г. Тула |
|
5 марта 2018 г. |
Дело N А68-3665/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.03.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.03.2018.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Капустиной Л.А., судей Рыжовой Е.В. и Дайнеко М.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глухаревой Е.А., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Газэнергосеть розница" (далее - общество) - Астахова П.А. (доверенность от 31.12.2017), от заинтересованного лица - администрации муниципального образования город Тула (г. Тула, ОГРН 1037101133552, ИНН 7107030032) - Львовой М.С. (доверенность от 18.01.2018), от третьего лица - комитета имущественных и земельных отношений администрации города Тулы - Львовой М.С. (доверенность от 09.09.2016) и Соловьевой Е.А. (доверенность от 27.02.2018), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Тула на решение Арбитражного суда Тульской области от 25.12.2017 по делу N А68-3665/2017 (судья Лось Г.Г.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Газэнергосеть розница" (далее -общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к комитету имущественных и земельных отношений администрации города Тулы (далее - комитет) о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на использование части земельного участка с кадастровым номером 71:30:000000:163 площадью 5 кв. метров для размещения информационного табло (стелы), выраженного в письме от 31.03.2017 N 934-к/4 (т. 1, л. д. 6).
Определением суда от 14.06.2017, принятым с согласия общества, на основании статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, произведена замена ненадлежащего ответчика - комитета - на надлежащего - администрацию муниципального образования город Тула (далее - администрация). Одновременно комитет привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением суда от 25.12.2017 (т. 2, л. д. 30) заявленные требования удовлетворены. Суд установив, что отказ администрации в предоставлении обществу разрешения на использование земельного участка для размещения информационной стелы АЗС противоречит закону и нарушает права и интересы заявителя, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В апелляционной жалобе администрация просит решение отменить, в удовлетворении заявления отказать. Оспаривая судебный акт, заявитель ссылается на то, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Тула, утвержденными решением Тульской городской Думы от 23.12.2016 N 33/839, муниципальный земельный участок с кадастровым номером N 71:30:000000:163 расположен в территориальной зоне Т-1 - зоне объектов транспортной инфраструктуры с разрешенным видом использования - полоса отвода автомобильной дороги улично-дорожной сети города. Указывает на то, что в перечне основных видов разрешенного использования земельных участков в этой зоне такой вид разрешенного использования как "информационное табло (стела)" отсутствует. В связи с этим полагает правомерным отказ в выдаче разрешения на использование земельного участка в соответствии с подпунктом "г" пункта 12 Положения о порядке и условиях размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 03.04.2015 N 157 (размещаемые объекты не соответствуют утвержденным документам территориального планирования соответствующего муниципального образования). Обращает внимание на то, что пунктом 6 части 3 статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещается установка информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к обеспечению безопасности дорожного движения или осуществлению дорожной деятельности. Указывает на то, что информационный щит истца не имеет отношения к обеспечению безопасности дорожного движения или осуществлению дорожной деятельности.
В отзыве общество просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указывает на то, что информационный щит является частью АЗС. Отмечает, что в силу пункта 13 статьи 3 Закона N 257-ФЗ автозаправочные станции отнесены к категории объектов дорожного сервиса.
В судебном заседании представители заявителя, заинтересованного и третьего лица поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей заявителя, заинтересованного лица и третьего лица, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, общество является собственником объекта недвижимого имущества - автозаправочной станции, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 71:30:050416:0039 (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 23.10.2015, т. 1, л. д. 23).
Для целей размещения информационного табло (стелы) общество неоднократно обращалось в органы власти с заявлениями (в том числе от 16.11.2016, от 24.01.2017) о выдаче разрешения на использование части земельного участка с кадастровым номером 71:30:000000:163, находящегося в муниципальной собственности г. Тулы, площадью 5 кв. метров на срок 10 лет (т. 1, л. д. 13).
