г. Самара |
|
03 марта 2018 г. |
Дело N А55-22386/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 марта 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Кувшинова В.Е., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Санкта" - не явился, извещен,
от Администрации городского округа Самара - Бачинский Д.В., дов. от 09.01.2018 г.,
от Департамента градостроительства г.о. Самара - Бачинский Д.В., дов. от 16.01.2018 г.,
от Департамента управления имуществом г.о. Самара - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Санкта" на решение Арбитражного суда Самарской области от 11.12.2017 по делу N А55-22386/2017 (судья Агеенко С.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Санкта",
к Администрации городского округа Самара,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
- Департамента градостроительства городского округа Самара,
- Департамента управления имуществом городского округа Самара,
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Санкта" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Администрации городского округа Самара (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконным бездействия Администрации г.о. Самара по принятию решения о предоставлении ООО "Санкта" в аренду земельного участка площадью 1536 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0811002:763, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Крупской / ул. Максима Горького и об обязании Администрацию городского округа Самара подготовить проект договора аренды земельного участка площадью 1536 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0811002:763, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Крупской / ул. Максима Горького и направить проект договора ООО "Санкта" (ИНН 6316176724 ОГРН 1126316006079) в соответствии с действующим законодательством.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11 декабря 2017 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Санкта" просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении своих требований.
В судебном заседании представители подателя жалобы участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Заявлено письменное ходатайство об отложении рассмотрения дела для предоставления дополнительных документов. Поскольку заявитель не раскрыл какие документы он собирается дополнительно представить и не обосновал невозможность их представления в суде первой инстанции (ч.2 ст.268 АПК РФ), в удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения дела было отказано.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, муниципальному образованию - городской округа Самара принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 1.536 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0811002:763, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Крупской / ул. Максима Горького, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 10.02.107 года N 63-0-1-141/4202/2017-3851 (л.д. 23).
Данный земельный участок образован путем раздела земельного участка площадью 8 594 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0000000:2352, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Крупской/ул. Максима Горького, относящегося по категории к землям населенных пунктов, разрешенное использование - занимаемый объектом дорожного хозяйства - улица Крупской, что подтверждается распоряжением Департамента градостроительства городского округа Самара от 21.10.2014 года N РД-1341 (л.д. 18).
Распоряжением Департамента градостроительства городского округа Самара от 08.05.2014 года N РД-583 утверждена схема расположения земельного участка площадью 1536 кв.м., находящегося по адресу: г. Самара, Самарский район, ул. Крупской / ул. Максима Горького на кадастровом плане территории (л.д. 28).
Постановлением Администрации городского округа Самара от 08.08.2014 года N 1152 утвержден акт о выборе земельного участка площадью 1536 кв.м. для строительства гаражного сооружения и офиса по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Крупской/ул. Максима Горького и предварительного согласовано места размещения объекта для строительства гаражного сооружения и офиса на вышеуказанном земельном участке (л.д. 58).
Требования заявителя основаны на положениях п.п. 1, 3 и 5 ст. 30 Земельного кодекса РФ (в редакции действовавшей до 01 марта 2015 года) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
Согласно п. п. 1, 2, 5 и 8 ст. 31 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В силу положений п.п. 1 и 2 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются:
1) схемы территориального планирования муниципальных районов;
2) генеральные планы поселений;
3) генеральные планы городских округов.
Состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с п.п. 3 и 5 ст. 13 Градостроительного кодекса РФ генеральный план содержит:
1) положение о территориальном планировании;
2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;
3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
На указанных в пунктах 2 - 4 части 3 настоящей статьи картах соответственно отображаются, в том числе, автомобильные дороги местного значения.
В силу положений ст. 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.
Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса.
Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план.
Внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с настоящей статьей и статьей 9 и 25 настоящего Кодекса.
Решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 N 539 утвержден Генеральный план городского округа Самара, в том числе и схема N 6 (схема развития улично-дорожной сети), включающая в себя объект дорожного хозяйства улица Крупская.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции сослался на то, что испрашиваемый заявителем земельный участок площадью 1536 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0811002:763 образован путем раздела земельного участка площадью 8 594 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0000000:2352, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Крупской / ул. Максима Горького, относящегося по категории к землям населенных пунктов, разрешенное использование - занимаемый объектом дорожного хозяйства - улица Крупской, в результате чего изменились границы улицы Крупской, заинтересованным лицом необходимо было обеспечить соблюдение процедуры, предусматривающей внесение изменение в схему развития улично-дорожной сети, являющейся частью Генерального плана городского округа Самара, в соответствии с вышеуказанными требования градостроительного законодательства.
Принимая во внимание, что вышеуказанная процедура образования испрашиваемого земельного участка заинтересованным лицом и Департаментом градостроительства городского округа Самара не соблюдена, суд первой инстанции сделал вывод, что у указанных органов местного самоуправления отсутствовали правовые основания для образования испрашиваемого земельного участка путем раздела земельного участка, занятого улицей Крупской, утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утверждении акта о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта для строительства гаражного сооружения и офиса на вышеуказанном земельном участке.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявителем пропущен срок для обращения в суд с вышеуказанными требованиями, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ.
В соответствии с ч.ч. 1 и 4 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В определении Конституционного суда РФ от 02.12.2013 N 1908-О разъяснено, что предусмотренный пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ срок установлен с тем, чтобы обеспечивать стабильность, определенность и предсказуемость правовых условий для субъектов соответствующих правоотношений и исключать возникновение ситуаций злоупотребления правом, при которых возбуждение судебной процедуры могло бы осуществляться спустя чрезмерно длительный после наступления обстоятельств, с которыми заявитель связывает обращение в суд, период.
Доказательств того, что установленный пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ срок пропущен по уважительным причинам, заявителем не представлено.
Принимая во внимание, что заявитель обратился в арбитражный суд спустя три года с момента принятия решения об утверждении акта о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта строительства, а об оспариваемом бездействии ему стало известно непосредственно после принятия данного ненормативного правового акта, суд апелляционной инстанции полагает, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для восстановления срока для обращения в суд с вышеуказанным заявлением и удовлетворения заявленных требований.
Пропуск срока на обжалование действий (бездействия) является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В основу апелляционной жалобы положены доводы о том, что суд первой инстанции сделал неправильный вывод об отсутствии правовых оснований для раздела земельного участка, предназначенного для нахождения на нем объекта дорожного хозяйства города Самары (улицы Крупской). Указанные заявителем доводы не могут служить основанием для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, был регламентирован статьями 30 - 32 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015.
Согласно пункту 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ.
При этом, первоначальным этапом предоставления участка является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктами 2, 5 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны.
К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ). В силу пункта 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Таким образом, юридическим фактом, который необходим для последующего предоставления участка для строительства, является решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ) статьи 30 - 32 ЗК РФ утратили силу с 01.03.2015.
ЗК РФ в редакции, действующей с 01.03.2015, не предусматривает предоставления для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с предварительным согласованием места размещения объекта.
В статье 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ закреплены переходные положения, в частности земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, до 01.03.2018 предоставляется лицу в аренду в соответствии со статьями 31 и 32 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу данного закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01.03.2015, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка (пункт 1 названной статьи).
Конституционность данной нормы подтверждена Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 24.11.2016 N 2465-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Таушкиной Людмилы Александровны на нарушение ее конституционных прав частями 1 и 2 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ".
Законодателем определен юридический факт, наличие которого является основанием для продолжения процедуры предоставления земельного участка для строительства, начатой до 01.03.2015. Таким фактом является принятое до 01.03.2015 решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт выбора земельного участка.
В рассматриваемом случае, такое решение было принято 08.08.2014 года (Постановление Администрации г.о. Самара N 1152) однако, с момента его принятия истек трехгодичный срок, установленный статьёй 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ, в связи с чем в настоящее время предоставление ООО "Санкта" земельного участка для строительства по ранее действовавшей процедуре предоставления таких участков невозможно в силу прямого указания закона.
Суд апелляционной инстанции обращает внимание также на то, что заявителем в жалобе не представлено никаких возражений и доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции о пропуске трехмесячного срока на обращение в суд, установленного ч.4 ст.198 АПК РФ.
Таким образом, выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы - заявителя по делу.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 11 декабря 2017 года по делу N А55-22386/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.