город Ростов-на-Дону |
|
07 марта 2018 г. |
дело N А32-48015/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 марта 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Сулименко О.А., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.12.2017 по делу N А32-48015/2017, принятое в составе судьи Меньшиковой О.И. по заявлению департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края к обществу с ограниченной ответственностью "ВадиАнд-Юг" о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края (далее - департамент, административный орган) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ВадиАнд-Юг" (далее - ООО "ВадиАнд-Юг", общество) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), на основании протокола об административном правонарушении от 18.10.2017 N 13-17/27.
Решением суда от 20.12.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу о том, что общество не является субъектом вменяемого административного правонарушения, поскольку на момент проверки осуществляло деятельность по розничной продаже алкогольной продукции без действующей лицензии, что исключает возможность привлечения его к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ. Осуществление деятельности по обороту алкогольной продукции без лицензии подлежало квалификации по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ. Установив наличие в производстве Арбитражного суда Краснодарского края дела N А32-46588/2017, в рамках которого рассматривается заявление департамента о привлечении ООО "ВадиАнд-Юг" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, суд отказал в удовлетворении требований.
Департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просил его отменить, ссылаясь на наличие в деянии общества события и состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при неявке в судебное заседание лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, обществу выдана лицензия от 30.04.2015 серии ККN 006949 N 23РПО0004330 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. им. Дежнева/ проезд 3-й Заречный, 14/1 - ресторан "Берлога", сроком действия до 30.04.2016, который не продлевался (т. 1 л.д. 34-35).
В ходе производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ департаментом установлено, что ООО "ВадиАнд-Юг" в обособленном подразделении (ресторан "Берлога"), расположенном по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. им. Дежнева/ проезд 3-й Заречный, 14/1, осуществляет розничную продажу без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота, следующей алкогольной и спиртосодержащей продукции:
- коньяк "Неnnessу", крепостью 40 %, 0,5 литра, дата розлива 02.12.2014, производитель Франция, акцизная марка 051 36436991, в количестве 1 бутылки;
- ликер на основе рома "Малибу", крепостью 21 %, 0,5 литра, дата розлива 20.02.2014, производитель Великобритания, акцизная марка 046 17539117, в количестве 1 бутылки;
- коньяк "Неnnessу ХО", крепостью 40 %, 0,35 литра, дата розлива 25.06.2013, производитель Франция, акцизная марка 039 79877256, в количестве 1 бутылки;
- коньяк "Арарат 5 лет", крепостью 40 %, 0,5 литра, дата розлива 22.11.2016, производитель Армения, акцизная марка 061 82270614, в количестве 1 бутылки;
- коньяк "Арарат 3 года", крепостью 40 %, 0,5 литра, дата розлива 14.12.2016, производитель Армения, акцизная марка 060 68849426, в количестве 1 бутылки;
- текила "Ольмека белая", крепостью 38 %, 0,5 литра, производитель Мексика, акцизная марка 064 48446032, в количестве 1 бутылки;
- текила "Ольмека золотая", крепостью 38 %, 0,7 литра, дата розлива 26.02.201, производитель Мексика, акцизная марка 053 85334799, в количестве 1 бутылки;
- настойка горькая "Абсент Фруко Шультс", крепостью 70 %, 0,7 литра, дата розлива 24.11.2015, производитель Чешская Республика, акцизная марка 055 55858059, в количестве 1 бутылки;
- виски "Балантайс", крепостью 40 %, 0,7 литра, дата розлива 15.05.2017, производитель Соединенное Королевство, акцизная марка 064 79098264, в количестве 1 бутылки;
- виски "Джек Дэниэлс", крепостью 40 %, 0,7 литра, дата розлива 13.10.2016, производитель США, акцизная марка 064 69088597, в количестве 1 бутылки;
- виски "Ред Лэйбл", крепостью 40 %, 0,7 литра, дата розлива 09.01.2017, производитель Великобритания, акцизная марка 064 72496682, в количестве 1 бутылки;
- виски "Бушмилз ориджинал", крепостью 40 %, 0,5 литра, дата розлива 21.02.2017, производитель Великобритания, акцизная марка 062 56520886, в количестве 1 бутылки;
- виски "Джемисон", крепостью 40 %, 0,5 литра, дата розлива 30.01.2017, производитель Ирландия, акцизная марка 064 56866203, в количестве 1 бутылки;
- ликер "Куантро", крепостью 40 %, 0,7 литра, дата розлива 05.07.2013, производитель Франция, акцизная марка 041 31792297, в количестве 1 бутылки;
- ликер "Пич Три Ориджитнал", крепостью 20 %, 0,7 литра, дата розлива 11.02.2013, производитель Нидерланды, акцизная марка 040 83816324, в количестве 1 бутылки;
- ликер "Бейлиз сливочный оригинальный", крепостью 17 %, 0,7 литра, дата розлива 04.02.2015, производитель Ирландия, акцизная марка 052 29058950, в количестве 1 бутылки;
- вино столовое "Совиньон", крепостью 10-12 %, 0,75 литра, дата розлива 09.07.2015, производитель ООО "Евпаторийский завод классических вин", адрес производства: РФ, г. Евпатория, ул. Виноградная, 11, ФСМ 102 085328098, в количестве 1 бутылки;
- вино "Шардоне Галицинские вина", крепостью 9 %, 0,75 литра, дата розлива 30.05.2015, производитель ООО "Евпаторийский завод классических вин", адрес производства: РФ, г. Евпатория, ул. Виноградная, 11, ФСМ 102 036128418, в количестве 1 бутылки;
- вино "Шардоне Тамани", крепостью 9 %, 0,75 литра, дата розлива 16.10.2016, производитель ООО "Кубань Вино", адрес производства: РФ, Краснодарский край, ст. Старотитаровская, ул. Заводская, 2, ФСМ 102 527806647, в количестве 1 бутылки;
- вино "Шато Тамани Каберне" красное сухое, по цене реализации 180 рублей 00 копеек за объём 0,15 литров (в бокале), согласно счета от 03.10.2017 N 002.
