г. Томск |
|
26 февраля 2018 г. |
Дело N А45-14890/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2018 г.
Полный текст постановления изготовлен 26 февраля 2018 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.А. Скачковой,
судей Л.А. Колупаевой, А.Ю. Сбитнева,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.В. Карташовой с использованием средств аудиозаписи,
при участии в заседании:
от заявителя - В.В. Потапов по доверенности от 30.03.2017, паспорт; В.В. Городнянская по доверенности от 02.02.2018, паспорт,
от заинтересованного лица - В.С. Ковалева по доверенности от 30.11.2017, удостоверение; О.С. Концюс по доверенности от 29.12.2017, удостоверение,
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Новосибирской таможни
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 05 декабря 2017 г. по делу N А45-14890/2017 (судья А.В. Хорошилов)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Джой Глобал", п. Калачево, Прокопьевский район, Кемеровская область (ОГРН 1025201256177, ИНН 4211010319)
к Новосибирской таможне, г. Новосибирск (ОГРН 1025400531584, ИНН 5406017276)
о признании незаконным решения об отказе в возврате денежного залога, изложенного в письме от 16.05.2017 N 11-01-16/06926,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Джой Глобал" (далее - заявитель, общество, ООО "Джой Глобал") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Новосибирской таможне (далее - таможенный орган, таможня) о признании незаконным решения об отказе в возврате денежного залога, изложенного в письме от 16.05.2017 N 11-01-16/06926 (далее - оспариваемое решение) и обязании таможенного органа устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества путем возврата денежного залога, внесенного по таможенным декларациям NN 10909050/271016/0020942, 10909050/311016/0021153, 10909050/111116/0022031, 10909050/291116/0023345, 10909050/301116/0023391, 10909050/011216/0023479, 10909050/071216/0023989, 10909050/261216/0025586, 10909050/261216/0025644, 10909050/271216/0025711.
Решением суда от 05.12.2017 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, таможня обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, постановить по делу новое решение, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что товары выпущены условно, то есть ООО "Джой Глобал" представлено обеспечение уплаты таможенных платежей, при этом ООО "Джой Глобал" не исполнены обязательства по представлению сертификатов о происхождении товаров, в связи с чем в возврате денежного залога отказано обществу. Кроме того указывает на несоответствие заявленных сведений о стране происхождения, указанных заявителем в спорных декларациях на товары и идентичных товаров, ввозимых декларантом по другим декларациям. Апеллянта ссылается на то, что решения о стране происхождении товаров не принимались, дополнительная проверка о стране происхождения еще не завершена. Также полагает, что суд первой инстанции вышел за рамки предъявленных требований.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. По мнению заявителя, решение суда законно и обоснованно. Подробно доводы изложены в отзыве на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представители апеллянта поддержали апелляционную жалобу по основаниям, в ней изложенным.
Представители общества просили в удовлетворении жалобы отказать, считают решение суда законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей таможни и общества, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Джой Глобал" поданы в таможенный орган декларации на товары N 10609050/271016/0020942, 10609050/311016/0021153, 10609050/111116/0022031, 10609050/291116/0023345, 10609050/301116/0023391, 10609050/011216/0023479, 10609050/071216/0023989, 10609050/261216/0025586, 10609050/261216/0025644, 10609050/271216/0025711 (далее - ДТ), по которым продекларированы товары: подшипники качения роликовые, сферические, конические, различных артикулов, страны происхождения: Швеция, США, Индия, Великобритания, Германия, Япония, Мексика, Италия, Румыния.
Сведения о стране происхождения товаров заявлены декларантом в графе 34 ДТ.
В качестве документов, подтверждающих страну происхождения товаров, заявителем в таможенный орган представлены декларации о стране происхождения товаров от 28.10.2016, от 31.10.2016, от 10.11.2016, от 20.10.2016, от 23.11.2016, от 07.10.2016, от 10.11.2016, от 07.11.2016, от 29.11.2016, от 29.11.2016, выданные иностранным поставщиком (отправителем) товаров.
Таможенный орган не признал указанные декларации о происхождении товаров достаточными для таможенных целей и осуществил выпуск ввезенных товаров под обеспечение уплаты таможенных платежей, внесенного заявителем по таможенным распискам N ТР-6367636, ТР-6367681, ТР-6367786, ТР-6367789, ТР-6367633, ТР-6367788, ТР-6367802, ТР-6367857, ТР-6367859, ТР-6367863 на общую сумму 3740406,01 руб.
