город Ростов-на-Дону |
|
27 февраля 2018 г. |
дело N А32-26202/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей И.Н. Глазуновой, Т.Р. Фахретдинова
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черниковой Е.С.
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен,
от ответчика: представитель не явился, извещен,
от третьего лица ООО СП "Дмитриевское": представитель Пономаренко С.В. по доверенности от 02.03.2017,
от других третьих лиц: представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 16.11.2017 по делу N А32-26202/2017,
принятое судьей Шепель А.А.,
по иску публичного акционерного общества энергетики и электрификации Кубани
к ответчику - Межрегиональному Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея
при участии третьих лиц: Администрации муниципального образования Новокубанский район, Администрации муниципального образования Гулькевичский район, Администрации муниципального образования Успенский район, Администрации муниципального образования Кавказский район, сельскохозяйственного производственного кооператива "Колхоз имени В.И. Ленина", общества с ограниченной ответственностью Племенной завод "Наша Родина", общества с ограниченной ответственностью "Венцы-Заря", открытого акционерного общества "Колхоз "Прогресс", Департамента имущественных отношений Краснодарского края, государственного унитарного предприятия Краснодарского края племенное хозяйство "Юбилейное", федерального государственного унитарного предприятия "Племзавод Кубань", государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Краснодарского края "Венцы-Заря" сельскохозяйственный техникум", общества с ограниченной ответственностью агрофирма "Победа", открытого акционерного общества "Мичуринское", Саксонова Ильи Ивановича, муниципального казенного учреждения "Централизованная бухгалтерия Администрации муниципального образования Кавказский район", муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N 18, общества с ограниченной ответственностью "Камелия", Мадоян Мани Амоевны, муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная районная больница" муниципального образования Кавказский район, общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Дмитриевское"
о признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество энергетики и электрификации Кубани (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Межрегиональному Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - ответчик, управление) о признании права собственности на следующие объекты недвижимого имущества:
- здание закрытой трансформаторной подстанции ЗТП ГЛ-3-588, кадастровый номер 23:21:0706000:460, площадью 45,3 кв.м., расположенное по адресу: Краснодарский край, Новокубанский район, п. Глубокий, СТФ к-з Ленина;
- здание закрытой трансформаторной подстанции ЗТП ЗЛ4-1082, кадастровый номер 23:06:1101000:536, площадью 63,4 кв.м., расположенное по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский район, х. Новопавловский, территория зернотока;
- здание закрытой трансформаторной подстанции ЗТП В2-57, кадастровый номер 23:06:0601000:689, площадью 25,7 кв.м., расположенное по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский р-н, п. Венцы, СТФ-2 ООО "Венцы-Заря";
- здание закрытой трансформаторной подстанции ЗТП В1-936, кадастровый номер 23:06:0601000:690, площадью 13,7 кв.м., расположенное по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский район, п. Заря, хим. Склад ООО "Венцы-Заря";
- здание закрытой трансформаторной подстанции ЗТП НК3-281, кадастровый номер 23:06:1301000:520, площадью 43,7 кв.м., расположенное по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский р-н, х. Новокрасный, МТФ-3;
- здание закрытой трансформаторной подстанции ЗТП Ю1-955, кадастровый номер 23:06:1801001:120, площадью 44,1 кв.м., расположенное по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский район, п. Духовской, уткокомплекс "Юбилейный";
- здание закрытой трансформаторной подстанции ЗТП КУ4-177, кадастровый номер 23:06:0101000:352, площадью 9,8 кв.м., расположенное по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский район, п. Кубань, территория ЦРМ;
- здание закрытой трансформаторной подстанции ЗТП НК2-325, кадастровый номер 23:06:1001000:374, площадью 40,3 кв.м., расположенное по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский р-н, с. Николенское, территория МТФ-1;
- здание закрытой трансформаторной подстанции ЗТП В2-47, кадастровый номер 23:06:0602020:376, площадью 40,0 кв.м., расположенное по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский район, П. ВЕНЦЫ-ЗАРЯ, пер. Школьный, 4;
- здание закрытой трансформаторной подстанции ЗТП В2-49, кадастровый номер 23:06:0602022:304, площадью 13,5 кв.м., расположенное по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский р-н, п. Венцы, пересечение пер. Школьный и ул. Дружбы (территория ЗВТ);
