г. Ессентуки |
|
01 марта 2018 г. |
Дело N А22-3034/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 марта 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Годило Н.Н.,
судей: Джамбулатова С.И., Макаровой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Микейловой К.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Черноземельского районного муниципального образования Республики Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 04.12.2017 по делу N А22-3034/2017 (судья Цадыкова Э.А.)
по исковому заявлению публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" (ОГРН 1076164009096, ИНН 6164266561) в лице Филиала публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" - "Калмэнерго" к администрации Черноземельского районного муниципального образования Республики Калмыкия (ОГРН 1020800568161, ИНН 0810003962)
об урегулировании разногласий, возникших по заключенному договору аренды земельных участков N 13 от 22.04.2014,
при участи в судебном заседании:
от администрации Черноземельского районного муниципального образования Республики Калмыкия: представителя Тагировой А.В. по доверенности от 15.06.2017, в отсутствие представителя другого лица, извещенного надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" в лице Филиала публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" - "Калмэнерго" (далее - истец, общество) обратилось в арбитражный суд с иском к администрации Черноземельского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее - ответчик, администрация) об урегулировании разногласий, возникших по заключенному договору аренды земельных участков N 13 от 22.04.2014 относительно изменения размера арендной платы с 01.04.2017 по указанному договору, обязании администрации Черноземельского районного муниципального образования Республики Калмыкия подписать дополнительное соглашение об изменении размера аренды с 01.04.2017 по договору аренды земельных участков N 13 от 22.04.2014, в редакции Публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга".
Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 04.12.2017 исковые требования удовлетворены. Суд первой инстанции обязал администрацию Черноземельского районного муниципального образования Республики Калмыкия подписать дополнительное соглашение об изменении размера аренды с 01.04.2017 по договору аренды земельных участков N 13 от 22.04.2014 в редакции Публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга".
Не согласившись с принятым решением, администрация обжаловала его в апелляционном порядке, указав на его незаконность и необоснованность, просила решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы указано, что расчет определения размера арендной платы за спорные земельные участки произведенный администрацией является верным, в связи с чем по мнению апеллянта, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требований истца.
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http://kad.arbitr.ru/ в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель администрации доводы апелляционной жалобы поддержал по основаниям в ней изложенным, просил решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
Другое лицо, участвующее в деле о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. Апелляционный суд в порядке ст. 156 АПК РФ считает возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в соответствии со статьями 266-269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя администрации, находит решение суда первой инстанции от 04.12.2017 подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 22.04.2014 между администрацией Черноземельского районного муниципального образования Республики Калмыкия (арендодатель) и публичным акционерным обществом "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" в лице Филиала публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" - "Калмэнерго" (арендатор) заключен договор аренды земельных участков N 13.
Согласно пункту 1.1. договора арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду на условиях договора следующие земельные участки:
1. кадастровый номер 08:10:020103:734, площадью - 825 кв.м., местоположение: Республика Калмыкия, Черноземельский район, п. Артезиан, ул. Спортивная, дом N 9. Вид разрешенного использования - для эксплуатации ОЭП при ПС 35/10 кВ "Артезиан";
2. кадастровый номер 08:10:030101:501, площадью - 1810 кв.м., местоположение: Республика Калмыкия, Черноземельский район, п. Адык, ул. Новая, дом N 15. Вид разрешенного использования - для эксплуатации ОЭП при ПС 110/10 кВ "Адыковская";
3. кадастровый номер 08:10:040101:293, площадью - 2178 кв.м., местоположение: Республика Калмыкия, Черноземельский район, п. Сарул, ул. Советская, дом N 8. Вид разрешенного использования - для эксплуатации ОЭП при ПС 110/10 кВ "Сарул";
4. кадастровый номер 08:10:050101:590, площадью - 1714 кв.м., местоположение: Республика Калмыкия, Черноземельский район, п. Прикумский, ул. Дзержинского, дом N 1. Вид разрешенного использования - для эксплуатации ОЭП при ПС 35/10 кВ "Прикумская";
5. кадастровый номер 08:10:070101:535, площадью - 226 кв.м., местоположение: Республика Калмыкия, Черноземельский район, п. Ачинеры. Вид разрешенного использования - для эксплуатации гаража при ПС 110/35/10 кВ "Черноземельская"
6. кадастровый номер 08:10:070101:536, площадью - 210 кв.м., местоположение: Республика Калмыкия, Черноземельский район, п. Ачинеры, ул. Пушкина, дом N 9. Вид разрешенного использования - для эксплуатации дома при ПС 110/35/10 кВ "Черноземельская";
7. кадастровый номер 08:10:070101:537, площадью - 990 кв.м., местоположение: Республика Калмыкия, Черноземельский район, п. Ачинеры, ул. Пушкина, дом N 11. Вид разрешенного использования - для эксплуатации дома 2-х квартирного при ПС 110/35/10 кВ "Черноземельская";
8. кадастровый номер 08:10:080101:369, площадью - 202 кв.м., местоположение: Республика Калмыкия, Черноземельский район, п. Кумской, ул. Комсомольская, дом N 41.
Вид разрешенного использования - для эксплуатации ОЭП при ПС 35/10 кВ "Кумская".
Срок аренды земельного участка установлен на 49 лет с 22.04.2014 по 21.04.2063 (пункт 2.1 договора).
Согласно п. 4.1 договора размер арендной платы за арендуемую площадь в годовом исчислении составил 8 783,77 руб.