Не согласившись с данными действиями таможенного органа, заявитель 28.04.2017 обратился в таможенный орган с заявлением о возврате денежного залога.
Таможенный орган письмом от 16.05.2017 N 11-01-16/06926 отказал заявителю в возврате денежного залога в связи с неисполнением обязательств, обеспеченных денежным залогом, поскольку отсутствует документальное подтверждение страны происхождения продекларированных товаров.
Полагая, что вынесенное таможенным органом решение, оформленное письмом от 16.05.2017 N 11-01-16/06926, является незаконным и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, обществом обратилось в суде с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что решение не соответствует положениям статьи 59 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС, Кодекс), статьи 149 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ), нарушение прав и законных интересов общества оспариваемым решением следует из его существа, как предполагающего возложение дополнительной финансовой обязанности на общество при осуществлении им предпринимательской деятельности.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Из содержания приведенных правовых норм вытекает, что удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.
С 01.07.2010 на территории Российской Федерации введен в действие Таможенный кодекс Таможенного союза (далее - ТК ТС, Кодекс). В соответствии с пунктом 1 статьи 366 ТК ТС данный Кодекс применяется к отношениям, регулируемым таможенным законодательством таможенного союза и возникшим со дня вступления его в силу.
В силу пунктов 1, 2 статьи 181 ТК ТС при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары. В декларации на товары указываются сведения об исчислении таможенных платежей, в том числе применение льгот по уплате таможенных платежей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 58 ТК ТС определение страны происхождения товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров.
Согласно части 1 статьи 109 Федерального закона N 311-ФЗ определение страны происхождения товаров, происходящих из государств, не являющихся членами Таможенного союза, при их ввозе в Российскую Федерацию, осуществляется в соответствии с Соглашением о единых правилах определения страны происхождения товаров и главой 7 ТК ТС.
Страна происхождения товаров определяется декларантом, а в случаях, установленных этим Законом, таможенным органом. Страна происхождения товаров заявляется декларантом таможенному органу при таможенном декларировании товаров. Происхождение товаров из заявляемой декларантом страны происхождения товаров должно быть документально подтверждено в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза (часть 3 статьи 109 Федерального закона N 311-ФЗ).
Таможенные органы в соответствии со статьей 110 Федерального закона N 311-ФЗ осуществляют контроль правильности определения страны происхождения товаров в целях обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в случаях, когда применение таких мер зависит от страны происхождения товаров, до и после выпуска товаров.
В статье 59 ТК ТС установлено, что в подтверждение страны происхождения товаров таможенный орган вправе требовать представления документов, подтверждающих страну происхождения товаров. Документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.
Согласно статье 60 ТК ТС декларация о происхождении товара представляет собой заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или отправителем в связи с вывозом товаров, при условии, что в нем указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения товаров. В качестве такой декларации используются коммерческие или любые другие документы, имеющие отношение к товарам.
Если в декларации о происхождении товара сведения о стране происхождения товаров основаны на иных критериях, чем те, применение которых предусмотрено международными договорами государств - членов таможенного союза, регулирующими вопросы правил определения страны происхождения товаров, страна происхождения товаров определяется в соответствии с критериями, определенными этими международными договорами.
В силу пункта 1 статьи 61 ТК ТС сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.
Если в сертификате о происхождении товара сведения о стране происхождения товаров основаны на иных критериях, чем те, применение которых предусмотрено международными договорами государств - членов таможенного союза, регулирующими вопросы правил определения страны происхождения товаров, страна происхождения товаров определяется в соответствии с критериями, определенными этими международными договорами.
Сертификат о происхождении товара представляется одновременно с таможенной декларацией и другими документами, представляемыми при помещении товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, под таможенную процедуру. При утрате сертификата принимается его официально заверенный дубликат (пункт 3 статьи 61 ТК ТС).
Согласно пункту 4 статьи 61 ТК ТС если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций.
При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения. Такое обращение не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при помещении товаров под таможенную процедуру (пункт 5 статьи 61 ТК ТС).