Результаты проведенной проверки отражены в протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 03.10.2017 N 13-21/10 (т.1 л.д. 24-31).
Департаментом 03.10.2017 составлен протокол N 13-17/27 об административном правонарушении по признакам наличия в действиях общества признаков административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Материалы дела об административном правонарушении в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ направлены административным органом в арбитражный суд для рассмотрения по существу вопроса о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
На основании части 2 статьи 14.16 КоАП РФ оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективную сторону названного правонарушения образуют действия по обороту алкогольной продукции в отсутствие сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) указанный федеральный закон устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, если иное не установлено настоящей статьей:
1) товарно-транспортная накладная;
2) справка, прилагаемая к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза);
3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза);
4) уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции).
5) заверенные подписью руководителя организации и (при наличии печати) ее печатью копия извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного).
Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона не допускается.
В силу пункта 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, указав, что субъектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, может быть лицо, имеющее лицензию на производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. В связи с этим суд первой инстанции пришел к выводу, что в данном случае общество не является субъектом вменяемого административного правонарушения, поскольку фактически на момент проверки осуществляло деятельность по розничной продаже алкогольной продукции без действующей лицензии, что исключает возможность привлечения его к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Вместе с тем суд первой инстанции не учел следующее.
Из материалов дела следует, что в ресторане "Берлога" при осмотре административным органом помещений находилась алкогольная продукция, на которую не представлены документы, подтверждающие качество и легальность ее оборота.
Факт реализации обществом алкогольной продукции в отсутствие надлежащим образом оформленных товаротранспортных и иных сопроводительных документов, подтверждается протоколом осмотра и протоколом от 03.10.2017 N 13-17/27 об административном правонарушении.
Предусмотренные Законом N 171-ФЗ сопроводительные документы не были представлены обществом в департамент при составлении протокола об административном правонарушении и на момент рассмотрения дела о привлечении общества к административной ответственности в арбитражном суде первой инстанции.
С учетом изложенного совершенное обществом правонарушение подпадает под признаки объективной стороны административного правонарушения, приведенные в диспозиции ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ: оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2 Обзора судебной практики "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.12.2017) осуществление лицом запрещенной для него лицензируемой деятельности с нарушением установленных правил ее ведения не препятствует квалификации данного деяния как по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ за осуществление деятельности без специального разрешения (лицензии), так и по статье КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение правил ее осуществления.
Учитывая изложенное, отсутствие у общества действующей лицензии на производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не освобождает общество от ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Вина юридического лица в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ выражается в непринятии всех необходимых мер для соблюдения требований законодательства об обороте алкогольной продукции.
Доказательства принятия обществом исчерпывающих мер для соблюдения указанных требований законодательства в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии его вины в совершении вмененного административного правонарушения.
Состав правонарушения подтверждается материалами дела и фактически обществом не оспаривается.
В силу части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено за нарушение законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. На момент рассмотрения настоящего дела годичный срок давности привлечения общества к административной ответственности не истек.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Оснований для применения правила о малозначительности нарушения, предусмотренного статьей 2.9 КоАП РФ, учитывая характер совершенного правонарушения, степень его общественной опасности, отсутствие доказательств исключительности случая допущенного нарушения, судом не установлено.
Характер совершенного правонарушения свидетельствует о пренебрежительном отношении общества к требованиям публичного права в ущерб правам и законным интересам общества, государства и потребителей.
Санкция части 2 статьи 14.16 КоАП РФ предусматривает конфискацию алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Поскольку рассматриваемая алкогольная продукция была арестована по другому административному делу, возбужденному в отношении общества по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ, санкция которой предусматривает наказание в виде штрафа с конфискацией предметов административного правонарушения, при этом вопрос о привлечении общества к административной ответственности по статье 14.17 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях РФ и конфискации спорной продукции рассматривается в деле N А32-46588/2017, то в настоящем деле не подлежит рассмотрению вопрос о конфискации арестованной у общества алкогольной продукции.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства по делу, заявление департамента подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Общество ранее не привлекалось к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений, в этой связи наказание назначается судом в пределах санкции, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В соответствии с частью 4.2 статьи 206 АПК РФ исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
В этой связи суд разъясняет обществу о необходимости предоставления информации об уплате административного штрафа в Арбитражный суд Краснодарского края.
В случае, если по истечении шестидесяти дней со дня вступления в законную силу настоящего судебного акта у Арбитражного суда Краснодарского края будут отсутствовать сведения об уплате административного штрафа добровольно, на основании статьи 32.2 КоАП РФ экземпляр настоящего судебного акта будет направлен для взыскания административного штрафа и составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, судебному приставу-исполнителю, определяемому исходя из статьи 33 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.12.2017 по делу N А32-48015/2017 отменить.
Привлечь общество с ограниченной ответственностью "ВадиАнд-Юг" (г. Краснодар, ОГРН 1122309002045, ИНН 2309131563) к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 200 000 рублей.
Штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам:
УФК по Краснодарскому краю (Департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края л/с 04182000040) Южное ГУ Банка России г. Краснодар, р/счет 40101810300000010013, БИК 040349001, ИНН 2308041155, ОКТМО 03701000, КПП 230801001, код бюджетной классификации 804 116 90040 04 0000140, назначение платежа - административный штраф.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
О.А. Сулименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.