г. Воронеж |
|
10 сентября 2007 г. |
Дело N А64-7956/06-15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.09.2007 г.
Полный текст постановления изготовлен 10.09.2007 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Осиповой М.Б.,
судей: Скрынникова В.А.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания Кустовой Н.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции ФНС России по г. Тамбову на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 05.03.2007 года по делу N А64-7956/06-15 (судья Михеева Е.И.) по заявлению МУП "Тамбовпассажиртранс" к Инспекции ФНС России по г. Тамбову о признании незаконным ее решения от N 21470 от 16.08.2006 г. о взыскании налога, сбора и требования N 3903 об уплате налога по состоянию на 10.07.2006 г.
при участии в заседании:
от Инспекции ФНС России по г. Тамбову: представители не явились, извещены о месте и времени судебного заседания в установленном законом порядке,
от МУП "Тамбовпассажиртранс": представители не явились, извещены о месте и времени судебного заседания в установленном законом порядке.
УСТАНОВИЛ:
МУП "Тамбовпассажиртранс" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Инспекции ФНС России по г. Тамбову (далее - ИФНС России по г. Тамбову, Инспекция) о признании незаконным ее решение N 21470 от 16.08.2006 г. о взыскании налога, сбора, а также пеней по состоянию на 10.07.2006 г. (с учетом уточненных требований).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 05.03.2007 года по делу N А64-7956/06-15 заявленные требования Предприятия удовлетворены. Решение ИФНС России по г. Тамбову о взыскании налога, сбора за счет денежных средств на счетах в банке N 21470 от 16.08.2006 г. признано незаконным.
Инспекция не согласилась с данным решением и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В судебное заседание не явились ИФНС России по г. Тамбову и МУП "Тамбовпассажиртранс", которые извещены о месте и времени судебного заседания в установленном законом порядке.
На основании ст.ст. 123, 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривалось в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит изменению в виду следующего.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Тамбовской области от 17.01.2006 г. в отношении предприятия введена процедура - наблюдение, решением Арбитражного суда Тамбовской области от 27.06.2006 г. МУП "Тамбовпассажиртранс" признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство.
Инспекцией в адрес МУП "Тамбовпассажиртранс" было направлено требование N 3903 об уплате налога по состоянию на 10.07.2006 г. со сроком исполнения 31.07.2006 г., которое включало в себя недоимку по налогам и сборам в сумме 2 928 885 руб. 30 коп. и пени в размере 1 885 912 руб. 28 коп.
В связи с неисполнением указанного требования, Инспекцией вынесено решение N 21470 от 16.08.2006 г. о взыскании налога, сбора, пени за счет денежных средств налогоплательщика недоимки по налогам в сумме 2 928 885 руб. 30 коп. и пени в размере 1 885 912 руб. 28 коп. на общую сумму 4 814 797 руб. 58 коп.
Признавая незаконным оспариваемое решение ИФНС России по г. Тамбову, суд первой инстанции исходил из того, что задолженность в размере 4 814 797,58 руб.(2 531 664,30 руб. налога и 1 885 912,28 руб включена в реестр требований кредиторов Предприятия, в силу чего не может быть взыскана в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.
Недоимка по НДС в размере 397 054 образовалась по декларации за май 2006 г. со сроком уплаты 20.06.2006 г.
Недоимка по НДС в размере 167 руб. образовалась по уточненной декларации за март 2006 г., представленной Предприятием 19.06.2006 г. по сроку уплаты 20.04.2006 г.
При этом суд первой инстанции сослался на положения п.4 ст.142 Закона о банкротстве, согласно которому требования, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Суд первой инстанции указал также, что вопрос о взыскании с предприятия налогов должен решаться не налоговым органом в бесспорном порядке, а самим конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции в следующей части.
В соответствии с положениями ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя на счетах в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
Инкассовое поручение (распоряжение) на перечисление налога в соответствующий бюджет и (или) внебюджетный фонд направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.
Статьей 5 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) определено, что под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.