На основании пункта 1 статьи 62 ТК ТС при обнаружении признаков того, что заявленные сведения о стране происхождения товаров, которые влияют на применение ставок таможенных пошлин, налогов и (или) мер нетарифного регулирования, являются недостоверными, таможенные органы вправе потребовать представить документ, подтверждающий страну происхождения товаров.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии N 197 от 17.09.2013 "О продлении применения антидемпинговой меры в отношении подшипников качения (за исключением игольчатых), происходящих из Китайской Народной Республики и ввозимых (ввезенных) на единую таможенную территорию Таможенного союза", продлено до 20 января 2018 г. действие антидемпинговой меры, установленной Решением Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 г. N 705 "О мерах по защите экономических интересов производителей подшипников качения в Таможенном союзе". В отношении подшипников качения классифицируемых в соответствии с кодом ТН ВЭД ТС 8482 10 100 1, 8482 10 100 2, 8482 10 100 9, 8482 10 900 1, 8482 10 900 2, 8482 10 900 3, 8482 10 900 8, 8482 20 000 1, 8482 20 000 2, 8482 20 000 9, 8482 30 000 1, 8482 30 000 9, 8482 50 000 1, 8482 50 000 2, 8482 50 000 9, 8482 80 000 1, 8482 80 000 2, 8482 80 000 9, 8482 91 100 0, 8482 91 900 0, 8482 99 000 0 происходящих из Китайской Народной Республики, данный товара облагается антидемпинговой пошлиной. Размер ставки антидемпинговой пошлины составляет 41,5 % (для прочих производителей) от таможенной стоимости товара.
Таким образом, подшипники, классифицируемые указанными выше кодами, имеют ограничения к ввозу на территорию Таможенного союза, выпуск данных товаров возможен на территории Таможенного союза в случае подтверждения страны происхождения либо уплаты обеспечения таможенных пошлин.
Из материалов дела следует, что заявителем в таможенный орган поданы ДТ:
- ДТ N 10609050/271016/0020942, продекларированные товары ввезены по договору поставки N 129 от 12.11.2015, заключенному заявителем и компанией "JOY GLOBAL (AUS) UNDERGROUND PTY LIMITED" (Австралия), по авианакладной N 217-12264534 от 18.10.2016, отправитель "JOY GLOBAL (AUS) UNDERGROUND PTY LIMITED" (Австралия), в графе 34 ДТ указана страна происхождения товаров: по товару N 1 - IN (Индия), в графе 33 ДТ заявлен классификационный код 8482 20 000 9 ТН ВЭД, в подтверждение заявленных сведений о стране происхождения товаров заявителем представлена декларация о происхождении товаров от 07.10.2016, выданная иностранным контрагентом, сведения о данном документе заявлены в графе 44 ДТ;
- ДТ N 10609050/311016/0021153, продекларированные товары ввезены по договору поставки N 916 от 23.04.2014, заключенному заявителем и компанией "JOY GLOBAL SURFACE MINING INC.," (США), по авианакладной N 580-10833701 от 04.10.2016, отправитель "JOY GLOBAL SURFACE MINING INC.," (США), в графе 34 ДТ указана страна происхождения товаров: по товару N 1 - US (США), в графе 33 ДТ заявлен классификационный код 8482 20 000 9 ТН ВЭД, по товару N 2 - IN (Индия), в графе 33 ДТ заявлен классификационный код 8482 20 000 9 ТН ВЭД, по товару N 3 - SE (Швеция), в графе 33 ДТ заявлен классификационный код 8482 30 000 9 ТН ВЭД, по товару N 4 - US (США), в графе 33 ДТ заявлен классификационный код 8482 50 000 9 ТН ВЭД, в подтверждение заявленных сведений о стране происхождения товаров заявителем представлена декларация о происхождении товаров от 28.10.2016, выданная иностранным контрагентом, сведения о данном документе заявлены в графе 44 ДТ;
- ДТ N 10609050/111116/0022031, продекларированные товары ввезены по договору поставки N 923 от 30.05.2014, заключенному заявителем и компанией "JOY GLOBAL (UK) LIMITED" (Великобритания), по авианакладной N 580-09649360 от 26.10.2016, отправитель "JOY GLOBAL (UK) LIMITED" (Великобритания), в графе 34 ДТ указана страна происхождения товаров: по товару N 1 - GBR (Великобритания), в графе 33 ДТ заявлен классификационный код 8482 50 000 9 ТН ВЭД, по товару N 2 - DE (Германия), в графе 33 ДТ заявлен классификационный код 8482 50 000 9 ТН ВЭД, в подтверждение заявленных сведений о стране происхождения товаров заявителем представлена декларация о происхождении товаров от 20.10.2016, выданная иностранным контрагентом, сведения о данном документе заявлены в графе 44 ДТ;