- здание закрытой трансформаторной подстанции ЗТП НК6-331, кадастровый номер 23:06:1002015:494, площадью 20,4 кв.м., расположенное по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский район, с. Николенское, территория школы N 18;
- здание закрытой трансформаторной подстанции ЗТП Ол1-921, кадастровый номер 23:06:0802037:151, площадью 23,4 кв.м., расположенное по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский район, с. Отрадо-Ольгинское, 100 м от ул. Ленина дом 55 (район ДК);
- здание закрытой трансформаторной подстанции ЗТП ПП7-1391, кадастровый номер 23:34:0202000:103, площадью 42,3 кв.м., расположенное по адресу: Краснодарский край, Успенский район, п. Мичуринский, ул. Заводская, 1, холодильная установка;
- здание закрытой трансформаторной подстанции ЗТП 10/0,4 кВ ПП7-917, 320 кВА, кадастровый номер 23:34:0202000:102, площадью 31,6 кв.м., расположенное по адресу: Краснодарский край, Успенский р-н, п. Мичуринский, территория ООО "Мичуринское";
- здание закрытой трансформаторной подстанции ЗТП-10/0,4 кВ ГО8-344 от ПС 35/10 "Горьковская", кадастровый номер 23:09:0606001:459, площадью 25,3 кв.м., расположенное по адресу: Краснодарский край, Кавказский р-н, п. Озерный, Кирпичный завод;
- здание закрытой трансформаторной подстанции ЗТП КА-5-787 от ПС 35/10 "Кавказская", кадастровый номер 23:09:0802011:840, площадью 25,3 кв.м., расположенное по адресу: Краснодарский край, Кавказский р-н, ст-ца Кавказская, ул. Ленина, рынок, кинотеатр "Космос";
- здание закрытой трансформаторной подстанции ЗТП Т1-711 от ПС 35/10 "Темижбекская", кадастровый номер 23:09:0703005:848, площадью 26,0 кв.м., расположенное по адресу: Краснодарский край, Кавказский р-н, ст-ца Темижбекская, ул. Трактовая, школа;
- здание закрытой трансформаторной подстанции ГН7-728 МТФ-3, кадастровый номер 23:09:0701000:763, площадью 26,7 кв.м., расположенное по адресу: Краснодарский край, Кавказский р-н, ст-ца Темижбекская, АО "Восток" МТФ-3;
- здание закрытой трансформаторной подстанции ЗТП 10/0,4 кВ ГО-4-328 от ПС 35/10 "Горьковская", кадастровый номер 23:09:0602001:1355, площадью 67,5 кв.м., расположенное по адресу: Краснодарский край, Кавказский р-н, п. им. М. Горького, МТФ-9;
- здание закрытой трансформаторной подстанции ЗТП КП-5-777 от ПС 110/35/10 "КПТФ", кадастровый номер 23:09:0802023:1450, площадью 24,1 кв.м., расположенное по адресу: Краснодарский край, Кавказский район, ст-ца Кавказская, пер. Первомайский, территория больницы;
- здание закрытой трансформаторной подстанции ЗТП-10/0,4 кВ ДМ4-379 от ПС 35/10 "Дмитриевская", кадастровый номер 23:09:0502005:815, площадью 23,8 кв.м., расположенное по адресу: Краснодарский край, Кавказский район, ст-ца Дмитриевская, гаражи.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены собственники земельных участков, на которых расположены спорные объекты недвижимости (трансформаторные подстанции).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.11.2017 исковые требования удовлетворены, за истцом признано право собственности на вышеуказанные объекты недвижимости.
Решение мотивировано тем, что спорные трансформаторные подстанции были приватизированы Краснодарским производственным объединением энергетики и электрификации "Краснодарэнерго" в составе имущественного комплекса для стационарного размещения, безопасной и стабильной эксплуатации энергетического оборудования, поэтому истец, как правопреемник, является законным собственником спорных объектов, которые не обладают признаками самовольной постройки.
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея обжаловало решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.11.2017 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивированна тем, что межрегиональное управление является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не имеет притязаний в отношении спорных объектов.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционная жалоба рассмотрена в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей сторон, не явившихся третьих лиц, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Представитель третьего лица ООО СП "Дмитриевское" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя третьего лица, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на территории Краснодарского края расположены закрытые трансформаторные подстанции, принадлежащие истцу в результате приватизации производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго".
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации Кубани образовано в связи с приведением в соответствие с Федеральным законом "Об акционерных обществах" учредительных документов акционерного общества открытого типа "Энергетики и электрификации Кубани", являющегося правопреемником Краснодарского производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго".