В письме от 31.03.2017 N 934-к/4 комитет сообщил заявителю об отказе в размещении информационного табло (стелы), сославшись на то, что часть спорного земельного участка, в отношении которой испрашивается разрешение на использование в соответствии с решением Тульской городской Думы от 23.12.2016 N 33/839 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования города Тулы" находится в зоне объектов транспортной инфраструктуры Т-1 и расстояние от испрашиваемой обществом части земельного участка до земельного участка с кадастровым номером 71:30:050416:0039, на котором расположена автозаправочная станция заявителя, составляет 5 метров.
Полагая, что указанный отказ не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 8 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, к числу таких объектов отнесены информационные табло (стелы) и флагштоки.
Постановлением правительства Тульской области от 03.04.2015 N 157 утверждено положение о порядке и условиях размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации.
Пунктом 12 указанного постановления установлен перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на размещение объекта.
Так, подпунктом "г" пункта 12 постановления предусмотрено, что решение об отказе в выдаче разрешения на использование земель или земельного участка принимается в случае, если размещаемые объекты не соответствуют утвержденным документам территориального планирования соответствующего муниципального образования.
Как следует из оспариваемого отказа, обществу было отказано в выдаче разрешения по причине нахождения испрашиваемой части земельного участка в зоне объектов транспортной инфраструктуры Т-1 и имеющимся расстояние от испрашиваемой обществом части земельного участка до земельного участка с кадастровым номером 71:30:050416:0039, на котором расположена автозаправочная станция заявителя, в 5 метров.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно сослался на следующее.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В силу части 1 статьи 19 Закона N 38-ФЗ под рекламной конструкцией понимаются щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, воздушные шары, аэростаты и иные технические средства стабильного территориального размещения, предназначенные для распространения наружной рекламы.
Согласно пункту 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела.
В силу подпунктов 2, 5 пункта 2 статьи 2 Закона N 38-ФЗ, закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательной в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащими сведений рекламного характера.
Таким образом, для разграничения информации и рекламы значение имеет предусмотренная федеральным законом обязательность размещения в целях доведения до потребителя соответствующей информации и место ее размещения, манера исполнения при размещении этой информации значения не имеют.
Согласно пункту 1 статьи 1538 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий (статья 132) коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.
Указание юридическим лицом своего наименования (фирменного наименования) на вывеске в месте нахождения не является рекламой (пункт 18 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе").
В Законе Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) предусмотрено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы (статья 9).
Статьей 10 Закона N 2300-1 установлено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услуга), обеспечивающую возможность их правильного выбора, цену в рублях и условия товаров (работ, услуг). Данным законом не определено место размещения указанной информации.
Согласно пункту 3.1 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01), введенных в действие приказом Минэнерго Российской Федерации от 01.08.2001 N 229, при осуществлении контроля и надзора проверяется наличие на АЗС, помимо прочего, наименование организации, перечень реализуемой продукции с указанием розничных цен и оказываемых услуг.
Пунктом 3.3 названных Правил допускается нанесение фирменных знаков, символов, логотипов на зданиях, сооружениях, конструкциях АЗС. Вся информация должна быть хорошо различаема и читаема.
Изготовители и (или) продавцы автомобильного бензина и (или) дизельного топлива обязаны указывать в информационных материалах, размещенных в местах, доступных для приобретателей, в том числе на топливораздаточном оборудовании, наименование продукции, марку и класс автомобильного бензина или дизельного топлива, а также в кассовых чеках - класс этого бензина или дизельного топлива (пункт 31 Технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 N 118).
Таким образом, обществу, как собственнику автозаправочной станции, названное разрешение необходимо для формирования и поддержания интереса к юридическому лицу, виду его деятельности и реализуемой им продукции; стела, размещение которой предполагается на испрашиваемой части земельного участка, является информационным табло и, соответственно не является рекламной конструкцией.