- ДТ N 10609050/291116/0023345, продекларированные товары ввезены по договору поставки N 129 от 12.11.2015, заключенному заявителем и компанией "JOY GLOBAL (AUS) UNDERGROUND PTY LIMITED" (Австралия), по авианакладной N 217-12851333 от 21.11.2016, отправитель "JOY GLOBAL (AUS) UNDERGROUND PTY LIMITED" (Австралия), в графе 34 ДТ указана страна происхождения товаров: по товару N 11 - SE (Швеция), в графе 33 ДТ заявлен классификационный код 8482 30 000 0 ТН ВЭД, в подтверждение заявленных сведений о стране происхождения товаров заявителем представлена декларация о происхождении товаров от 10.11.2016, выданная иностранным контрагентом, сведения о данном документе заявлены в графе 44 ДТ;
- ДТ N 10609050/301116/0023391, продекларированные товары ввезены по договору поставки N 916 от 23.04.2014, заключенному заявителем и компанией "JOY GLOBAL SURFACE MINING INC.," (США), по авианакладной N 580-11575185 от 11.11.2016, отправитель "JOY GLOBAL SURFACE MINING INC.," (США), в графе 34 ДТ указана страна происхождения товаров: по товару N 1 - SE (Швеция), в графе 33 ДТ заявлен классификационный код 8482 30 000 9 ТН ВЭД, по товару N 2 - US (США), в графе 33 ДТ заявлен классификационный код 8482 25 000 9 ТН ВЭД, в подтверждение заявленных сведений о стране происхождения товаров заявителем представлена декларация о происхождении товаров от 31.10.2016, выданная иностранным контрагентом, сведения о данном документе заявлены в графе 44 ДТ;
- ДТ N 10609050/011216/0023479, продекларированные товары ввезены по договору поставки N 916 от 23.04.2014, заключенному заявителем и компанией "JOY GLOBAL SURFACE MINING INC.," (США), по авианакладной N 580-11575325 от 11.11.2016, отправитель "JOY GLOBAL SURFACE MINING INC.," (США), в графе 34 ДТ указана страна происхождения товаров: по товару N 1 - US (США), в графе 33 ДТ заявлен классификационный код 8482 20 000 9 ТН ВЭД, по товару N 2 - SE (Швеция) в графе 33 ДТ заявлен классификационный код 8482 30 000 9 ТН ВЭД, в подтверждение заявленных сведений о стране происхождения товаров заявителем представлена декларация о происхождении товаров от 10.11.2016, выданная иностранным контрагентом, сведения о данном документе заявлены в графе 44 ДТ;
- ДТ N 10609050/071216/0023989, продекларированные товары ввезены по договору поставки N 922 от 23.05.2014, заключенному заявителем и компанией "JOY GLOBAL UNDERGROUND MINING INC.," (США), по авианакладной N 580-115 7528 от 10.11.2016, отправитель "JOY GLOBAL UNDERGROUND MINING INC.," (США), в графе 34 ДТ указана страна происхождения товаров: по товару N 1 - JP (Япония), в графе 33 ДТ заявлен классификационный код 8482 50 000 9 ТН ВЭД, по товару N 2 - DE (Германия), в графе 33 ДТ заявлен классификационный код 8482 20 000 9 ТН ВЭД, по товару N 3 - MX (Мексика), в графе 33 ДТ заявлен классификационный код 8482 50 000 9 ТН ВЭД, по товарам N 4-8 - US (США), в графе 33 ДТ заявлен классификационный код 8482 50 000 9 ТН ВЭД, в графе 33 ДТ заявлен классификационный код 8482 20 000 9 ТН ВЭД, в графе 33 ДТ заявлен классификационный код 8482 20 000 9 ТН ВЭД, в графе 33 ДТ заявлен классификационный код 8482 99 000 0 ТН ВЭД, в графе 33 ДТ заявлен классификационный код 8482 99 000 0 ТН ВЭД, соответственно, по товару N 9 - IN (Индия), в графе 33 ДТ заявлен классификационный код 8482 99 000 0 ТН ВЭД, в подтверждение заявленных сведений о стране происхождения товаров заявителем представлена декларация о происхождении товаров от 07.11.2016, выданная иностранным контрагентом, сведения о данном документе заявлены в графе 44 ДТ.