При рассмотрении дел N А32-15697/2011, N А32-55523/2009 и N А32-8172/2013 установлено, что преобразование Краснодарского производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго" в ПАО "Кубаньэнерго" осуществлялось в составе единого хозяйственного комплекса, все имущество, за исключением не подлежащего приватизации, было передано вновь созданному обществу.
Таким образом, ПАО "Кубаньэнерго" является правопреемником Краснодарского производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго".
Сведения о спорных трансформаторных подстанциях в план приватизации не включены, поскольку до 1992 года трансформаторные подстанции напряжением 10/6/0,4 кВ числились в балансе в графе "Оборудование". В пообъектной расшифровке оборудования и машин в акте оценки основных средств не приведена расшифровка, однако, были все основания для их включения в соответствии с инвентарными карточками правопредшественника истца.
Письмами соответствующих администраций районов и сельских/городских поселений подтверждается, что спорные объекты не значатся в реестрах муниципальной собственности. Отнесение спорных объектов к недвижимому имуществу подтверждается заключениями кадастрового инженера, экспертным заключением.
ПАО "Кубаньэнерго" обратилось с претензией от 25.05.2017 года N КЭ/009/1344 в управление, в которой просило внести изменения в акт оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 года, дополнив его сведениями о спорных объектах с указанием их наименования, кадастровых номеров, адресных ориентиров и площади спорных объектов.
В ответе от 05.06.2017 года N 05/7404 управление сообщило, что оно не правомочно вносить изменения или дополнения в акт оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 года и рекомендовало обратиться с исковым заявлением в суд.
Таким образом, ввиду отсутствия должной индивидуализации объектов (отсутствие пообъектного перечня спорного имущества в плане приватизации), ПАО "Кубаньэнерго" лишено возможности зарегистрировать право собственности во внесудебном порядке.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения ПАО "Кубаньэнерго" в арбитражный суд с настоящим иском о признании права собственности на спорные объекты недвижимости (трансформаторные подстанции).
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции об удовлетворении иска ввиду следующего.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В силу пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (с изменениями на 27.02.2003) объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством.
В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунального бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235, передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность подлежат объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не включаемые в состав приватизируемого имущества предприятий согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий", в том числе: сооружения и сети водопровода и канализации, котельные, тепловые сети, электрические сети, объекты благоустройства, другие сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры (за исключением находящихся на территории предприятий).
В соответствии с пунктом 3 Положения утверждение плана приватизации предприятия (изменений, вносимых в план приватизации предприятия) является решением о передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
План приватизации производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго" содержит приложение N 9, в котором поименован перечень объектов, не подлежащих приватизации, остающихся в государственной собственности. Указанный перечень не содержит спорных объектов.
На основании статьи 1 Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" активы предприятий относятся к объектам приватизации.
Порядок приватизации предприятий топливно-энергетического комплекса определен Указами Президента Российской Федерации от 15.08.1992 N 923 "Об организации управления электроэнергетическим комплексом Российской Федерации в условиях приватизации" и от 05.11.1992 N 1334 "О реализации в электроэнергетической промышленности Указа Президента Российской Федерации от 14.08.1992 N 922 "Об особенностях преобразования государственных предприятий, организаций топливно-энергетического комплекса в акционерные общества" в целях повышения эффективности функционирования Единой энергетической системы Российской Федерации в условиях приватизации государственной собственности и распространялся, в том числе и на Краснодарэнерго, входившее в состав предприятий ТЭК Российской Федерации.
Порядок определения состава приватизируемого имущества установлен пунктом 1.3 Временных методических указаний по оценке стоимости основных объектов приватизации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 66 "Об ускорении приватизации государственных предприятий в РСФСР", которым предусмотрено, что оценка имущества осуществляется предприятием на основе данных его полной инвентаризации, по итогам инвентаризации должны быть отрегулированы выявленные в ходе ее проведения расхождения фактического наличия ценностей против данных бухгалтерского учета и отчетности. На выявленное по результатам инвентаризации не учтенное по балансу имущество заводятся инвентарные карточки, делаются записи в соответствующих бухгалтерских документах, итоги оценки отражаются в соответствующих актах.
Согласно статье 27 Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" состав и цена активов приватизируемого предприятия указывается в сделке приватизации. Составной частью сделки являются акты оценки имущества, в которых отражается состав приватизируемого имущества. При этом неправильное указание имущества в одном акте оценки вместо другого не может служить основанием для вывода о том, что это имущество не включено в состав приватизируемого. Если имеются бесспорные доказательства включения отдельных объектов движимого имущества в состав приватизируемого имущества, то эти объекты должны признаваться выкупленными в установленном порядке, даже если они в совокупности образуют недвижимость.