Исходя из правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ изложенной в п.4 постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 г. N 29 требования налоговых органов, в чью компетенцию входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи) удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).
Как указано в п. 11 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 25 при решении вопроса о порядке исполнения текущих требований налоговых органов по обязательным платежам (за исключением возникших после признания должника банкротом) судам надлежит учитывать, что эти требования удовлетворяются вне рамок дела о банкротстве в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Осуществление принудительного исполнения указанных требований по обязательным платежам за счет денежных средств должника путем вынесения налоговым органом соответствующего решения и направления в банк инкассового поручения на перечисление налога (сбора) допускается в любой процедуре банкротства. Закон о банкротстве не содержит положений, исключающих возможность взыскания в бесспорном порядке текущей задолженности по налогам (сборам) в какой-либо процедуре банкротства или предписывающих приостановление данного исполнения.
Исключение из данного правила составляют лишь требований об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства ( п.13 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 г. N 25).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 3 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 15.12.2004 г. N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" платежи по обязательствам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом, независимо от смены процедуры банкротства относятся к текущим платежам.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в п.8 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 г. N 25 при решении вопроса о моменте возникновения обязательного платежа для целей отнесения соответствующих требований к текущим или подлежащим включению в реестр требований кредиторов следует учитывать, что датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с решением Арбитражного суда Тамбовской области от 27.06.2006 г. предприятие было признано банкротом и в отношении него было открыто конкурсное производство.
Судом первой инстанции также установлено, что сумма платежей по НДС в размере 167 руб. за март 2006 г. образовалась в период наблюдения, что подтверждается уточненной налоговой декларацией по НДС за март 2006 г. по сроку - 20.04.2006 г., сумма по НДС в размере 397 054 руб. за май 2006 г. образовалась в период наблюдения, что подтверждается налоговой декларацией за май 2006 г.
Таким образом, период возникновения вышеуказанных платежей приходится на период после даты введения в отношении МУП "Тамбовпассажиртранс" процедуры наблюдения (17.01.2006 г.) до даты введения конкурсного производства (27.06.2006 г.). Следовательно, данные платежи относятся к текущим и подлежат взысканию вне рамок дела о банкротстве.
Следовательно, суд первой инстанции, признавая незаконным оспариваемое решение Инспекции в полном объеме, неправильно применил нормы материального права.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Тамбовской области от 05.03.2007 года по делу N А64-7956/06-15 подлежит изменению в части.
Решение ИФНС России по г. Тамбову N 21470 от 16.08.2006 г. следует признать незаконным в части взыскания недоимки по налогам в сумме 2 531 664 руб. 30 коп. и пени в сумме 1 885 912 руб. 28 коп.
В остальной части решение суда следует оставить без изменения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
В соответствии с пунктом 47 статьи 2 и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" с 01.01.2007 признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 Кодекса, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился из бюджета.
Таким образом, с 01.01.2007 подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 г. N 117).
Руководствуясь ст.ст. 110, 112, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 05.03.2007 года по делу N А64-7956/06-15 в части признания незаконным решения ИФНС России по г. Тамбову N 21470 от 16.08.2006 г. изменить.
Признать незаконным решение ИФНС России по г. Тамбову N 21470 от 16.08.2006 г. в части взыскания недоимки по налогам в сумме 2 531 664 руб. 30 коп. и пени в сумме 1 885 912 руб. 28 коп.
В остальной части решение Арбитражного суда Тамбовской области от 05.03.2007 г. по делу N А64-7956/06-15 оставить без изменения.
Взыскать с МУП "Тамбовпассажиртранс" в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 руб.
На взыскание госпошлины выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.
Председательствующий судья |
М.Б. Осипова |
Судьи |
В.А. Скрынников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-7956/2006
Истец: МУП "Тамбовпассажиртранс", МУП "Тамбовский пассажирский транспорт"
Ответчик: Инспекция ФНС РФ по г. Тамбову
Третье лицо: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. ТАМБОВУ, ИФНС России по г.Тамбову