г. Воронеж |
|
10 августа 2007 г. |
N А64-798/07-19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.08.2007 г.
Полный текст постановления изготовлен 10.08.2007 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Осиповой М.Б.,
судей: Скрынникова В.А.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания Кустовой Н.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции ФНС России по Тамбовскому району Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 11.04.2007 года по делу N А64-798/07-19 (судья Малина Е.В.) по заявлению индивидуального предпринимателя Чепурнова Алексея Алексеевича к Инспекции ФНС России по Тамбовскому району Тамбовской области об обязании произвести зачет ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 732 руб.
при участии в заседании:
от Инспекции ФНС России по Тамбовскому району Тамбовской области: представитель не явился, извещены о месте и времени судебного заседания в установленном законом порядке,
от Индивидуального предпринимателя Чепурнова Алексея Алексеевича: не явился, извещен о месте и времени судебного заседания в установленном законом порядке,
от ГУ УПФ РФ в Тамбовском районе Тамбовской области: представитель не явился, извещены о месте и времени судебного заседания в установленном законом порядке.
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Чепурнов Алексей Алексеевич (далее - ИП Чепурнов А.А., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Инспекции ФНС России по Тамбовскому району Тамбовской области (далее - ИФНС РФ по Тамбовскому району, Инспекция) произвести зачет ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 732 руб.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 11.04.2007 года по делу N А64-798/07-19 заявленные требования предпринимателя удовлетворены. Суд обязал Инспекцию произвести зачет ИП Чепурнову А.А. переплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование накопительной части трудовой пенсии, в размере 432 руб. и переплаты по пени за несвоевременную уплату страховых взносов, направляемые на финансирование страховой части трудовой пенсии, в размере 300 руб. в счет уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование страховой части трудовой пенсии. Кроме того, с Инспекции взыскана в пользу предпринимателя государственная пошлина в размере 100 руб.
ИФНС РФ по Тамбовскому району не согласилась с данным решением и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
Рассмотрение дела откладывалось.
В судебное заседание не явились ИП Чепурнов А.А., ИФНС РФ по Тамбовскому району и ГУ УПФ РФ в Тамбовском районе Тамбовской области, которые извещены о месте и времени судебного заседания в установленном законом порядке.
На основании ст.ст. 123, 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривалось в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ИП Чепурнов А.А. в 2006 году при оплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии в сумме 732 руб., ошибочно указал код бюджетной классификации (далее - КБК) 182 102 020 400 610 001 60 вместо КБК 182 102 020 300 610 001 60 на сумму 432 руб.; на КБК 182 102 020 300 620 001 60 вместо КБК 182 102 020 300 610 001 60 на сумму 300 руб., что подтверждается квитанцией N 0283 от 19.12.2006 г. и протоколом к ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от 09.01.2007 г. N 47.
В связи с указанным ИП Чепурнов А.А. обратился в Инспекцию с заявлением о зачете указанной суммы в счет уплаты страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии.
Инспекция письмом N 07-55.2/00630 от 01.02.2007 г. отказала в зачете данной суммы страховых взносов, в связи с чем, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) налоговый орган осуществляет контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное страхование в порядке, определяемом законодательством РФ, регулирующим деятельность налоговых органов, в том числе Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ).
Статьей 3 Закона N 167-ФЗ под страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование понимаются индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Пунктом 1 статьи 13 Закона N 167-ФЗ установлено право страховщика - Пенсионного фонда РФ и его территориальных органов осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в том случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов для органов Пенсионного фонда РФ законом не установлено.
Поскольку Закон N 167-ФЗ не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то данные правоотношения регулируются гл. 12 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с пунктами 2, 7 и 9 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика по его письменному заявлению за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
Пунктом 13 ст. 78 НК РФ установлено, что предусмотренные ст. 78 НК РФ правила о возврате или зачете излишне уплаченной суммы налога применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
Факт излишней уплаты предпринимателем 732 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пени, а также наличие заявления плательщика на зачет данной суммы подтвержден материалами дела и не оспаривается Инспекцией.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у Инспекции отсутствовали законные
основания для отказа в зачете 732 руб. ошибочно уплаченных страховых взносов и пени.
Согласно п. 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов РФ от 16.12.2004 г. N 116н, возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в представлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях представляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации") администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Указанная позиция изложена Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 05.09.2006 г. N 4240/06.
Следовательно, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что администратором поступлений по страховым взносам, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба Российской Федерации, в связи с чем зачет (возврат) излишне уплаченных денежных средств в Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляется налоговым органом в порядке ст. 78 НК РФ.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно обязал ИФНС РФ по Тамбовскому району произвести зачет ИП Чепурнов А.А. переплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование накопительной части трудовой пенсии, в размере 432 руб. и переплаты по пени за несвоевременную уплату страховых взносов, направляемые на финансирование страховой части трудовой пенсии, в размере 300 руб. в счет уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование страховой части трудовой пенсии
Довод апелляционной жалобы Инспекции о неправомерном взыскании судом первой инстанции государственной пошлины в пользу предпринимателя в сумме 100 рублей является несостоятельным.
В соответствии с пунктом 47 статьи 2 и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" с 01.01.2007 признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 Кодекса, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился из бюджета.
Таким образом, с 01.01.2007 г. подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 г. N 117).
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Тамбовской области от 11.04.2007 года по делу N А64-798/07-19 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции ФНС России по Тамбовскому району Тамбовской области без удовлетворения.
Согласно ч. 1 ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Поскольку Инспекции ФНС России по Тамбовскому району Тамбовской области при подаче апелляционной жалобы была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины до вынесения судебного акта по рассматриваемой жалобе, расходы по государственной пошлине в соответствии с п.п.12 п.1 ст.333.21 Налогового кодекса РФ в сумме 1000 руб. подлежат взысканию с Инспекции ФНС России по Тамбовскому району Тамбовской области в доход федерального бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 110, 112, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 11.04.2007 года по делу N А64-798/07-19 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции ФНС России по Тамбовскому району Тамбовской области без удовлетворения
Взыскать с Инспекции ФНС России по Тамбовскому району Тамбовской области, находящейся по адресу: г. Тамбов, ул. Зои Космодемьянской, д. 12 в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины.
На взыскание госпошлины выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.
Председательствующий судья |
М.Б. Осипова |
Судьи |
В.А. Скрынников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-798/2007
Истец: Чепурнов А А, Чепурнов Алексей Алексеевич
Ответчик: Инспекция ФНС РФ по Тамбовскому району, МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 4 ПО ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ГУ УПФ РФ в Тамбовском р-не Тамбовской обл, ГУ-УПФ РФ в Тамбовском районе Тамбовской области