- ДТ N 10609050/261216/0025586, продекларированные товары ввезены по договору поставки N 129 от 12.11.2015, заключенному заявителем и компанией "JOY GLOBAL (AUS) UNDERGROUND PTY LIMITED" (Австралия), по авианакладной N 217-12855286 от 13.12.2016, отправитель "JOY GLOBAL (AUS) UNDERGROUND PTY LIMITED" (Австралия), в графе 34 ДТ указана страна происхождения товаров: по товару N 1 - US (США), в графе 33 ДТ заявлен классификационный код 8482 20 000 9 ТН ВЭД, по товару N 2 - IN (Индия), в графе 33 ДТ заявлен классификационный код 8482 20 000 9 ТН ВЭД, в подтверждение заявленных сведений о стране происхождения товаров заявителем представлена декларация о происхождении товаров от 23.11.2016, выданная иностранным контрагентом;
- ДТ N 10609050/261216/0025644, продекларированные товары ввезены по договору поставки N 922 от 23.05.2014, заключенному заявителем и компанией "JOY GLOBAL UNDERGROUND MINING INC.," (США), по авианакладной N 580-11869421 от 13.12.2016, отправитель "JOY GLOBAL UNDERGROUND MINING INC.," (США), в графе 34 ДТ указана страна происхождения товаров: по товарам N 1, 3 - US (США), в графе 33 ДТ заявлен классификационный код 8482 99 000 0 ТН ВЭД, в графе 33 ДТ заявлен классификационный код 8482 10 900 8 ТН ВЭД, соответственно, по товарам N 2, 4 - JP (Япония), в графе 33 ДТ заявлен классификационный код 8482 50 000 9 ТН ВЭД, в графе 33 ДТ заявлен классификационный код 8482 10 900 8 ТН ВЭД, соответственно, по товару N 5 - AT (Австрия), в графе 33 ДТ заявлен классификационный код 8482 10 900 8 ТН ВЭД, по товару N 6 - DE (Германия), в графе 33 ДТ заявлен классификационный код 8482 50 000 9 ТН ВЭД, по товару N 7 - RO (Румыния), в графе 33 ДТ заявлен классификационный код 8482 20 000 9 ТН ВЭД, в подтверждение заявленных сведений о стране происхождения товаров заявителем представлена декларация о происхождении товаров от 29.11.2016, выданная иностранным контрагентом, сведения о данном документе заявлены в графе 44 ДТ;
- ДТ N 10609050/271216/0025711, продекларированные товары ввезены по договору поставки N 922 от 23.05.2014, заключенному заявителем и компанией "JOY GLOBAL UNDERGROUND MINING INC.," (США), по авианакладной N 580-11896990 от 13.12.2016, отправитель "JOY GLOBAL UNDERGROUND MINING INC.," (США), в графе 34 ДТ указана страна происхождения товаров: по товарам N 1, 2 - IN (Индия), в графе 33 ДТ заявлен классификационный код 8482 20 000 9 ТН ВЭД, в графе 33 ДТ заявлен классификационный код 8482 99 000 0 ТН ВЭД, соответственно, по товарам N 3 - IT (Италия), в графе 33 ДТ заявлен классификационный код 8482 99 000 0 ТН ВЭД, по товарам N 4, 5, 6 - US (США), в графе 33 ДТ заявлен классификационный код 8482 99 000 0 ТН ВЭД, в графе 33 ДТ заявлен классификационный код 8482 99 000 0 ТН ВЭД, в графе 33 ДТ заявлен классификационный код 8482 20 000 9 ТН ВЭД, соответственно в подтверждение заявленных сведений о стране происхождения товаров заявителем представлена декларация о происхождении товаров от 29.11.2016, выданная иностранным контрагентом.
