г. Санкт-Петербург |
|
06 марта 2018 г. |
Дело N А42-2179/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Климцовой Н.А.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): Смирнова Ю.С. - доверенность от 12.01.2017
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-31989/2017) АО "10 ордена Трудового Красного Знамени Судоремонтный завод" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.10.2017 по делу N А42-2179/2017(судья Евтушенко О.А.), принятое
по заявлению АО "10 ордена Трудового Красного Знамени Судоремонтный завод"
к ГУ - Мурманское региональное отделение Фонда соцстрахования РФ филиал N 1
о признании требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов на обязательное социальное страхование от 29.12.2016 N 381 недействительным
установил:
Акционерное общество "10 ордена Трудового Красного Знамени Судоремонтный завод" (ОГРН 1105110000270, далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным требования государственного учреждения - Мурманское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд, учреждение) об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов на обязательное социальное страхование от 29.12.2016 N 381.
Решением суда первой инстанции от 05.10.2017 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции отменить, и удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании представитель Фонда с доводами жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Общество, уведомленное о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило, что в силу ст. 156 АПК РФ не является процессуальным препятствием для рассмотрения жалобы по существу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Фондом проведена документальная выездная проверка страхователя по двум видам обязательного социального страхования. По результатам проверки составлен акт от 28.09.2016 N 381осв и вынесено решение от 01.12.2016 N 381осв о привлечении страхователя к ответственности по пункту 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в сумме 182 руб. 25 коп. Указанным решением также были доначислены пени в сумме 20 051 руб. 68 коп., предложено уплатить недоимку в сумме 911 руб. 25 коп. По результатам проверки был составлен акт N 381 н/с от 28.10.2016 и вынесено решение N 381 от 01.12.2016 о привлечении Общества к ответственности по пункту 1 статьи 19 Федерального закона РФ от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производите и профессиональных заболеваний" в виде штрафа в сумме 17 руб. 54 коп. Указанным решением страхователю было предложено перечислить в бюджет недоимку в сумме 87 руб. 71 коп., пени в сумме 4 416 руб. 95 коп.
29.12.2016 страхователю выставлено требование N 381 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов на обязательное социальное страхование, в соответствии с которым Обществу предложено в 10-дневный срок со дня получения требования уплатить пени в сумме 24 468 руб. 63 коп., в том числе 20 051 руб. 68 коп. - пени по страховым взносам по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, 4 416 руб. 95 коп. - пени по страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Общество, полагая, что требование фонда не соответствует действующему законодательству обратилось в суд с заявлением об оспаривании ненормативного акта Фонда.
Признав заявление Общества необоснованным, суд первой инстанции отказал в его удовлетворении.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах в спорный период регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ на плательщиков страховых взносов возложена обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право проводить проверки в порядке, установленном Законом N 212-ФЗ (пункт 2 части 1 статьи 29 Закона N 212-ФЗ).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона N 212-ФЗ названные органы проводят, в частности, выездные проверки плательщиков страховых взносов.
В силу пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ целью выездной проверки является контроль за соблюдением плательщиком страховых взносов законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 212-ФЗ в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей указанного Закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
Материалами дела установлено, что Фондом в отношении Общества проведена выездная проверка, по результатам которой приняты решения от 01.12.2016, которыми произведено доначисление страховых взносов в сумме 998,96 рублей, начислены пени в сумме 24 468,63 рубля, санкции в сумме 199,79 рублей.
Решения Фонда вступили в законную силу, Обществом в судебном порядке не оспорены.
Согласно части 1 статьи 25 Закона о страховых взносах пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно (часть 3 статьи 25 Закона о страховых взносах).
Судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем факт нарушения срока уплаты страховых взносов.
В силу частей 1, 3 статьи 22 Закона N 212-ФЗ, требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по результатам проверки направляется плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.
В соответствии с положениями ст. 22 Федерального закона N 212-ФЗ Фондом по результатам выездной проверки в адрес Общества направлено требование N 381 об уплате пени, начисленной входе проверки, в сумме 24 468,63 рубля.
В соответствии с частью 4 статьи 22 Закона N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Федерального закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос.
