвар, д. 59 от 03.07.2017 и обязании осуществить государственную регистрацию договора аренды на объект недвижимого имущества по адресу: г. Москва, Кавказский бульвар, д. 59 от 03.07.2017.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 04.12.2017 требования общества удовлетворены: признано недействительным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по г.Москве от 07.09.2017 N 77/0011/223/2017-4211 о приостановлении государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества по адресу: г.Москва, Кавказский бульвар, д.59 от 03.06.2017; суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по г.Москве восстановить нарушенные права заявителя в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу.
Росреестр по г.Москве не согласился с принятым судом решением, обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Через канцелярию суда поступили отзывы заявителя и третьего лица, в которых они просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Росреестра по г.Москве доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней, просил отменить решение суда.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая ее необоснованной, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда судом апелляционной инстанции проверены в соответствии со ст. ст.123, 156, 266, 268 АПК РФ в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
В апелляционной жалобе Росреестр по г.Москве оспаривает выводы суда первой инстанции о том, что для кадастрового учета передаваемой в аренду части помещения не требуется предоставления технического плана, основанием для кадастрового учета в этом случае является сам договор аренды, в котором содержатся необходимые для внесения в ЕГРН сведения об объекте недвижимости. Полагает, что данные выводы суда являются ошибочными и основаны на неправильном применении ст. ст. 14, 24, 44 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Заявителем указано, что 03.07.2017 между АО "МРЗ "Темп" и АО "Корпорация "Фазотрон-НИИР" заключен договор аренды объектов недвижимого имущества N 0077/1, расположенных по адресу: г. Москва, бульвар Кавказский, д.59, общей площадью 2937, 06 кв.м.
29.08.2017 заявителем подан комплект документов на государственную регистрацию договора аренды.
07.09.2017 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее- ответчик) было принято решение N 77/011/223/2017-4211 о приостановлении государственной регистрации договора аренды на объект недвижимого имущества по адресу: г. Москва, бульвар Кавказский, д.59.
Основанием для приостановления явилось то, что заявитель не представил документальные основания для проведения кадастрового учета- часть 5 статьи 44 и пункт 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд.
Судом первой инстанции правильно установлено, что срок на обжалование ненормативных актов, установленный п. 4 ст. 198 АПК РФ заявителем не пропущен.
Согласно ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, процессуальный закон устанавливает наличие одновременно двух обстоятельств, а именно, не соответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно ч.12 ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
Из материалов дела следует, что 03.07.2017 между АО "МРЗ "Темп" (далее- заинтересованное лицо) и АО "Корпорация "Фазотрон-НИИР" (далее- заявитель) заключен договор аренды объектов недвижимого имущества N 0077/1 (далее- договор аренды), расположенных по адресу: город Москва, Кавказский бульвар, дом 59 (кадастровый номер 77:05:0003008:1019), общей площадью 2937,06 кв.м.
Согласно п.1 ст.131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно п. 2 ст. 609 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
29.08.2017 заявителем подан комплект документов на государственную регистрацию договора аренды, что подтверждается описью документов, принятых для оказания государственных услуг 77/011/223/2017-4211.
В соответствии с уведомлением от 07.09.2017 N 77/011/223/2017-4211 осуществление государственной регистрации договора аренды приостановлено на основании ч2. ст.26 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ Закона о государственной регистрации недвижимости, на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца.
В силу п.5. ч.1. ст.26 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу п.п.2 п.2 ст.14 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ о государственной регистрации недвижимости основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);
7.1) схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
В соответствии со ст.18 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ о государственной регистрации недвижимости, заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования:
1) в форме документов на бумажном носителе - посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через многофункциональный центр (далее - личное обращение), посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (далее - почтовое отправление);
2) в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, - с использованием информационно- телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - единый портал) или официального сайта с использованием единой системы идентификации и аутентификации (далее также - отправление в электронной форме).
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Отказ в приеме заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов не допускается, за исключением случая, указанного в части 15 настоящей статьи.
В случае представления заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов в форме документов на бумажном носителе посредством личного обращения в их приеме должно быть отказано непосредственно в момент представления таких заявления и документов, если не установлена личность лица, обратившегося за осуществлением государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе не предъявлен документ, удостоверяющий личность такого лица, или лицо, представляющее заявление и прилагаемые к нему документы, отказалось предъявить документ, удостоверяющий его личность.