Заявленные классификационные коды товаров по вышеуказанным ДТ попадают в список классификационных кодов, указанных в Решении Коллегии Евразийской экономической комиссии N 197 от 17.09.2013 "О продлении применения антидемпинговой меры в отношении подшипников качения (за исключением игольчатых), происходящих из Китайской Народной Республики и ввозимых (ввезенных) на единую таможенную территорию Таможенного союза".
Как указывалось выше, в качестве документов, подтверждающих страну происхождения товаров, заявителем в таможенный орган представлены декларации о происхождении товаров от 28.10.2016, от 31.10.2016, от 10.11.2016, от 20.10.2016, от 23.11.2016, от 07.10.2016, от 10.11.2016, от 07.11.2016, от 29.11.2016, выданные иностранными поставщиками (отправителями) товаров.
По мнению таможенного органа, товары выпущены условно, так как ООО "Джой Глобал" представлено обеспечение уплаты таможенных платежей до представления сертификатов происхождения товаров, при этом ООО "Джой Глобал" не исполнены обязательства по представлению сертификатов о происхождении товаров, в связи с чем в возврате денежного залога отказано обществу.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данные доводы, поскольку исходя из положений статей 59, 60, 61 ТК ТС страна происхождения товара может подтверждаться следующими видами документов: декларацией о происхождении товара или сертификатом о происхождении товара. При этом законодательством Таможенного союза не определен приоритет применения названных документов, следовательно, декларация о происхождении товара и сертификат о происхождении товара являются документами, имеющими равную юридическую силу.
Доказательств того, что представленные заявителем декларации о происхождении товаров не соответствуют требованиям законодательства, являются недостоверными, не содержат сведений, однозначно свидетельствующих о стране происхождении товара или сведения противоречивы, таможенным органом в материалы дела не представлено.
Также таможенным органом не доказано, что декларации о происхождении товаров, представленные заявителем в таможенный орган являются недостоверными в силу отсутствия в них критериев определения страны происхождения.
Отсутствие у иностранных контрагентов заявителя сертификатов происхождения товаров подтверждены письмами "Joy Global (UK) Ltd." от 13.10.2017, "Joy Global Surface Mining Inc" от 31.10.2017, "Joy Global Underground Mining LLC" от 31.10.2017, "Joy Global Australia" от 31.10.2017.
Таким образом, поскольку представленные ООО "Джой Глобал" декларации о происхождении товаров выданы иностранными поставщиками (отправителями) товаров, имеют непосредственное отношение к товару, а указанные в них сведения позволяют определить страну происхождения товара, то у таможенного органа отсутствовали основания для принятия решения об отказе в возврате (зачете) денежного залога, оформленного письмом от 16.05.2017 N 11-01-16/06926.
Иные доводы апеллянта о несоответствии заявленных сведений о стране происхождения, указанных заявителем в спорных декларациях на товары и идентичных товаров, ввозимых декларантом по другим декларациям, не принимаются судебной коллегией, поскольку заявителем декларировались товары с аналогичными артикулами, но других изготовителей и с другими товарными знаками.
Кроме того, в материалы дела предоставлены технические описания применения каждой модели подшипников, согласно которым артикулы являются внутренними цифробуквенными обозначениями в системе компании "JOY GLOBAL INC." и служат для обозначения подшипников с определенными техническими характеристиками. При этом одному артикулу могут соответствовать подшипники нескольких производителей, у которых производственные площади находятся в различных странах мира, в связи с чем, для подтверждения страны происхождения товаров, иностранным отправителем товаров прилагается декларация о стране происхождения товаров.
Исходя из сведений, указанных отправителем в декларации о стране происхождения товаров, декларантом заявляются соответствующие сведения в ДТ при таможенном декларировании.
В связи с изложенным, в различных ДТ могут быть указаны сведения о различных странах происхождения товаров с одним артикулом, поскольку данный артикул не определяется изготовителями товаров и не является идентифицирующим признаком подшипников, а используется только для внутреннего пользования в компании "JOY GLOBAL INC.".
Также подлежат отклонению доводы апеллянта о том, что решения о стране происхождении товаров не принимались, так как дополнительная проверка указанных обстоятельств еще не завершена.