Согласно оспариваемому требованию, основанием для взимания пеней, в указанной в требовании сумме явилось решение о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний N 381 и N 381осв от 01.12.2016.
При этом суммы пени, указанные в требовании, полностью соответствуют суммам, отраженным в решениях N 381 и N 381осв от 01.12.2016, подтверждены расчетами, приобщенными к материалам проверки, и не опровергнуты.
Вместе с тем, Общество в нарушение части 1 статьи 65 АПК РФ ни при рассмотрении дела в суде первой инстанции, ни в апелляционном суде размер пени не опровергло, контррасчет не представило.
При таких обстоятельствах, оценив в соответствии со статьями 65, 67, 68, 71, 198, 201 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, учитывая, что требование Фонда N 381 от 29.12.2016 выставлено в адрес Общества правомерно и в пределах сроков, установленных действующим законодательством, документ соответствует требованиям, предъявляемым Законом N 212-ФЗ, основан на вступивших в законную силу решениях, принятых по результатам выездной документальной проверки, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о соответствии оспоренного ненормативного акта - требования Фонда закону, и не нарушающим права и законные интересы плательщика страховых взносов. Суд первой инстанции правомерно исходил из представленного в материалы дела расчета суммы пени, отраженного в таблице результатов проверки правильности начисления, расходования и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Довод Общества о том, что оспариваемое требование вынесено по истечении трех месяцев со дня выявления недоимки и фактически направлено на восстановление пропущенных сроков для взыскания пени подлежит отклонению.
Статья 22 Закона N 212-ФЗ определяет, что требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов (часть 1).
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи.
Как отмечено в части 3 статьи 22 Закона N 212-ФЗ, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по результатам проверки направляется плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрены различные основания и сроки выставления требования. В первом случае в течение 3 месяцев с момента выявления недоимки, в том числе по пени, во втором случае в течение 10 дней с момента вступления решения проверки в силу.
В рассматриваемом случае, оспариваемое требование выставлено по результатам документальной проверки, решение по которой ступило в силу, не оспорено Обществом, и содержит исключительно сумме, пени, начисленную в ходе проверки.
Согласно положений Закона N 212-ФЗ, выставление требования по результатам выездной проверки является обязанностью Фонда, а не его правом.
Учитывая то обстоятельство, что спорные суммы пени начислены в результате выездной проверки, выставление Фондом в адрес Общества требования N 381 от 29.12.2016 соответствует требованиям действующего законодательства, в связи с чем правовые основания для признания его недействительным отсутствуют.
Вместе с тем, апелляционный суд считает необходимым указать на следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона Российской Федерации N 212-ФЗ недоимка, числящаяся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам установлен Постановлением N 820.
Согласно подпункту "б" пункта 2 Постановления N 820 решение о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности в отношении страховых взносов по нетрудоспособности и материнству, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний принимает Фонд социального страхования Российской Федерации на основании документов, предусмотренных пунктом 4 названного постановления.
Пунктом 1 Постановления N 820 установлен перечень случаев, при которых признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, числящаяся за отдельными плательщиками страховых взносов, и задолженность по начисленным пеням и штрафам, к числу которых подпунктом "г" отнесено принятие судом акта, в соответствии с которым органы контроля за уплатой страховых взносов утрачивают возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания.
Таким образом, при наличии обстоятельств, свидетельствующих об утрате Фондом возможность взыскания пени, в том числе в связи с истечением предельных сроков, предусмотренных Законом N 212-ФЗ, плательщик страховых взносов вправе обратиться в суд с заявлением о признании Фонда (налогового органа) утратившим права на взыскание пени, с обоснованием расчета по каждой сумме, периоду и т.д..
В рамках рассмотрения настоящего спора Обществом ни в суд первой инстанции, ни в апелляционный суд не представлены мотивированные доводы и доказательства в отношении каждой суммы пени, указанной в расчете Фонда, произведенного по итогам документальной проверки, платежные поручения об оплате страховых взносов по каждому из отчетных периодов с указанием назначения платежа, что исключает возможность установления факта утраты права на взыскание пени в сумме 24 468,63 рубля.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 05.10.2017 по делу N А42-2179/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с АО "10 Ордена Трудового Красного Знамени Судоремонтный завод" (ОГРН 1105110000270) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.