В приложении к договору аренды от 09.07.2013 "Расчет арендной платы" базовый размер арендной платы определен, исходя из ставки земельного налога - 1,5 %.
В целях приведения в соответствие с действующим законодательством расчета арендной платы по заключенному договору истец неоднократно 07.03.2017 (исх. N КЛМ/041/122), 08.06.2017 (исх. N КЛМ/041/377) направлял в адрес ответчика дополнительное соглашение об изменении размера арендной платы с 01.04.2017 на условиях соглашения.
В указанном дополнительном соглашении истец также предусмотрел исключение из раздела 1. "Предмет договора" подпункта 1.1.4: "08:10:050101:590 площадью 1714 кв.м., местоположение: Республика Калмыкия, Черноземельский район, п. Прикумский, ул. Дзержинского, дом N 1. Вид разрешенного использования - для эксплуатации ОЭП при ПС 35/10 кВ "Прикумская".
Поскольку ответы на указанные обращения от ответчика не поступили, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно статье 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случая, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Из пункта 1 статьи 432 ГК РФ следует, что существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Таким образом, размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
В соответствии с пунктом 3 статьи 614 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. Законом могут быть предусмотрены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества.
В соответствии с частью 1 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В силу статьи 424 ГК РФ арендная плата за использование земельного участка носит регулируемый характер.
В то же время, поскольку размер арендной платы за пользование земельным участком определяется договором аренды (пункт 4 статьи 22 ЗК РФ), стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями (императивными требованиями) законодательства, в заключенный ими договор аренды (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09).
Суд первой инстанции при разрешении спора установил, что у сторон возникли разногласия по условиям договора, касающимся определения размера арендной платы.
Согласно статье 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное. Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции (статья 39.2 ЗК РФ).
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Земельный кодекс РФ введена глава "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности", которая вступила в силу с 01.03.2015 (п.1 ст. 35 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ).
В пунктах 16 и 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции постановления от 25.01.2013 N 13) содержатся следующие разъяснения.
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом. К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом.
Размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности (пункт 4 статьи 39.7 Земельного кодекса).
Согласно статье 39.7 Земельного кодекса РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации. Если иное не установлено ЗК РФ или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается в том числе органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В подпункте 2 пункта 1 ст. 49 Земельного кодекса РФ в числе прочих перечислены объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.
В соответствии с пунктом 5 правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений.
Из материалов дела следует, что ПАО "МРСК Юга" в лице филиала ПАО "МРСК Юга" - "Калмэнерго" осуществляет передачу электрической энергии на территории Республики Калмыкия.
Судом первой инстанции установлено, что спорные земельные участки предоставлены и используются истцом под объекты энергоснабжения, для осуществления своей уставной деятельности общество имеет в собственности электросетевое имущество.
К объекту электросетевого хозяйства, который представляет собой сложный объект на основании статья 3 ФЗ от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", относятся линии электропередачи (кабельные линии, воздушные линии), трансформаторные и иные подстанции (здания и сооружения), распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
В соответствии с п. 1.1 ч. 1 раздела III Перечня видов недвижимого и движимого имущества, входящего в состав электросетевых единых производственно-технологических комплексов, утвержденного приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от 01.08.2007 N 295, в состав такого имущества входят, в том числе подстанции электрические (трансформаторная подстанция, переключательный пункт, преобразовательная подстанция), включая административно-бытовые здания.
Приказом Министерства экономического развития РФ от 22.09.2011 N 507 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей)" по Республике Калмыкия установлен базовый размер арендной платы - 0,45 руб. за 1 кв.м.
Судом апелляционной инстанции установлено, что администрация, возражая против применяемого порядка расчета арендной платы, полагает, что должны применяться положения статьи 39.7 ЗК РФ, из которого следует, что определяется органом государственной власти субъекта РФ.
Суд первой инстанции, отклоняя указанный довод, обоснованно руководствовался следующим.
Правительством Российской Федерации принято постановление N 582, которым утверждены Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее - Правила).
Пунктом 5 Правил определено, что арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов, в том числе линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений.
Во исполнение данного пункта Правил Минэкономразвития издало приказ от 22.09.2011 N 507, согласно пункту 1 которого установлена ставка арендной платы в размере 1,5% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей).
Пунктом 2 названного приказа предусмотрено, что установленная ставка арендной платы не должна превышать предельных ставок арендной платы соответствующих земельных участков согласно приложению. Для Республики Калмыкия предельная ставка арендной платы установлена в размере 0,45 рублей за 1 кв. м.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции установил, что предоставленные обществу по договору аренды от 22.04.2014 N 13 земельные участки используются истцом для размещения объектов энергоснабжения. Находящиеся на участках объекты, представляют собой единый комплекс электросетевого хозяйства. Установив названные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что размер арендной платы по спорным земельным участкам по ставке 1,5% от кадастровой стоимости, рассчитанной администрацией, превышает размер установленной предельной ставки арендной платы в отношении земельных участков для Республики Калмыкия в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 22.09.2011 N 507 и возложил на администрацию обязанность подписать дополнительное соглашение об изменении размера аренды с 01.04.2017 по договору N 13 от 22.04.2014 аренды земельных участков в редакции общества.
Фактически доводы апелляционной жалобы сводятся к не согласию апеллянта с выводами суда первой инстанции, положенными в обоснование принятого по делу судебного акта, что само по себе не может служить основанием для его отмены, ввиду правильного применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 04.12.2017 по делу N А22-3034/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Н. Годило |
Судьи |
С.И. Джамбулатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.