Расположение информационных конструкций вдоль обочины дороги при въезде на территорию автозаправочной станции либо в непосредственной близости от нее не противоречит действующему законодательству и не изменяет сущности информационной вывески, напротив, является исполнением требования Закона N 2300-1 "О защите прав потребителей" о своевременном предоставлении потребителю необходимой и достоверной информации о товарах, обеспечивающих возможность их правильного выбора.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.10.2011 N 7517/11, постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2014 N 11-АД13-18.
Ссылка администрации на то, что размещение стелы не предусмотрено видами разрешенного использования земельного участка, неверна.
Как следует из представленной в суд апелляционной инстанции кадастровой выписки, спорный земельный участок относится к землям населенных пунктов и имеет разрешенное использование: полоса отвода автомобильной дороги улично-дорожной сети города.
Пунктом 3.1 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться в установленном настоящим Кодексом порядке гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса. Для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог. Установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 3 Закона N 257-ФЗ автомобильная дорога представляет собой объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В силу пункта 13 статьи 3 Закона N 257-ФЗ объекты дорожного сервиса - здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).
Согласно пункту 6 части 3 статьи 25 Закона N 257-ФЗ в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещаются установка информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к обеспечению безопасности дорожного движения или осуществлению дорожной деятельности.
С учетом того, что АЗС является объектом дорожного сервиса, в соответствии с Требованиями к перечню минимально необходимых услуг, оказываемых на объектах дорожного сервиса, размещаемых в границах полос отвода автомобильных дорог, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2009 N 860, АЗС должны обеспечивать предоставление возможности осуществления заправки транспортных средств топливно-смазочными материалами и газовым топливом, освещение всей территории объекта в темное время суток, а также должны обеспечивать предоставление возможности воспользоваться следующими объектами: торговый павильон для продажи технических жидкостей и автомобильных принадлежаностей4 площадка для остановки транспортных средств; туалеты; мусоросборники; средства связи.
В силу пункта 3.3 Руководящего документа "Правила технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01)", утвержденного приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 01.08.2001 N 229, допускается нанесение фирменных знаков, символов, логотипов на зданиях, сооружениях, конструкциях АЗС, установка флагштоков с фирменными вымпелами, флагами организации. Нанесенные фирменные знаки, символы и т.д., установленные флагштоки с вымпелами, флагами, не должны нарушать условий безопасности эксплуатации АЗС.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.12.2013 N 12627/13 указано, что сходный комплекс сооружений и набор соответствующих услуг (кафе, мойка, магазин, туалет, мелкий ремонт, проверка давления в шинах и т.п.) в то или иной мере представлен на каждой АЗС, а для станций одной сети, как правило, является стандартным.
Согласно пункту 7 статьи 17 Правил землепользования и застройки муниципального образования г. Тула от 23.12.2016 N 33/839 основным видом разрешенного использования спорного земельного участка являются объекты придорожного сервиса (4.9.1), что исходя из описания указанного вида, подразумевает размещение АЗС и прочих объектов придорожного сервиса.
Таким образом, в зоне Т-1 разрешено размещение АЗС и их элементов.
В рассматриваем случае обществом - собственником АЗС спорная часть земельного участка испрашивается для установки стелы, которая представляет собой стабильную конструкцию, содержащую наименование АЗС, а также информацию с указанием ассортимента и цен на отпускаемые нефтепродукты (фотографии, т. 1, л. д. 81-82).
Указанное в отказе в качестве основания о расположение испрашиваемой части земельного участка в 5 метрах от земельного участка общества, не является предусмотренным законом условием для вывода об обоснованности позиции администрации.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
Поскольку заявитель освобожден от уплаты госпошлины, она не подлежит взысканию.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 25.12.2017 по делу N А68-3665/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.А. Капустина |
Судьи |
М.М. Дайнеко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-3665/2017
Истец: ООО "Газэнергосеть розница"
Ответчик: Администрация МО г. Тула, Комитет имущественных и земельных отношений Администрации г. Тулы
Третье лицо: Администрация МО г. Тула, Комитет имущественных и земельных отношений Администрации г. Тулы, Астапов Павел Александрович