При этом, судом первой инстанции правомерно принято во внимание, что в силу ч. 5 ст. 44 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ о государственной регистрации недвижимости, если в аренду передается часть здания или сооружения, право на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, в частности блок-секция, подъезд, помещение, в том числе, в виде этажа, нескольких этажей, совокупность имеющих общие строительные конструкции комнат (смежные комнаты в помещении), расположенных в пределах этажа (этажей), государственный кадастровый учет такой части здания или сооружения осуществляется одновременно с государственной регистрацией договора аренды на такую часть здания или сооружения без соответствующего заявления. В случае передачи в аренду части здания или сооружения государственная регистрация прекращения права на здание или сооружение и снятие таких здания или сооружения с государственного кадастрового учета не осуществляются.
Таким образом, необходимость представления дополнительных доказательств, заявлений законом не установлена, что свидетельствует о неправомерности вывода ответчика.
Судом первой инстанции верно указано, что право на объект недвижимости зарегистрировано в ЕГРП. Материалы регистрационного дела содержат данные позволяющие индивидуализировать передаваемый объект недвижимости по договору аренду. Доказательства обратного ответчиком не представлено.
В соответствии с договором аренды объектов недвижимого имущества от 03.07.2017 N 0077/1 АО "МРЗ "Темп" передает заявителю во временное владение и пользование (в аренду) недвижимое имущество, расположенное по адресу город Москва, Кавказский бульвар, дом 59 (кадастровый номер 77:05:0003008:1019), общей площадью 2937,06 кв.м.
Заявитель обратился в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации договора аренды, предметом которого является аренда части помещений на третьем этаже, помещения XIV в здании, расположенном по адресу: город Москва, Кавказский бульвар, дом 59 (кадастровый номер здания: 77:05:0003008:1019).
План арендуемых площадей, с границами арендуемых объектов, выделенными путем штрихования, согласован сторонами договора аренды в приложении N 2 к договору аренды.
Все характеристики и описание объектов аренды приведены в приложении N 1 к договору аренды.
В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" стороны вправе заключить такой договор аренды, по которому в пользование арендатору предоставляется не вся вещь в целом, а только ее отдельная часть.
В пункте 9 Постановления от 17.11.2011 N 73 Пленум ВАС также указал, что по смыслу пунктов 2 и 3 статьи 26 и пункта 10 статьи 33 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" представление на государственную регистрацию договора аренды кадастрового паспорта на обременяемое арендой недвижимое имущество необходимо лишь в случае, если такой паспорт ранее не был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.
При этом, если права на указанные недвижимые вещи (земельные участки, здания, сооружения, помещения) ранее были зарегистрированы за арендодателем, на государственную регистрацию договора аренды может быть представлен подписанный сторонами документ, содержащий графическое и/или текстуальное описание той части недвижимой вещи, пользование которой будет осуществляться арендатором (в том числе с учетом данных, содержащихся в кадастровом паспорте соответствующей недвижимой вещи).
Право на целый объект зарегистрировано 25.07.2002, номер государственной регистрации 77-01/04-228/2002-749 за заинтересованным лицом, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Согласно п.9 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, учет переданной в пользование части объекта недвижимости является правом, а не обязанностью собственника или иного лица, в пользу которых установлены или устанавливаются ограничения (обременения) вещных прав на такие объекты недвижимости.
Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о таких частях недвижимости не является препятствием для осуществления государственной регистрации договора аренды части здания (помещения). В п.3 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" изложен исчерпывающий перечень основания для одновременного осуществления кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Между тем ни одно из изложенных оснований не относится к объекту аренды согласно договору аренды.
В связи с изложенным суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необоснованности решения Управления о приостановлении осуществлении государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества от 03.07.2017 N N 0077/1 заключенного между АО "Корпорация "Фазотрон-НИИР" и АО "МРЗ "Темп" изложенного в уведомлении от 07.09.2017 N 77/011/223/2017-4211.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в данном случае имеется совокупность оснований для удовлетворения заявленных требований.
Заявителем жалобы не представлены в материалы дела надлежащие и бесспорные доказательства в обоснование своей позиции, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта.
Решение суда законно и обоснованно. Оснований для его отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 04.12.2017 по делу N А40-183666/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.И. Попов |
Судьи |
Л.Г. Яковлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-183666/2017
Истец: АО "КОРПОРАЦИЯ "ФАЗОТРОН-НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ РАДИОСТРОЕНИЯ", АО "Корпорация "Фазотрон-НИИР"
Ответчик: Росреестр по г.Москве, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: АО "МОСКОВСКИЙ РАДИОЗАВОД "ТЕМП"