Согласно части 4 статьи 110 Федерального закона N 311-ФЗ при обнаружении до выпуска товаров признаков, указывающих на то, что заявленные сведения о стране происхождения товаров, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов и (или) на применение мер нетарифного регулирования, могут быть недостоверными либо должным образом не подтвержденными, таможенный орган проводит дополнительную проверку. В рамках проведения дополнительной проверки таможенным органом могут быть запрошены дополнительные документы и сведения. Проведение дополнительной проверки не является основанием для отказа в выпуске товаров. Выпуск товаров осуществляется при условии уплаты таможенных пошлин, налогов либо обеспечения их уплаты в соответствии со статьей 63 ТК ТС.
При исполнении в полном объеме и (или) прекращении обязательства, обеспеченного денежным залогом, или если такое обязательство не возникло либо таможенным органом взамен денежного залога принято новое обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, денежный залог подлежит возврату, зачету в счет уплаты таможенных платежей или в счет авансовых платежей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (часть 4 статьи 145 Федерального закона N 311-ФЗ).
В пункте 1 части 1 статьи 149 Федерального закона N 311-ФЗ предусмотрено, что возврат денежного залога или его зачет в счет авансовых платежей (зачет) осуществляется таможенным органом на основании заявления лица, внесшего денежный залог (его правопреемника), в случае, если обязательство, обеспеченное денежным залогом, исполнено в полном объеме, прекращено либо не возникло.
Заявителем по таможенным распискам N ТР-6367636, ТР-6367681, ТР-6367786, ТР-6367789, ТР-6367633, ТР-6367788, ТР-6367802, ТР-6367857, ТР-6367859, ТР-6367863 внесены денежные средства в качестве обеспечения уплаты антидемпинговой пошлины, подлежащей взиманию с подшипников, происходящих из КНР.
Из материалов дела не следует, что таможенным органом были выявлены обоснованные признаки (кроме совпадения кода ТН ВЭД) указывающие на то, что страной происхождения ввезенных заявителем товаров является КНР.
Отсутствие в законодательстве Таможенного союза предельного срока проведения таможенным органом дополнительной проверки сведений о стране происхождения товаров не может служить основанием для отказа в возврате плательщику уплаченных сумм денежных залогов, если обязательства, обеспеченные указанными денежными залогами, были исполнены плательщиком в полном объеме.
Поскольку обязательства заявителя по подтверждению страны происхождения продекларированных товаров, обеспеченные денежным залогом, исполнены путем представления в таможенный орган деклараций о происхождении товаров, как при таможенном декларировании, так и повторно при подаче заявления о возврате денежного залога, то отказ в возврате денежного залога, изложенный в письме таможенного органа от 16.05.2017 N 11-01-16/06926, является незаконным.
По мнению апеллянта, суд первой инстанции вышел за рамки предъявленных требований.
Данные доводы основаны на ошибочном толковании норм процессуального права с учетом предмета рассматриваемого спора, поскольку в просительной части заявления ООО "Джой Глобал" в Арбитражный суд Новосибирской области сформулированы требования заявителя в порядке главы 24 АПК РФ, которые и были рассмотрены судом по существу и удовлетворены арбитражным судом первой инстанции в заявленном обществом виде.
Оценивая иные доводы апеллянта применительно к изложенным выше обстоятельствам апелляционный суд, с учетом перечисленных положений норм права, содержания оспариваемого решения и других доказательств, представленных в материалы настоящего дела, также приходит к выводу об отсутствии оснований для признания доводов апелляционной жалобы обоснованными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, на основании имеющихся в деле доказательств, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее по отдельности, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что указанные в оспариваемом решении обстоятельства таможенным органом не доказаны, правомерность его вынесения по тем основаниям, которые в нем изложена, не подтверждена.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что указанные в апелляционной жалобе обстоятельства таможней в рассматриваемой ситуации не доказаны.
Таким образом, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемых решений и о нарушении в данном случае прав и законных интересов заявителя являются обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение в обжалуемой части является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционных жалоб у суда апелляционной инстанции не имеется.
С учетом того, что заинтересованное лицо освобождено от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, судебные расходы по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не распределяются.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 05 декабря 2017 г. по делу N А45-14890/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Новосибирской таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Скачкова |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-14890/2017
Истец: ООО "ДЖОЙ ГЛОБАЛ"
Ответчик: Новосибирская таможня