Отнесение спорных объектов к объектам недвижимости подтверждается заключениями кадастрового инженера, фотоматериалом, не оспаривается сторонами.
Согласно материалам дела сведения о спорных трансформаторных подстанциях в план приватизации не включены, поскольку до 1992 года трансформаторные подстанции напряжением 10/6/0,4 кВ числились в балансе в графе "Оборудование".
Как отмечает истец, в приложении N 3 акта оценки стоимости машин, оборудования и других основных средств по состоянию на 01.07.1992 год к плану приватизации пообъектная расшифровка оборудования и машин не приведена ввиду того, что в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством, таковая не требовалась.
Наличие спорных объектов во владении правопредшественника истца и на его балансе, а также постановка спорных объектов на баланс общества подтверждается инвентарными карточками учета основных средств.
Доводы истца о принадлежности ему спорного имущества подтверждаются совпадением величины уставного капитала общества в момент его создания и оценки стоимости имущества предприятия.
Согласно акту оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992, утвержденному 26.04.2001 заместителем председателя Комитета по управлению государственным имуществом Краснодарского края, а также представленным в материалы дела техническим паспортам и адресным справкам, все спорные трансформаторные подстанции входили в состав имущества Производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго" (правопредшественника истца).
При этом, как следует из расшифровки объектов социально-бытового и социально-культурного назначения Производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго" по состоянию на 01.07.1992, остающихся в государственной собственности, утвержденной 27.01.1993 заместителем председателя комитета по управлению имуществом Краснодарского края, спорные трансформаторные подстанции не вошли в состав имущества, остающегося в государственной собственности.
Спорные объекты были введены в эксплуатацию в 1964-1986 годах, в то время когда Краснодарское производственное объединение энергетики и электрификации "Краснодарэнерго" относилось к государственной собственности, а на момент приватизации - к федеральному уровню собственности. Данное обстоятельство установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.03.2011 по делу N А32-55523/2009.
Таким образом, спорные трансформаторные подстанции не числятся в реестрах федерального имущества, государственной собственности Краснодарского края, муниципальной собственности соответствующего муниципального образования, не находятся в частной собственности физических и юридических лиц, что подтверждается соответствующими доказательствами.
Судом первой инстанции обоснованно отмечено, что нахождение отдельных зданий закрытых трансформаторных подстанций на территории земельных участков, которые не принадлежат ПАО "Кубаньэнерго" на праве собственности, само по себе не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований ПАО "Кубаньэнерго" в отношении таких подстанций, поскольку право собственности правопредшественника ПАО "Кубаньэнерго" возникло в результате приватизации, подстанции были построены в период до введения в действие Гражданского кодекса Российской Федерации и входили в производственный комплекс правопредшественника истца.
Поскольку решение суда по настоящему делу подтверждает ранее возникшее, уже существующее право собственности, но не порождает это право вновь (как в случае с признанием права собственности на объект самовольного строительства), права собственников и арендаторов земельных участков, на которых расположены здания подстанций, таким признанием права собственности не затрагиваются и не ущемляются. В противном случае ПАО "Кубаньэнерго" будет фактически лишено права собственности на объекты, перешедшие к нему в результате приватизации государственного предприятия энергоснабжения.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает необходимым отметить, что спорные объекты не числятся в реестре государственной собственности Краснодарского края, реестрах муниципальной собственности, сведения о государственной регистрации права в ЕГРП отсутствуют, спорные объекты являются объектами недвижимости, о чем в материалах дела имеются соответствующие заключения кадастрового инженера, представлены фотоматериалы объекта.
Согласно пункту 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 25.02.98 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации становится собственником государственного имущества, включенного в уставный капитал акционерного общества в соответствии с планом приватизации.
При таких обстоятельствах, спорные объекты не могут быть отнесены к муниципальной собственности, не могут принадлежать каким-либо другим лицам, кроме истца, вне зависимости от наличия документов, подтверждающих их возведение, так как Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 установлен особый порядок приватизации объектов электроэнергетики.
Материалами дела подтверждается, что спорные объекты приняты на баланс общества в 1992 году, что подтверждается инвентарными карточками и инвентарной описью основных средств. При этом, ни ответчик, ни кто-либо другой, более 24 лет правопритязаний в отношении спорных объектов не заявляли, расходы по их содержанию не несли, не пользовались ими и не претендовали на них.
С учетом изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.11.2017 по делу N А32-26202/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.